Конспект НОД по познавательному и речевому развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Что мы знаем о зимующих птицах»


Автор: Наталья Александровна Ракитина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: воспитатель


Цель: Закреплять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Доминирующие области: Познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей

Образовательные задачи:

Познавательное развитие: Систематизировать и закреплять знания детей о зиме, зимующих птицах, внешнем виде, повадках; совершенствовать умение детей устанавливать взаимосвязь природы и времени года, растительного и животного мира.

Речевое развитие: Обогащать словарный запас детей. Закреплять умение в составлении короткого описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на схему. Развивать речевую активность, диалогическую речь, связную речь,

Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Развивать навык самоконтроля. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам при выполнении игровых заданий.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке; беседы о птицах; чтение художественных произведений о зимующих птицах; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, дидактические игры на уточнение названий зимующих птиц, характерных внешних признаков (хвост, клюв, расцветка перьев, величина и т.д.), особенностей питания; загадывание загадок, изготовление кормушек.

Ожидаемые результаты: Проявляют интерес к общению. Знают названия зимующих птиц, определяют их по внешнему виду, повадкам, знакомы с особенностями жизни в зимних условиях. Составляют короткие описательные рассказы о зимующих птицах с опорой на схему. Умеют формулировать ответы на вопросы педагога, рассуждать, обобщать, делать выводы. Владеют навыками самоконтроля, взаимоконтроля.

Материал и оборудование: ИКТ: экран, проектор, презентация, фонограмма «Метель», схема для составления описательного рассказа, кольцо Луллия, части птиц (изображения), игра «Кому что по вкусу», круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», мед.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Здравствуйте, ребята!

Психогимнастика:

Собрались все дети в круг, (Взяться за руки и посмотреть друг другу в глаза.)

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель обращает внимание детей на экран (на экране анимация: падающий снег за окном, заснеженная рябина).

— Давайте посмотрим в окно, что вы там видите?

— Падает снег, рябину. (звучит музыка вначале тихо, а потом усиливается)

— Ребята, а что вы слышите? Метет метель.

— Когда это бывает? Зимой.

— Какое сейчас время года? Зима.

— Ой, посмотрите, кто к нам прилетел? (обращаю внимание на экран, снегирь за окном).

— Как вы думаете, почему он к нам прилетел? Просит помощи.

— Какую помощь мы можем ему оказать? Сделать кормушки, покормить птиц.

— Как вы думаете, чего боятся птицы зимой, холода или голода?

— Ребята, а вы знаете какую-нибудь примету про снегиря?

— Я вас с ней сейчас познакомлю: « Если увидели снегиря за окном, то зима будет не долгой».

— А вот давайте в конце зимы мы это и проверим, действительно ли это так.

— Ой, посмотрите, что еще мы видим?

— А вот необычное дерево, (обращаю внимание на экран) на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Хотите узнать какие?

— Тогда отгадайте загадки и с каждым правильным ответом будет появляться птица.

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

3. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей)

4. Спинкою зеленовата,

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.: (Синица)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» — поёт со свистом? (Клёст)

— Как вы думаете, всех ли этих птиц можем увидеть зимой?

— Если можем, тогда какие это птицы?

— Зимующие.

— А вот еще одна птица на дереве, что это за птица?

— Кукушка.

— Разве она тоже зимующая?

— Нет, она перелетная.

— Как вы считаете, почему ее называют перелетной?

(рассуждения детей). Ей место на этом дереве?

— Вы правы, конечно, нет.

— По вашему мнению, нужны ли нам зимующие птицы?

— Да, действительно вы правы нам нужны зимующие птицы для того чтобы любоваться их красивым, ярким опереньем, слышать их веселое пение.

— А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете о птицах? Я вам предлагаю поиграть в игру.

Словесно-дидактическая игра «Верю — не верю».

Если утверждение правильно, то вы отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».

— Клесты выводят птенцов зимой.

— У синицы жёлтое брюшко.

— У воробья большой сильный клюв.

— У сороки длинный чёрный хвост.

— Ворона выполняет, роль санитара.

— Клесты любят семена шишек.

— Вы меня порадовали своими знаниями о птицах, вы действительно много знаете.

Ребята, сейчас я предлагаю вам немного размяться.

Физминутка:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

— А вы знаете такую птицу- Синцаголубворобей? (Нет)

— А как вы думаете, какие птицы спрятались в этом названии?

— Правильно, синица, голубь, воробей.

— Ребята я для вас приготовила новую иргу. Хотите узнать какую? Тогда давайте присядем за столы и вас с ней познакомлю.

Игра «Придумай новую птицу» (кольцо Луллия).

— Какие интересные названия у вас получились.

Игра «Кому что по вкусу» (дети работают парами и соединяют птиц с кормом, которым они любят лакомиться). Проверка правильных ответов на экране.

— Помните, в начале нашей работы вы мне сказали, что мы можем помочь птицам, сделав им кормушки. Но на это у нас с вами нет времени, а вот сделать угощение для птиц мы можем. Давайте подойдем вот к этому столу и сделаем пряник из различных семян.

— Пока мы с вами готовили, пряники посмотрите, сколько птиц прилетело к нам и жду вашего угощения. Давайте, когда пойдем на прогулку, возьмем эти угощения и развесим их на деревьях, пускай птицы полакомятся.

Подведение итогов проделанной работы.