В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего мира, им обладают все живые существа. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум-трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье ‒ это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.
Фонематическое восприятие ‒ это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления ‒ это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения. Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:
Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма.
Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.
Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
На первом этапе сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных)
Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.
Игры на развитие слухового внимания и памяти.
Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.
«Где раздаётся звук?» ‒ закрепление слуховой ориентации.
Педагог воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, дети слушают с закрытыми глазами:
а) показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;
«Угадай по звуку» ‒ определение предмета по характеру звука.
На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)
«Сделай так же». Цель та же.
На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.
Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.
«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.
На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.Педагог встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.
«Пограничник» ‒ определение направления шороха.
Один из детей ‒ «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети ‒ «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.
«Узнай музыкальный инструмент»
Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.
«Повтори и назови»
Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.
Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала.
«Быстро – медленно»
На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.
«Найди игрушку» — определение силы звучания.
Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.
«Тихо – громко»
На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.
«Будь внимателен»
По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.
Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.
«Ритмические рисунки»
Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.
«Паровоз»
Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.
«Кто кричит?»
Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.
«Три медведя»
Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.
«Узнай по голосу»
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.
На втором этапе дети учатся различать слова близкие по звуковому составу.
«Не ошибись»
Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.
«Поставь по порядку»
На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3-4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.
«Найди пару»
Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…
«Доскажи словечко»
Много платьев, много хруста.
Как зовут ее? …Капуста.
Белые шапки надели дома,
Холодно им – наступила …зима.
«Рифмы»
Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.
Различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.
«Подними картинку»
Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: «А» — девочка плачет, «У» — поезд гудит, «И» — птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.
Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.
Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
Выделение заданного звука на фоне слова.
«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»
Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.
«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик..)»
Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук.
«Светофор»
В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.
«Чуткое ушко»
Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.
«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.
Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.
Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.
При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.
Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.
Определение первого ударного гласного в слове.
«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.
Можно предложить игры с мячом.
«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»
Анализ звукового ряда из 2-3 гласных.
«Петя заблудился»
«Живые звуки»
Дети встают друг за другом
«Звучащие игрушки»
Определение последнего согласного звука.
«Поймай звук за хвост»
Определение первого согласного звука в слове
«Магазин»
Определение места звука в слове.
«Позови звук домой»,
«В каком окошке выглядывает звук»
«Зажигаем в окнах свет»
Цель ‒ определение места звука в слове.
«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)
«Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.
«Разбросай слово по звукам»
Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.
«Собери слово из звуков»
Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.
«Подбери схему к слову»
Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.
«Подбери слово к схеме»
Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Они подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.
Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.