Цель – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные: формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).
Развивающие: развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Предварительная работа: беседа «Что притягивает магнит?».
Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, аудиозапись мелодии «Помогатор», презентация «Магнит», аудиозапись голоса Симки, Яблоко ощущений, крупный магнит. Закрывающийся сундучок с ключом. Поднос с предметами из разных материалов, в т. ч. металлических, магниты по количеству детей, стеклянный стакан, разнообразные ключи, контейнеры с сыпучими веществами (манка, гречка, сахар и т. п,), лабиринт на картонной основе, косточки на магнитах, картинки-символы, мольберт, магниты для поощрения.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Содержание занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Я рада сегодня прийти к вам в гости. Но в гости без подарка приходить неприлично. Поэтому я попросила свою подружку Симку приготовить для вас небольшие сувениры. (показываю сундучок с замочком, обращаю внимание на то, что сундук закрыт)
Воспитатель: Странно, куда же делся ключик?
Звонок от Симки — 1
«Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Мы сегодня играли с Ноликом и я уронила ключик от сундучка. Всё бы ничего, да озорная Кусачка подхватила его и куда-то припрятала. Отыскать ключик вам поможет чудесный камень,который лежит в яблоке ощущений».
Воспитатель: всё ясно, ребята, кто желает провести исследование?
(К яблоку ощущений подходит один ребёнок, обследует объект и отвечает на вопросы какой? – твердый, мягкий, какой формы, какой по весу)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это?
(Рассмотрев объект, дети выдвигают предположение, что это магнит)
Воспитатель: ребята, обратите внимание на экран. (презентация «Магнит – это природный материал»)
Много лет назад, люди нашли в горах минерал – камень чёрного цвета, с красивым металлическим блеском и назвали его магнетит. Учёные считают, что название камня «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – это город – «Магнезия». Люди делали из магнетита украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придаёт силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнита – притягивать железо. Кусочки магнита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путём, и использовать для разных целей. Магниты нашли широкое применение в нашей жизни. Их используют и в быту, и в науке, а также различных видах деятельности человека. Мы можем встретить их повсюду: магнитик на холодильнике, в детском саду на доске, в разнообразной бытовой технике дома, часто используют при изготовлении разнообразных детских игрушек, магнитных азбук, конструкторов, пирамидок и многих других предметов.
Воспитатель: Конечно, друзья! Так как ключик – металлический предмет, значит, нам будет проще отыскать его, применив чудесные силы магнита. Итак, с чего начнём поиски? (стимулирует детей подойти к подносу, в которых смешаны предметы из различных материалов)
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Симка и Нолик раскидали все предметы на подносе. Разобрав их, возможно, мы отыщем ключик.
Опыт № 1
— «На подносе лежат разные предметы. Выберете те из них, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.
— Ну что, все предметы выбрали, а теперь с помощью магнита мы это проверим.
— Какие предметы магнит притянул?» (скрепка, шайба и т.д.)
— Из какого материала сделаны скрепка, шайба?
— Значит они какие? (дети – железные)
— А какие же предметы магнит не притягивает?» (дети перечисляют предметы и называют материал, из которого они сделаны)
— Все ли предметы притягивает к себе магнит? Какой можно сделать вывод из нашего опыта?
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: Ничего страшного, что ключик не нашёлся, вспомнили свойства магнита, что магнит притягивает к себе металлические предметы.
Педагог предлагает детям обследовать комнату, обращает внимание детей на стеклянный стакан в который налита вода и на дне лежит ключик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Симка уронила ключик в стакан. Как же нам его достать? (дети выдвигают предположения)
Опыт № 2
Поднести магнит к стакану.
Надо двигать магнит по стенке стакана вверх. Что мы видим? Ключик следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?
Дети: Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали ключик из воды.
(Воспитатель предлагает открыть сундучок. Попытка детей оказывается неудачной – ключик не подходит)
Воспитатель: Не стоит отчаиваться, друзья. Ключик не подошёл, но мы с вами сделали ещё одно открытие.
Вывод:магнитные свойства сохраняются в воде, через стекло.
Предлагаю вам немного отвлечься.
Физминутка «Помогатор»
Воспитатель: отдохнули? Будем продолжать поиск. Ребята, обратите внимание – контейнеры с сыпучими веществами стоят открыты. (Дети находят, что в них имеются металлические предметы, а, возможно, и ключик, который они ищут.)
Опыт № 3
Воспитатель: Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Предлагаю извлечь их с помощью магнита. (Дети достают предметы, используя магнит, не находят ключ к сундучку)
Воспитатель: Не беда, ведь мы с вами узнали ещё одно свойство этого чудесного камня.
Вывод: Магнитная сила действует через сыпучие вещества.
Звонок от Симки — 2
Ребята, Кусачка просила передать, если вы ее накормите, она скажет, где можно найти ключ от сундучка.
Опыт № 4
Воспитатель: Чем же ее накормить, кажется, я видела на столе такую игру – «Накорми Кусачку».
Для этого нам нужно разделиться по 2 человека. Возьмите с обеих сторон одной рукой чудесную полянку с дорожками. Косточку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать косточку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Что происходит с косточкой?
Дети: (двигается).
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Она двигается под действием магнита.
Вывод: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через воду, стекло и сыпучие материалы, но и через более плотные предметы, картон.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним свойства магнита, которые мы сегодня узнали и разместим на мольберте.
Звонок от Симки — 3
«Ребята, Кусачка осталась очень довольна. А ключик вы найдете около ноутбука. Надеюсь, вам понравятся наши сувениры»
(Воспитатель открывает сундук и достаёт из сундучка магнитики – сувенир)
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравились сувениры? А вы догадались, что это такое?
— Что нового вы узнали про магнит?
Ребята, мне было очень приятно с вами провести это замечательное утро, спасибо вам большое и до свидания.