Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры как эффективное средство комплексного развития физических качеств


Автор: Александр Автономович Серебряков
Место работы: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова»
Должность: учитель физической культуры


Мне, как любому учителю физической культуры, хочется, чтобы мои ученики были здоровы и физически развиты. Поэтому основная задача педагогической деятельности заключается в создании условий для физического развития учащихся, в укреплении их здоровья.

В последних публикациях отмечается, что здоровье детей ухудшается из-за стрессов, экологических условий, социально экономических факторов, но я считаю, что во многом здоровье школьников зависит от их двигательной активности.

На протяжении всей своей работы в школе на уроках физической культуры я комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как этот метод самое эффективное средство комплексного развития основных двигательных умений и навыков учащихся.

Уроки с использованием метода круговой тренировки оказывают положительное влияние на физическое состояние учащихся, воспитывают устойчивый интерес к урокам физической культуры. На таких уроках всегда большая моторная плотность. И детям очень нравится, когда при изучении разделов программы по легкой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу я использую метод круговой тренировки.

Круговая тренировка ‒ многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом.

При использовании метода круговой тренировки я беру несложные упражнения, из которых составляю тренировочный комплекс, соблюдая принцип прогрессирующей нагрузки. Чередование нагрузки создает благоприятные условия для роста спортивных результатов и восстановления работоспособности организма.

Для проведения занятий составляю тренировочный комплекс из 612 несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц ‒ рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

Исходя из собственного опыта, провожу ежегодно по 16-18 занятий с использованием метода круговой тренировки: в I четверти ‒ на 4-5 уроках, во II четверти ‒ на 4-5 уроках, в III четверти ‒ на 4 уроках, в IV четверти ‒ на 4 уроках.

Упражнения с дозировкой в один круг провожу в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга ‒ в последние 20 минут; в три круга ‒ в последние 35 минут урока. Между повторениями желательны 2-3-х минутные паузы, во время которых выполняются спокойная ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Круговая тренировка с ее вариативным подходом к каждому ученику отлично внедрится в систему ФГОС, которая рассматривает школьника как личность, готовую к активной творческой самореализации, а учителя не как наставника, а как помощника.

Для проведения урока физической культуры с использованием метода круговой тренировки необходим стандартный инвентарь: скамейки, скакалки, набивные мячи весом 0,5–5 кг, гимнастические палки, маты, гимнастические стенки, подвесные перекладины.

В основе круговой тренировки использую 3 метода:

Первый методметод длительной, непрерывной работы ‒ предусматривает выполнение всех определенных упражнений без перерывов, которые предназначены для прохождения одного-трех кругов. Основной педагогический эффект, который достигается с помощью этого метода — воспитание общей выносливости.

Второй методинтервальный. Суть данного метода заключается в его названии: меру нагрузки определяет интервал отдыха. Эти интервалы зависят от задач, которые ставятся в процессе воспитания физических способностей. Данный метод используется при воспитании у школьников общей и специальной выносливости, скоростно-силовых способностей и силы.

Третий методметод повторной работы. Он предполагает не регламентированный отдых между выполнением одного либо серии (круга) упражнений. Пауза отдыха определяется восстановлением частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 120-130 ударов в минуту. Данный метод используется в основном для развития общей выносливости и силы.

Опыт работы показал, что наиболее эффективны на уроках физической культуры с детьми среднего возраста два метода – интервальный и метод повторной работы.

Добиваться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает круговая тренировка. В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Одной из важнейших задач является, с одной стороны, моделирование специальных комплексов и выработка алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой – умение организовать и управлять самостоятельной деятельностью обучающихся на уроках физической культуры.

Организации круговой тренировки учащихся на уроках физической культуры предшествует следующая деятельность учителя:

  • определить конечные цели воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
  • провести анализ упражнений, связывать их с учебным материалом;
  • выбрать, в какой части урока будет осуществляться круговая тренировка с учетом физической подготовленности группы;
  • определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий;
  • соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой и интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;
  • создать карточки с текстовой и графической информацией;
  • определить способ размещения и хранения карточек с текстовой и графической информацией в процессе круговой тренировки в спортивном зале.

