Программы естественно-научного направления


Автор: Надежда Ивановна Ленская
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность: старший преподаватель


Программы дополнительного образования детей естественно-научной направленности

30 ноября 2022 года в ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО» были подведены итоги конкурса дополнительных образовательных программ среди педагогов Еврейской автономной области, который проводился с 10 октября по 30 ноября 2022 года Институтом развития образования совместно с Детским технопарком «Кванториум».

Педагоги дополнительного образования соревновались за право на победу, представив на конкурс 32 программы по различным направлениям (естественно-научное, художественное, социально-гуманитарное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное). Участники показали высокий уровень подготовки. Каждая программа по-своему уникальна и вносит весомый вклад в воспитание подрастающего поколения. Поэтому перед жюри стояла непростая задача – выбрать призеров и победителей в каждой номинации. 15 ценных подарков были вручены тем, кто набрал наибольшее количество балов по критериям оценивания программ.

В номинации «Естественно-научная направленность» абсолютным победителем стала Воробьева Алия Наильевна, педагог дополнительного образования МКУДО «Дом школьников с. Ленинское», программа «Юный исследователь», а победителем Сукачева Нина Владимировна, педагог дополнительного образования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №48» г. Биробиджана с программой экологического кружка «Родничок». Эти программы представлены в сборнике.

В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности педагоги – победители создают условия для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира, обеспечивают междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (природопользование, экология и др.), содействуют формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды.

Н.И. Ленская, старший преподаватель
кафедры общего образования и воспитания ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Срок реализации: 1 год

Составитель: Воробьева Алия Наильевна,
педагог дополнительного образования МКУДО «Дом школьников с. Ленинское»

Пояснительная записка

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, беспрерывное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из сторон развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» естественнонаучной направленности позволяет снабдить детей дошкольного возраста определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, научить ориентироваться в сложных потоках информации, программа направлена на создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты, предусмотренные данной программой, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий и достижения результатов.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

— Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022 г. № 678-р;

— Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

— Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н);

— Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);

— Приказа Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

— Постановления главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП2.4.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

— Локальных нормативно-правовых актов МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».

Актуальность программы обусловлена тем, что посредством экспериментирования дети дошкольного возраста получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки выступления перед своим коллективом, что в дальнейшем способствует ораторскому мастерству.

Новизна программы: методы и методические приемы, используемые в данной программе, направлены на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в коллективе, быть открытыми для новых контактов.

Группа формируется из 7-10 обучающихся в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.

Обучение является базовым и составляет 218 часов в режиме учебных занятий.

Форма организации обучающего процесса: очная групповая, с использованием приёмов индивидуальной работы.

Методы обучения: наглядные, практические.

Цель программы создание благоприятных условий для формирования и развития познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Личностные:

— создать условия для воспитания уважительного отношения друг к другу;

— обеспечить формирование активности и культуры общения;

Метапредметные:

— развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

— развивать эмоционально-ценностнное отношений к окружающему миру через опытно-экспериментальную деятельность;

Образовательные:

— создать условия для экспериментальной деятельности;

— развивать у детей представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.);

— развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

— развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, песочные часы, глобус).

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Образовательный маршрут – знакомство с разделами программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг.

    1. Теория «Тайны живой природы» (мир растений и животных).

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении.

Практика. Рассмотреть строение.

1.2. Теория. Для чего растению нужны семена.

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения.

Практика. Познакомить со способами распространения семян.

1.3. Теория. В маленьком семени прячется растение.

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Практика. Попробовать «разбудить» семена.

1.4. Теория. Условия, необходимые для роста растений.

Практика. Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, гороха.

1.5. Теория. «Фотосинтез».

Практика. Провести опыт «Почему растения зеленого цвета?».

1.6. Теория. «Тормоз» для растения.

Практика. Провести опыт по посадке лука в воду и землю, наблюдение, сравнение.

1.7. Теория. Как изучать зверей?

Практика. Собираем коллекцию следов.

1.8 Теория. Птицы.

Практика. Через проектную деятельность показать, «Куда улетают птицы зимовать», изготовить гнездо птиц.

2.Теория. «Почва». Как устроена «волшебная кладовая».

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав.

Практика. Провести опыт по рассмотрению различных видов почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

2.1. Теория. «Ищем клад» (на прогулке).

Практика. Изучение почвы на природе.

2.2. Теория. Рыхлая и твердая почва.

Практика. Провести опыт по сравнению и описанию почвы.

2.3. Теория. Глина – природный материал.

