Образовательные области: «познавательное развитие».
Раздел: ФЭМП с элементами театрализованной деятельности.
Цель – закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить порядковый (прямой и обратный), количественный счёт в пределах 10;
— совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение ориентироваться на плоскости по образцу;
— совершенствовать умение раскладывать число 10 на два меньших и составлять из двух меньших чисел число в пределах 10;
— закрепить умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
— совершенствовать умение сравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше», «равно»;
— совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной плоскости по словесному указанию.
Развивающие:
— развивать логическое мышление, творческое воображение;
— развивать связную, выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями;
— развивать зрительную память, внимание.
Воспитательные:
— воспитывать положительное отношение к сказкам, интерес к их драматизации;
— воспитывать дружеские взаимоотношения.
Интеграция видов деятельности: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «музыкальное развитие».
Методические приемы:
— Наглядный: показ, демонстрация на слайдах;
— Практический: решение задач,задание на состав числа из двух меньших чисел, на сравнение чисел, ориентировка на листе бумаги с фигурками, музыкальная физкультминутка, драматизация сказки;
— Словесный: напоминание, указание, вопросы, беседа, индивидуальные ответы детей.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Словарная работа: слева, справа, больше, меньше, равно.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», игра «Посчитай по порядку», игры и упражнения на ориентировку на плоскости.
Оборудование: телевизор или проектор, мольберт – 3 шт., декорации (лес, избушка), маски животных, сундучок.
Демонстрационный материал: презентация, карточки с заданиями, игрушка на руку, письмо, образцы домиков из геометрических фигур, карточки со звездами (равенства), числовые домики, книга.
Раздаточный материал: ручки,бумага формата А4, наборы геометрических фигур, цифры, плоскостные фигуры героев сказки «Колобок», листы в клетку, счетные палочки, лотки, эмблемы для команд.
Ход деятельности:
I этап. Вводный (организационный момент, проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна.
Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте мы с ними дружно поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение.
(Шум ветра, воспитатель обращает внимание детей на экран)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой сильный ветер поднялся, и он, кажется, унес какую-то книгу.
Раздается стук в дверь. (Пришло письмо)
Кукла (на руке): Вам письмо.
Воспитатель: Здравствуйте, спасибо.
Обращается к детям: Какое интересное письмо, на конверте написано: «Ребятам подготовительной группы детского сада № 16 города Биробиджана от Сказочной Феи». Давайте его прочтем.
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сказочная Фея. Я хранительница всех сказок. Но недавно произошла беда, ураган-хулиган пронесся со страшным свистом, расправив крылья от края до края, сметая все на своем пути. Раскидал он все сказки. Подхватил он одну книгу сказок, закрутил, завертел и понес ее неведомо куда. Помогите мне, пожалуйста, вернуть ее. А чтобы вы легко справились, отправляю к вам помощницу – Фею Динь-Динь.
На экране появляется Фея Динь-Динь.
Динь-Динь: Здравствуйте, ребята! Давайте найдем книгу сказок, вернем ее в сказочную страну. Но для этого нам нужно пройти нелегкий путь и справиться со всеми заданиями.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочной Фее? (ответы детей)
II этап. Основной (выполнение действий по задачам)
Попросить ребенка взять карточку с цифрой 1.
Воспитатель читает задание: Вам нужно посчитать, сколько лесных зверей находится на полянке.
Воспитатель: Ребята, а где же звери? Посмотрите вокруг, что вы видите? (Обратить внимание на лес, теремок) Наверное, они испугались сильного ветра и разбежались в разные стороны. Ой, смотрите, маски зверей. Предлагаю вам превратиться в них и посчитать, сколько их было (дети надевают маски и садятся на бревнышки). Звери у нас не простые, а сказочные. Ребята, вы узнали, из какой сказки наши звери? (дети отвечают)
Стоит в поле теремок. Он не низок, ни высок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Ребята, давайте посчитаем мышку, какая она по счету. (дети считают: Мышка — первая)
Воспитатель: Прискакала к терему Лягушка-Квакушка и спрашивает…
Лягушка: Кто в тереме живёт?
Мышка: Я Мышка-Норушка. А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-Квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить!
Воспитатель: Вошла лягушка в теремок и стала там жить.
Ребята, давайте и лягушку посчитаем, какая она по счету? (дети считают: Лягушка — вторая)
Воспитатель: Бежит мимо Зайчик-Побегайчик. Остановился и спрашивает:
Зайчик: Кто в теремочке живёт?
Мышка: Я, Мышка-Норушка
Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка. А ты кто?
Зайчик:А я Зайчик-Побегайчик.
Мышка: Иди к нам жить!
Воспитатель: Заяц скок в теремок и стал тоже там жить.
Ребята, давайте зайчика, посчитаем, какой заяц по счету? (дети считают: Зайчик — третий)
Воспитатель: Идет Лисичка-Сестричка, постучала в окошко и спрашивает:
Лисичка: Кто в тереме живет?
Мышка: Я, Мышка-Норушка.
Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка.
Зайчик: Я, Зайчик-Побегайчик.
Лисичка:А я Лисичка-Сестричка!
Зайчик: Иди к нам жить.
Воспитатель: Какая лисичка по счету? (четвертая)
Бежал мимо Волчок — серый бочок, заглянул в терем и спрашивает:
Волчок: Кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка-Норушка.
Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка.
Зайчик: Я, Зайчик-Побегайчик.
Лисичка:А я Лисичка-Сестричка.
Волчок:А я Волчок — серый бочок!
Лисичка: Иди к нам жить!
Воспитатель: Ребята, какой волчок по счету?
Дети: Пятый!
Воспитатель: Правильно, стали они жить впятером.
Вдруг идет мимо Медведь Косолапый:
Медведь Косолапый: Кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка-Норушка.
Лягушка: Я, Лягушка-Квакушка.
Зайчик: Я, Зайчик-Побегайчик.
Лисичка:А я Лисичка-Сестричка.
Волчок:А я Волчок — серый бочок!
Медведь Косолапый: А я Медведь Косолапый!
Волчок: Иди к нам жить!
Воспитатель: Ребята, медведь какой по счёту? (шестой)
Сказка наша продолжается. Бежал по лесу кабан и домик увидал.
Кабан: Можно к вам в гости?
Звери: Заходи, будем вместе жить
Воспитатель: Ребята, а кабан какой по счёту? (седьмой)
По лесу лось бежал и домик увидал. Звери и лося позвали жить вместе в теремочке.
Воспитатель: Лось какой по счёту пришёл? (восьмой)
Ёжик теремок увидал и быстро в него забежал. Обрадовался, что много зверей повстречал и остался жить.
Ребята, ёжик какой по счёту прибежал? (девятый)
Рысь за ёжиком бежала и теремок увидала. Интересно стало ей, кто в нем живет.
Рысь: Можно в вашем теремочке пожить?
Звери: Можно, заходи!
Воспитатель: Рысь какая по счёту пришла? (десятая) Стали звери вместе жить поживать, да добра наживать.
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаемся по порядку (прямой и обратный счет: первый, второй).
Воспитатель: Молодцы, ребята, так сколько же лесных жителей было на лесной опушке? Рысь, посчитай. (1, 2, 3…)
Фея Динь-Динь: Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, а нам нужно идти дальше. (предложить ребенку взять карточку с цифрой 2)
Воспитатель читает задание: Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители Изумрудного города, у нас прошел сильный ураган и поломал все наши дома. Помогите, пожалуйста, восстановить наши домики, а затем заселить в них жителей.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и встать вокруг своего стола.
Воспитатель: Что вы видите на столах? (дети: геометрические фигуры), назовите их (трапеция, полукруг, круг, треугольник, прямоугольник, шестиугольник).
Вам нужно отремонтировать домики по образцу. Внимательно смотрите на образец и выполняйте работу.
Команды детей проверяют правильность выполнения работы друг друга.
Воспитатель: Молодцы, справились! Но не забывайте, в письме нас просили заселить жителей в эти домики.
А домики с жителями не простые, а числовые. Значит, как будут называться жители? (дети: числа)
На мольбертах для обеих команд размещены числовые домики с числом 10.
Воспитатель: Из каких двух чисел состоит число 10? (дети: число 10 состоит из двух чисел: 2 и 8, 3 и 7, 9 и 1, 5 и 5, 6 и 4).
Теперь приступайте к работе, каждая команда заселяет свой домик жильцами.
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием? Что вы сделали? (ответы детей: починили домики и заселили жильцов)
Фея Динь-Динь: Ой, ребята, как интересно! Молодцы! Но я что-то немного устала.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, тоже устали? Предлагаю и нам отдохнуть.
Физкультминутка «Сказочная зарядка»
Фея Динь-Динь: Ребята, я вижу, считать вы умеете, тогда вы справитесь и с третьим заданием.
Воспитатель предлагает ребенку взять третью карточку.
Воспитатель читает задание: Мальвина решила провести урок математики для Буратино, подготовила ему задачи. И вдруг подул сильный ветер и все задачки улетели. Помогите Мальвине составить задачи для Буратино.
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столам, занять свои рабочие места.
Но прежде чем приступить к решению задач, вы должны вспомнить, из каких частей состоит задача. (условие, вопрос, решение, ответ)
Подвиньте к себе лист в клетку, возьмите ручку и теперь внимательно слушайте условие задачи:
На дереве росло 10 яблок, 2 яблока упало.
Вопрос: Сколько яблок осталось на дереве?
Запишите решение и ответ задачи на листах.
Воспитатель: Кто хочет прочесть решение задачи? (10-2=8) Ребята, все согласны?
А следующую задачу на сложение вы составите сами, по картинке. Посмотрите, на экране задача, запишите решение и ответ на листах. (предложить тем, кто затрудняется, использовать счетные палочки)
(Условие: У Пьеро 4 карандаша, а у Буратино 6. Вопрос: Сколько всего карандашей?)
(4+6=10)
Воспитатель: Ребята, все согласны?
Молодцы, ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Как мы помогли Мальвине? (ответы детей: составили задачи) Уберите листы с решением задач на край стола.
Фея Динь-Динь: Молодцы, ребята! И с задачками вы справились!
Воспитатель предлагает ребенку взять четвертую карточку.
Воспитатель читает задание: Пишет вам Звездочет из сказки А.С. Пушкина «О золотом петушке». Свирепый ветер пронесся и погасил на небе несколько звезд. Помогите зажечь звезды на небе.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем? А чтобы они вновь засияли, вам нужно правильно расставить знаки сравнения.
Переверните листы на обратную сторону. Вам нужно сравнить цифры в звездочках и поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между ними.
Все выполнили задание? (вызвать ребенка к доске)
Воспитатель: Давайте проверим, засияли ли звезды на небе? (на экране появляются звезды)
Фея Динь-Динь: Как красиво засияли звезды!
Воспитатель: И у нас осталась последняя карточка. Под какой она цифрой? (5)
Задание: Здравствуйте, ребята! Пишут вам бабушка и дедушка. Наш Колобок решил пойти погулять, а мы очень переживаем, чтобы его никто не обидел. Подскажите Колобку, где находятся лесные звери.
Воспитатель: Положите перед собой лист с полянкой, подвиньте к себе лотки с фигурками. А теперь слушайте внимательно, кто где находится.
— на середине полянки колобок
— справа от колобка дед
— слева от колобка баба
— в правом верхнем углу медведь
— в нижнем левом углу лиса.
— в верхнем левом углу волк.
— в нижнем правом углу заяц.
Все справились с заданием? Теперь давайте проверим. Молодцы, ребята, всех нашли.
Спросить детей: где находится Лиса? Медведь? Где находится дед?
Фея Динь-Динь хвалит детей: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а теперь наведите порядок на своих рабочих местах.
III этап. Заключительный (итог деятельности)
(Раздается шум ветра)
Воспитатель: Ребята, скорее подойдите все ко мне, давайте возьмемся за руки. Держитесь крепче.
(Ветер стихает, появляется сундучок)
Воспитатель: Дети, смотрите, что это? (сундучок) Воспитатель открывает его. Ребята, посмотрите, это же ветер вернул нам книгу сказок! (воспитатель открывает книгу, видит письмо)
Ребята, а здесь какое-то письмо, давайте я вам его прочту:
Здравствуйте, ребята! Спасибо вам большое, что помогли всем героям сказок! И я дарю вам эту книгу. Ваша Сказочная Фея.
Фея Динь-Динь: Мне очень понравилось путешествовать с вами, но нам пора прощаться. До свидания!
Рефлексия
Воспитатель: Приключение наше закончилось. Что вам понравилось больше всего? (спросить 1-2 ребенка) Но мы еще не раз встретимся с нашими друзьями – сказками. Они всегда нас ждут в книгах.