Конспект урока по биологии в 6 классе по теме: «Цветок, его строение и значение»


Автор: Улискова Евгения Михайловна
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск»
Должность: Учитель биологии


Дополнительные файлы

Класс: 6

УМК: И. Н. Пономаревой

Продолжительность урока: 45 минут

Тема урока: «Цветок, его строение и значение»

Номер урока: двадцать второй урок

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием презентации.

Цели и задачи урока:

Формирование у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.

Образовательные:

  • Изучить строение цветка;
  • Изучить особенности строения однополых и обоеполых цветков;
  • Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Развивающие:

  • Формирование умения определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах;
  • Расширение кругозора учащихся.
    Воспитательные:
  • Подвести учащихся к пониманию значимости цветковых растений в природе и их эстетического значения;
  • Бережного отношения к цветковым растениям в экосистеме.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах

Методы, приемы работы на уроке: Словесный, наглядный, частично-поисковый, организация самостоятельной учебной деятельности, поисковая работа с учебником, постановка проблемы, выдвижение гипотез и их обсуждение.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация; Учебник , информационные листы, рабочие листы учащимся, видеоролик, презентация, картины учащихся школы искусств, гербарный материал.

Используемые технологии: элементы технологии педагогической мастерской, проблемное обучение; технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология проектов, ИКТ.

Планируемые результаты:

Предметные.

Учащийся должен знать:

  • цветок – видоизмененный укороченный побег;
  • строение цветка;
  • отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником;
  • строение тычинок и пестиков;
  • особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков;
  • признаки однодомных и двудомных растений;
  • роль семязачатков в формировании семян;

Учащийся должен уметь:

  • узнавать и называть части цветка;
  • определять правильный цветок или неправильный;
  • различать обоеполые цветки от раздельнополых;
  • выделять из знакомых растений однодомные и двудомные;
  • различать части составляющие тычинки и пестики;
  • читать и составлять формулу цветка.

УУД

ЛичностныеУУД:

  • Формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентированные на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные УУД:

  • учатся контролировать и оценивать свои действия;
  • вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
  • выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД:

  • осуществляют сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации;
  • строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации с учителем и сверстниками;

Познавательные УУД:

  • устанавливают причинно-следственные связи между понятиями и строением цветков;
  • проводят сравнение признаков, классификацию объектов по заданным критериям и осуществляют их синтеза;
  • строят рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении

Межпредметные связи: Экология, изобразительное искусство, литература, музыка.

Ход урока.

Орг. момент – 1-2 минуты

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Встали ровно, подтянулись, гостям и друг другу улыбнулись. Доброе утро, присаживайтесь.

Целеполагание – 2-3 минуты

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Чтобы определить тему урока посмотрите на экран и прочитайте письмо-шифровку.

(Цветок и его строение). Молодцы! Давайте определим цели и задачи нашего урока (ответы учащихся)

Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.

Мотивация к учебной деятельности- 3 минуты

Учитель:  Сегодня на уроке мы будем изучать его величество цветок. Цветы заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем- то своем. Они побуждают нас к добру. Посмотрите, сколько всего человек придумал о цветах.

Вначале легенда о том, как на Земле появились цветы. Во мраке и стуже когда-то лежала мать Земля. Не было ни тепла, ни света. И однажды бог солнца, весны и плодородия пронзил её своим взором. Сразу воссияло Солнце. Полились яркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля, жадно пила она щедрые солнечные лучи. И сказал тогда бог света: «За любовь твою украшу я тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, зеленой травой-муравой, цветами алыми». Вот так и появились на Земле цветы. (слайды №3,4,5,6 во время рассказа легенды)

Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.

Учитель: Цветы вдохновляли художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. 

«О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!»

Афанасий Фет

 Великие композиторы всегда восхищались красотой цветов. Чайковский даже написал произведение «Вальс цветов». (видеофрагмент с диска).

Авторы Современных песен тоже не обошли стороной цветок в своих произведениях «Миллион алых роз», «Лаванда», «Белые розы», «Полевые цветы», «Городские цветы», «Желтые тюльпаны», «Маки» и т. Д.(слайды)

Учитель: А сколько прекрасных и нестареющих полотен посвятили им художники (слайды)  Константин Алексеевич Коровин создал более двадцати произведений, посвященных розам. 

Крамской Иван Николаевич «Флоксы», Ван Гог. Ученики школы, посещающие школу искусств создают свои шедевры.

Учитель: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», — говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты.

Учитель: Во многих сказках упоминаются цветы. Назовите эти сказки. (ответы детей: Дюймовочка, Снежная королева, Цветик — семицветик, Аленький цветочек, Двенадцать месяцев, Незнайка и его друзья).

Молодцы!

Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации – 4 минуты

И я тоже сейчас вам расскажу сказку «Удивительный замок».

На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором – большие розово – сиреневые стены. В центре замка стоит зеленый столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые желтые подушечки.

О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

Верно, речь идет о цветке. Можем ли мы ответить на ? что такое зубцы, стены? (нет) Почему? (Не хватает знаний). Возникла проблема? Как решить возникшую проблему? (Поработать с учебником и найти информацию). Я предлагаю вам создать модель цветка. Для этого вам необходимо поработать в группах.

Совместное исследование проблемы – 7 минут.

Каждая группа, пользуясь учебником § 11 и дополнительным материалом должна ответить на поставленный вопрос, создать часть цветка, разместить на доске и представить результаты своей работы. В своих индивидуальных листах раскрасить и подписать части цветка.

1 группа: Что такое цветок? цветоножка и цветоложе? Найдите под каким номером оно изображено на карточке.  (стр 61) Вырежьте и наклейте на ватман на доске свою модель. Представь результаты работы группы.

2 группа: Что такое околоцветник из чего состоит?  Найдите под каким номером изображены на карточке чашечка и венчик, раскрась   (стр 61) Вырежьте и наклейте на ватман на доске свою модель

Представь результаты работы группы.

3 группа:    А что же является главными частями цветка? 

Найдите под каким номером изображены на карточке тычинки и пестик , раскрась   (стр 61-62) Вырежьте и наклейте на ватман на доске свою модель

Представь результаты работы группы.

Моделирование. Конструирование нового способа действий – 7-8 минут

На доске создают модель цветка.

Учащиеся всех групп в рабочих листах выполняют задания, оценивают свою работу.

1 группа: 

Цветок — это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения, развивающийся из цветочной почки.

Цветоложе — ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую и др. Цветоложе 2 внизу переходит в цветоножку 1). 

Цветоножка — тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок. На цветоножке у многих растений развиваются два (у двудольных) или один (у однодольных) маленьких листочка — это прилистники. Цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим.

2 группа: 

Чашечка 3 образует наружный круг околоцветника. Чашечка обычно состоит из мелких зеленых листочков — чашелистиков (Ч). У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку — такая чашечка называется сростнолистной. У других, например у герани, чашелистики не срастаются, у них раздельнолистная чашечка.

При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.

Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.

2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.)

Венчик 8 внутренняя часть околоцветника, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков (Л). У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

Главные функции венчика:

1) привлечение насекомых-опылителей;

2) защита главных частей цветка.

Учитель показывает цветок с двойным и простым околоцветником. Ребята посмотрите на эти цветки, что вы можете о них сказать? Чем они отличаются. Правильно, у одного имеется чашелистики, а другого нет.

3 группа:   

Тычинки – это мужская часть цветка, каждая тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, внутри которого созревает пыльца – мужские половые клетки — спермии.

Пестик – это женская часть цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Внутри завязи располагаются зачатки будущих семян – семязачатки. Каждый семязачаток имеет зародышевый мешок, где находятся женская половая клетка — яйцеклетка и центральная клетка. В семязачатке есть узкий канал, по которому пыльца (половые мужские клетки попадают в зародышевый мешок – это пыльцевход. Из завязи пестика образуются семена и плоды.

Пестик и тычинка- главные части цветка, так как в них образуются половые клетки растения.

Если в цветке только тычинки — однополый мужской (тычиночный), только пестик- однополый женский (пестичный), если есть и тычинки и пестик- обоеполый.

Учитель: Посмотрите на созданную модель, Оцените свою работу!

Первичное закрепление – 4-5 минут

Самостоятельная работа в рабочем листке Функции частей цветка

Прочитайте текст в рабочем листе и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера функций из второго столбца.

Название частей цветка

Цифра

Строение

Цветоножка

5

1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе

6

2.Из завязи пестика развивается плод.

Чашечка с чашелистиками

4

3.Образование и созревание пыльцы

Лепестки

1

4.Защита развивающихся частей цветка

Тычинки

3

5.Прикрепляет к стеблю.

Пестик

2

6.Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Учитель: Оцените себя.

Физминутка «на лугу»- 1 минута
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг(Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки(Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два — цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

Применение общего способа действия для решения частных задач – 4-5 минут

Задание 28 ОГЭ по биологии.

Рассмотрите фотографию цветка ландыша. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип цветка; тип околоцветника; число тычинок; число пестиков. (31132)

Рассмотрите фотографии цветка тюльпана. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип цветка; ; тип околоцветника; число тычинок; число пестиков.  (31132)

На столах у учащихся маленькие цветы герани. Дайте характеристику цветка (работа в парах)

Закрепление – 3 минуты

Итак, что вы узнали нового на этом уроке (учитель выслушивает версии). Подводит вывод по уроку.

Вернемся к нашей сказке «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»

На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором – большие розово — фиолетовые стены. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.

О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

( учащиеся называют все части цветка)

Учитель:У нас на столах еще остались нераскрыты конверты красного цвета. Давайте их раскроем. Почему я эти цветы поместила в красный конверт? Да ребята, эти цветы занесены в красную книгу ЕАО.

Давайте внимательно посмотрим и скажем есть ли среди них наши знакомые? (рододендрон даурский изображен на гербе Облученского района).

Бывает очень грустно наблюдать, когда растения рвут охапками, не обращая внимания, что они занесены даже в Красную книгу.

Не рвите эти цветы в огромные букеты. Сорванные цветы моментально вянут и оживить их невозможно. Пусть лучше радуют они нас.

Звучит песня Антонова «Не рвите цветы, не рвите», видеоролик

Рефлексия – 2 минуты

Учитель: Ребята, у меня на доске клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите сделать клумбу красивой. У каждого из вас бумажные цветы разных цветов.

Розовый – Узнал много нового! Было над чем подумать!

ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!

ЖЕЛТЫЙ — Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!

СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!

КРАСНЫЙ — Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял.

Ребята, вы замечательно работали на уроке.

Домашнее задание – 1-2 минуты

Параграф §11;

  • Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран»
  • Сделайте модель цветка
  • Подготовь сообщение «Цветы из Красной книги ЕАО»
  • Список используемой литературы:
  1. Учебник для учащихся образовательных учреждений. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 6 класс. М: Вентана-Граф, 2016г
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Пономаревой И.Н., Николаева И.В., Корниловой О.А. Биология. 6 класс М.: Вентана-Граф, 2016г
  3. Поурочные разработки по биологии к УМК И.Н. Пономаревой, И.Ю.Константинова. М.: «Вако», 2017г.
  4. Интернет-ресурсы

Рабочий лист по теме Цветок, его строение и значение

Рабочий лист по теме Цветок, его строение и значение