Практика. Провести опыт. Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

2.4. Теория. Песочные чудеса.

Практика. Провести опыт по окрашиванию и размещению песка в стеклянные сосуды. Рисование на цветном песке.

2.5 Теория. «Превращение песка и глины».

Практика. Сравнение свойств песка, глины и почвы.

«Погружение предметов в плотный и в рыхлый.

2.6. Теория. Животные и песок.

Практика. Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

2.7. Теория. Почему осенью бывает грязно?

Практика. Провести опыт «Дождь».

3. Теория. «Камни». Как на Земле появились камни?

Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с историей возникновения камней.

3.1. Теория. Сравнение свойств камней.

Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. Провести опыты с камнями.

3.2. Теория. «Моя коллекция» Мир камня.

Практика. Сбор камней на прогулке. Провести опыт. Форма, цвет, размер.

3.3. Теория. Применения камня в медицине.

Практика. Камнетерапия. Игры с камешками.

3.4. Теория. Что такое горы?

Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с разрушением гор. Дымящие горы. Сформировать первоначальные представления о вулканах. Провести опыт на модели, показать действующий вулкан.

Познакомить детей с причиной его извержения; развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

3.5. Теория. «Минеральное царство».

Практика. Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. Провести опыт по применению минералов. Окаменелости.

3.6. Теория. Драгоценные камни.

Практика. Познакомить детей с драгоценными и полудрагоценными камнями. Провести опыт по сравнению с другими камнями выделить их свойства.

3.7. Теория. Как человек использует камни.

Практика. Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома, ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

4. Теория. «Воздух». Воздух – первое знакомство: вдох – выдох.

Практика. Провести опыт «Нет жизни без воздуха». Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы. Что загрязняет воздух.

Расширять представления детей о правилах поведения в природе; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать аналитическое мышление в ходе поисковой деятельности. Расширять знания об источниках загрязнения. Воспитывать заботливое отношение к природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

4.1. Теория. Воздух есть везде.

Практика. Провести опыт по нахождению воздуха в почве, воде, губке и т.д. Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха, формировать представления о ветре и его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.

4.2. Теория. Воздух всегда в движении.

Практика. Провести опыт. Доказать, что воздух всегда в движении.

4.3. Промежуточный мониторинг освоения программы.

5. Теория. «Воздух». Можно ли жить без него. «Сильный ветер, слабый ветер».

Практика. Познакомить детей с силой ветра.

5.1. Теория. «Надуваем воздушные шары».

Практика. Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

5.2. Теория. Реактивный шарик

Практика. Выявить, что воздух обладает упругостью.

5.3. Теория. «Где теплее?»

Практика. Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.

5.4. Теория. «Не дышу».

Практика. Провести опыт «Без воздуха нельзя прожить».

6. Теория. «Вода». Вода – самое удивительное вещество на Земле.

Практика. Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Океаны, моря, реки. Вода – самое удивительное вещество на Земле.

Создать целостное представление о воде как о природном явлении; дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде.

6.1. Теория. Замерзшая вода.

Практика. Провести опыт и показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

Цветные льдинки.

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску), как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

6.2. Теория. Что такое пар?

Практика. Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

6.3. Теория. Впитывание воды.

Практика. Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

6.4. Теория. Вода – растворитель.

Практика. Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

6.5. Теория. Игры с моделями.

6.6. Теория. «Поверxность воды».

Практика. Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держатся на воде. Подумать, из чего получится хорошая лодка для перевозки грузов.

Практика. Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

6.7. Теория. Неутомимая путешественница.

Практика. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

7.Теория. «Магниты».

Практика. Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

7.1. Теория. Магнит и его свойства.

Практика. Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

7.2. Теория. «Вокруг твоего магнита».

Практика. Провести опыт «Действие магнита на предмет».

Расширять логический и естественно-научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

7.3. Теория. Сила притяжения.

Практика. Провести опыт по знакомству с силой притяжения магнитов и ее использованием. Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

7.4. Теория. Притягивание через предметы. Как человек использует магниты.

Практика. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

8. Теория. Что мы знаем о себе? (организм человека)

Практика. Через проектную деятельность познакомить со строением человека. Провести опыты: Что может нос? Что могут глаза? Что умеет язычок? «Познакомимся с нашими зубками». Ушки – «подслушки». Где живет эхо? Позовем эхо (на прогулке).

8.1 Теория. Наша кожа. Почему нужно мыть руки?

Практика. Провести ряд опытов на темы: «Почему нужно мыть руки?», «Микробы». «Взаимоотношение бактерий и плесени». Видимые-невидимые отпечатки.

8.2. Теория. Секреты твоего здоровья.

Практика. Через проектную деятельность показать: «Здоровое и вредное питание».

9. Теория. «Свет и зеркало» Свет повсюду.

Практика. Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. Провести опыты: «Солнечные зайчики». «Тайна стекла».

9.1. Теория. Голубая планета Земля.

Практика. Через проектную деятельность показать детям «Солнце – большая звезда». Опыты с глобусом. Смена времен года, дня и ночи.

9.2. Теория. Звездное небо над головой.

Практика. Через проектную деятельность показать движение звезд. Млечный путь. Большая и Малая Медведицы.

9.3. Теория. Кометы и метеориты.

Практика. Через проектную деятельность показать кометы, метеориты.

«Космическое путешествие». «Как образуются метеоритные кратеры»? «Астероиды».

9.4. Теория. Метеорология.

Практика. Строим метеостанцию. Термометр – что это?

Погодные изменения. Наблюдение за погодой, составление метеодневника.

9.5. Теория. «Семицветная яркая».

Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с радугой. Провести опыт «Радуга».

9.6. «Электричество.

Практика. Познакомить детей с понятием «электричество», провести опыт «Статистическое электричество».

9.7. Итоговый мониторинг освоения программы.

Планируемые результаты:

Личностные:

— развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

— умение высказывать и отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Метапредметные:

— расширение познавательного опыта;

— умение рассуждать, описывать явления, процесс того или иного эксперимента;

— овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Образовательные:

— иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода – переход в различные состояния; воздух; почва);

— иметь представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;

— иметь представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину;

— иметь представление о магнитах, о магнитном поле Земли.

Календарный учебный график на сентябрь-октябрь

Возраст детей 5-7 лет

Дата

Название темы

Всего

Теория

Практика

Место проведения

Форма занятия

Форма контроля

Примечание

1, 2

 

Вводное занятие. Образовательный маршрут – знакомство с разделами программы. Организационные вопросы.

Проведение вводного контроля.

2

1

1

 

Беседа.

Презентация.

Выполнение практических заданий.

Вводный контроль.

 

3, 4

 

Техника безопасности на занятиях «Тайны живой природы» (мир растений и животных)

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

2

1

1

 

Беседа

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

5, 6

 

Для чего растению нужны семена.

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

7, 8

 

В маленьком семени прячется растение. Развивать интерес детей, любознательность.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

9, 10

 

В маленьком семени прячется растение. Развивать интерес детей, любознательность.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

11, 12

 

Условия, необходимые для роста растений.

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, гороха.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

Текущий контроль

 

13, 14

 

«Фотосинтез». Провести опыт «Почему растения зеленого цвета»

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

15, 16

 

«Тормоз» для растения.

Как свет влияет на рост растений.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

17, 18

 

«Лук»

Провести опыт по посадке лука в воду

2

1

1

 

Просмотр презентации

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

19, 20

 

Продолжаем посадку.

Полив, наблюдение, сравнение, зарисовка.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

21, 22

 

Луковая пленка под лупой. Зарисовка.

2

1

1

 

Просмотр презентации.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение.

 

23, 24

 

Луковая пленка под лупой и микроскопом. Зарисовка увиденного.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

25, 26

 

Как изучать зверей?

2

1

1

 

Просмотр презентации.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

27, 28

 

Собираем коллекцию следов. Зарисовка.

2

1

1

 

Просмотр презентации.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

29, 30

 

Птицы. Через проектную деятельность показать «Куда улетают птицы зимовать». Изготовить гнездо птиц.

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

31, 32

 

«Почва». Как устроена «волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав.

Провести опыт по рассмотрению различных видов почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

Текущий контроль.

 

33, 34

 

Изучение почвы.

Разновидность почвы.

2

1

1

 

Просмотр презентации

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

35, 36

 

Рыхлая и твердая почва.

Провести опыт по сравнению и описанию почвы.

2

 

2

 

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

37, 38

 

Глина – природный материал.

Провести опыт. Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

39, 40

 

Песочные чудеса.

2

1

1

 

Просмотр презентации.

Мастер-класс

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

41, 42

 

Провести опыт по окрашиванию и размещению песка в стеклянные сосуды.

2

1

1

 

Просмотр презентации.

Мастер-класс

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

43,44

 

Рисуем с помощью цветной соли.

2

1

1

 

Просмотр презентации.

Беседа.

Мастер-класс

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

45, 46

 

Рисование на цветном песке.

2

1

1

 

Беседа.

Мастер-класс

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

47, 48

и т.д.