Одна из задач использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного пространства и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому, в комплексы круговой тренировки ввожу физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы, это способствует совершенствованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Использование же их в полной мере способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение.

При составлении комплексов упражнений соблюдаются простота, доступность, отсутствие страховки. Упражнения подбираются технически несложные, не требующие помощи. Целесообразно ориентироваться на те упражнения, которые рекомендуются в программе по физической культуре, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности учащихся данного класса. Использую уже хорошо усвоенные движения, чтобы на разучивание их не требовалось дополнительного времени.

Используя на уроках метод круговой тренировки, очень важно учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их подготовленности. Такой урок должен быть направлен, главным образом, на комплексное развитие физических качеств в единстве с закреплением и совершенствованием усвоенных двигательных навыков.

При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки, предъявляю определенные требования к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков – закрепленных до автоматизма движений. Комплексы круговой тренировки провожу в основной части урока, подбираю упражнения в зависимости от прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса.

На первом занятии осуществляю комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях».

На втором занятии определяю максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга.

Заранее (перед уроком) размечаю места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставится указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25х30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.

Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Стараюсь использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, низкие и высокие перекладины, укрепленные на гимнастической стенке на разной высоте; гимнастические стенки; как отягощение применялись набивные мячи, гимнастические скамейки, использую снаряды, которыми оснащен спортивный зал.

Чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока. Указываю каждой группе, на каком месте она начинает упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок.

Перед началом выполнения комплекса упражнений для каждого ученика устанавливаю индивидуальную физическую нагрузку.

Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходили один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30-45 сек.), стараясь как можно точнее выполнять каждое движение. Выполнялся весь комплекс за строго обозначенное время, повторяя каждое упражнение установленное количество раз.

Каждый комплекс повторяется без изменений на 4-5 уроках. Для обучающихся с уровнем физической подготовленности выше среднего и, которым не хватало физической нагрузки, давались дополнительные индивидуальные задания.

Менять нагрузку предлагаю так:

  • увеличение количества повторений за то же время;
  • сокращение времени на выполнение того же количества повторений;
  • повторение кругов (2-3);
  • сокращение пауз отдыха;
  • введение новых, более эффективных упражнений.

При подборе упражнений для круговой тренировки учитываю их общее воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц.

Выбираю место, откуда более удобно наблюдать за классом, всегда рядом с той станцией, где нужна помощь. Использую секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитываю до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга.

Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендую снизить дозировку нагрузки в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

Для обучающихся с высокой или низкой физической подготовленностью провожу индивидуальные занятия с использованием этих же комплексов, но с заменой некоторых упражнений. Для самостоятельных занятий и домашних заданий использую комплексы упражнений, способствующие развитию физических качеств, которые рекомендуются для каждого обучающегося индивидуально.

На первом году обучения применение круговой тренировки провожу по упрощенному варианту, когда учет в карточках достижения не ведется и предлагается дифференцированный подход к обучающимся с использованием стандартной нагрузки и разных вариантов упражнений. В 5 классах проводилась не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее – упражнения выполнялись мелкогрупповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения отводилось в пределах 30-40 секунд, дозировка нагрузки зависела от пола, возраста, подготовленности учеников.

Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для учащихся, а также позитивно влияют на развитие физических качеств школьников и совершенствование двигательных навыков учащихся в 6 классе стараюсь использовать данный метод в освоении материала следующих разделов программы: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры» — с учетом особенностей каждого раздела программы.

