Ни для кого не секрет, что дошкольники, сталкиваются с трудностями, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д.
Формирование двигательных и познавательных способностей реализуется через:
формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы);
формирование зрительно-моторных координации.
Речевой области коры головного мозга:
формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Формирование навыков учебной деятельности:
умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию. Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.
Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусмотреть их смену, ограничить длительную нагрузку.
Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно, как в игровой, так и в учебной деятельности.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.
Упражнения для развития графомоторных навыков
1. Мелкая моторика:
— работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками, игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др.;
— рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист;
— вырезание фигур из бумаги разной сложности;
— обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.).
— выкладывание фигур, предметов из счетных палочек;
— выкладывание узоров из веревочки;
2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:
— конструирование,
— расположи матрешки от самой большей к самой маленькой;
— пальчиковые игры;
— массаж лица, языка, рук;
— штриховки;
— строить буквы из пальцев, из других предметов;
— работа с мелкими предметами;
— лепка;
— аппликация;
— рисование;
3. Работа над ритмом:
— выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя руками;
— чередование ритма;
— акцентуация медленных ритмов в играх.
4. Развитие внимания:
— считывание эмоциональных оттенков;
— путаницы;
— игра «Найди отличия»;
— создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;
— выкладывание картинок в правильной последовательности;
— лабиринты;
— отгадывание загадок;
— игра «Что перепутал художник?»;
— дорисовывание симметричных фигур;
— чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.
5. Память:
— выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они предъявлялись;
— выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности;
— игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»
— запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;
— обведение контуров букв, выполненных пунктиром;
— дописывание букв.
Желаю успеха!