 

Превращение песка и глины»

2

1

1

 

Беседа.

Выполнение практического занятия.

Педагогическое наблюдение

 

ВСЕГО:

218

98

120

    

Условия реализации программы

Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном необходимой мебелью: парты, стулья, шкафы для хранения.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, глобус, карта ЕАО. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, пробирки. Деревянная палочка, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Фартуки, бумажные полотенца.

Дидактический материал и техническое оснащение

Формы аттестации и оценочные материалы:

Контроль усвоения программы носит безотметочный характер и предполагает уровень усвоения материала, успешности освоения программы.

Вводный контроль. Проводится в начале учебного года (сентябрь), с целью выявления навыков, которыми обладает обучающийся на момент начала учебного процесса.

Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года (декабрь), анализируется освоение программы за первую половину учебного процесса.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года (май), анализируется освоение программы за весь учебный год.

Оценочные материалы

Показатели:

  • Умеет задавать вопросы.

  • Умеет ставить проблему, выявляет ее.

  • Умеет выдвигать гипотезы.

  • Умеет давать определение понятиям.

  • Умеет классифицировать.

  • Умеет наблюдать.

  • Умеет проводить эксперименты.

  • Умеет рассуждать, делать заключения.

Критерии:

3 балла — умения и навыки сформированы

2 балла – частично, с помощью взрослого

1 балл — умения и навыки не сформированы

Результаты:

Навыки сформированы – 20-24

Частично сформированы – 14-19

Не сформированы — 8-13

Диагностическая карта кружка «Юный исследователь»

№ п/п

ФИ

Умеет задавать вопросы

Умеет ставить проблему, выявляет ее.

Умеет выдвигать гипотезы

Умеет давать определение понятиям

Умеет классифицировать

Умеет наблюдать

Умеет проводить эксперименты

Умеет делать заключения

Баллы

Средний балл

вводный контроль

промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата _________________ Педагог __________________

Методические материалы

Формы и методы организации педагогической деятельности.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Методы стимуляции и мотивации:

  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе используются разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить…» и т. д.)

Практические:

  • Действия с лупой, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные, зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д.) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности

  • Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

  • Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого. Словесный метод обучения:

  • Рассказы педагога («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик», «Двенадцать месяцев» и т. д.)

  • Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

  • Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.). Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

  • Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.)

  • Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

  • Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида: 

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

за изменением и преобразованием объектов (лед – вода, вода – пар, семечко –росток и т. д.)

У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.

Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах:

— занятия;

— самостоятельная деятельность детей;

— совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

На занятии у детей педагог должен вызывать интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если …?»

А затем в совместной деятельности – закрепить полученные ранее знания и представления.

Занятие является традиционной формой работы с детьми. Педагог должен вызывать и поддерживать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости, победы.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое «Занятия-открытия», много удивлялись «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Не следует торопиться с ответом, а необходимо способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно необходимо тщательно продумать организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Программа воспитания

Пояснительная записка

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

Современный образовательный процесс с детьми дошкольного возраста не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет, данная программа разработана с целью организации воспитательной работы с обучающимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеразвивающей программой.

Данная воспитательная программа представляет собой воспитательную работу, обязательную для проведения с обучающимися детских объединений, на всех уровнях обучения.

Деятельность объединения имеет естественнонаучную направленность.

Количество мест для обучающихся в объединении составляет 15 человек.

Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Цель, задачи и результат воспитательной работы

Цель программы создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Задачи:

развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

— способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

— формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.

Результат воспитания результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

— у ребенка развита способность к самостоятельному анализу выполненной работы;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Виды, формы и содержание деятельности

Виды:

1. Работа с коллективом обучающихся:

— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

— содействие формированию активной гражданской позиции;

— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.

2. Работа с родителями:

— Собрать заявления от родителей на зачисление детей на кружок «Юный исследователь».

— Предложить родителям заполнить личные карточки на ребенка.

— Заявление на согласие по обработке персональных данных учащихся и родителей.

— Заявление от родителей на согласие по размещению на официальном сайте и стендах МКУ ДО «Дом школьников» персональных данных своих и своего ребенка.

— Родительские собрания.

— Индивидуальные беседы с родителями, привлечение родителей к работе кружка, приглашать на викторины, проводить совместно исследовательскую деятельность.

Формы:

— мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

— дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.

— игры – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.

Приложение

Картотека опытов и экспериментов

ОПЫТ № 1

«Свойства воды»

Цель – установить форму воды.

Материалы: стакан, блюдце, колба, глубокая тарелка, вода.