Именно на уроках гимнастики наиболее остро осуществляется взаимосвязь между физическими качествами и навыками. На уроках гимнастики, где много времени уходит на обучение новым элементам и комбинациям, круговая тренировка является той необходимой формой, которая позволяет эффективно сочетать два процесса – воспитание физических качеств и обучение навыкам и умениям в сжатый промежуток времени. В комплексы круговой тренировки по программному материалу гимнастики подбираю упражнения, направленные на преимущественное развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, увеличение подвижности суставов, а также на тренировку вестибулярного аппарата. Количество упражнений в комплексе регулируется в зависимости от преимущественной напряженности развиваемых качеств, включаю от 10 до 15 станций. Подбираю комплексы от простого к сложному, чередую активный отдых одних мышечных групп с отдыхом других. После сложных, тяжелых упражнений подбираю более легкие, постепенно увеличивая число станций с упражнениями на силу. Особенность программы по гимнастике, это большое количество упражнений в динамических и статических упорах и висах требуют координированных силовых и волевых усилий. Например, при подборке упражнений для развития мышц брюшного пресса, сочетаю с положениями висов и упоров, а упражнения для плечевого пояса, связанные с упорами и висами, с применением отягощений или сопротивлением корпуса.

Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции. В течении урока учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств. В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры.

Игра, содействующая общему физическому развитию, укреплению мышц ног, развитию быстроты двигательной реакции. Играют в круге диаметром 5-6 м. Все, кроме пятнашки, продевают за воротник по ленточке. Если «пятнашка», догоняет убегающего, вытягивает у него ленточку, он продевает ее себе за воротник, а тот, кто остался без ленты, становится «пятнашкой» и т.д.

Игра, содействующая укреплению мышц спины, плечевого пояса, рук, развитию ловкости, быстроты движений. Стоя в круге, учащиеся передают волейбольный мяч один ‒ другому. Бегающий за кругом, старается осалить игрока с мячом. Игрок, у которого в руках мяч был осален, меняется ролью и местом с водящим.

Игра, содействующая укреплению прямых мышц живота и разгибателей позвоночника, развитию быстроты двигательной реакции и скоростно-силовых качеств: учащиеся сидят в круге, вытянув ноги и опираясь руками о пол за спиной. Водящий, стоя в середине, проводит веревочку (с мешочком на конце) под ногами детей. Тот, ноги которого подсекает веревочка, поднимает их. У кого ноги задеты, меняется ролью с водящим.

Парные упражнения ‒ игры для укрепления мышц ног и поперечных мышц живота, развития силовой выносливости: стоя попарно, левым, правым боком друг к другу, ноги врозь, ступни ближайшие к «противнику» соприкасаются. Взявшись левыми (правыми) руками, учащиеся стараются перетянуть противника на свою сторону так, чтобы он отделил от земли одну ногу: то же, повернувшись другим боком. Продолжительность занятия 15 минут.

Игры по своему воздействию на группы мышц и влиянию на развитие физических качеств расположены в том же порядке, как и в предыдущем комплексе.

Водящий проводит веревочку с привязанным на конце мешочком под ногами учащихся стоящих по кругу. Кто задел веревочку, тот меняется местами с водящим.

Стоя в круге, играющие перебрасываются мешочком с песком. Водящий, находясь в середине круга, старается осалить мешочек, находящийся в руках учащихся, или на лету. Игрок, допустивший ошибку, меняется ролью с водящим.

У всех играющих по маленькому мячу (необязательно прыгающему). Подбросив мяч вверх, нужно успеть коснуться кончиками пальцев пола, не сгибая при этом колен, и выпрямившись, поймать мяч двумя руками. Упражнение повторяется 8 раз. Выигрывает тот, кто допустил меньше всего ошибок.

Перетягивание (сталкивание) друг друга попарно, взявшись за гимнастическую палку, закрепив ее под мышку со стороны левой (правой) руки. Продолжительность занятия 15 мин.

Игры по их воздействию на группы мышц и по влиянию на развитие физических качеств расположены в том же порядке, как и в предыдущих комплексах.

