Игры с песком для развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики пальцев рук благоприятно сказывается на становлении детской речи, иначе говоря, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких моторных движений.
В специальной логопедической литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию движений тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно- педагогического воздействия на детей с нарушением речи.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга и развивается межполушарное взаимодействие. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки – есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику.
Данные игры направлены на развитие тактильно-кинестетических ощущений, дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев, межполушарных связей. Все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно.
В процессе работы я обращаю внимание детей на их ощущения от песка, сравниваю вместе с детьми различные на ощупь материалы, используемые в песочнице.
Игра «Змейка»
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, – и проложить «трассы»;
Пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы.
Игра «Отпечатки ладошек»
Разровнять поверхность песка и вместе с ребенком по очереди создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорить о них.
Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, я начинаю сама: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?». После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, я прошу его перевернуть руку ладонью вверх, делаю тоже самое и говорю: «Я перевернула руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»
Игра «Загадочные узоры»
Создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т.д.).
Игра «Необыкновенные следы»
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
Игра «Археолог»
Закопать игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Можно закопать 2-3 предмета. Пусть ребенок раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
Игра «Кто спрятался (что спряталось)?»
Угадать на ощупь, найденную в песке игрушку.
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариации игры «Волшебный мешочек»).
Игра «Пустыня»
По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)
По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)
Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)
Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)
Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)
Игра «Пианино»
По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Игра «Проложи дорожку»
1 вариант – протоптать, расчистить дорожку в песке для сказочного героя (Элли, Буратино, Герды и т.д.) – ребенок пальцами правой и левой руки прокладывает дорожку.
2 вариант – на чистой поверхности, набирая песок в руки, аккуратно просыпать песчаную дорожку для героя.
Игра «Зеркальное рисование»
Ребенок начинает рисовать одновременно указательными пальцами обеих рук зеркально-симметричные рисунки, узоры на песке.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка. В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» – «Ушки», «Колечки»).
На самом деле, все упражнения и игры, о которых я буду рассказывать дальше будут направлены не только на развитие речевых функций, но и на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия, поскольку в работе с песком задействованы пальчики ребенка.
Игры с песком для развития артикуляционного аппарата
Нередкой причиной неправильного произношения звуков является недостаточная подвижность артикуляторных органов (прежде всего, языка и губ), поскольку при артикулировании каждого звука эти органы должны занимать вполне определенное положение. Работа по исправлению нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. И на каждом этапе обязательно проводится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью почти любого логопедического занятия, и мы, специалисты, постоянно сталкиваемся с проблемой, как привнести в нее что-то новое и интересное.
Когда одновременно и синхронно выполняются движения речевого аппарата и рук — это само по себе трудновыполнимо, а если движения рук выполнять с песком, то в работу включаются практически все отделы коры больших полушарий головного мозга и происходит межполушарное взаимодействие, что позволяет развивать ребёнка или корректировать проблемы в различных областях. Если такую работу вести систематически, то логопедическая коррекция сократится в несколько раз.
Игра «Археолог»
Используется прозрачная форма для выпечки, песок и мнемотаблицы для артикуляционной гимнастики. В форму насыпается песок, а под форму кладется мнемотаблица. Ребенок ведет раскопки кисточкой или пальцами, также можно подключить дыхательные упражнения и использовать трубочку для коктейля. В процессе «раскопок» ребенку открывается что-то интересное – картинка, расчистив которую, ребенок вместе со мной выполняет соответствующие движения язычком и губами.
Также можно откапывать фигурки, символизирующие то или иное артикуляционное упражнение (например, киндер-игрушка «Слоник» – упражнение «хоботок»)
Упражнение «Окошко»
Рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно – засыпаем его песком, снова рисуем – засыпаем.
Упражнение «Лопатка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» движения в песке.
Упражнение «Расчёска»
Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Упражнение «Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
Упражнение «Горка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык «Горкой», в это время под счёт набираем в кулачки песочек и насыпаем горку.
Упражнение «Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
Упражнение «Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
Игровые упражнения для развития физиологического дыхания, выработки правильного направления воздушной струи
Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом.
Для развития диафрагмального дыхания, которое является основой правильного произношения, можно предложить следующие виды игр, которые носят, как обучающий, так и психотерапевтический эффект.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам – набирай воздух через нос, не поднимая плечи, надувай живот «шариком», выдыхай медленно и плавно, старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
Игра «Сделай шторм»
Ребенку предлагается длительной сильной воздушной струей вызвать «шторм» на песке.
Игра «Найди клад»
Способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека – каждому дается своя карта.
Игра «Шарик»
Представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот), одновременно положить ладони ребром на песок, повернув друг к другу и разводить под счет в стороны, разгребая песок так, чтобы получился силуэт шарика. Задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть через рот.
Игра «Песчаная буря»
В песочнице поставить фигурки домов, людей, животных. Предложить ребенку представить, что данных персонажей и постройки накрыла песчаная буря. Ребенок с ладони сдувает на них песок, делая глубокий вдох и плавный выдох. После того, как буря закончилась, предлагаем ребенку помочь героям очиститься от песка, сдуваем песок с фигурок и построек.
Игра «Покатай карандаш, бусинки, камешки и т.д.»
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по песку круглый карандаш, бусинки и т.д.
Игра «Песочный ветер»
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок; можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Игра «Кто быстрее расчистит путь»
Принимает участие несколько детей. Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок дует на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
Игра «Выровняй дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Игры с песком, направленные на автоматизацию звуков, развитие фонематических процессов, формирование слоговой структуры слова
Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения произносительной стороны речи, в том числе и звукопроизношения, имеют стойкий характер. Вторично из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). В школьном периоде эти нарушения затрудняют процесс школьного обучения, вызывая специфические ошибки при письме и чтении.
Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.
Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.
Игры в песочнице, используемые в процессе постановки и автоматизации звуков имеют огромный терапевтический эффект, ускоряют и облегчают данную работу. Здесь желание фантазировать и набор игрушек на заданный звук, позволят в максимально короткий срок автоматизировать поставленный звук. В коррекции нарушений звукопроизношения сложно разделять игры на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и развитие звуко-слоговой структуры слова, поскольку каждая предложенная мной игра решает не одну задачу.
Игра «Звуки на песке»
Рисуем на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на «Р», и просим нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
Игра «Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек)
Ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке буквы все или определённую, или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.
Игра «Буквы на песке»
Ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.
Игра «Горочка».
Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося корригируемый звук.
Игра «Спрячь игрушку»
То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Игра «Дорожка». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.
Игра «Найди игрушку»
Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.
Игра «Сильный мотор»
Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
Игра «Совпадение»
Предварительно закапываем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игра «Отбери нужный предмет (картинку)»
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце), или же помочь им составить предложение с использованием заданного звука.
Игра «Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Игра «Водолаз»
Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Игра «Два города»
Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Игра «Мой город»
Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город в песочнице.
Игра «Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
Игра «Следы на песке»
Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Игра «Мельница»
Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.