Процесс: возьмите большой стакан с водой и перелейте из него воду в блюдце. Проделайте то же самое с колбой и глубокой тарелкой. Вода не имеет формы.

Итог: Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

ОПЫТ № 2

«Цвет и вкус воды»

Цель – выяснить, имеет ли вода вкус и цвет.

Материалы: стаканы и чайные ложки по количеству обучающихся, вода, молоко, соль, сахар.

Процесс: перед вами два стакана: один – с водой, другой – с молоком. Возьмите чайные ложки и опустите их в стаканы. (В воде ложку видно, в молоке – нет.)

Возьмите стакан с водой и поместите в него одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размешайте. (Они растворились) возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. (Соленая, сладкая)

Итог: Вода не имеет вкуса, не имеет цвета, а принимает вкус и цвет того вещества, которое в нее добавлено.

ОПЫТ № 3

«Запах воды».

Цель – выяснить, имеет ли запах вода.

Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс: спросите детей, чем пахнет вода. После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

ОПЫТ № 4

«Свойства воздуха»

Цель – познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс: возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

ОПЫТ № 5

«Как обнаружить воздух»

Цель – установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Эксперимент:  

1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

 Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

 3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема. Теплый воздух поднимается и идет снизу-вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

ОПЫТ № 6

«Мокрый песок»

Цель – познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы: мокрый песок, формочки для песка.

Процесс: мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, песок будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологического кружка «РОДНИЧОК» для детей старшего дошкольного возраста (составлена на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаева)

Составитель: Нина Владимировна Сукачева, педагог дополнительного образования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»

Пояснительная записка

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Мы не научились жить в гармонии с природой и довели её до состояния экологического кризиса. Поэтому единственный выход из сложившейся ситуации – обретение экологического сознания, экологической культуры.

Экологическая культура – это воспитание активной, но осознанной позиции человека в деле рационального использования и преобразования.

Экологическая культура должна стать способом соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого его понимания и познания.

Формирование экологической культуры идет в течение всей жизни человека. Однако мы глубоко убеждены, что начинать надо уже с дошкольного возраста. Первые крупицы экологических знаний, заложенные в дошкольном детстве, помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать её, а главное – положат начало осознанному отношению к природе. «Родничок» – программа о мире природы, в котором для ребят открывается удивительное в том, мимо чего они часто проходили равнодушно, о мире, который мы обязаны беречь и охранять.

Программа «Родничок» направлена на развитие личности ребенка в целом: формирование экологического мышления дошкольника, ценностных ориентиров, развитие его эмоционально-чувственной сферы, творческих способностей, фантазии.

Программа построена с учетом естественного интереса к окружающей природной среде, в т.ч. и к самим себе как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое вовлечение жизненного опыта детей, разнообразные сведения о жизни растений и животных.

Программа разработана на основе следующих документов:

— Федерального Закона РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

— Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015 г. № 996-р);

— Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ 31 марта 2022 года № 678-р);

— Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н);

— Приказа Министерства просвещение РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»);

— Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

Новизна программы заключается в том, что в ней отдано предпочтение:

— практической деятельности, что позволяет включать ребенка в непосредственное общение с объектами природы;

— принципу сезонности при ознакомлении с окружающим миром.

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Программа рассчитана на 2 года обучения, опирается на имеющиеся у детей знания, полученные в процессе организованной работы в ДОУ по ознакомлению с природой и жизненный опыт ребенка.

Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам: «Окружающий мир».

Программа «Родничок» построена с учетом следующих принципов:

1. Доступности (материал должен быть доступен пониманию ребенка);

2. Ценностной ориентации (позитивное отношение к объектам природы, к себе самому);

3. Сезонности (темы занятий тесно связаны с сезонными явлениями в природе);

4. Обратной связи (заинтересованность педагога впечатлениями детей от прошедшего занятия);

5. Краеведческого подхода (знакомство с объектами природы и явлениями родного края);

6. Личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

7. Взаимоуважения (работа в объединении строится на взаимоуважении участников образовательно-воспитательного процесса);

8. Сотрудничества (отношение к ребенку строится на доброжелательной и доверительной основе).

В программе предлагается следующая организация учебного процесса: в группе 8-10 детей одного возраста.

Количество занятий – 2 раза в неделю, 25-35 минут каждое, 18 часов в учебный год.

