Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о содержании и традициях праздника Песах.
Активизировать в речи слова: седер, Агада, Песах, Нисан, харосет, марор, бейца, карпас, зроа.
Воспитывать интерес к познанию традиций еврейского праздника, умение приглашать гостей.
Образовательные области: коммуникация, социализация, музыка, познание.
Материал: книга Агада, плакат со словами, киара с продуктами, яблоки и орехи для игры.
Индивидуальная работа: помочь Саше активизировать в речи новые слова (Агада, седер, Нисан).
Ход занятия
— Ребята, посмотрите, на плакате написаны какие-то слова. (дети читают: седер, маца, Агада, фараон, лягушки)
— О каком празднике напоминают нам эти слова? (о Песахе)
Посмотрите, как тепло, как светло вокруг!
Нисан пришёл, Нисан пришёл!
7-й месяц еврейского календаря!
В праздник Песах принято читать очень важную книгу. Посмотрите на книги, которые лежат на этом столе, найдите эту книгу и скажите, как она называется. (Агада) Эта книга не простая, она сама расскажет нам историю праздника Песах.
А теперь мы все свободны и пришли сейчас сюда,
Провести пасхальный седер, нам поможет « Агада»
А хотите посмотреть, как книга оживает? Ребята-страницы, выходите.
— Я буду обложкой книги, а ребята будут оживлять (озвучивать) страницы.
Итак, открываем первую страницу… (дети поочерёдно, страницу за страницей рассказывают историю праздника Песах)
Обобщение: итак, «Агада» рассказала нам о том, что произошло с еврейским народом много лет тому назад.
— Что означает слово «Агада» на иврите? (предание, сказание)
Песней выражаем мы свою радость. (Песня «Симха Раба»)
С давних пор пришла к нам традиция отмечать праздник за праздничным столом. Это особый порядок. И мы не будем нарушать традиций и накроем стол. Это не простая задача. На столе стоит … (показ киары) Что это? (киара)
Её нужно заполнить. У нас на столе разные продукты, но не все продукты нужны на пасхальном столе. Чтобы вы правильно определили необходимые продукты, вам помогут ребятушки-загадушки.
(загадывание загадок)
— Что за глина, что за чудо, мы кладем её на блюдо,
А потом на бутербод, чтоб скорей отправить в рот. /харосет/
— Дед в земле, борода на земле. /хрен/
— Стоит бочка без замочка и без зарубинки. /яйцо/
— Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. /картофель/
— На блюдо кладут, а в рот нет. /косточка /
— Что напоминает нам косточка? (жертвоприношение)
— Горькие травы? (о горечи рабства)
— Харосет? (о глине, из которой делали кирпичи для фараона)
— Яйцо? Зелень? (означает начало новой жизни, весну)
Игра «Кто быстрее соберёт мацу»
— Сейчас приступим к трапезе. Посмотрите, здесь, на столе, чего то не хватает. (мацы, книги «Агада»)
— О каких ещё традициях праздника вы знаете? (приглашать гостей)
Есть ещё одна традиция – задавать 4 вопроса. Попробуйте и вы дать ответы на эти вопросы.
Песня «Маништана» (поют 4 мальчика)
— Ты знаешь, что в Песах нравится мне?
А то, что 7 дней он идёт по стране.
— И то, что слушать могу «Агаду» ‒
Рассказ про народ, победивший беду.
— И то, что красива маца на подносе,
И запах марора, и сладкий харосет.
— И то, что на Песах зовём мы гостей ‒
Чем больше гостей, тем и нам веселей.
Песня «Даену»
Ещё об одной традиции мы чуть не забыли… /поиск афикомана / (нашедший ребёнок получает приз)