Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса магнита»


Автор: МАРЧЕНКО ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Место работы: МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм»
Должность: воспитатель


Цель – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные: формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).

Развивающие: развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Предварительная работа: беседа «Что притягивает магнит?».

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, аудиозапись мелодии «Помогатор», презентация «Магнит», аудиозапись голоса Симки, Яблоко ощущений, крупный магнит. Закрывающийся сундучок с ключом. Поднос с предметами из разных материалов, в т. ч. металлических, магниты по количеству детей, стеклянный стакан, разнообразные ключи, контейнеры с сыпучими веществами (манка, гречка, сахар и т. п,), лабиринт на картонной основе, косточки на магнитах, картинки-символы, мольберт, магниты для поощрения.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Содержание занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Я рада сегодня прийти к вам в гости. Но в гости без подарка приходить неприлично. Поэтому я попросила свою подружку Симку приготовить для вас небольшие сувениры. (показываю сундучок с замочком, обращаю внимание на то, что сундук закрыт)

Воспитатель: Странно, куда же делся ключик?

Звонок от Симки — 1

«Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Мы сегодня играли с Ноликом и я уронила ключик от сундучка. Всё бы ничего, да озорная Кусачка подхватила его и куда-то припрятала. Отыскать ключик вам поможет чудесный камень,который лежит в яблоке ощущений».

Воспитатель: всё ясно, ребята, кто желает провести исследование?

(К яблоку ощущений подходит один ребёнок, обследует объект и отвечает на вопросы какой? – твердый, мягкий, какой формы, какой по весу)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это?

(Рассмотрев объект, дети выдвигают предположение, что это магнит)

Воспитатель: ребята, обратите внимание на экран. (презентация «Магнит – это природный материал»)

Много лет назад, люди нашли в горах минерал – камень чёрного цвета, с красивым металлическим блеском и назвали его магнетит. Учёные считают, что название камня «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – это город – «Магнезия». Люди делали из магнетита украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придаёт силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнита – притягивать железо. Кусочки магнита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путём, и использовать для разных целей. Магниты нашли широкое применение в нашей жизни. Их используют и в быту, и в науке, а также различных видах деятельности человека. Мы можем встретить их повсюду: магнитик на холодильнике, в детском саду на доске, в разнообразной бытовой технике дома, часто используют при изготовлении разнообразных детских игрушек, магнитных азбук, конструкторов, пирамидок и многих других предметов.

Воспитатель: Конечно, друзья! Так как ключик – металлический предмет, значит, нам будет проще отыскать его, применив чудесные силы магнита. Итак, с чего начнём поиски? (стимулирует детей подойти к подносу, в которых смешаны предметы из различных материалов)

Воспитатель: Посмотрите, ребята. Симка и Нолик раскидали все предметы на подносе. Разобрав их, возможно, мы отыщем ключик.

Опыт № 1

— «На подносе лежат разные предметы. Выберете те из них, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.

— Ну что, все предметы выбрали, а теперь с помощью магнита мы это проверим.

— Какие предметы магнит притянул?» (скрепка, шайба и т.д.)

— Из какого материала сделаны скрепка, шайба?

— Значит они какие? (дети железные)

— А какие же предметы магнит не притягивает?» (дети перечисляют предметы и называют материал, из которого они сделаны)

— Все ли предметы притягивает к себе магнит? Какой можно сделать вывод из нашего опыта?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель: Ничего страшного, что ключик не нашёлся, вспомнили свойства магнита, что магнит притягивает к себе металлические предметы.

Педагог предлагает детям обследовать комнату, обращает внимание детей на стеклянный стакан в который налита вода и на дне лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Симка уронила ключик в стакан. Как же нам его достать? (дети выдвигают предположения)

Опыт № 2

Поднести магнит к стакану.

Надо двигать магнит по стенке стакана вверх. Что мы видим? Ключик следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?

Дети: Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали ключик из воды.

(Воспитатель предлагает открыть сундучок. Попытка детей оказывается неудачной – ключик не подходит)

Воспитатель: Не стоит отчаиваться, друзья. Ключик не подошёл, но мы с вами сделали ещё одно открытие.

Вывод:магнитные свойства сохраняются в воде, через стекло.

Предлагаю вам немного отвлечься.

Физминутка «Помогатор»

Воспитатель: отдохнули? Будем продолжать поиск. Ребята, обратите внимание контейнеры с сыпучими веществами стоят открыты. (Дети находят, что в них имеются металлические предметы, а, возможно, и ключик, который они ищут.)

Опыт № 3

Воспитатель: Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Предлагаю извлечь их с помощью магнита. (Дети достают предметы, используя магнит, не находят ключ к сундучку)

Воспитатель: Не беда, ведь мы с вами узнали ещё одно свойство этого чудесного камня.

Вывод: Магнитная сила действует через сыпучие вещества.

Звонок от Симки — 2

Ребята, Кусачка просила передать, если вы ее накормите, она скажет, где можно найти ключ от сундучка.

Опыт № 4

Воспитатель: Чем же ее накормить, кажется, я видела на столе такую игру – «Накорми Кусачку».

Для этого нам нужно разделиться по 2 человека. Возьмите с обеих сторон одной рукой чудесную полянку с дорожками. Косточку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать косточку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Что происходит с косточкой?

Дети: (двигается).

Воспитатель: Почему так происходит?

Дети: Она двигается под действием магнита.

Вывод: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через воду, стекло и сыпучие материалы, но и через более плотные предметы, картон. 

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним свойства магнита, которые мы сегодня узнали и разместим на мольберте.

Звонок от Симки — 3

«Ребята, Кусачка осталась очень довольна. А ключик вы найдете около ноутбука. Надеюсь, вам понравятся наши сувениры»

(Воспитатель открывает сундук и достаёт из сундучка магнитики – сувенир)

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравились сувениры? А вы догадались, что это такое?

— Что нового вы узнали про магнит?

Ребята, мне было очень приятно с вами провести это замечательное утро, спасибо вам большое и до свидания.