Конспекты уроков ритмики и аэробики


Автор: Елизавета Сергеевна Шайхисламова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель ритмики


Тема: «Роль ритмики в учебно-воспитательном процессе»

Цель: Знакомство родителей с предметом ритмика его целями и задачами.

Задачи:

  • убедить родителей в значимости данного предмета для здорового и гармоничного развития их ребенка;
  • показать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках ритмики.

План урока

1.Организационная часть

  1. Краткое сообщение родителям
  2. Построение учащихся
  3. Поклон-приветствие

2 .Основная часть

«Роль ритмики в общеобразовательной школе»:

  • Разминка, ее виды и значение, исполнить музыкально-спортивный комплекс.
  • Ритмика, ее цели и задачи. Упражнение, на определение симметричных музыкальных фраз.
  • Значение классического танца, показ позиций рук и ног,

упр. «пор-де бра» 1, 2, 3.

  • Танец и его значение. Показ танцев – еврейский массовый танец «Еварехеха», композиция вальса.

3 .Заключительная часть

  1. Подведение итогов урока
  2. Прощальный поклон

Ход урока

Учитель — Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашем замечательном классе. Сегодня мы расскажем вам о предмете» Ритмика», о его целях и задачах, которые мы вместе с вашими детьми успешно решаем.

Чтобы процесс обучения был плодотворным надо организовать рабочее место каждого ученика. Посмотрите, как чудесно мы организовали зал ритмики. Он светлый, просторный с огромными зеркалами, наличие которых помогают ученикам исправлять свои ошибки в осанке и движении. Важна форма одежды, наличие которой обеспечиваете вы. Одежда должна быть удобной, дышащей и впитывающей влагу.

Вы знаете, что на других уроках каждый ученик имеет свое место за партой и на уроке ритмики у школьников есть это место, чтобы вам стало понятно, о чем идет речь нам необходимо построиться. Исполняя построение, учащиеся должны выполнить такие задания: отразить бодрый и энергичный характер марша, передать в движении его четкий ритм и темп и при этом делать различные перестроения в пространстве, которые называются фигурами. Это диагонали, колонна парами, колонна по 4.

А сейчас мы спросим учащихся, что такое «диагональ»?

Ответ – диагональ, это прямая линия, направленная из одного угла

в противоположный.

Учитель – обратите внимание, уважаемые родители, что знания, полученные учащимися на уроке математики в теории, закрепляются на уроке ритмики на практике. А как это происходит, вы сейчас увидите.

Звучит марш из кинофильма «Улицы разбитых фонарей» учащиеся исполняют построение.

Учитель – теперь каждый ученик имеет свое место в классе, наш организационный момент урока подходит к концу, но надо поздороваться с учителем и гостями. Это происходит в форме поклона — приветствия. Обратите внимание, что поклоны у девочек и мальчиков совершенно разные. У мальчиков поклон строгий четкий, а у девочек плавный и мягкий. У нас на уроке принято вставать, когда исполняется поклон. Прошу вас встать.

Звучит вальс, ученики исполняют поклон.

Учитель – что же такое «Ритмика»? Это урок, на котором дети развиваются музыкально и физически одновременно. Если на уроке музыки они развиваются музыкально, а на уроке физкультуры — физически, то на уроке ритмики происходит объединение этих двух дисциплин. Многие считают, что ритмика только танцы. Они глубоко ошибаются. На уроке ритмики школьники выполняют различные задания, это:

  • построение и перестроения , одно из которых вы уже видели;
  • разминка , которая готовит наше тело к активной работе;
  • упражнения по ритмике , которые учат детей понимать музыку и передавать ее особенности в движении;
  • танец и его элементы . Здесь происходит знакомство с географией танца, с его музыкальными и национальными особенностями, движением и наконец, композиций танца;
  • игры. Да, мы на уроках ритмики играем и тем самым закрепляем уже изученный программный материал в игровой форме.

