Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся


Автор: Самарина Евгения Александровна
Место работы: МБОУ "СОШ с. Амурзет"
Должность: учитель русского языка и литературы


Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвующим в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования.

Инновационное развитие страны требовало обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

«Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности»-эти слова стали основой реализации моего педагогического опыта.

Поэтому я вижу ведущую идею своего опыта в следующем:

— внедрение новых педагогических технологий в работу;

— создание на уроках благоприятной атмосферы для работы,

— сопереживание, соучастие и постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;

— накопление краеведческого материала;

— накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

— наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

Цель и задачи педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

Технология опыта: один из принципов моей методики — отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);

4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. В чем я вижу плюсы такой технологии. Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более мягкое, сугубо целеноправленное управление. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учащимися.

К активным формам обучения русскому языку отношу лабораторные работы.

Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с другими формами учебной деятельности.

Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.

Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах и наоборот. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде лабораторной работы.

Привожу пример лабораторной работы на уроке в 8 классе по теме «Односоставные предложения».

Элемент урока по теме «Односоставные предложения»

Дано:

1. Справочный материал:

2. Карточка с алгоритмом и с пояснением работы .

3. Карточки с заданиями

Цель: познакомиться с видами односоставных предложений.

Ход работы

1. Знакомство теоретическим материалом.

Односоставными называются предложения, в которых есть только один главный член – подлежащие или сказуемое.

Если в предложении есть только подлежащие, то это – назывное предложение: Серое осеннее утро.

Если в предложении есть только сказуемое, то предложение называется:

определенно-личным, в него можно вставить местоимения я, ты или вы, т.е. сказуемое выражено глаголами в форме 1-го или 2-го лица: Причин (вы) не спрашивайте.

неопределённо-личным, в это предложение можно вставить местоимение они (некие люди), т.е. сказуемое выражено глаголами в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или множественного числа прошедшего времени: Заиграли (они) увертюру.

безличным, в этом предложении нет и не может быть подлежащего, сказуемое при этом часто бывает выражено безличными глаголами или наречиями на –о, обозначающими состояние. В такие предложения, если в них нет других слов в косвенных падежах, можно вставить местоимения мне, меня или наречие где-то: (Мне) было холодно и сыро.

обобщённо-личным, это предложение относится ко всем вместе и к каждому в отдельности (в пословицах): За правду стой горой.

Задание 1. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите, какие предложения односоставные, а какие двусоставные.

  1. Осеннее небо затянули тёмные тучи.______________________________

  2. Осеннее небо затянуло тучами. __________________________________

  3. Ветрено и сыро на улице ранним осенним утром. ___________________

  4. Жгучий мороз опаляет сразу. _____________________________________

  5. От встречного ветра заходится дыхание. ___________________________

  6. Морозно поутру в степи. ________________________________________

  7. Наступила пора расставаться_____________________________________

  8. До села оставалось вёрст пятнадцать_______________________________

  9. Едем на пароходе уже третьи сутки. _______________________________

  10. Наступила ночь_________________________________________________

Задание 2. Подчеркните грамматические основы. Определите виды односоставных предложений.

  1. На берегу плавать не научишься.__________________________________

  2. Полезно спрашивать и про то,________________что знаешь__________.

  3. Ведь не быть же всем поэтами и мыслителями!______________________

  4. Пустой мешок не поставишь стоймя._______________________________

  5. В любом возрасте оберегайте чувство молодости.____________________

  6. Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала._____________________

Задание 3: Пользуясь алгоритмом, устно определите вид односоставного предложения.

Например, Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка.

Работа по алгоритму: есть сказуемое? (Да). Можно подставить я, ты, мы, вы? (Нет). Можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр.? (Нет). Следовательно, это предложение безличное (нет и не может быть подлежащего).

1) Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью.

2) Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. 

3) А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. 

4) Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. 

5) Не бери в лес ружье. 

6) В дверь несмело постучали. 

7) И снова мне легко.

8) Запах розы и жасмина. 

9) Осенний день шуршал ломкой листвой. 

Задание 4. Каждый ряд должен найти среди предложений свои типы, назвать номера данных предложений.

1) Высоко стоит в небе солнце.

2) Зима.

3) Меня трясло от страха.

4) Люблю Украину, Байкальские воды, Кавказские горы в снегу.

5)В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств.

6) Быстро вскакиваю,  одеваюсь, бегу открывать.

7) Идёшь по лесу и удивляешься.

8) От него ждали чуда.

9) Снежные сибирские белые поля.