Две команды в шеренгах на расстоянии 1,5 м одна от другой принимают старт лежа. Впереди за 15-20 м обозначается контрольная линия. По сигналу все вскакивают и бегут вперед. Находящиеся сзади стараются осалить убегающих до пересечения ими контрольной линии. Число осаленных учитывается. Затем все возвращаются обратно, команды меняются ролями. Игра повторяется. Выигрывает команда, игроки которой осалили большее число игроков «противника».

Две команды играющих строятся в круг в переменку через одного. У двух противников, находящихся рядом, в руках по набивному мячу (1-2 кг) желательно разного цвета. По сигналу мячи передаются (перебрасываются) в разные стороны своим игрокам (через игрока «противника»). Выигрывает та команда, мяч которой раньше придет к игроку, начавшему передачу.

Эстафета с передачей набивных мячей. Команды строятся в колонны по одному, ноги врозь. Направляющему игроку в каждой из них дается по одному набивному мячу (1-2 кг.). По сигналу мячи передаются между стоп от одного игрока к другому. Когда крайний игрок принял мяч, он громко произносит «Есть!». Все делают прыжок кругом (Сохраняя положение – ноги врозь): теперь мяч передается над головой вытянутыми вверх руками. Выигрывает команда, направляющий игрок которой раньше получит мяч обратно.

Игра «Индейский танец» (наталкивание на булаву). Две команды играющих, взявшись за руки, строятся в круг вперемежку через одного. В середине круга ‒ булава. Все стараются наталкивать «противника» на булаву. Выигрывает команда, игрокам которой удалось натолкнуть на булаву большее число игроков «противника». Продолжительность занятий 15 мин.

Порядок расположения игр прежний.

1. Две команды, по четыре человека в каждой, становятся в круг так, чтобы игроки одной команды находились между игроками другой. Ученик – учетчик кружит веревочку с мешочком на конце («удочку») под ногами играющих, делая ею 15 кругов. Все прыгают через веревочку, стараясь ее не задеть.

После 1-2 минутного отдыха веревочка проводится под ногами играющих еще 15 кругов, но в другую сторону. Задевание за веревочку считается ошибкой, в случае ошибки ученик –учетчик, освободив веревочку из под ног задевшего, продолжает вращение «удочки» в нужную сторону, учитывая число ранее сделанных «удочкой» кругов.

Команда, игроки которой, подпрыгивая, сделают меньше ошибок, получает 1 очко.

2. Играющие, разделившись на две команды, по четыре человека в каждой, встают по углам своего квадрата 4 х 4 м. Игра начинается по сигналу в двух квадратах одновременно. В каждом квадрате один из игроков (№ 1) перебрасывает набивной мяч (1-2 кг) противостоящему (№2) и сам бежит на его место. Игрок №2 ловит мяч и перебрасывает его по диагонали игроку №3, перебегая после этого на место первого игрока.

Игрок №3, поймав мяч, перебрасывает его противостоящему игроку №4, после чего быстро занимает его место. Игрок №4 ловит мяч, посылает его по диагонали игроку №2 и бежит на место игрока №3. Когда игрок №2 получит мяч, считается, что одна перебежка закончена. Не задерживаясь, перебежки повторяют и дальше заданное число раз (от 3-10). Команда, раньше другой закончившая заданное число перебежек, получает 1 очко.

3. Играющие делятся на 2 команды, по 4 человека. В каждой команде 2 игрока располагаются друг напротив других двух на расстоянии 15 метров. По сигналу очередные игроки каждой из команд выполняют упор присев, упор лежа, опять переходят в упор присев, после чего выбегают вперед и передают эстафету очередному игроку своей команды. Тот проделывает тоже самое. Перебежки выполняются без перерыва 4 раза. Команда, закончившая эстафету первой, получает 1 очко.

