Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сердце и система кровообращения»


Автор: АЛИЕВА АННА ПЕТРОВНА
Место работы: МКДОУ «Детский сад с. Екатерино-Никольское»
Должность: воспитатель


Вид занятия: интегрированное.

Цель на уровне элементарных представлений познакомить детей с самым важным органом человека – сердцем.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с понятиями: «сердце», «сосуды», «пульс»; Подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать, укреплять физическими упражнениями; Научить детей находить пульс.

Развивающие: Развивать логическое мышление, способность к сравнению; способность концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму; желание заниматься физкультурой.

Материал: проектор, макет сердечно-сосудистой системы, резиновая груша, фонендоскоп, изображения сердца, разрезная картинка «Сердце», коврик для релаксации.

Словарная работа: сердце, кровеносная система, пульс, фонендоскоп.

Предварительная работа: разучивание приветствия, чтение произведения «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова, беседа о ЗОЖ.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем всех, создадим хорошее настроение всем, кто здесь присутствует, и себе:

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх),

А так же порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу).

И всем, кто живёт на этой планете (разводят руки),

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки).

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам небольшую сказочную историю.

В одной сказочной стране жил Страшила (показ слайда). Но был он совсем не страшный. Его сделали, чтобы он отпугивал ворон в огороде, но это занятие ему скоро наскучило, и он решил отправиться к Великому волшебнику Гудвину с большой просьбой. Больше всего на свете ему хотелось иметь мозги. По пути Страшила познакомился с Железным Дровосеком (на слайде), который поведал ему печальную историю. Когда-то Железный Дровосек был обычным весёлым и добрым человеком. Он помогал всем на свете. За это одна злая волшебница решила его погубить, превратив в железного человека. Но больше всего Железного Дровосека огорчало то, что у него больше не было того, что делало человека добрым и счастливым, что он не может больше всех любить. Железный Дровосек решил отправиться вместе со Страшилой к Великому волшебнику Гудвину, чтобы попросить у него…

Воспитатель: Что же хотел получить Железный Дровосек от волшебника? Мы узнаем это, если соберём эту разрезную картинку (собирание пазлов). Что получилось? Да, железный Дровосек хотел получить сердце.

Воспитатель: У каждого из нас есть сердце. Где оно у вас находится? Попробуйте ощупать свою грудную клетку. Чувствуете, какая она прочная? Грудная клетка защищает сердце. Приложите ладошку к левой стороне груди. Слышите, как стучит ваше сердце? Послушайте биение сердца друг у друга.

Воспитатель: Как вы думаете, какого размера ваше сердце – с вишенку, грушу или арбуз? Сожмите кулачок – вот такого размера ваше сердце, а моё – вот такое (показываю свой кулачок).

Воспитатель: На самом деле сердце не выглядит так, как часто его изображают на картинках, оно такое (рассматривание слайда «Сердце и кровеносная система»).

Воспитатель: Сердце без устали работает всю нашу жизнь. Так почему же оно нам так необходимо? Наше тело пронизано множеством кровеносных сосудов-трубочек. По этим сосудам течёт кровь. Вы даже сможете рассмотреть у себя близко к коже расположенные сосуды (дети рассматривают видимые кровеносные сосуды у себя, друг друга, у воспитателя). Кровь в этих сосудах разносит кислород и питательные вещества всему нашему организму. А что помогает крови двигаться по сосудам? Конечно же, наше сердце! Оно, как насос, перекачивает кровь днём и ночью.

Экспериментирование

Воспитатель: Что у меня в руках? Это резиновая груша. Когда я сжимаю грушу – из неё выходит воздух. Вот и сердце, когда сжимается, выталкивает из себя кровь.

Давайте попробуем это представить.

Вниманию детей представляется макет, изображающий кровеносную систему человека. Сосуды – трубочки от капельниц. В резиновую грушу набирается жидкость красного цвета и с помощью сжатия запускается по трубочкам-сосудам.

Воспитатель: Каждый раз, когда сердце выталкивает кровь, слышится удар сердца. Мы тоже можем услышать его. Приложите ладошки к груди. Послушайте ритм сердца. Как вы думаете, сердце всегда бьётся одинаково, в одном ритме? Сейчас мы это проверим.

Физминутка «Чударики»

Воспитатель: А теперь послушайте темп ударов своего сердца. Сердце бьётся чаще и сильнее. Когда мы долго бегаем, прыгаем или выполняем тяжёлую работу, увеличивается нагрузка на сердце, оно тоже устаёт. Необходимо, что бы оно «отдохнуло». Что можно сделать для этого? (Заняться спокойной игрой, полежать, отдохнуть)

Релаксационная пауза под спокойную музыку(во время релакса воспитатель спокойно произносит текст):

Сердце – самый важный орган, есть у каждого из нас.

Как насос, качает кровь каждый день и каждый час.

Находится оно внутри, как в домике упрятано.

Его ты с детства береги заботливо, старательно.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать,

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Воспитатель: Давайте опять послушаем работу сердца. Но сейчас мы не будем прикладывать ладошку к груди, а проверим наш пульс. Кто знает, что такое пульс? На теле человека есть места, где сосуды с кровью проходят не глубоко. И если приложить руку к этим точкам, то мы услышим пульс (дети пробуют сами послушать и посчитать пульс).

Воспитатель: Сердце человека – важный орган. Плохо, когда сердце человека всегда перегружено, и когда нагрузки нет совсем – тоже плохо. Сердце нужно беречь и укреплять. Как можно это сделать?

Дети: Гулять на свежем воздухе, танцевать, правильно питаться, соблюдать режим, хорошо высыпаться, заниматься физкультурой.

Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем упражнения для улучшения работы сердца. И начнём их с ходьбы.

Комплекс упражнений:

  • Ходьба обычная, на носочках, пятках.

  • «Силачи» – и.п. ноги на ширине плеч, руки к плечам: поднять руки вверх, к плечам, в стороны, к плечам.

  • Прыжки на месте.

  • Ходьба.

Воспитатель: Давайте снова послушаем работу сердца, но уже другим способом. Кто знает, как называется этот прибор? Это фонендоскоп (предлагаю детям по очереди послушать своё сердцебиение и друг у друга).

Воспитатель: Тук-тук-тук – стучит сердечко,

Точно так же, как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров!

Рефлексия:

Сегодня мы узнали много нового.

— Что такое сердце?

— Какую работу выполняет сердце?

— Сердце никогда не прекращает свою работу. Если же оно остановится, человек погибнет. Как мы можем помочь нашему сердцу всегда быть крепким и здоровым?

Дети: Тренировать сердце – заниматься физкультурой, танцами, закаляться, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать. Если сердце устанет – дать ему отдохнуть, расслабиться, проиграть в спокойные игры, посидеть, полежать.

Воспитатель: Что для вас сегодня на занятии было самым интересным?

Воспитатель: Как вы думаете, сердцу нравится, когда вы грустите, сердитесь, плачете? А чем будем радовать наше сердечко? Будем улыбаться, смеяться, дружить, радоваться каждому дню!

В конце своего путешествия Железный Дровосек получил от Волшебника Изумрудного города настоящее сердце и вновь стал добрым и счастливым.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично поработали вместе со мной, и в знак благодарности я хочу подарить вам сладости для радости. А также пожелать вам крепкого здоровья и счастья.

В заключении звучит песня «А сердце смеётся…».