Тема урока — закрепление по теме «Глагол».
Цели: обобщить и систематизировать изученное по теме «Глагол».
Задачи: Закрепить у учащихся представление о глаголе как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать глагол среди других частей речи; развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса.
Тип урока — обобщение изученного материала
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: логические действия, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
План урока
1. Организационный момент: проверяю готовность учащихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на урок.
— Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости! Давайте поприветствуем их!
2. Актуализация знаний:
— Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие. И мы не ученики, а путешественники. Кто из вас знает: кого называют путешественником?
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Ярко лучики сияют
И гостей к нам приглашают.
— Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться, а все открытия записывать в записные книжки. Как вы думаете, ребята, какая записная книжка нам понадобится на уроке
— Правильно! В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме.
Правила посадки:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сижу, не наклоняясь,
Писать красиво я стараюсь.
— Чтобы написать в них красиво и аккуратно, мы должны подготовить свои пальчики к письму.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
– Теперь запишите, пожалуйста, число и классная работа.
Минутка чистописания:
— Чтобы узнать, куда мы отправимся, выполним задание по чистописанию. (на доске)
в вс всн п пт птц весна птицы
— Кто уже догадался, куда же мы отправимся в путешествие?
— Совершенно верно, мы идем в гости к весне?
— Как вы думаете, почему для чистописания я выбрала эти слова? О каком признаке весны они нам говорят?
— Вы уже, наверное, обратили внимание, что у нас в классе выросли сосульки?
Словарная работа
Картинный диктант.
Город, лягушка, автобус, горох, одежда, лопата.
Сообщение темы. Постановка целей урока
— Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов.
— Что получилось? (Глагол)
— Для того чтобы отправиться в путешествие надо взять с собой необходимые знания и умения.
— А чтобы узнать какие же умения мы возьмем с собой давайте соберем солнышко с лучиками из слов. (лучики по классу ….)
(слова на лучиках: рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать.)
— А теперь уточним, какие именно знания нам понадобятся в путешествии?
— К какой части речи относятся эти слова?
— Докажите.
— Молодцы!
— Сегодня мы повторим и закрепим наши знания о глаголе как части речи.
— Какие задачи мы поставим перед собой ?
— Что именно предстоит повторить нам о глаголе, вы узнаете из своих маршрутных листов, в которых будем отмечать наши достижения.
Маршрутный лист | Аукцион (что такое глагол?) | |
Словарная работа | ||
Число глаголов | ||
Глаголы – антонимы | ||
Не с глаголами |
— А в начале пути — Аукцион: кто запишет больше глаголов из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:
Улетела злая вьюга,
Принесли весну грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
— А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписывать глаголы. Будьте очень внимательны. Готовы?
(второй раз читаю стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрю на класс и жду когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.)
Самопроверка с правильным вариантом записи ( Запись выполнена на классной доске)
— Кто согласен/не согласен?
(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)
— Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – глаголы.
Вывод: что такое глагол
Кластер
Маршрутный лист
(убрать одну сосульку)
Физминутка
— Несмотря на то, что на дворе март, на улице всё ещё холодно, чтобы не замёрзнуть во время нашего путешествия, нужно подвигаться.
Солнце глянуло в окно
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть по шире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.
Продолжение работы по теме урока
— А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас на партах лежат карточки.
Карточка №1
Задание: у глаголов определите число.
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Проснулся медведь. Звонко стучат дятлы.
Карточка №2
Задание: найдите глаголы и определите число.
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Проснулся медведь. Звонко стучат дятлы.
Карточка №3
Задание: используя слова для справок составьте текст ; у глаголов определите число.
___________ солнышко. _____________ снега. ____________сосульки. На реке _____________ лёд. Над водой ______________ белые чайки. ______________ медведь. Звонко _________________ дятлы.
Слова для справок: проснулся, светит, тают, плачут, треснул, кружат, стучат
Вывод: Как изменяются глаголы по числам?
Кластер
Маршрутный лист
(убрать одну сосульку)Урок русского языка (обучения грамоте — письмо) по теме «Закрепление написания изученных букв», 1 класс
Выполнение заданий из учебника «Проверь себя» стр.85, упр. 5
— Прочитайте задание. Что такое антонимы?
— Найдите в словаре антонимы к данным глаголам. Запишите пары слов
— Поставьте + в маршрутном листе, если справились с его выполнением.
— Молодцы. Ещё один шажок до весны.
(убрать одну сосульку)
Упражнения для закрепления (Работа в парах)
— Я предлагаю вам поработать в парах (на партах карточка с пословицами)
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Без труда (не) вытащишь рыбку из пруда.
(Не) рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Кашу маслом (не) испортишь.
— Спишите любую пословицу, раскрывая скобки.
— Какое правило нужно вспомнить?
Вывод : как пишется частица не с глаголом?
Кластер
Маршрутный лист
(убрать одну сосульку)
Итог урока. Рефлексия
— Вот и растаяли все наши сосульки. Сегодня мы приблизились к весне.
— Что мы сегодня повторили на уроке?
(вернуться к задачам урока)
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Что обозначает?
— Как изменяются глаголы по числам?
— Как пишется частица не с глаголами?
Домашнее задание ( на выбор учащихся)
1. С. 84, упр. 147
2. Записать 3 предложения о весне. Подчеркнуть глаголы