Сейчас вы увидите разминку. Это музыкально-спортивный комплекс, который учащиеся будут выполнять самостоятельно.

Задача разминки — подготовить суставно-связочный аппарат к дальнейшим нагрузкам.

(Учащиеся самостоятельно исполняют музыкально-спортивный комплекс упражнений.)

упражнения музыкально – спортивного комплекса:

  1. Наклоны, повороты и круговое вращение головы
  2. Упражнения для плечевого пояса: поднятие плеч вверх и опускание их вниз, выдвижение вперед, круговое вращение плеч
  3. Наклоны, повороты и круговое вращение корпуса
  4. Приседание
  5. броски ног вперед
  6. Прыжки (свободные)
  7. Упражнения на установку дыхания

Учитель : Мы и сегодня вместе с учащимися много трудимся, чтобы умелое и выразительное исполнение движений под музыку приносили им радость и удовлетворение, эстетическое наслаждение. Во время занятий расширяется представления о двигательных возможностях организма, познаются закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и, таким образом, практически осуществляется связь между умственным образованием, физическим воспитанием и творческим отношением к делу.

Особое внимание на уроках ритмики отводится развитию у учащихся ритмичности и музыкальности. Этому помогают музыкальные упражнения. Сегодня мы исполним упражнение под названием «Канон». Вопрос, что такое «Канон»?

Ответ. «Канон» — это форма музыкального произведения.

Учитель. Сегодня мы исполним маршевый канон. Давайте прослушаем музыку к упражнению и посчитаем количество музыкальных фраз и их длительность.

Учащиеся слушают музыку марша.

Учитель. Какие музыкальные фразы по длительности вы услышали?

Ответ. Мы услышали одинаковые по длительности музыкальные фразы.

Учитель . Как называются одинаковые по длительности музыкальные фразы?

Ответ. Симметричные.

Учитель. Сколько симметричных музыкальных фраз в данном музыкальном произведении?

Ответ. 4 музыкальные фразы, которые повторяются.

Учитель. Исполняем упражнение «Канон»

Учащиеся исполняют упражнение маршевый «Канон». В состав этого упражнения входит такие движения: хлопки над головой, прыжки на двух ногах, марш в разных направлениях (вперед, назад. по кругу).

Учитель . На уроках ритмики учащиеся знакомятся с азами классического танца, который, как вы знаете, является выразительным средством балета. Сегодня мы исполним упражнение классического танца 1-2-3 пор — де-бра. Все названия на французском языке. Упражнение развивает пластичность рук, гибкость корпуса и учит принимать красивые позы.

Звучит музыка вальса, учащиеся исполняют 1-2-3 пор-де-бра

Учитель. Танец – один из наиболее эмоциональных, доступных и любимых видов двигательной активности учащихся, поэтому в программе нашего обучения есть раздел «Танец и его элементы». Изучая танцы разных народов и разных направлений, происходит приобщение учащихся к искусству танца, к культуре разных народностей, развитие их художественного вкуса. Исполнение программных танцевальных композиций требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу. Сегодня мы вам покажем несколько танцевальных композиций. Мы живём, работаем и учимся в ЕАО. Мы уважаем еврейскую культуру, изучаем историю нашей области и на уроках ритмики учим еврейские массовые танцы. Сегодня мы исполним танец «Еварехеха», что в переводе означает «благословение».

Учащиеся исполняют еврейский танец «Еварехеха».

Схема композиции танца «Еварехеха»

Учитель. На уроках мы знакомимся не только с танцами разных национальностей, но и с танцами разных направлений. Сегодня мы вам покажем композицию фигурного вальса. Вальс является бальным танцем.

Скажите, в каком веке возник танец вальс?

Ответ. В 19 веке.

Учитель. Назовите родину вальса.

Ответ. Родиной вальса считают город Вена, что является столицей Австрии.

Учащиеся исполняют композицию фигурного вальса.

