Не секрет, что выпускники детских домов и школ-интернатов практически не подготовлены к реальной жизни. Они, выйдя из стен сиротских учреждений, где находились на полном государственном обеспечении, где их кормили и поили, покупали одежду и учебники, трудно приспосабливаются на новых местах, не могут экономно расходовать денежные средства, делать покупки, готовить еду. Получается, что детский дом, стараясь заменить мальчишкам и девчонкам заботливых родителей, не учит самому главному – умению жить в обществе, принимать решения, быть самостоятельными. И эта проблема с каждым годом становится все серьезней. Среди суицидной статистики выпускники детских домов занимают отнюдь не последнее место, зачастую, вернувшись в жилье своих лишенных родительских прав мам и пап, они, не сумев нормально обустроиться, идут по стопам пьющих родителей, совершают преступления. Любой детский дом представляет собой ограниченную социальную среду. Закрытость и ограниченность пространства, отсутствие приобретенного полноценного жизненного опыта, четкая регламентация жизни, постоянный контакт с ограниченным числом лиц и предметов, накладывает отпечаток на формирование личности воспитанника детского дома. Жизнь в детском доме снижает способность детей к сближению и формированию глубоких прочных взаимоотношений, к выходу в социум, приводит к задержкам в интеллектуальном развитии. По этим причинам у детей-сирот наблюдается глубокие отклонения в процессе их социализации. Следовательно, для ослабления этих отрицательных факторов необходимо разрабатывать и внедрять эффективные технологии социально-педагогического сопровождения, направленного на формирование социальной адаптивности детей-сирот, поскольку в настоящее время применяются педагогические технологии без учета нового времени, рассчитанные на иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь. Большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, самоубийство многих выпускников. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и испытывает трудности с их поведением. Выходя за порог детского дома, воспитанники должны уметь себя самостоятельно обслуживать – приготовить еду, спланировать покупку продуктов на неделю, должны знать, как питаться правильно, как расходовать денежные средства и многое другое. Работая воспитателем в детском доме, я поняла, что семейное воспитание детей в условиях детского дома – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Жизнь воспитанника детского дома –это не только подготовка к будущему, а жизнь полноценная, насыщенная, полная проблем, противоречий и переживаний. На сегодня вопрос обучения, воспитания и развития детей в условиях детского дома мало изучен и является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики. Основная цель моей работы заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, что предполагает не только поступление в учебное заведение, но и успешную адаптацию и интеграцию в обществе. Поэтому, воспитание в детях самостоятельности – это главная задача, которую я стараюсь решать. В моей группе воспитываются ребята разного возраста от 7 до 17 лет, с 1 по 11 класс, группа разновозрастная. Считаю, что основную роль в процессе реализации системы воспитательной работы играет воспитатель. Одни дети живут в детском доме несколько лет, другие несколько месяцев, поэтому за короткий промежуток времени мне необходимо сформировать коллектив так, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. А также необходимо создать условия для самореализации и саморазвития личности подростка: пересмотреть отношения к родителям и другим взрослым, братьям, сестрам, научиться конструктивному общению со сверстниками, ребятами в группе. Также сформировать мировоззрение, систему ценностных ориентаций. С первых дней пребывания в детском доме знакомлю с режимом, Уставом детского дома, провожу экскурсию по дому, показывая, где можно посещать занятия по дополнительному образованию, а также знакомлю с правилами поведения в группе, которые разработаны самими детьми, с культурой поведения в столовой, библиотеке и тд. У детей-сирот существует огромное количество проблем. Дети, лишенные материнской ласки, опоры, испытывают материнскую депривацию, отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь. Очень тяжело ребенок переносит смену одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке. Дети очень ожесточены, замкнуты, «скрытая дедовщина» откладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации. Чтобы ребенок развивался нормально и комфортно себя чувствовал, необходимо, чтобы окружающие его условия способствовали этому. Сюда относятся общение, быт, физическое здоровье, характер, отношения к окружающим, личные успехи ребенка. Для успешной адаптации ребенка в группе, школе, детском доме Особое внимание уделяю сплочению коллектива через игры, работу самоуправления, совместный труд, различные мероприятия. Учу воспитанников с пользой для себя планировать свободное время, т.е. посещать кружки, секции, занятия по интересам, варить, печь и т. д. Кроме этого считаю важным изучить индивидуальные особенности воспитанника: его интересы, склонности, увлечения. Для всестороннего изучения воспитанников в группе веду диагностическую работу совместно с педагогом-психологом, используя различные методы и приемы: анкетирование, тестирование, беседы, ведение дневников наблюдения. Считаю важным вовлечь в посещение кружков и секций. Кроме этого веду работу по социально-бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В группе созданы условия для социализации: стиральная машина, утюги, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита с духовкой, чайник, миксер, столовые приборы. Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателя. Дети умеют стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновке, помыть посуду. В группе проводятся «Часы хозяюшки», на которых воспитанники учатся печь, варить, готовить салаты и т д. В обязательном порядке учу детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формирую навыки культурного принятия пищи. Прививаются навыки сервировки стола и приготовления блюд (хворост, пирожки, оладьи, блины, вареники, пельмени, бутерброды, салаты).
В процессе трудовой деятельности осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание позитивного отношения к труду, развитие социальных контактов и позитивного общения. Поэтому в своей работе целью трудовой деятельности считаю формирование жизненно важных умений и навыков у воспитанников для осознанного выбора профессии и дальнейшего жизнеустройства.
В группе имеется поручение – ответственный за труд. Совместно с воспитателем воспитанница подготовила и провела следующие мероприятия с целью закрепления знаний и умений по самообслуживающемуся труду: чтение памяток: «Обязанности дежурного по комнате, группе», «Гигиена тела», Гигиена ног» и др., чтение с обсуждением сказок, загадок, притч о труде. Проведены следующие мероприятия: беседы «Правила поддержания чистоты в помещении», «Уход за одеждой», «Уход за обувью», «Глажка личных вещей» и др. На этих занятиях воспитанники приобретают навыки самообслуживания. Проведены мероприятия: игра «Делу время – потехе час», игра «Каждой вещи своё место», игра «Чистота – залог здоровья», в которых принимали участие младшие воспитанники группы, старшие дети были в составе жюри. В игровой форме ребята учились аккуратно и правильно складывать вещи, чистить палас, ухаживать за цветами, пришивать пуговицы, зашивать рваные вещи, правильно заправлять кровать.
Были организованы конкурсы в группе: «Самая чистая комната», «Лучший дежурный», «Самая аккуратная кровать», «Лучшая тумбочка». В группе еженедельно выпускается «Молния», где дети могут видеть свои оценки за уборку комнаты, группы, за порядок в шкафах и тумбочках.
Ведется индивидуальная работа с воспитанниками по самообслуживающему труду.
Все занятия проведены с целью воспитания трудолюбия, формирования положительного отношения к труду, умению обслуживать себя, чувства долга и ответственности, целеустремлённости, умению доводить начатое дело до конца, развитие познавательного интереса к получению знаний и стремление применить их в практической деятельности.
Профориентационную работу с выпускниками ведем в тесной связи со всеми службами детского дома: психологи, социальные педагоги, администрация.
В группе проведены следующие мероприятия: часы хозяюшки, экскурсии в учебные заведения города, час общения «Влияние типа личности на выбор профессии», информационный час «Хозяйственно – бытовая деятельность семьи», занятие «Нет прав без обязанностей». А также час общения «Выбор профессии – дело серьезное», час общения «Ошибки при выборе профессии», беседа «Что влияет на выбор профессии».
Кроме этого социальные педагоги провели ряд консультаций: «Что такое СНИЛС», «Паспорт гражданина РФ», беседа – практикум «Как правильно составить резюме», «Работа с деловыми документами» и др.
Принимали активное участие в профориентационной неделе, воспитанники посетили различные экскурсии в учебные заведения города, принимали активное участие в конкурсе рисунков «Профессии, которые мы выбираем», в конкурсе презентаций, викторинах.
В этом году выпускаются 3 воспитанника. Выпускники 9-11 классов определились с выбором профессии: 1 поступает в Политехнический техникум на автомеханика, а 2 человека на технолога в г. Владивосток.
Ведущая идея в воспитательное работе – детское самоуправление в группе.
Задача любого детского дома – социальное определение – выбор детьми своей роли и позиции в обществе. Самая серьёзная проблема в сиротском учреждении – полное отсутствие приспособленности выпускников к самостоятельной жизни. Один из способов выхода из такой ситуации – организация в детском доме самоуправления, где ребёнок сможет ещё до выхода из стен детские дома попробовать свои силы в самостоятельной жизни.
Самоуправление – одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдаётся свободному, стимулирующему типу взаимоотношений, именно через развитие детского самоуправления можно попробовать решить проблему социального определения выпускников детских домов. Детское самоуправление – это организация совместной и самостоятельной жизнедеятельности в детском коллективе, в котором каждый воспитанник может найти свое место, реализовать свои способности и самоутвердиться.