4. Игроки двух команд, по четыре человека в каждой, становятся в колонны по одному, ноги врозь. Головные игроки получают по волейбольному мячу. По сигналу начинается передача мяча над головой. Когда мяч дойдет до последнего игрока, все поворачиваются, подпрыгивая и не соединяя ног кругом, и передают мяч обратно. После того, как головной игрок вновь получил мяч, все опять поворачиваются кругом. Теперь подобным же порядком мяч передается под ногами, затем сбоку: справа и слева. Команда, быстрее другой закончившая передачу мяча всеми четырьмя способами, получает 1 очко. Продолжительность занятия – 15-20 минут.

Один из видов круговой тренировки «МУРАВЕЙНИК»

«Муравейник» на уроке физической культуры стимулирует двигательную активность учащихся, приучая их в меру своей подготовленности самостоятельно справляться с выбранными физическими упражнениями. Предоставив школьникам, возможность самостоятельно, по своему выбору выполнять то или иное разученное упражнение, учитель физической культуры получает дополнительную возможность вести наблюдения, за развитием интересов школьников, педагогически продуманно корректировать формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, прогнозировать объем и содержание домашних заданий, определить достоверность их выполнения.

Таким образом, учитель в короткие минуты «муравейника» проводит большую по методическим меркам работу, а чтобы учет ее был систематическим, привлекают в качестве помощников ребят, освобожденных от уроков по болезни. Одним из них доверено вести учет количества подходов и числа упражнений, выполненных тем или иным учеником на гимнастических снарядах, другим – следить за качеством выполнения акробатических упражнений, висов и упоров, лазанья по шесту и канату. Так, оценив и посчитав число подтягиваний на высокой перекладине одного из одноклассников, помощник учителя выдает ему определенной формы жетон, вырезанный из картона, на котором поставлена цифра, соответствующая результату в подтягивании, достигнутом учеником в данном подходе к снаряду. Жетоны применяются разного цвета и разной формы: треугольные (вручаемые после упражнения на перекладине), квадратные (лазанье по шесту, канату), прямоугольные (обще-развивающие упражнения с предметами и без предметов), овальные, круглые и ромбовидные формы. Освобожденные ученики вносят соответствующие сведения и в общую ведомость класса. Школьники придают большое значение самостоятельным занятиям в ходе «муравейника», поскольку результаты их педагогики учитывают при выведении общего балла успеваемости. Особо в этих условиях оценивается недавно разученное упражнение, игровой прием. Если изученный на уроке материал как следует, не осмыслен, не усвоен, вряд ли ученик применит его при самостоятельной работе.

Цель «муравейника» как методического приема заключается в частности в том, чтобы школьники, зная учительские требования, хорошо осмысливали ход и способы выполнения изучаемых физических упражнений.

В специализированные комплексы круговой тренировки по легкой атлетике включаю упражнения, способствующие развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Направленность комплекса определяется показателями учащихся при сдаче учебных нормативов и здесь преимущественное положение занимают упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.

Развитие физических качеств, которые происходят в результате целенаправленной физической деятельности, тесно связано с морфологическими и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах и других органах.

Методы тренировки силы основаны на закономерностях, действующих при чередовании работы с отягощениями и отдыхом, а так же на взаимоотношениях между интенсивностью и объемом нагрузки.

Существует три основных способа применения упражнений с отягощениями и сопротивлением амортизатора или эспандера: работа в течении длительного промежутка времени с малыми отягощениями или сопротивлениями; работа с малыми отягощениями или сопротивлениями с предельной скоростью; работа с отягощениями или сопротивлением около предельного веса и сопротивления.

Развитие силы с помощью малых отягощений имеет свое преимущество. При этом легко осуществляется контроль за правильностью движений и дыхания, исключается избыточное закрепощение мышц и натуживание, что особенно важно в работе с девочками и слабоподготовленным.

Для развития динамической силы на станциях круговой тренировки предпочтительнее применять упражнения с относительно небольшими отягощениями в среднем темпе и большим количеством повторений. Эффект применения силовых упражнений в круговой тренировке в значительной мере зависит от того, на сколько рационально распределена нагрузка в каждом занятии в недельном цикле, а так же от правильного выбора отягощения и силы сопротивления амортизаторов и эспандеров. Комплекс упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы. При этом некоторые из упражнений должны носить характер общего воздействия, другие – целевой, направленной на развитие какой-либо группы мышц, а третьи – специальный, связанный с определенным материалом.

