Консультация для родителей «В песок играем – речь развиваем»


Автор: Ольга Валерьевна Серебрякова
Место работы: МБДОУ "Детский сад №15"
Должность: учитель-логопед


Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. Речевое развитие ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики.

Один из эффективных способов развития мелкой моторики являются игры с песком. Это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Давайте отложим на время все наши проблемы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, стоить, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др.

Именно на песке строится первый в своей жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это отражение нашего взрослого мира.

Песок удивительный материал! Он легок в использовании. Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.

В песок можно играть во дворе, можно в специальной домашней песочнице, а можно просто всей семьей на кухонном столе.

Для домашней песочницы нужна большая плоская коробка или небольшой надувной бассейн. Для светового стола прозрачная пластиковая коробка с крышкой: внутрь положите ёлочную гирлянду, проделав сбоку небольшое отверстие для шнура. Всё просто! Покупной песок можно использовать сразу, уличный сначала прокалите.

Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, позволяет раскрыть мир каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

В песочнице можно играть и в логопедические игры.

Чем полезны игры с песком?

  • Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь;

  • Развивают навыки самоконтроля и саморегуляции;

  • Развивают творческое мышление, воображение и фантазию;

  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

  • Развивают мелкую моторику, глазомер;

  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);

  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Начинать можно с игр на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

  • «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

  • пройтись по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх – вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее.

Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Песочницу можно использовать для игр на развитие дыхания.

«Что спрятано?»

Картинка или любой плоский предмет (ракушка, камушек и т.д.) прячется взрослым под тонким слоем сухого песка. Сдувая песок, ребенок определяет изображение или предмет.

«Песочный ветер» (1)

Для этого упражнения вам понадобятся одноразовые трубочки для коктейля. Малыши учатся дуть через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить «задувать ветер в песок» делать горки, а можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

«Песочный ветер» (2)

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его с рук.

«В гости к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«Помоги животному»

На песке «рисуются следы животного» – делаются углубления. Ребенку предлагается «замести» все следы, чтобы охотник не обнаружил животное.

Если у ребенка есть пробелы в развитии звуковой стороны речи, можно использовать игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть звук А или другой гласный;

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук С или Ш и т. д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком С находятся в начале, в середине, в конце слова. Эта простая игра помогает нам решить много логопедических задач:

  • закрепить навыки произношения автоматизируемого звука;

  • развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т» и т. д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.

Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?». Песочница разбивается на два поля, участники берут флажки, на которых картинки с дифференцируемыми звуками. Но одном поле выставляются флажки с картинками, например, со звуком С, а на другом со звуком Ш. Игру можно продолжить. Составить рассказ по картинкам, находящимся на своем поле.

Игры можно придумывать, фантазировать и играть вдвоем и вчетвером и т.д.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у ребенка значительно возрастает интерес к занятиям;

  • ребенок чувствует себя более успешным, освобождается от страхов;

  • у ребенка развивается мелкая моторика и речь.

Фантазируйте и творите вместе с детьми!