Консультация для родителей «Воспитываем самостоятельность дошкольника»


Автор: Серняева Анна Александровна
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29»
Должность: воспитатель


Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

Признаки самостоятельности:

— выполнение задания при отсутствии помощи и контроля со стороны взрослого;

— умение проявлять собственную инициативу;

— умение преодолевать трудности и достигать результаты;

— умение контролировать своё поведение;

— оценивать свои действия и поступки;

— следить за своим внешним видом;

— моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Ступени развития самостоятельности:

Первая ступень – когда ребёнок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого: сам убирает игрушки, сам одевается, благодарит за помощь.

Вторая ступень – ребёнок самостоятельно использует привычные способы, действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

На третьей ступени возможен уже более далёкий перенос. Освоенное правило приобретает обобщённый характер и становится критерием для определения ребёнком своего поведения в любых условиях.

Высшей формой самостоятельности детей – является творчество.

Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность её обусловлена активной мыслительной деятельностью ребёнка.

«Как воспитывать у ребёнка самостоятельность?»

Ранний возраст

  • Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребёнка то, что он может сделать сам. Если ребёнок уже научился, например, кушать или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать самостоятельно.

  • Следует помочь ребёнку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи.

  • Не нужно вмешиваться в деятельность ребёнка тогда, когда он чем то занят, если он не просит вас об этом. Важно дать возможность ребёнку найти решение самостоятельно. Но родителям при этом следует быть разумными: если ребёнок делает что-то, предоставляющее опасность для него, то следует конечно же оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

  • Необходимо всячески поощрять стремление к самостоятельности. Ребёнок очень часто повторяет «Я сам». Старайтесь давать ему возможность попробовать свои силы. Если у ребёнка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно всё получится.

Дошкольный возраст

  • Нужно давать ребёнку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом помочь с выбором.

  • Главная задача взрослого приучить ребёнка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определённые правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребёнком постоянное поручение, соответствующее возрасту. Обязанностью в семье дошкольника может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола, помощь в уходе за домашними питомцами.

  • Не следует ограждать ребёнка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

  • Воспитание самостоятельности предполагает тоже формирование у ребёнка найти самому себе занятие, и какое то время заниматься чем то, не привлекая к этому взрослых.

  • Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребёнка и полное устранение от поддержки его действий. Основное правило при воспитании самостоятельности: стремиться стать для наших детей хорошим примером. Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и взрослых. Если вы сами несёте ответственность за свои поступки, то и ребёнок начнёт подражать вашему поведению.

Чем раньше ребёнок овладеет полезными навыками, тем быстрее он самоопределится и почувствует себя самостоятельным.

Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей.