Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Юлия Вячеславовна Амелюхина
Место работы: МБДОУ "Детский сад №28"
Должность: учитель-логопед


Ни для кого не секрет, что дошкольники, сталкиваются с трудностями, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д.

Формирование двигательных и познавательных способностей реализуется через:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

  • умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

  • учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы);

  • формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

  • формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

  • развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

  • развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

  • развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирование навыков учебной деятельности:

  • умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

  • умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию. Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.

Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусмотреть их смену, ограничить длительную нагрузку.

Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно, как в игровой, так и в учебной деятельности.

Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.

Упражнения для развития графомоторных навыков

1. Мелкая моторика:

— работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками, игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др.;

— рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист;

— вырезание фигур из бумаги разной сложности;

— обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.).

— выкладывание фигур, предметов из счетных палочек;

— выкладывание узоров из веревочки;

2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:

— конструирование,

— расположи матрешки от самой большей к самой маленькой;

— пальчиковые игры;

— массаж лица, языка, рук;

— штриховки;

— строить буквы из пальцев, из других предметов;

— работа с мелкими предметами;

— лепка;

— аппликация;

— рисование;

3. Работа над ритмом:

— выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя руками;

— чередование ритма;

— акцентуация медленных ритмов в играх.

4. Развитие внимания:

— считывание эмоциональных оттенков;

— путаницы;

— игра «Найди отличия»;

— создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;

— выкладывание картинок в правильной последовательности;

— лабиринты;

— отгадывание загадок;

— игра «Что перепутал художник?»;

— дорисовывание симметричных фигур;

— чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.

 

5. Память:

— выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они предъявлялись;

— выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности;

— игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»

— запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;

— обведение контуров букв, выполненных пунктиром;

— дописывание букв.

Желаю успеха!