Учитель . Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что наши уважаемые родители убедились в значимости данного предмета для здорового, эстетического и гармоничного развития их ребенка. Мы старались показать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках ритмики. Надеемся, вы убедились в том, что занятия ритмикой повышают настроение учащихся, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а так же оздоровлению и активному отдыху. Мы рады были вашему присутствию на нашем уроке. И если вам он вам понравился, мы ждём ваших аплодисментов.

Родители встали и хлопали.

Учитель. А сейчас прощальный поклон .

Звучит вальс. Учащиеся исполняют поклон.

Урок-путешествие «Ритмы планеты»

Тема: «Ритмы планеты»

Цель –повторение и обобщение пройденного материала.

Задача – показать, что между музыкой и танцами разных народов нет непереходных границ.

План урока

Организационная часть:

1. Построение – «Фигурный марш» (фигуры: диагонали, колонна парами, две колонны парами, колонна по 4)

2. Упражнение «Канон» (маршевый)

Повторение по теме «Форма музыкального произведения»

Основная часть:

1. Ритмы России: упражнения: «Русские руки», «Травушка-муравушка» — композиция русской пляски с элементами русских игр.

2. Ритмы Финляндии – исполнение композиции польки.

3. Ритмы Австрии – исполнение композиции вальса.

4. Ритмы Италии – исполнение движений танца «Макарена».

5. Ритмы Израиля – исполнение композиции «Башана»

6. Ритмы Китая – танец с фонариками

7. Ритмы России — (как окончание кругосветного путешествия) танец «Русский экстрим»

Заключительная часть

1.Подведение итогов

2.Прощальный поклон

3. Организованный выход из класса

Материалы и технические средства:

  1. Музыкальный центр
  2. Диск
  3. Аудио кассеты
  4. Карта. На ней изображена планета Земля, вокруг которой расположены ноты, под ними названия стран.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Учащиеся 5 «г» класса занимаются ритмикой 3 года, начиная со 2 класса. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим пройденный программный материал 4 класса и 1-й четверти 5 класса. В этом году в класс пришли новые ученики, которые не были знакомы с предметом «ритмика». Поэтому сегодня на уроке они выполняют только усвоенный программный материал 1-й четверти. Надо отметить, что большинство учащихся этого класса являются участниками школьного танцевального коллектива и это найдет свое отражение в уроке.

Учитель: Тема нашего урока «Ритмы планеты».

Мы совершим с вами кругосветное путешествие. Настоящим путешественникам просто необходимо иметь карту, иначе можно заблудиться, и она у нас есть. Посмотрите, это изображение нашей планеты, вокруг нее расположены ноты. Это карта нашего кругосветного путешествия. Ноты обозначают страны, где мы сегодня побываем, но какие это страны – нужно будет отгадать, в этом вам поможет музыка, именно она станет нашим проводником. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться как музыкально, так и физически. В этом нам поможет упражнение «Канон». Кто ответит, что такое «канон»?

Ответ: «канон» – это форма музыкального произведения, исполнение которого происходит с опозданием, но заканчивают все вместе.

Учитель Сейчас вы исполните маршевый канон. Задание.

Начинает исполнение 1-я колонна, продолжает 2, 3 и 4, но закончить упражнение надо всем вместе.

Учащиеся исполняют канон, звучит марш Яновской.

Уч. Скажите, а в какой стране мы живем?

Ответ : Мы живем в России.

Уч. Наше путешествие начинается с России. Русские песни славятся своей задушевностью, а танцы – удалью. Подобно тому, как народ веками бережет свой язык, он и сегодня сохраняет живое творчество музыки, песен и танцевального мастерства.

Как вы думаете, можно ли только по движениям рук узнать русский танец исполняется или нет?

Ответ. Можно.

Уч. Это русские руки? Идет показ восточных движений рук.

Ответ. Нет

Учитель показывает кавказское положение рук.

Ответ . Нет

Учитель показывает движения еврейских рук.