Методы и приемы экологического воспитания:

— сенсорное восприятие (рассматривание объектов природы, рассказывание эко сказок, чтение художественных произведений, прослушивание аудиозаписей);

— практические (эксперимент, рисование, работа с природным материалом, труд детей в природе);

— коммуникативные (дидактические игры на экологическую тему, беседы, размышления, игровые ситуации);

— комбинированные (экскурсии, циклы наблюдений, проблемные ситуации).

Наша программа исключает метод принуждения, мы не добиваемся от детей глубокого и прочного запоминания познавательного материала. Нам важно создать такую развивающую и воспитательную среду, которая влекла бы ребенка и педагога в совместное познание и открытие тайн удивительного мира природы.

Практическая значимость программы «Родничок» заключается в следующем:

1. Формирует практические умения и навыки:

— по содержанию растений и животных:

— по постановке и проведению простейших опытов.

2. Развивает у детей:

— наблюдательность;

— логику;

— способность к исследованию объектов живой природы.

3. Позволяет включать детей в практическую деятельность:

— природоохранные акции, операции;

— дает возможность выразить свою жизненную позицию через рисунки, плакаты, поделки из природных материалов;

— развивает творческие способности через восприятие природы как особого эстетического объекта.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

ЦЕЛЬ – развитие у дошкольников начал экологической культуры.

ЗАДАЧИ:

1. Развивающие:

— развивать познавательный интерес к природе ЕАО;

— развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка;

— развивать наблюдательность, воображение, способность к творчеству;

— развивать самостоятельность, умение делать выводы и принимать решения;

— развивать способность видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитательные:

— воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к родной природе;

— воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами природы;

— прививать чувства сопереживания ко всему живому;

— прививать чувство личной ответственности за окружающую природу.

3. Обучающие:

— дать начальные сведения о живой и неживой природе, элементарные сведения об экологических законах;

— прививать элементарные навыки природоохранной деятельности и экспериментирования с живой и неживой природой;

— формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными;

— формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности.

Учебно-тематический план

первого года обучения (старшая группа)

Тема

Количество часов

Теор.

Практика

Всего

1.Вводное занятие

1

1

2.Живая и неживая природа

1

1

3.Кто в доме – природе растет

1

1

4.Осенние поделки из природного материала «Ёжики в осеннем лесу»

1

1

5.Лесной дом

1

1

6.Лесные квартиры

1

1

7.Как лесные звери к зиме приготовились

1

1

8.Зимующие птицы нашего леса

1

1

9.Снег и его свойства

1

1

10.Знакомство с морской свинкой

1

1

11.Что такое заповедник?

1

1

12.Кошки нашего леса

1

1

13.Многообразие животного мира

1

1

14.Кто в лесу уже проснулся

1

1

15Перелетные птицы

1

1

16.Первоцветы

1

1

17.В гости к насекомым

1

1

18.Итоговое занятие. «Мы – юные защитники природы

1

1

19.Волшебница – вода

1

1

20.Воздух – невидимка

1

1

21.Удивительный мир песка(Песок, глина, камни)

1

1

22.Почва – живая земля

1

1

23.Сказка ложь, да в ней намек

1

1

24.Познавательные рассказы о природных явлениях

1

1

 

Всего

13

11

24

К концу первого года обучения дети старшей группы должны:

ЗНАТЬ:

  • название нашей планеты;

  • что такое природа;

  • признаки живой и неживой природы и их отличие;

  • значение растении и животных в природе;

  • основные экологические связи в природе и правила поведения в ней;

УМЕТЬ:

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • по внешнему виду определять 5-6 видов деревьев и кустарников;

  • не нарушать условия, необходимые живым существам для их жизнедеятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1: «Вводное занятие»

Игры на знакомство. Диагностика. Беседа о лете.

Тема 2. «Живая и неживая природа»

Дать представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека. Познакомить с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками. дать представление о том, что человек (ребенок) – часть природы.

Тема 3: «Кто в доме – природе растет»

Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года. Закреплять знания детей о связях между природными явлениями. Познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные. Расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах. Дать детям представление о птицах, их разнообразии.

Тема 4. Осенние поделки из природного материала «Ёжики в осеннем лесу»

Систематизировать представления детей о временах года – осень, активизировать наблюдательность. Знакомить с разновидностями растительного материала. Формировать любовь к родному краю и природе. Развивать возможность комбинировать различные материалы при изготовлении поделки.

Тема 5: «Лесной дом»

Познакомить с «домом» растений и животных, значением леса как части природы, его ролью в жизни человека. Познакомить с взаимосвязью лесных обитателей (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Выяснить причины исчезновения лесов на Земле, почему и как нужно охранять леса.