10) Ямщик, не гони лошадей…

11) В руках держат удочки, сачки, корзины.

12) Скоро опять завьюжит в нашем окне.

13) Многое вспомнишь родное, далёкое…

14) Фотографии победителе поместили в газете.

15) Славная осень!

16) Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит.

17) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

18) Его срочно вызвали на завод.

19) Потом в степи его нашли и вновь в обитель принесли.

20) Морозит. 

1 ряд

Безличные

2 ряд

Определённо-личные

3 ряд

неопределённо-личные

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Выполняя данную работу, восьмиклассники учились записывать свои мысли, которые подкрепляли иллюстрированными материалами и действиями с карточками, т.е. проводили демонстрационный эксперимент, решая лингвистическую задачу для получения конкретных результатов. Анализ лабораторных работ обязателен. Ведь даже неудачно выполненная работа имеет большое педагогическое значение. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности.

Уроки-практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов использую мультимедиа. Например, в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение» проводила тест в такой форме:

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания:

  • Весь июль стояла отличная погода, август то(же) ожидается тёплым.

  • Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо.

  • Черёмуха душистая с весною расцвела, и ветки золотистые, что кудри, завила.

  • Кругом всё то(же) поле, те(же) холмы и то(же) прекрасное небо.

1. Укажите сложносочинённые предложения.

1) 1,2 2) 3,4 3) 1,3 4) 2,4

2. Какое предложение соответствует схеме: [двусоставное], союз [односоставное, безличное].

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

4. Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?

  1. Простые предложения не могут соединяться в сложносочинённое только при помощи интонации.

  2. Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.

  3. Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.

  4. Если в сложносочинённом предложении с одиночным союзом да (в значении и) имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.

5. В каком варианте ответа функция союза И определена НЕВЕРНО?

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла,

И гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

(Б. Ахмадулина)

1) соединяет простые предложения в сложное

2) соединяет части сложного предложения, передающие последовательность явлений

3) используется как средство выразительности для выделения частей сложного предложения

4) усиливает ритмичность, поэтическую тональность текста

6. Установите соответствия между союзами и их характеристиками:

СОЮЗЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. однако А) сочинительный соединительный

  2. будто Б) сочинительный противительный

  3. также В) сочинительный разделительный

  4. то … то Г) подчинительный

Проверка со слайда.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Привожу пример урока-игры по русскому языку в 5 классе «Путешествие по миру синтаксиса».

Сегодня, я считаю, компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

  • для оптимального закрепления изученного материала,

  • для улучшения контроля знаний учащихся,

  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно — различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия, урока-путешествия.

Создание презентаций — процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов , исследовательских и проектных работ повышает уровень активности учащихся.

В течение последних трех лет вместе с учащимися мы реализовали проекты: «Молодёжный жаргон и его функция», «Какого рода задира?», «Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»», «Язык рекламы», «Публичные выступления», «Как влияют социальные сети на язык?» и др.

Региональный компонент, а именно его краеведческое направление, легко вписывается в любой из предметов гуманитарного цикла. На уроках русского языка (5-11класс) учащиеся моих классов пишут творческие работы «Любимый уголок природы», «За что я люблю свой край», «Улица моего детства» и т.д. Очень нравится детям наблюдать за особенностями речи земляков, анализировать отрывки и текстов писателей –дальневосточников. Такая работа не может не активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить результат обученности.

В классе оформлен материал о поэтах нашего края, который мы используем как в урочной так и внеурочной деятельности.

Роль внеклассной работы по предмету
в формировании познавательной активности учащихся

Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и закономерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминировано объективными возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащихся и широком спектре содержания.

Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету повышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе, создает более благополучные условия для повышения качества знаний и усиления воспитывающего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения.

Внеклассная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становления учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. А.Ф. Казаков предлагает в качестве показателя уровня организации внеклассной работы по предмету и определения статуса учителя в этой деятель­ности рассматривать соотношение двух компонентов. Один из них — участие учителя в организации и управлении внеклассной работы и неформальным образованием, как отдельных учащихся, так и их коллективов, другой — это степень самостоятельности учащихся в организации собственной и коллективной деятельности, степень проявления их творческой активности.

Считаю, что успех — важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет… Успех в учении — источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», — писал В.А. Сухомлинский.

Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная возможности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посильные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления.

Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в знаниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уроках и дополнительных занятиях.

Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельности и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратности, трудолюбия и т.д.

Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности.

Успех в учебной и внеучебной деятельности — это эффективное средство самоутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы — подбадривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутреннее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления.