Цель: Закреплять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
Доминирующие области: Познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей
Образовательные задачи:
Познавательное развитие: Систематизировать и закреплять знания детей о зиме, зимующих птицах, внешнем виде, повадках; совершенствовать умение детей устанавливать взаимосвязь природы и времени года, растительного и животного мира.
Речевое развитие: Обогащать словарный запас детей. Закреплять умение в составлении короткого описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на схему. Развивать речевую активность, диалогическую речь, связную речь,
Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Развивать навык самоконтроля. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам при выполнении игровых заданий.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке; беседы о птицах; чтение художественных произведений о зимующих птицах; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, дидактические игры на уточнение названий зимующих птиц, характерных внешних признаков (хвост, клюв, расцветка перьев, величина и т.д.), особенностей питания; загадывание загадок, изготовление кормушек.
Ожидаемые результаты: Проявляют интерес к общению. Знают названия зимующих птиц, определяют их по внешнему виду, повадкам, знакомы с особенностями жизни в зимних условиях. Составляют короткие описательные рассказы о зимующих птицах с опорой на схему. Умеют формулировать ответы на вопросы педагога, рассуждать, обобщать, делать выводы. Владеют навыками самоконтроля, взаимоконтроля.
Материал и оборудование: ИКТ: экран, проектор, презентация, фонограмма «Метель», схема для составления описательного рассказа, кольцо Луллия, части птиц (изображения), игра «Кому что по вкусу», круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», мед.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Здравствуйте, ребята!
Психогимнастика:
Собрались все дети в круг, (Взяться за руки и посмотреть друг другу в глаза.)
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель обращает внимание детей на экран (на экране анимация: падающий снег за окном, заснеженная рябина).
— Давайте посмотрим в окно, что вы там видите?
— Падает снег, рябину. (звучит музыка вначале тихо, а потом усиливается)
— Ребята, а что вы слышите? Метет метель.
— Когда это бывает? Зимой.
— Какое сейчас время года? Зима.
— Ой, посмотрите, кто к нам прилетел? (обращаю внимание на экран, снегирь за окном).
— Как вы думаете, почему он к нам прилетел? Просит помощи.
— Какую помощь мы можем ему оказать? Сделать кормушки, покормить птиц.
— Как вы думаете, чего боятся птицы зимой, холода или голода?
— Ребята, а вы знаете какую-нибудь примету про снегиря?
— Я вас с ней сейчас познакомлю: « Если увидели снегиря за окном, то зима будет не долгой».
— А вот давайте в конце зимы мы это и проверим, действительно ли это так.
— Ой, посмотрите, что еще мы видим?
— А вот необычное дерево, (обращаю внимание на экран) на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Хотите узнать какие?
— Тогда отгадайте загадки и с каждым правильным ответом будет появляться птица.
Игра «Угадай птицу»
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
3. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей)
4. Спинкою зеленовата,
Животиком желтоватая
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.: (Синица)
5. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё-клё-клё» — поёт со свистом? (Клёст)
— Как вы думаете, всех ли этих птиц можем увидеть зимой?
— Если можем, тогда какие это птицы?
— Зимующие.
— А вот еще одна птица на дереве, что это за птица?
— Кукушка.
— Разве она тоже зимующая?
— Нет, она перелетная.
— Как вы считаете, почему ее называют перелетной?
(рассуждения детей). Ей место на этом дереве?
— Вы правы, конечно, нет.
— По вашему мнению, нужны ли нам зимующие птицы?
— Да, действительно вы правы нам нужны зимующие птицы для того чтобы любоваться их красивым, ярким опереньем, слышать их веселое пение.
— А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете о птицах? Я вам предлагаю поиграть в игру.
Словесно-дидактическая игра «Верю — не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
— Клесты выводят птенцов зимой.
— У синицы жёлтое брюшко.
— У воробья большой сильный клюв.
— У сороки длинный чёрный хвост.
— Ворона выполняет, роль санитара.
— Клесты любят семена шишек.
— Вы меня порадовали своими знаниями о птицах, вы действительно много знаете.
Ребята, сейчас я предлагаю вам немного размяться.
Физминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение),
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
— А вы знаете такую птицу- Синцаголубворобей? (Нет)
— А как вы думаете, какие птицы спрятались в этом названии?
— Правильно, синица, голубь, воробей.
— Ребята я для вас приготовила новую иргу. Хотите узнать какую? Тогда давайте присядем за столы и вас с ней познакомлю.
Игра «Придумай новую птицу» (кольцо Луллия).
— Какие интересные названия у вас получились.
Игра «Кому что по вкусу» (дети работают парами и соединяют птиц с кормом, которым они любят лакомиться). Проверка правильных ответов на экране.
— Помните, в начале нашей работы вы мне сказали, что мы можем помочь птицам, сделав им кормушки. Но на это у нас с вами нет времени, а вот сделать угощение для птиц мы можем. Давайте подойдем вот к этому столу и сделаем пряник из различных семян.
— Пока мы с вами готовили, пряники посмотрите, сколько птиц прилетело к нам и жду вашего угощения. Давайте, когда пойдем на прогулку, возьмем эти угощения и развесим их на деревьях, пускай птицы полакомятся.
Подведение итогов проделанной работы.