Тема 6: «Лесные квартиры»

Сформировать представления о местах обитания животных.

Тема 7: «Как лесные звери к зиме приготовились»

Познакомить с трудностями зимней жизни в лесу.

Тема 8: «Зимующие птицы нашего леса»

Расширить представления о разнообразии зимующих птиц.

Тема 9: «Снег и его свойства» Исследовательская деятельность.

Уточнить и расширить представления детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

Тема 10: «Знакомство с морской свинкой»

Дать детям знания о морской свинке, об особенностях строения ее тела, повадках.

Тема 11: «Что такое заповедник?»

Познакомить детей с понятием «заповедник». Дать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках, какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Познакомить детей с Красными книгами России и ЕАО.

Тема 12: «Кошки нашего леса»

Сформировать представления о видах и жизни диких кошек.

Тема 13: «Многообразие животного мира»

Показать, насколько интересен и многообразен животный мир области, познакомить с понятием «маскирующая окраска».

Тема 14: «Кто в лесу уже проснулся»

Показать, насколько трудно животным ранней весной в лесу.

Тема 15: «Перелетные птицы»

Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.

Тема 16: «Первоцветы»

Познакомить детей с первоцветами.

Тема 17: «В гости к насекомым»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Научить бережному отношению к животным, которые живут рядом с нами.

Тема 18: Итоговое занятие. «Мы – юные защитники природы» (по итогам пройденного материала)

Тема 19: «Волшебница – вода»

Познакомить с основными свойствами воды. Дать представление о различных состояниях воды – твердом, жидком, газообразном. Познакомить с элементами круговорота воды в природе. Рассказать о загрязнении водоемов и его влиянии на жизнь животных, растений, человека; вода и наше здоровье.

Тема 20: «Воздух – невидимка»

Познакомить со значением воздуха в жизни человека и других живых организмов. Познакомить со свойствами ветра, его ролью в природе и жизни человека. Познакомить с источниками загрязнения воздуха, с ролью растений в поддержании чистоты воздуха.

Тема 21: «Удивительный мир песка»

Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Тема 22: «Почва – живая Земля»

Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы. Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.

Тема 23: «Сказка ложь, да в ней намек»

Прививать детям экологическую культуру поведения посредством экологических сказок.

Тема 24: «Познавательные рассказы о природных явлениях»

Учить детей понимать и оценивать природные явления. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру.

2. Развитие навыков элементарной исследовательской деятельности.

3. Сформированность системы знаний о многообразии растительного и животного мира.

4. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

5. Повышение уровня познавательных процессов: мышления, речи, памяти, воображения.

Учебно-тематический план

второго года обучения (подготовительная группа)

п/п

Тема

Количество часов

Теор.

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Дом под крышей голубой

1

1

3.

Я и природа

1

1

4.

Изготовлению композиции из природного и бросового материала «Осенний вернисаж»

1

1

5.

Кто в доме – природе живет

1

1

6.

Лесные этажи

1

1

7.

Природные цепочки в лесу

1

1

8.

Птичья столовая. Изготовление кормушек для птиц

1

1

9.

Снег и его свойства

1

1

10.

Знакомство с черепахой

1

1

11.

По заповедным местам природы нашей области

1

1

12.

Тигр амурский

1

1

13.

Как деревья просыпаются

1

1

14.

Весна в жизни лесных зверей

1

1

15.

Берегите птиц!

1

1

16.

Многообразие растительного мира

1

1

17.

Насекомые – наши друзья!

1

1

18.

Итоговое занятие. Клуб знатоков живой природы

1

1

19.

Ходит капелька по кругу

1

1

20.

Этот удивительный воздух

1

1

21.

Что у нас под ногами

1

1

22.

Почва – живая Земля

1

1

23.

Сказка ложь, да в ней намек

1

1

24.

Познавательные рассказы о природных явлениях

1

1

 

Всего

13

11

24

К концу второго года обучения дети старшей группы должны:

ЗНАТЬ:

  • значение окружающей природной среды для живых организмов, в т.ч. причинно-следственные связи между явлениями в природе;

  • правила поведения и меры безопасности при нахождении в природе:

  • значение зеленых насаждений для всего живого на Земле.

УМЕТЬ:

  • ухаживать за растениями, животными;

  • самостоятельно вести наблюдения за природными объектами, делать выводы;

  • прогнозировать в конкретной ситуации общение с природой и последствия своего отношения к ней;

  • проявлять творческую индивидуальность в разных видах деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1: «Вводное занятие»

Игры на взаимодействие. Диагностика. Беседа о лете.

