Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Глагол»


Автор: Ксения Юрьевна Куничук
Место работы: МКОУ "НОШ с. Ленинское"
Должность: учитель начальных классов


Тема уроказакрепление по теме «Глагол».

Цели: обобщить и систематизировать изученное по теме «Глагол».

Задачи: Закрепить у учащихся представление о глаголе как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать глагол среди других частей речи; развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса.

Тип урока — обобщение изученного материала

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: логические действия, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

План урока

1. Организационный момент: проверяю готовность учащихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на урок.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости! Давайте поприветствуем их!

2. Актуализация знаний:

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие. И мы не ученики, а путешественники. Кто из вас знает: кого называют путешественником?

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Ярко лучики сияют

И гостей к нам приглашают.

— Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться, а все открытия записывать в записные книжки. Как вы думаете, ребята, какая записная книжка нам понадобится на уроке

 

— Правильно! В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме.

Правила посадки:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сижу, не наклоняясь,

Писать красиво я стараюсь.

— Чтобы написать в них красиво и аккуратно, мы должны подготовить свои пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

Теперь запишите, пожалуйста, число и классная работа.

Минутка чистописания:

— Чтобы узнать, куда мы отправимся, выполним задание по чистописанию. (на доске)

в вс всн п пт птц весна птицы

— Кто уже догадался, куда же мы отправимся в путешествие?

— Совершенно верно, мы идем в гости к весне?

Как вы думаете, почему для чистописания я выбрала эти слова? О каком признаке весны они нам говорят?

— Вы уже, наверное, обратили внимание, что у нас в классе выросли сосульки?

Словарная работа

Картинный диктант.

Город, лягушка, автобус, горох, одежда, лопата.

Сообщение темы. Постановка целей урока

— Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов.

— Что получилось? (Глагол)

— Для того чтобы отправиться в путешествие надо взять с собой необходимые знания и умения.

— А чтобы узнать какие же умения мы возьмем с собой давайте соберем солнышко с лучиками из слов. (лучики по классу ….)

(слова на лучиках: рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать.)

— А теперь уточним, какие именно знания нам понадобятся в путешествии?

— К какой части речи относятся эти слова? 

— Докажите.

— Молодцы!

— Сегодня мы повторим и закрепим наши знания о глаголе как части речи. 

— Какие задачи мы поставим перед собой ?

— Что именно предстоит повторить нам о глаголе, вы узнаете из своих маршрутных листов, в которых будем отмечать наши достижения.

Маршрутный

лист

Аукцион (что такое глагол?)

 

Словарная работа

 

Число глаголов

 

Глаголы – антонимы

 

Не с глаголами

 

— А в начале пути — Аукцион: кто запишет больше глаголов из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

Улетела злая вьюга,

Принесли весну грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

— А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписывать глаголы. Будьте очень внимательны. Готовы?

(второй раз читаю стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрю на класс и жду когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.)

Самопроверка с правильным вариантом записи ( Запись выполнена на классной доске)

Кто согласен/не согласен?

(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)

— Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – глаголы.

Вывод: что такое глагол

Кластер

Маршрутный лист

(убрать одну сосульку)

Физминутка

— Несмотря на то, что на дворе март, на улице всё ещё холодно, чтобы не замёрзнуть во время нашего путешествия, нужно подвигаться.

Солнце глянуло в окно
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть по шире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.

Продолжение работы по теме урока

— А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас на партах лежат карточки.

Карточка №1

Задание: у глаголов определите число.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Проснулся медведь. Звонко стучат дятлы.

Карточка №2

Задание: найдите глаголы и определите число.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Проснулся медведь. Звонко стучат дятлы.

Карточка №3

Задание: используя слова для справок составьте текст ; у глаголов определите число.

___________ солнышко. _____________ снега. ____________сосульки. На реке _____________ лёд. Над водой ______________ белые чайки. ______________ медведь. Звонко _________________ дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, тают, плачут, треснул, кружат, стучат

Вывод: Как изменяются глаголы по числам?

Кластер

Маршрутный лист

(убрать одну сосульку)Урок русского языка (обучения грамоте — письмо) по теме «Закрепление написания изученных букв», 1 класс

Выполнение заданий из учебника «Проверь себя» стр.85, упр. 5

— Прочитайте задание. Что такое антонимы?

— Найдите в словаре антонимы к данным глаголам. Запишите пары слов

— Поставьте + в маршрутном листе, если справились с его выполнением.

— Молодцы. Ещё один шажок до весны.

(убрать одну сосульку)

Упражнения для закрепления (Работа в парах)

— Я предлагаю вам поработать в парах (на партах карточка с пословицами)

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Без труда (не) вытащишь рыбку из пруда.

(Не) рой другому яму, сам в неё попадёшь. 

Кашу маслом (не) испортишь.

— Спишите любую пословицу, раскрывая скобки.

— Какое правило нужно вспомнить?

Вывод : как пишется частица не с глаголом?

Кластер

Маршрутный лист

(убрать одну сосульку)

Итог урока. Рефлексия

— Вот и растаяли все наши сосульки. Сегодня мы приблизились к весне.

Что мы сегодня повторили на уроке?

(вернуться к задачам урока)

— На какие вопросы отвечает глагол?

— Что обозначает?

— Как изменяются глаголы по числам?

— Как пишется частица не с глаголами?

Домашнее задание ( на выбор учащихся)

1. С. 84, упр. 147

2. Записать 3 предложения о весне. Подчеркнуть глаголы