Конспект НОД средняя логопедическая группа «Цыпленок и его семья» по мотивам стихотворения А. Берловой


Автор: Алена Владимировна Суламанидзе
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Должность: музыкальный руководитель


Использование логоритмики на музыкальных занятиях совместно с учителем логопедом.

Задачи: Формирование логоритмических навыков у детей с речевыми нарушениями. Развитие у детей координации движений, ориентировки в пространстве, музыкального, ритмического, фонематического слуха, общей, мелкой и артикуляционной моторики, психических прочесов, грамматического строя речи.

Оборудование: Игрушки – курица, петух, яичко; киндер-яйца по количеству детей, бумажные цветы и бабочки, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Наступила теплая весна. Стоят тёплые дни. Давайте, ребята, поедем в деревню, порадуемся весеннему солнышку, погуляем по травке. На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Дети называют варианты)

А давайте отправимся в деревню на поезде!

«Описание поезда» (развитие фонематического слуха)

Садитесь в поезд. (Дети двигаются за педагогом, повторяя слова упражнения)

Выполняется логоритмическое упражнение «Мчится поезд»:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух. (Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему ребёнку)

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь! – гудит. (Первый ребёнок делает круговые движения руками с согнутыми локтями.

Тороплюсь! Тороплюсь!

Тороплюсь!

Чух-чух! Чух-чух! (Дети замедляют движение)

Подъезжает паровоз.

Чух-чух! Чух-чух!

Он в деревню нас привёз.

Ду-ду!… (Останавливаются и гудят).

В деревне нас встретила бабушка Маруся. Привела нас на птичий двор, показала свою любимую Курочку, стала её просить:

— Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

Снесла Курочка яичко и пошла искать своего Цыплёнка. Искала, искала, устала и присела отдохнуть.

Нейроигра — дети проговаривают чистоговорки и одновременно передают друг другу киндер-яйца:

Це-це-це – вот вам сказка о яйце.

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу – котик тянется к яйцу.

Цом-цом-цом – поиграть хотел с яйцом.

Ца-ца-ца – брысь, котёнок, от яйца.

Цы-цы-цы – отогнали? Молодцы!

Це-це-це – вот вся сказка о яйце.

А вот и Цыплёнок.

Цыплёнок Цып зовут меня,

И мне уже четыре дня!

Что я люблю и с кем дружу?

Об этом вам я расскажу.

Цыплёнок Цып хочет нам рассказать о своей семье, но сначала ему надо прочистить горлышко, клюв, чтобы громко-громко рассказать о своей семье.

Проводится логопедическая гимнастика:

«Открывает рот». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счёт до 5 – 10. Упражнение способствует развития умения спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

«Щёлкает клювиком». Опускание и поднимание нижней челюсти. Открывание и закрывание рта свободное. Упражнение способствует профилактике возникновение контрактур (ограничений движения) жевательно-артикуляторных мышц.

«Удивляется». Вытянуть губы вперёд, округлить их, как при звуке «у», и произвести длительный выдох. Упражнение укрепляет круговую мышцу рта и способствует приобретению равномерного выдоха.

«Пищит». Максимально частое открывание рта с произнесением звуков «пи-пи-пи…» Упражнение укрепляет мышцы губ.

Сначала Цып рассказал о своём папе.

Мой папа – Петя-петушок,

Он утром, вскинув гребешок,

Нам всем кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

А я пока так не могу…

Музыкальная игра «Петушок».

Потом Цып рассказал о маме.

У мамы множество забот

И целый день, и круглый год:

Она цыпляток созывает:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».

Есть ли крошки, проверяет:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».

Маме с нами нелегко!

Проводится пальчиковая игра «Курица»:

Дети, дети, ко-ко-ко, (Соединять и разъединять указательные и большие пальцы («клювики»))

Снова солнце высоко. (Скрестить ладони, раздвинув пальцы, и поднять руки вверх)

Я с рассвета хлопочу, (Положить ладони на плечи и поднимать и опускать локти)

Червячков для вас ищу. (Поскрести пальцами по бёдрам).

 

Потом Цып познакомил нас со своими братьями и сёстрами.

Нас пять сестрёнок и братишек,

Пять любопытных шалунишек:

Одна за бабочкой следит,

Другая вниз с крыльца летит,

А третий в огород забрался,

Четвёртый где-то потерялся.

Поможем маме Курочке найти цыплят. Песня «Хохлатка».

Не нашла мама только одного цыплёнка.

Я, пятый, к мамочке бегу,

Я с бабочкой играть хочу.

Посмотрите, какая красивая цветочная полянка. Здесь порхают яркие бабочки и цыплята с ними сейчас поиграют.

Проводится игра «Бабочки и цветочки» (дифференциация предлогов – на, под, рядом).

А ещё на этой чудесной полянке живёт сказочная птичка, давайте и с ней поиграем.

Как хорошо нам было в деревне у бабушки Маруси, а давай те вместе с ней испечем пироги. Песня «Испеки нам пироги бабушка Маруся»

Целый день играли цыплята. Но вот и вечер настал, пора прощаться.

Тили-тень, тили-тень,

Село солнце на плетень.

Рядом с ним сел петух –

Кукарекнул: день потух!

Пошли и ребята, и цыплята спать-отдыхать.