В группе работает самоуправление: староста, ответственные за образование, труд, культуру, печать и информацию, здоровье и спорт. Одной из главных воспитательных задач, является развитие активной жизненной позиции воспитанников через детское самоуправление.
Также уделяется большое внимание и учебной деятельности. Провожу беседы по формированию навыков самоорганизации у воспитанников, самостоятельности, развитии умений планировать свою работу, осуществлять самоконтроль. В группе для закрепления учебного материала, развития памяти, внимания проводятся совместно с ответственным за образование интеллектуальные игры, викторины, тесты на логику, интерактивные игры, конкурсы. А также беседы: «Культура поведения в школе», «Как правильно заполнять дневник», беседы с классными руководителями и учителями-предметниками об успеваемости, поведению в школе и др, а также ведется огромная работа по подготовке е экзаменам, совместно с педагогом-психологом. Проводятся семейные собрания по итогам успеваемости за каждую четверть. Кроме этого ведется игра по учебной мотивации «Лестница успеха», еженедельно подводится итог успеваемости за неделю, выпускается газета «Переменка», в которой каждый воспитанник видит свой рейтинг успеваемости. Также в группе с помощью ответственного за образование в группе организуются конкурсы: «Лучший дневник», «Лучшая тетрадь», «Хорошист группы», «10 пятёрок за неделю» и др. На самоподготовке учу как при выполнении домашнего задания использовать дополнительную литературу, также умению обращаться со словарем, энциклопедиями. А также как организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказать помощь, принять помощь товарища и т.д.). Ежедневно осуществляю тесное взаимодействие со школами (классными руководителями, учителями-предметниками). Посещаю школу, имею постоянную информацию о результатах учебной деятельности в отдельности на каждого ребенка.
Единые требования учителей и воспитателя, помогают добиваться желаемых результатов. Уменьшаются пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость воспитанников, сохраняется на уровне 100%, качество знаний повышается.
В процессе спортивной деятельности у воспитанников детского дома формируется потребность в здоровом образе жизни, осуществляется закаливание и укрепление здоровья детей. В группе проводятся минутки здоровья, минутки безопасности, конкурсы рисунков по ЗОЖ, участие в месячниках по ЗОЖ, оформлен уголок. Работает в группе ответственный за спорт и здоровье.
Дети посещают спортивные секции: игровые виды спорта – 8 воспитанников, футбол – 1 человек, хоккей – 1 воспитанник, спортивное ориентирование – 3 человека, кадетский класс – 2.
Творческая деятельность предполагает привлечение воспитанников, в том числе относящихся к группе «риска», к творческому процессу на принципах добровольного участия, к выбору досуговой деятельности по интересам. Она ориентирована на развитие творческой личности, на повышение общей культуры воспитанников. В процессе подготовки и проведения мероприятий по различным направлениям происходит формирование умений работать в коллективе, позитивное дружеское отношение друг к другу. К проведению мероприятий в группе привлекаю каждого воспитанника. Старшие ребята помогают в проведении мероприятий. Воспитанники посещают различные кружки: хореография – 6, вокал – 5, СБО – все дети, «Студия кота Леонардо» (кружок по изо) – 8 человек.
Совершенно очевидно, что именно дети, воспитывающиеся в детском доме, должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, педагоги.
Воспитанникам детского дома требуется педагогическая поддержка, причем не только в учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе сверстников, в реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных проблем.
Дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Все это впоследствии сказывается на развитие ребенка, на его адаптацию в социуме.
Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Весьма остро перед выпускниками детского дома встает проблема включения в социум. Выпускники детских домов испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть их пополняет ряды правонарушителей. Главной целью жизнедеятельности детского дома становится не передача набора знаний и социального опыта, а развитие личности и социальных компетенций воспитанников.
Для того, чтобы процесс воспитания был эффективным и радостным, считаю, огромная роль отводится воспитателю. Воспитатель должен стимулировать саморазвитие ребёнка, создать условия для решения проблем воспитанника, выступать в роли советчика, помощника, защитника, партнера по совместной деятельности и общению. Кроме этого организовывать совместную разнообразную творческую детальность на основе интересов и потребностей воспитанников. А также развивать умения и навыки, необходимые детям во взрослой жизни.
Работа по предлагаемой ниже Программе заключается в том, что социальные компетенции, составляющие важную часть личностного развития воспитанника, предполагают наличие умения познавать мир, ставить проблемы, искать и находить варианты решений; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия; приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя в личностном, социальном, профессиональном, учебном, жизненном плане, обучаться жизненно важным умениям и навыкам в области самореализации.