Тема 2: «Дом под крышей голубой»

Закрепить знания детей о взаимосвязи между живой и неживой природой.

Тема 3: «Я и природа»

Закрепить представления о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) – часть природы. Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой.

Тема 4: «Изготовлению композиции из природного и бросового материала «Осенний вернисаж»

Учить детей составлять композиции из сухих цветов, травы.

Тема 5: «Кто в доме – природе живет»

Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях.

Тема 6: «Лесные этажи»

Систематизировать представления детей о местах обитания животных, дать первичное понятие экосистемы.

Тема 7: «Природные цепочки в лесу»

Показать детям, что в дикой природе все взаимосвязано.

Тема 8: «Птичья столовая» «Изготовление кормушек для птиц»

Научить детей заботиться о птицах.

Тема 9: «Снег и его свойства»

Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

Тема 10: «Знакомство с черепахой»

Уточнить и расширить представления детей о черепахе.

Тема 11: «По заповедным местам природы нашей области»

Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Сформировать представления о Красной книге ЕАО.

Тема 12: «Тигр амурский»

Познакомить детей с самой большой кошкой нашего леса.

Тема 13: «Как деревья просыпаются»

Сформировать понятие «сокодвижение», научить устанавливать зависимость растения от солнца.

Тема 14: «Весна в жизни лесных зверей»

Уточнять и расширять представление детей о весенних изменениях в природе, о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж, насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи)

Тема 15: « Берегите птиц!»

Обобщить и систематизировать представления детей о перелётных птицах.

Познакомить детей с перелетными птицами, занесенными в Красную книгу ЕАО.

Тема 16: «Многообразие растительного мира»

Расширить знания детей о растительности области.

Тема 17: «Насекомые – наши друзья!»

Продолжать знакомить детей с миром насекомых. Учить детей не причинять вреда насекомым, бережно относиться к природе.

Тема 18: «Итоговое занятие. Клуб знатоков живой природы»

Показать знание детей о живой природе, умение применять знание на практике в проблемных ситуациях.

Тема 19: «Ходит капелька по кругу»

Формировать представление об испарении воды, образовании облаков, радуги, росы, тумана, закреплять свойства воды, различные состояния. Закреплять представления о роли воды в жизни наземных растений и различных животных, экономное использование воды как ресурса, формировать экологически грамотное поведение ребенка в быту. Формировать экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов.

Тема 20: «Этот удивительный воздух»

Закреплять свойства воздуха, его значение в жизни человека и других живых организмов. Дать представление о воздухе как среде обитания живых организмов, закреплять знания о летающих животных (птицы, насекомые, звери). Формировать понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья, понимание роли растений в очистке воздуха.

Тема 21: «Что у нас под ногами» (Песок, глина, камни)

Формировать познавательный интерес у дошкольников при ознакомлении с неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.

Тема 22: «Почва – живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

Тема 23: «Сказка ложь, да в ней намек»

Расширить и развить экологические знания и умения детей через экологические сказки.

Тема 24: «Познавательные рассказы о природных явлениях»

Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Понимание детьми специфики живого организма и установление зависимости его состояния от факторов внешней среды и человека.

2. Развитые потребности к общению с природой.

3. Развитое стремление к исследовательской деятельности.

4. Непринужденное речевое общение, умение делать выводы, умозаключения.

5. Понимание необходимости защиты природы.

Оценка результатов образовательной деятельности

В системе дополнительного образования детей отсутствует оценка в школьном понимании, но есть различные способы оценивания. В работе с дошкольниками пользуются следующей системой измерения результатов усвоения программы:

1. Диагностирование (на начальном и заключительном этапе обучения).

3. Проведение викторин «Знатоки природы», «Конкурс эрудитов».

4. Беседы, рассуждения.

5. Опыты, эксперименты.

6. Творческая деятельность.

7. Организация выставок, участие в различных мероприятиях (на базе ДОУ, СЮН, районных, областных).

Условия реализации программы:

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • Пропаганда экологических знаний среди родителей;

  • Наличие полноценной зеленой зоны (помещения или участка ДОУ, на котором произрастают растения, содержатся какие-либо животные);

  • Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;

  • Наличие методико-дидактического обеспечения (демонстрационный, наглядный и иллюстрационный материал, аудиозаписи, дидактические, настольные игры; учебно-методическая, справочная, энциклопедическая литература);

Материально-техническое обеспечение (оборудование для опытов экспериментов; натуральные объекты; лабораторная посуда, гербарии, коллекции камней, семян; магнитофон).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + шестнадцать =