Использование логоритмики на музыкальных занятиях совместно с учителем логопедом.
Задачи: Формирование логоритмических навыков у детей с речевыми нарушениями. Развитие у детей координации движений, ориентировки в пространстве, музыкального, ритмического, фонематического слуха, общей, мелкой и артикуляционной моторики, психических прочесов, грамматического строя речи.
Оборудование: Игрушки – курица, петух, яичко; киндер-яйца по количеству детей, бумажные цветы и бабочки, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Наступила теплая весна. Стоят тёплые дни. Давайте, ребята, поедем в деревню, порадуемся весеннему солнышку, погуляем по травке. На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Дети называют варианты)
А давайте отправимся в деревню на поезде!
«Описание поезда» (развитие фонематического слуха)
Садитесь в поезд. (Дети двигаются за педагогом, повторяя слова упражнения)
Выполняется логоритмическое упражнение «Мчится поезд»:
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. (Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему ребёнку)
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь! – гудит. (Первый ребёнок делает круговые движения руками с согнутыми локтями.
Тороплюсь! Тороплюсь!
Тороплюсь!
Чух-чух! Чух-чух! (Дети замедляют движение)
Подъезжает паровоз.
Чух-чух! Чух-чух!
Он в деревню нас привёз.
Ду-ду!… (Останавливаются и гудят).
В деревне нас встретила бабушка Маруся. Привела нас на птичий двор, показала свою любимую Курочку, стала её просить:
— Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя!
Снесла Курочка яичко и пошла искать своего Цыплёнка. Искала, искала, устала и присела отдохнуть.
Нейроигра — дети проговаривают чистоговорки и одновременно передают друг другу киндер-яйца:
Це-це-це – вот вам сказка о яйце.
Цо-цо-цо – курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу – котик тянется к яйцу.
Цом-цом-цом – поиграть хотел с яйцом.
Ца-ца-ца – брысь, котёнок, от яйца.
Цы-цы-цы – отогнали? Молодцы!
Це-це-це – вот вся сказка о яйце.
А вот и Цыплёнок.
Цыплёнок Цып зовут меня,
И мне уже четыре дня!
Что я люблю и с кем дружу?
Об этом вам я расскажу.
Цыплёнок Цып хочет нам рассказать о своей семье, но сначала ему надо прочистить горлышко, клюв, чтобы громко-громко рассказать о своей семье.
Проводится логопедическая гимнастика:
«Открывает рот». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счёт до 5 – 10. Упражнение способствует развития умения спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
«Щёлкает клювиком». Опускание и поднимание нижней челюсти. Открывание и закрывание рта свободное. Упражнение способствует профилактике возникновение контрактур (ограничений движения) жевательно-артикуляторных мышц.
«Удивляется». Вытянуть губы вперёд, округлить их, как при звуке «у», и произвести длительный выдох. Упражнение укрепляет круговую мышцу рта и способствует приобретению равномерного выдоха.
«Пищит». Максимально частое открывание рта с произнесением звуков «пи-пи-пи…» Упражнение укрепляет мышцы губ.
Сначала Цып рассказал о своём папе.
Мой папа – Петя-петушок,
Он утром, вскинув гребешок,
Нам всем кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
А я пока так не могу…
Музыкальная игра «Петушок».
Потом Цып рассказал о маме.
У мамы множество забот
И целый день, и круглый год:
Она цыпляток созывает:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».
Есть ли крошки, проверяет:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».
Маме с нами нелегко!
Проводится пальчиковая игра «Курица»:
Дети, дети, ко-ко-ко, (Соединять и разъединять указательные и большие пальцы («клювики»))
Снова солнце высоко. (Скрестить ладони, раздвинув пальцы, и поднять руки вверх)
Я с рассвета хлопочу, (Положить ладони на плечи и поднимать и опускать локти)
Червячков для вас ищу. (Поскрести пальцами по бёдрам).
Потом Цып познакомил нас со своими братьями и сёстрами.
Нас пять сестрёнок и братишек,
Пять любопытных шалунишек:
Одна за бабочкой следит,
Другая вниз с крыльца летит,
А третий в огород забрался,
Четвёртый где-то потерялся.
Поможем маме Курочке найти цыплят. Песня «Хохлатка».
Не нашла мама только одного цыплёнка.
Я, пятый, к мамочке бегу,
Я с бабочкой играть хочу.
Посмотрите, какая красивая цветочная полянка. Здесь порхают яркие бабочки и цыплята с ними сейчас поиграют.
Проводится игра «Бабочки и цветочки» (дифференциация предлогов – на, под, рядом).
А ещё на этой чудесной полянке живёт сказочная птичка, давайте и с ней поиграем.
Как хорошо нам было в деревне у бабушки Маруси, а давай те вместе с ней испечем пироги. Песня «Испеки нам пироги бабушка Маруся»
Целый день играли цыплята. Но вот и вечер настал, пора прощаться.
Тили-тень, тили-тень,
Село солнце на плетень.
Рядом с ним сел петух –
Кукарекнул: день потух!
Пошли и ребята, и цыплята спать-отдыхать.