Дыхание при выполнении силовых упражнений имеет важное значение и требует специального регулирования. Во избежание нежелательных явлений при выполнении силовых упражнений следует соблюдать основные правила: допускать натуживание только при кратковременных максимальных напряжениях; включать в станции круговой тренировки упражнения с предельными или близкими к ним напряжениями в малом объеме; не следует делать максимальный вдох перед выполнением силовых упражнений, так как это усугубляет нежелательные сдвиги в организме при задержке дыхания; желательно, чтобы ученики делали вдох и выдох в середине упражнения, не смотря на то, что это неудобно делать, так как затрудняется дыхание.

Быстрота двигательной реакции является одной из основных форм проявления качества быстроты. Она имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с максимальной быстротой.

Основным методом развития быстроты является многократное выполнение движений с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем в течении которого может быть сохранен максимальный темп движений. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.

Поскольку при выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения, эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым упражнениям. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную, так и способность проявлять большую силу в быстрых движениях. Последнее достигается включением в круговую тренировку упражнений с малыми отягощениями, выполняемыми с большой скоростью. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся на уроках сознательно стремились развивать и увеличивать свою силу.

Таким образом, ведущим средством воспитания быстроты в циклических движениях являются повторные упражнения в максимально быстром темпе, а так же упражнения типа ускорений, выполняемые на различных станциях и повторяющиеся через 1-3 станции.

Помимо непосредственной работы над быстротой следует широко использовать и специальные упражнения, направленные на совершенствование тех способностей и умений, от которых зависит скорость выполнения в целом. С этой целью на станциях применяются упражнения скоростно-силового характера, упражнения на растягивание, расслабление, а так же упражнения связанные по своей структуре со скоростью.

Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать переменных условиях, иными словами, справляться с новой двигательной задачей, выдвинутой неожиданно и требующей правильного быстрого и экономического решения.

Процесс развития ловкости на станциях круговой тренировки основывается на обогащении занимающихся новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Чем больше у учащихся запас двигательных навыков и умений, тем богаче его двигательный опыт и тем шире база для приобретения новых форм двигательной деятельности.

Воспитание ловкости на станциях круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь ‒ двигательного.

Различают три основных этапа в воспитании ловкости.

Первый характеризуется совершенствованием пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное точность движения.

Второй этап характеризуется совершенствованием такой пространственной точности и координации движений, которые могут осуществлять в сжатые отрезки времени, экономично и точно, т.е. точность движений.

Третий этап, является усложнением второго этапа и связан с совершенствованием способностей, выполнять точные движения в неожиданно изменяющихся условиях.

Различают следующие основные направления развития ловкости: ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы. Например: быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т.д. ‒ этот вид ловкости называется телесной ловкостью.

Ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки. Примером таких упражнений могут служить преодоление полосы препятствий, различные лазанья и др.

Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением. К ним относятся упражнения в перетягивании, в сопротивлении, упражнения типа единоборства и т.п.

Ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов. К ним относятся упражнения с бросками и ловлей различных предметов, перебрасыванием, жонглированием в сочетании с дополнительными действиями, а так же различные целевые метания и т.п.

Ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников. К ним относятся упражнения, которые выполняются во взаимодействии с партнером, как в простых действиях, так и в сложных.

Ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, требующих тактических противодействий, таких как, обводка партнера, перехват, передачи и т.д.

Воспитание равновесия на занятиях круговой тренировки осуществляют двумя способами.

Первый из них основывается на использовании упражнений, которые включают движения и позы с затрудненными условиями сохранения. К таким упражнениям относятся различные виды равновесия на двух и одной ногах с продвижением вперед или назад шагом, бегом, прыжками, различные лазанья, передвижения позы на уменьшенной опоре, упражнения на устойчивость и приземления после различных прыжков, балансирование различных предметов и др.

Второй преследует цель совершенствования функций вестибулярного аппарата.

Гибкость ‒ это способность выполнять движения с большей амплитудой. С другой стороны, упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, их способность к растягиванию, что является весьма важным фактором предупреждения мышечных травм.

Гибкость особенно хорошо улучшается в подростковый и юношеский период при регулярных занятиях физической культурой и достигает наибольшей величины к 15 годам, после чего она временно удерживается на достигнутом уровне и затем начинает снижаться (в случае, если не будет продолжена специальная работа).

Различают общую и специальную гибкость.

Общая гибкость – это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные рабочие и спортивные движения с большей амплитудой.

Специальная гибкость – значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в профессиональной деятельности или отдельном виде спорта.

Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды.

Путем систематических упражнений можно значительно увеличить эластичность связочного аппарата, а следовательно и подвижность в суставах.

Воспитание гибкости на станциях круговой тренировки должно быть всегда взаимосвязано с воспитанием силы.

Выносливость ‒ это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивления как внешней, так и внутренней среды. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвуют все мышцы двигательного аппарата, характеризуют общую выносливость. Главный принцип воспитания общей выносливости на станциях круговой тренировки заключается в постепенном увеличении количества выполнения физических упражнений различной интенсивности с вовлечением в работу возможно большого количества мышечной массы. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.

Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять динамическую работу, требующую значительных нервно-мышечных усилий. Ее развитие осуществляется с помощью упражнений с отягощениями, с преодолением собственного веса и веса партнера, упражнений с различными сопротивлениями и т.д.

Эти упражнения выполняются в круговой тренировке на основе принципа постепенности. При этом сначала прирост нагрузки идет по пути постепенного увеличения объема тренировочной работы за счет увеличения станций на силу, затем посредством увеличения интенсивности упражнений за счет увеличения количества повторений на каждой станции.

Статическая выносливость – это способность поддерживать мышечное напряжение при отсутствии движений. Ее развитие осуществляется с помощью упражнений в висах, упорах или удержания груза и т.п.

Специальная работа, направленная на развитие статической выносливости дает хорошие результаты и в юношеском возрасте.

Наиболее эффективным средством развития скоростной выносливости на станциях круговой тренировки является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также различные прыжковые и метательные упражнения.

Развивая скоростную выносливость на станциях круговой тренировки надо параллельно уделять внимание повышению уровня быстроты двигательной реакции.

Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую я решаю на уроках с использованием метода круговой тренировки.

Для того, чтобы отследить уровень развития физической подготовленности учащихся составляю таблицу с индивидуальными данными физической подготовленности каждого учащегося. Назначение ее – предоставить как можно более полную информацию о состоянии физической подготовленности ученика с целью наблюдения, оценки, прогноза и планирования дальнейшей совместной деятельности педагога и ученика.

Таблица содержит конкретные результаты ученика по развитию основных двигательных качеств на начало и конец учебного года.

Каждый ученик и его родители благодаря этим мерам могут самостоятельно проследить развитие физическое качеств своего ребенка, сравнить уровень его физической подготовленности с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей. Между семьей и школой вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ученика.

В зависимости от особенностей вида спорта, круговая тренировка может включать комбинированные задания на станциях. Например, в круговой тренировке баскетболистов использую упражнения, направленные на развитие статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса, туловища и задания, направленные на технику выполнения ведения мяча или броска в кольцо, в сочетании со скоростно-силовыми упражнениями, выполняемыми с разной скоростью.

В легкую атлетику для развития статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса, туловища, рационально включаю в круг 7–8 упражнений, выполняемых в среднем темпе. Количество подходов на станциях – 2, повторений каждого упражнения – 20 раз, время выполнения каждого упражнения – 25 сек., интервал отдыха между сериями – 60 сек (Приложение 2).

