Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Лего-конструирование – это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Наборы «Лего» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «Лего» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Лего-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Для детей возрастной группы от 3 до 5 лет применимы три основных вида конструирования:
по образцу
по условиям
по замыслу
Конструирование по образцу ‒ когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки ‒ большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В возрастной группе детей от 5 до 7 лет добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.
Использование Лего-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
— Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
— Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
— Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
— Расширение своих представлений об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.
— Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
— Обучение воображению, творческому мышлению.
— Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
— Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Лего – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка и педагога.
Использование Лего-технологии в ДО позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.