Ответ. Нет

Учитель показывает движение русских рук

Ответ . Да. Это движение русского танца.

Уч. Исполняем упражнение «Русские руки».

Учащиеся исполняют упражнение «Русские руки».

Уч. Русский танец отражает характер русского народа и тесно связан с русской песней. И песня и танец всегда были частью народных обрядов, гуляний и игр. Сейчас вы исполните композицию русской пляски под русскую народную песню, с элементами русских игр, таких как «стенка на стенку» и «ручеек». Ученики исполняют композицию русской пляски «Травушка-муравушка».

Уч. Вот и началось наше путешествие, смотрите, на нашей карте появилось название первой страны, из которой мы отправляемся в путь.

(Учитель открывает ноту на ней надпись «Россия»).

А музыка зовет нас дальше. Слышите мелодию? В какую страну мы прибыли?

Ответ: мы прибыли в Финляндию, потому что звучит мелодия финской польки.

Уч . Молодцы. Вот и вторая нота открыла нам свою тайну. Мы прибыли в Финляндию. (Учитель открывает ноту на ней надпись «Финляндия»).

А знаете ли вы, что полька стала национальным танцем многих стран. Например, Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии, Финляндии и других…

Но родиной польки считается Чехия, которую в 19 веке посетил французский хореограф по фамилии Неруда. Он увидел как легко и задорно на сельском празднике молодежь исполняет танец под названием «Пулька». Позже он переделал этот народный танец и назвал его полькой. Впервые полька была исполнена на императорском балу во Франции.

А мы сейчас находимся в Финляндии и весело, задорно и игриво исполняем композицию финской польки. Учащиеся исполняют композицию финской польки.

Уч. Наше путешествие продолжается, и музыка подсказывает, в какую страну мы прибыли. Что за мелодия звучит?

Ответ: звучит вальс.

Уч. Правильно. Мы прибыли на родину вальса. Кто знает название этой страны?

Ответ: Родиной вальса является Австрия.

Уч. Совершенно верно. Вот и еще одна нота открыла нам свою тайну.

Мы находимся в Австрии.

(Учитель открывает ноту, на ней надпись «Австрия»).

Уч. Скажите, какого композитора называют «королем» вальса?

Ответ: «королем» вальса называют Иоганна Штрауса.

Уч. Надо сказать, что в семье Штраусов было 2 композитора – отец и сын, и обоих звали Иоганн. Но «королем» вальса стал сын, который служил придворным композитором при императорском дворе и писал новый вальс к каждому балу. Таким образом, он сочинил более 400 прекрасных вальсов и прославился на весь мир.

Сегодня мы исполняем композицию вальса под музыку Иоганна Штрауса. Это вальс из оперетты «Летучая мышь». Кавалеры приглашают дам. Учащиеся исполняют композицию вальса под музыку И. Штрауса.

Уч. Наше путешествие продолжается. Слышите мелодию? Как она называется?

Ответ: «Макарена»

Уч. В какую страну мы прибыли?

Ответ: мы прибыли в Италию.

Уч . Вы правильно назвали страну, и еще одна нота открыла нам свою тайну. (Учитель открывает ноту и на ней надпись «Италия»)

Сегодня в Италии проходит танцевальный марафон . И мы оказались его участниками. Слово «марафон» спортивное и означает бег на длинную дистанцию. У нас тоже длинная дистанция, но в танце. Победит тот, кто будет самым музыкальным, пластичным и внимательным. Кто ошибается, тот сходит с дистанции. Танцуем танец «Макарена»!

Учащиеся исполняют танец «Макарена»

Уч. Поздравим победителей танцевального марафона дружными аплодисментами. Они заслужили их. Но музыка ведет нас дальше. Слышите мелодию? Куда она нас привела?

Ответ: музыка привела нас в Израиль.

Уч. Смотрим на ноту и видим, что ответ правильный – мы в Израиле. Мы попали на какой-то праздник, а вы знаете, как он называется?

Ответ: Да. Это Новый год.

Уч. А почему вы так думаете?

Ответ: Потому что танец «Башана» танцуют на Новый год, который по еврейскому календарю празднуют в сентябре.

Уч. Танцуем танец «Башана», название которого переводится, как встретимся в следующем году.

Учащиеся исполняют еврейские массовый танец «Башана»

Уч. Наше путешествие продолжается. Музыка ведет нас за собой, но куда?

Ответ: музыка привела нас в Китай.

Уч. Смотрим на ноту и видим, что вы правы, мы в Китае.

Если вы пройдетесь по улицам этой страны, то увидите, что везде висят фонарики. Китайцы верят, что они приносят удачу и счастье в каждый дом.

Мы не будем нарушать эту традицию, и исполним китайский танец с фонариками. Учащиеся исполняют китайский танец с фонариками.

Уч. Наше путешествие подходит к концу. Слышите, музыка зовет нас в путь.

Мы возвращаемся в Россию. В Россию нового времени. Где звучат русские песни и исполняются русские танцы на новый современный лад.

Учащиеся исполняют танец «Русский экстрим».

Уч. Наше кругосветное путешествие окончено. Посмотрите на нашу карту. Мы открыли тайну каждой ноты, и они устроили своеобразный хоровод под названием «Ритмы планеты».

Благодаря музыкальному и танцевальному искусству вы побывали во многих странах мира, а ведь эти страны имеют свои границы. Но разве могут они помешать людям всей планеты общаться на языке понятном всем – это язык музыки и движения. Это язык красоты и чувств.

Отсюда вывод — «человек, знающий и понимающий искусство, обладает душой более богатой, чем тот, кто его не знает и не понимает» (Стасов В.)

Всем спасибо и до свидания.

Учащиеся исполняют прощальный поклон, звучит «Менуэт» Моцарта. Дети организованно выходят из класса.

Урок аэробики

Тема: «Гармония в движении»

Цель: Воспитание убежденности в том, что физические упражнения необходимы в жизни каждого человека, т.к. они помогают сохранить здоровье.

Задачи:

  • Снять функциональное напряжение и утомление.
  • Повышать объем двигательной активности.
  • Работать над осанкой и качеством движений, добиваясь их ритмичности, выразительности, свободы и пластичности.

План урока

  1. Организационная часть
  • Краткое сообщение: «О необходимости введения третьего часа физической нагрузки в школах»
  • построение учащихся фигурным маршем
  • приветствие

2.Основная часть

«Ритмическая гимнастика профилактическое средство для укрепления здоровья школьников» — краткое сообщение

  • Разминка (проводится учащимися).
  • Комплекс ритмической гимнастики без предмета.
  • Комплекс ритмической гимнастики с гантелями.
  • Танцевальные движения вальса

3.Заключительная часть

  • Релаксация
  • Подведение итогов урока
  • Прощальный поклон

Материалы и технические средства:

  • компьютер
  • музыкальный материал
  • гантели
  • коврики

Ход урока

Подготовительная часть

Учитель

Тема нашего урока: «Гармония в движении»

Гармония – это внутренняя радость жизни, которую по-настоящему ощущают только здоровые люди.

Здоровье – самая большая ценность и для самого человека и для государства. Потому что крепкое здоровье – это залог бодрости, высокой работоспособности и долголетия.

Введение третьего часа физической культуры в школах – это государственная забота о здоровье учащихся.

Оздоровительное направление сегодня вызвано чрезмерной учебной нагрузкой, стрессовыми ситуациями и гиподинамией.

Еще врачи в Древней Греции говорили, что физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не может заменить физических упражнений.

Без физической нагрузки человек не может быть здоровым.

Физические нагрузки нужны всем: больным – чтобы быстрее вернуть здоровье, здоровым – чтобы укрепить нервы, сердце, легкие и мышцы.

Мы начинаем наш урок с организационного момента – с построения, которое называется «Фигурный марш».

Задача – четко, энергично и музыкально выполнить фигуры: диагонали, колонна парами, две колонны парами, колонна по 4.

Звучит спортивный марш, учащиеся исполняют построение

«Фигурный марш».

После марша – поклон, приветствие.

Основная часть

Учитель

Ритмическая гимнастика – отличное профилактическое средство для укрепления здоровья школьников. Исполняя движения под музыку, мы испытываем удовлетворение, это способствует психической разрядке, снятию умственного утомления, что повышает работоспособность учащихся.

Ритмическая гимнастика гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.

Приступаем к разминке.

Задача – подготовка нашего организма к дальнейшим нагрузкам.

Последовательно прорабатываются мышцы шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног.

Разминка :

  1. Упр. для мышц шеи: наклоны, повороты, круговое вращение головой.
  2. Упр. для плечевого пояса: поднимание и опускание, покачивание вперёд-назад, круговые вращения плечами.
  3. Упр. для рук: сгибаем и разгибаем пальцы, вращение кистями, вращение от локтей.
  1. Упр. для туловища:
  • наклоны
  • повороты
  • круговое вращение корпуса.
  1. Упр. для ног:
  • перекаты (носки-пятки)
  • подъём на носки
  • приседание
  • броски
    • Бег и прыжки (исполняются на месте).
    • Прыжки на 2-х ногах, с подгибание ног, разножка.
    • Бег «лошадка», «захлёст» назад, «ножницы», «маятник».
  1. Упр. для установки дыхания: шаги, дыхательные упр.

Учитель

Приступаем к исполнению комплекса ритмической гимнастики без предмета. Вначале без музыки повторим упражнения, которые вызывают трудность при исполнении

Комплекс ритмической гимнастики:

  1. Приставные шаги вперёд и назад по 3 позиции
  2. Комбинация для рук
  3. Координация движений: соединение воедино движений ног и рук
  4. Перенос тяжести тела с одной ноги на другую
  5. Приседания по 2 позиции:
  • простые
  • комбинированные
  1. Упр. для равновесия с растяжкой мышц спины.

Комплекс ритмической гимнастики с гантелями:

  1. Сгибание рук перед собой вместе и поочерёдно
  2. Поочерёдное поднимание прямых рук вперёд с приставным боковым шагом
  3. Поднимание прямых рук вперёд с исполнением боковых шагов
  4. Поднимание прямых рук в стороны с шагами вперёд
  5. Сгибание и разгибание рук с разворотом корпуса
  6. Понятие гантелей с согнутыми вверх локтями
  7. раскрытие рук в стороны
  8. Поднимаем руки вверх вместе и по очереди
  9. Упр. для снятия напряжения в руках уже без гантелей:
  • потряхивание
  • круговые вращения
  • растяжка
  1. Оцениваем интенсивность нагрузки измерением пульса учащихся.

Учитель

Плавная, спокойная музыка вальса поможет вам снять лишнее напряжение, успокоит вас и подарит романтическое настроение. Давайте двигаться в ритме вальса.

Танцевальные движения вальса:

  1. Ритмические хлопки
  2. «Качели»
  3. Малый вальсовый квадрат
  4. Большой вальсовый квадрат

Учитель

Релаксация – отдых. Мы хорошо потрудились на уроке, пора отдохнуть. Берём коврики и ложимся.Звучит спокойная, тихая музыка, мы закрываем глаза и представляем себе, как мы проведем лето. Солнце, песок, вода. Голоса птиц, шум волн, запахи трав и цветов. Вокруг только радостные лица друзей, родных и близких людей, много здоровья, счастья, радости.

Откройте глаза и сладко потянитесь. Я надеюсь, что вы почувствовали легкость во всем теле, прилив сил и хорошее настроение.

На этом наш урок закончен. Здоровья вам, ребята!

Помните, что здоровье – мера всех удовольствий!
Берегите и приумножайте его!
Прощальный поклон.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 4 =