Круговую тренировку заканчиваю прыжками через скакалку. Метод выполнения прыжковых упражнений – повторный. Количество серий в уроке – 3. Время выполнения прыжков – 1 минута.

В гимнастику специальные упражнения лучше включать в водную и основную части урока. В вводной части урока использую упражнения для развития статической выносливости мышц брюшного пресса. Их необходимо включать в комплексы ОРУ и выполнять в динамическом, статическом, статико-динамическом режимах. В основную часть урока включаю элементы круговой тренировки на развитие силовой выносливости плечевого пояса и туловища. В конце основной части выполняются прыжковые упражнения.

Прыжки через скакалку, интенсивные упражнения художественной гимнастики (разновидности бега, прыжков, связки упражнений без предметов и с предметами), многократные повторения упражнений силового и скоростно-силового характера дают хороший результат в развитии выносливости. Каждое упражнение динамического характера выполняется в темпе 70–80 % от максимума.

Упражнения статического характера выполняется 5–8 сек., с интервалом отдыха в 2–3 сек. Интервал работы в 45 сек. сменяется интервалами отдыха такой же длительности.

Нагрузку увеличиваю постепенно за счет сокращения интервалов отдыха между упражнениями и увеличивается длительность выполнения упражнения, сохраняется тот же темп.

Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга, квадрата, т.д.).

В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.

Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные имеют возможность добиться тех же успехов, что и более сильные.

Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, круговая тренировка имеет широкую сферу применения.

В использовании метода круговой тренировки на занятиях физической культурой большую роль играет психологическая подготовка учащихся к занятию: адаптировать учащегося, чтобы он смог во время занятий максимально использовать свой потенциал, накопленный на самостоятельных занятиях. Целью тренировки является подготовка учащегося к сложным ситуациям, к преодолению физиологических и психологических барьеров. Организм учащегося представляет собой единый комплекс. Поэтому нельзя функциональную и психологическую сторону рассматривать отдельно, как нельзя разделять отдельные части спортивной тренировки. Психологическая подготовка не может возместить недостатки, допущенные в отдельных элементах занятий. Она приносит максимальный результат только в тех случаях, когда в комплексе для роста спортивной формы учащегося используются следующие педагогические методы.

Словесный метод. Слово – важное средство психологической подготовки и воздействия на занимающегося. Влиять словом можно по-разному: в форме дружеского разговора, поддержав учащегося шуткой, а порой полезно и повысить требовательность к учащемуся при выполнении задания.

Наглядный метод. Он помогает воздействовать на занимающихся, которым необходимо точно выполнить задание преподавателя. В конкретных случаях это наблюдение за игрой, видеозаписей, игровых ситуаций.

Метод моделированной тренировки. Это основной метод практического воздействия на сознание учащегося. Главная задача, которую решает метод – это помочь учащимся адаптироваться, научить их противостоять возможным отрицательным воздействиям. Решение ее в конечном итоге позволяет добиться высокой спортивной результативности.

Использование этих методов в работе помогает мне регулировать и положительно влиять на психологическое состояние учащихся.

Таким образом, круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время.

Включение в урок физической культуры комплексов физических упражнений, проводимых с использованием метода круговой тренировки, позволит значительно расширить круг средств, обеспечивающих разностороннюю двигательную подготовку школьников. Наряду с этим объединение разнообразных физических упражнений, но сходных по структуре с основными упражнениями школьной программы в одну тренировочную нагрузку обеспечит одновременное воздействие как на функциональное развитие организма ребенка, так и на развитие его двигательных качеств, позволит повысить интерес детей к урокам физической культуры.

Таким образом, содействие совершенствованию функциональных возможностей организма занимающихся, применяя технологию по методу круговой тренировки, достигается путем соответствующей точно регламентируемой нагрузки, установления последовательной системы упражнений, разносторонности их воздействий на нервно-мышечную систему, а, следовательно, и на функции внутренних органов.