Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе «В гостях у сказки»


Автор: ЕРМАКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 4 п. Николаевка»
Должность: воспитатель


Образовательные области: «познавательное развитие».

Раздел: ФЭМП с элементами театрализованной деятельности.

Цель – закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Образовательные:

— закрепить порядковый (прямой и обратный), количественный счёт в пределах 10;

— совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение ориентироваться на плоскости по образцу;

— совершенствовать умение раскладывать число 10 на два меньших и составлять из двух меньших чисел число в пределах 10;

— закрепить умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

— совершенствовать умение сравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше», «равно»;

— совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной плоскости по словесному указанию.

Развивающие:

— развивать логическое мышление, творческое воображение;

— развивать связную, выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями;

— развивать зрительную память, внимание.

Воспитательные:

— воспитывать положительное отношение к сказкам, интерес к их драматизации;

— воспитывать дружеские взаимоотношения.

Интеграция видов деятельности: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «музыкальное развитие».

Методические приемы:

Наглядный: показ, демонстрация на слайдах;

Практический: решение задач,задание на состав числа из двух меньших чисел, на сравнение чисел, ориентировка на листе бумаги с фигурками, музыкальная физкультминутка, драматизация сказки;

Словесный: напоминание, указание, вопросы, беседа, индивидуальные ответы детей.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Словарная работа: слева, справа, больше, меньше, равно.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», игра «Посчитай по порядку», игры и упражнения на ориентировку на плоскости.

Оборудование: телевизор или проектор, мольберт – 3 шт., декорации (лес, избушка), маски животных, сундучок.

Демонстрационный материал: презентация, карточки с заданиями, игрушка на руку, письмо, образцы домиков из геометрических фигур, карточки со звездами (равенства), числовые домики, книга.

Раздаточный материал: ручки,бумага формата А4, наборы геометрических фигур, цифры, плоскостные фигуры героев сказки «Колобок», листы в клетку, счетные палочки, лотки, эмблемы для команд.

Ход деятельности:

I этап. Вводный (организационный момент, проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна.

Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте мы с ними дружно поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение.

(Шум ветра, воспитатель обращает внимание детей на экран)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой сильный ветер поднялся, и он, кажется, унес какую-то книгу.

Раздается стук в дверь. (Пришло письмо)

Кукла (на руке): Вам письмо.

Воспитатель: Здравствуйте, спасибо.

Обращается к детям: Какое интересное письмо, на конверте написано: «Ребятам подготовительной группы детского сада № 16 города Биробиджана от Сказочной Феи». Давайте его прочтем.

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сказочная Фея. Я хранительница всех сказок. Но недавно произошла беда, ураган-хулиган пронесся со страшным свистом, расправив крылья от края до края, сметая все на своем пути. Раскидал он все сказки. Подхватил он одну книгу сказок, закрутил, завертел и понес ее неведомо куда. Помогите мне, пожалуйста, вернуть ее. А чтобы вы легко справились, отправляю к вам помощницу – Фею Динь-Динь.

На экране появляется Фея Динь-Динь.

Динь-Динь: Здравствуйте, ребята! Давайте найдем книгу сказок, вернем ее в сказочную страну. Но для этого нам нужно пройти нелегкий путь и справиться со всеми заданиями.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочной Фее? (ответы детей)

II этап. Основной (выполнение действий по задачам)

Попросить ребенка взять карточку с цифрой 1.

Воспитатель читает задание: Вам нужно посчитать, сколько лесных зверей находится на полянке.

Воспитатель: Ребята, а где же звери? Посмотрите вокруг, что вы видите? (Обратить внимание на лес, теремок) Наверное, они испугались сильного ветра и разбежались в разные стороны. Ой, смотрите, маски зверей. Предлагаю вам превратиться в них и посчитать, сколько их было (дети надевают маски и садятся на бревнышки). Звери у нас не простые, а сказочные. Ребята, вы узнали, из какой сказки наши звери? (дети отвечают)

Стоит в поле теремок. Он не низок, ни высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Ребята, давайте посчитаем мышку, какая она по счету. (дети считают: Мышка — первая)

Воспитатель: Прискакала к терему Лягушка-Квакушка и спрашивает…

Лягушка: Кто в тереме живёт?

Мышка: Я Мышка-Норушка. А ты кто?

Лягушка: А я лягушка-Квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить!

Воспитатель: Вошла лягушка в теремок и стала там жить.

Ребята, давайте и лягушку посчитаем, какая она по счету? (дети считают: Лягушка — вторая)

Воспитатель: Бежит мимо Зайчик-Побегайчик. Остановился и спрашивает:

Зайчик: Кто в теремочке живёт?

Мышка: Я, Мышка-Норушка

Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка. А ты кто?

Зайчик:А я Зайчик-Побегайчик.

Мышка: Иди к нам жить!

Воспитатель: Заяц скок в теремок и стал тоже там жить.

Ребята, давайте зайчика, посчитаем, какой заяц по счету? (дети считают: Зайчик — третий)

Воспитатель: Идет Лисичка-Сестричка, постучала в окошко и спрашивает:

Лисичка: Кто в тереме живет?

Мышка: Я, Мышка-Норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка.

Зайчик: Я, Зайчик-Побегайчик.

Лисичка:А я Лисичка-Сестричка!

Зайчик: Иди к нам жить.

Воспитатель: Какая лисичка по счету? (четвертая)

Бежал мимо Волчок — серый бочок, заглянул в терем и спрашивает:

Волчок: Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, Мышка-Норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка.

Зайчик: Я, Зайчик-Побегайчик.

Лисичка:А я Лисичка-Сестричка.

Волчок:А я Волчок — серый бочок!

Лисичка: Иди к нам жить!

Воспитатель: Ребята, какой волчок по счету?

Дети: Пятый!

Воспитатель: Правильно, стали они жить впятером.

Вдруг идет мимо Медведь Косолапый:

Медведь Косолапый: Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, Мышка-Норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка.

Зайчик: Я, Зайчик-Побегайчик.

Лисичка:А я Лисичка-Сестричка.

Волчок:А я Волчок — серый бочок!

Медведь Косолапый: А я Медведь Косолапый!

Волчок: Иди к нам жить!

Воспитатель: Ребята, медведь какой по счёту? (шестой)

Сказка наша продолжается. Бежал по лесу кабан и домик увидал.

Кабан: Можно к вам в гости?

Звери: Заходи, будем вместе жить

Воспитатель: Ребята, а кабан какой по счёту? (седьмой)

По лесу лось бежал и домик увидал. Звери и лося позвали жить вместе в теремочке.

Воспитатель: Лось какой по счёту пришёл? (восьмой)

Ёжик теремок увидал и быстро в него забежал. Обрадовался, что много зверей повстречал и остался жить.

Ребята, ёжик какой по счёту прибежал? (девятый)

Рысь за ёжиком бежала и теремок увидала. Интересно стало ей, кто в нем живет.

Рысь: Можно в вашем теремочке пожить?

Звери: Можно, заходи!

Воспитатель: Рысь какая по счёту пришла? (десятая) Стали звери вместе жить поживать, да добра наживать.

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаемся по порядку (прямой и обратный счет: первый, второй).

Воспитатель: Молодцы, ребята, так сколько же лесных жителей было на лесной опушке? Рысь, посчитай. (1, 2, 3…)

Фея Динь-Динь: Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, а нам нужно идти дальше. (предложить ребенку взять карточку с цифрой 2)

Воспитатель читает задание: Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители Изумрудного города, у нас прошел сильный ураган и поломал все наши дома. Помогите, пожалуйста, восстановить наши домики, а затем заселить в них жителей.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и встать вокруг своего стола.

Воспитатель: Что вы видите на столах? (дети: геометрические фигуры), назовите их (трапеция, полукруг, круг, треугольник, прямоугольник, шестиугольник).

Вам нужно отремонтировать домики по образцу. Внимательно смотрите на образец и выполняйте работу.

Команды детей проверяют правильность выполнения работы друг друга.

Воспитатель: Молодцы, справились! Но не забывайте, в письме нас просили заселить жителей в эти домики.

А домики с жителями не простые, а числовые. Значит, как будут называться жители? (дети: числа)

На мольбертах для обеих команд размещены числовые домики с числом 10.

Воспитатель: Из каких двух чисел состоит число 10? (дети: число 10 состоит из двух чисел: 2 и 8, 3 и 7, 9 и 1, 5 и 5, 6 и 4).

Теперь приступайте к работе, каждая команда заселяет свой домик жильцами.

Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Что вы сделали? (ответы детей: починили домики и заселили жильцов)

Фея Динь-Динь: Ой, ребята, как интересно! Молодцы! Но я что-то немного устала.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, тоже устали? Предлагаю и нам отдохнуть.

Физкультминутка «Сказочная зарядка»

Фея Динь-Динь: Ребята, я вижу, считать вы умеете, тогда вы справитесь и с третьим заданием.

Воспитатель предлагает ребенку взять третью карточку.

Воспитатель читает задание: Мальвина решила провести урок математики для Буратино, подготовила ему задачи. И вдруг подул сильный ветер и все задачки улетели. Помогите Мальвине составить задачи для Буратино.

Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столам, занять свои рабочие места.

Но прежде чем приступить к решению задач, вы должны вспомнить, из каких частей состоит задача. (условие, вопрос, решение, ответ)

Подвиньте к себе лист в клетку, возьмите ручку и теперь внимательно слушайте условие задачи:

На дереве росло 10 яблок, 2 яблока упало.

Вопрос: Сколько яблок осталось на дереве?

Запишите решение и ответ задачи на листах.

Воспитатель: Кто хочет прочесть решение задачи? (10-2=8) Ребята, все согласны?

А следующую задачу на сложение вы составите сами, по картинке. Посмотрите, на экране задача, запишите решение и ответ на листах. (предложить тем, кто затрудняется, использовать счетные палочки)

(Условие: У Пьеро 4 карандаша, а у Буратино 6. Вопрос: Сколько всего карандашей?)

(4+6=10)

Воспитатель: Ребята, все согласны?

Молодцы, ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Как мы помогли Мальвине? (ответы детей: составили задачи) Уберите листы с решением задач на край стола.

Фея Динь-Динь: Молодцы, ребята! И с задачками вы справились!

Воспитатель предлагает ребенку взять четвертую карточку.

Воспитатель читает задание: Пишет вам Звездочет из сказки А.С. Пушкина «О золотом петушке». Свирепый ветер пронесся и погасил на небе несколько звезд. Помогите зажечь звезды на небе.

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем? А чтобы они вновь засияли, вам нужно правильно расставить знаки сравнения.

Переверните листы на обратную сторону. Вам нужно сравнить цифры в звездочках и поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между ними.

Все выполнили задание? (вызвать ребенка к доске)

Воспитатель: Давайте проверим, засияли ли звезды на небе? (на экране появляются звезды)

Фея Динь-Динь: Как красиво засияли звезды!

Воспитатель: И у нас осталась последняя карточка. Под какой она цифрой? (5)

Задание: Здравствуйте, ребята! Пишут вам бабушка и дедушка. Наш Колобок решил пойти погулять, а мы очень переживаем, чтобы его никто не обидел. Подскажите Колобку, где находятся лесные звери.

Воспитатель: Положите перед собой лист с полянкой, подвиньте к себе лотки с фигурками. А теперь слушайте внимательно, кто где находится.

— на середине полянки колобок

— справа от колобка дед

— слева от колобка баба

— в правом верхнем углу медведь

— в нижнем левом углу лиса.

— в верхнем левом углу волк.

— в нижнем правом углу заяц.

Все справились с заданием? Теперь давайте проверим. Молодцы, ребята, всех нашли.

Спросить детей: где находится Лиса? Медведь? Где находится дед?

Фея Динь-Динь хвалит детей: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а теперь наведите порядок на своих рабочих местах.

III этап. Заключительный (итог деятельности)

(Раздается шум ветра)

Воспитатель: Ребята, скорее подойдите все ко мне, давайте возьмемся за руки. Держитесь крепче.

(Ветер стихает, появляется сундучок)

Воспитатель: Дети, смотрите, что это? (сундучок) Воспитатель открывает его. Ребята, посмотрите, это же ветер вернул нам книгу сказок! (воспитатель открывает книгу, видит письмо)

Ребята, а здесь какое-то письмо, давайте я вам его прочту:

Здравствуйте, ребята! Спасибо вам большое, что помогли всем героям сказок! И я дарю вам эту книгу. Ваша Сказочная Фея.

Фея Динь-Динь: Мне очень понравилось путешествовать с вами, но нам пора прощаться. До свидания!

Рефлексия

Воспитатель: Приключение наше закончилось. Что вам понравилось больше всего? (спросить 1-2 ребенка) Но мы еще не раз встретимся с нашими друзьями сказками. Они всегда нас ждут в книгах.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =