Мероприятие, посвященное Дню памяти жертв Холокоста «Неизвестное об известном или еще раз о еврейском шоа»


Автор: Понизова Наталья Петровна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п.Теплоозерск»
Должность: учитель географии


Январь, 2021

Цели мероприятия:

  • Образовательная:

1) ознакомить учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста;

2) повысить информационную грамотность учащихся;

3) продолжить формирование аналитических умений учащихся при работе с историческими источниками;

  • Развивающая:

1) развить навыки социальной восприимчивости и доверия;

2) развить навыки монологической речи, творческих навыков;

3) развить умение выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

4) развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

  • Воспитательная:

1) воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

2) научить защищать идеи гуманизма;

3) обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Задачи мероприятия:

  • Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.
  • Вспомнить совместно с учащимися события Великой Отечественной войны и геноцида, провозглашённые фашистской Германией.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.
  • Формировать патриотизм, гражданственность.

Ход занятия.

Звучит музыка: Itzhak_Perlman_-_Doyna_Skotshma_

Учитель.

Неоднократно вы слышали о трагедии, которая произошла у еврейского народа во время Второй мировой войны. Трагедия, имя которой Холокост.

— Что таится под этим словом? Кто может рассказать о его значении?

(ответы учащихся)

Из Википедии

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»):

Впервые этот термин был использован лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визеле, узником Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях. Холокост — это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу

Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.

Наш классный час я назвала «Неизвестное об известном или еще раз о

еврейском шоа».

Почему именно «Шоа»? Что же означает это слово? В Электронной еврейской энциклопедии о шоа пишется следующее:

«КАТАСТРО́ФА европейского еврейства (שׁוֹאָה, Шоа, буквально `несчастье`, `бедствие`, также חֻרְבָּן, хурбан, `разрушение`), гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933–45 гг. Аналогами термина «Шоа» в мировой историографии являются английское слово «Holocaust» («Холокост», от греческого холокаутома, `всесожжение`) и «Катастрофа», употребляемый в «Краткой еврейской энциклопедии» наряду с термином «Шоа». Слово «Шоа» встречается в Библии (Ис. 10:3; 47:11; Цфан. 1:15; Иов 30:32; Пр. 1:27; Пс. 35:8; 63:10) в значении всеобъемлющего разрушения и разорения.

https://www.youtube.com/watch?v=ikzwcTkG1cA

Песня девочки «Мама, отчего ты плачешь?» (Н. Балтянская)

Из воспоминаний очевидцев (читают дети)

  1. «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А некоторые соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями». (Хильма Геффен- Людомер)
  2. «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие». (Марта Аппель)

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор

Чтение отрывка из книги Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» (расстрел евреев, побег Дины Проничевой и Моти)

https://www.youtube.com/watch?v=BcUutM7R1cs

«Бабий Яр» Александр Розенбаум

Многое вам ежегодно рассказывают в школе о трагедии Холокоста. А сегодня я хочу рассказать вам о людях нашего поселка, к сожалению, их нет уже вместе с нами, но человеческая память, история жизни жителей нашего поселка не позволит забыть об этих людях.

Город Бершадь, Винницкой области (Украина) там до войны проживала Ева Шопсовна Скворцова и где во время войны действовало еврейское гетто.

(чтение воспоминаний Евы Шопсовны Скворцовой, из материалам школьного музея).

Равенсбрюк, Освенцим, Бухенвальд…Эти названия известны вам, они вызывают ужас, боль, страх. Этот список можно продолжать.

Посмотрите на эту карту. Здесь обозначены концлагеря, лагеря смерти.

В 13 из них, в том числе пересыльных пунктах, побывал еще один наш земляк, житель Теплоозерска, Будейкин Геннадий Дмитриевич. К сожалению, он не дожил до 75-летия Великой Победы, но память о нем жива. Благодаря работе нашего музея, сохранились воспоминания Геннадия Дмитриевича. Давайте с ними познакомимся.

«В семье было двое детей, отец (он был коммунистом) в первые дни войны ушел на фронт, мать осталась в Брянске, и целый год, как могла, прятала детей от немцев.

В августе 1942 года, кто-то донес немцам о нашей семье. Маму вместе со мной и моим старшим братом Сергеем отвели в парк Октября. Я понимал, что сейчас случится что-то ужасное, несмотря на то, что мать и старший брат всеми силами старались меня отвлечь и заговорить. Так случилось, что родственник, родной брат мамы, оказалось, он служил у немцев, заметил нас и как-то уговорил немцев. Мы остались живы. С 12 января 1942 года по 12 марта 1945 года жизнь наша прошла через концлагеря и пересыльные пункты. Семью разделили. Жили отдельно. Мать работала, детей видела строго по расписанию — не более одного часа в день. А у нас с Сергеем еженедельно брали кровь. Многие не выживали. У кого уже не было крови, давали кусочек шоколада, но, оказывается, он был отравлен. Однажды мать спрятала кусочки лягушки, так ее чуть до смерти не забили на виду у всех, чтоб другим неповадно было».

Мне посчастливилось присутствовать на встрече с Геннадием Дмитриевичем, вспоминается, как он со слезами на глазах, с любовью говорил о своей матери, о том как его, 2-х летнего ребенка, немцы использовали вместо мяча, играя в волейбол. К сожалению, много забылось, но немногое сохранилось в нашем школьном музее.

(знакомство с материалами школьного музея о Г.Д. Будейкине)

И конечно же память о Геннадии Дмитриевиче хранят в его семье. В прошлом году его внук Зощук Тимофей (учитель И.В.Солодова), стал победителем регионального этапа и финалиста Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» со своим рассказом «Шоколадка». Давайте его прочтем.

(Чтение рассказа)

Последние дни войны провел Геннадий Дмитриевич в лагере в Маутхаузене (Австрия) до освобождением их американцами.

О трагедии еврейского народа мы узнаем в школе, для кого-то история Холокоста стала семейной историей. Но наиболее ярко отобразить эти печальные страницы истории может кино.

Сейчас я хотела бы познакомить вас с удивительной работой, военно – исторической драмой режиссера Константина Фама.

(Материалы https://www.liveinternet.ru/users/agoll/post299235995/)

О Константине Фаме, кроме узких профессионалов, еще недавно мало кто слышал. В мире большого кино он появился внезапно, ниоткуда: только что не было — и вот уже есть. В прошлом году стал брать один за другим призы европейских фестивалей, а в этом его «Туфельки» выдвинуты на «Оскар». Одновременно со «Сталинградом» Бондарчука.

Контраст между этими картинами поражает. Масштабная стрелялка с ультрасовременными спецэффектами и грустная 18-минутная сказка о Холокосте — без единой актерской реплики и без лиц. На экране всю дорогу только красные туфельки. Но почему-то это действует сильнее, чем любой высокобюджетный экшн. Оказывается, о войне можно рассказывать и так: просто, мудро, вполголоса.

Фам умеет рассказывать простые истории. Он сам по себе история, хоть и совсем не простая. Мать еврейка, отец вьетнамец — гремучий коктейль в крови. Один дед погиб во Вьетнаме. Другой пропал без вести во время войны. Бабка прошла оккупацию в Харькове. За всем этим огромная семейная драма. «Мама вспоминала, — рассказывает Фам, — как они искали в поле мерзлые клубни картошки, ели жмых и пухли от голода, как стучались в дома в деревнях, а их называли еврейскими выродками и выбрасывали на мороз в снег. Понятно, что война — общая трагедия, но для евреев она была еще и такой».

Он снимает кино всю жизнь. За плечами десятки работ, в основном детских — «Ералаш», короткометражки, сериалы. Рекламные ролики, продюсирование, куча нереализованных сценариев… Обычная судьба рядового профессионала. Ничто не предвещало такого успеха, который пришел к нему после «Туфелек». И это трудно объяснить одной только еврейской темой.

Что происходит на экране? Если вдуматься, ничего особенного. Девушка купила туфли своей мечты. Влюбилась, вышла замуж. Появились дети. Это самая обычная пара. Но очень счастливая. И вот все это счастье разбивается в осколки: началась война. Война на уничтожение таких, как они. Последние кадры: захлопываются газовые печи, снаружи мрачные очертания лагерных бараков и — гора обуви, носить которую теперь некому.

Кто-то пожмет плечами, кому-то станет скучно. Но таких оказывается немного. На просмотре «Туфелек» люди плачут.

Лет восемь назад я приехал в Освенцим, — вспоминает режиссер. — И два часа у меня, взрослого мужика, была истерика. Когда видишь там детские ботиночки, ты не в состоянии осознать, как это могло случиться, как такое вообще может быть. У меня пятеро детей. Каждый год я езжу с ними в Освенцим. Я знаю, что там не самое позитивное место для ребенка, но это надо увидеть. Иначе что-то важное не поймешь, неправильно расставишь акценты.

Он и друзьям своим советует туда ездить. У Фама странные друзья. Один из них заехал в Освенцим во время свадебного путешествия по Европе. И вот он звонит в Москву. Говорит: стою у витрины магазина, вижу красные туфельки. Такие же, как в лагерной куче. Так появилась идея фильма. Через месяц Фам уже был в Польше и договаривался о съемках. Поехал в Майданек, бродил по краковскому гетто, сценарий дописывал в мотельчике, который стена к стене примыкал к Терезинскому концлагерю, а окнами выходил на концлагерный морг. Снимали в Праге, в Беларуси, в Париже. «Я специально сделал так, чтобы было непонятно, где происходит действие. Это общеевропейская история, а не история какой-то одной страны».

По той же причине в фильме нет лиц. Если поднять камеру на лицо — история сразу станет частной, личной. Это не артистический эксперимент и не артхаусный прием, это позиция режиссера. Средствами кинематографа он создал своего рода памятник неизвестному солдату. Вернее, неизвестной жертве войны.

Зрители это чувствуют. Естественная реакция после просмотра — минута молчания. Все встают.

Когда я показал фильм немцам, люди департамента образования сказали, что это прекрасная возможность начать со школьниками диалог о Холокосте, надо разработать под «Туфельки» образовательную программу. Появилась идея сделать немецкую премьеру на Арене Луитпольда в Нюрнберге — том самом месте, откуда Гитлер в 1935 году провозгласил расовые законы. Для меня это важнее, чем выйти в широкий прокат, я именно такой судьбы желаю своему фильму.

Просмотр фильма «Туфельки»

https://www.youtube.com/watch?v=wW6JsgolTik «Туфельки»

https://www.youtube.com/watch?v=wW6JsgolTik «Брут»

http://youtube.com/watch?v=b7B8UQnPCbU Скрипка

Вопросы, на которые нужно ответить, после просмотра фильма.

  1. О чем фильм, который только что посмотрели
  2. Какие кадры показывают, что началась война
  3. Есть ли в фильме кадры насилия.
  4. Как мы узнали, что люди погибли в концлагере?

После беседы на поставленные вопросы, подводится итог.

Наш урок подошел к концу. Вы спросите, зачем я провела такой урок? Ответ прост: все это делается для сохранения памяти о погибших, исключения повторения подобных событий, но не только ради этого. Одной из главных целей является искоренение антисемитизма, расизма, ксенофобии в современном мире. Люди должны навсегда укрепиться в мысли, что Холокост означает позор, и возвращение к нему невозможно для любой национальности.

По очереди открываю листы на доске, на которых написано

1) Каждый из нас должен помнить:

2) многое начинается с меня,

3)моих мыслей,

4)поступков,

5) моих действий.

6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!

7) Прислушайся к своему сердцу,

8) загляни себе в душу,

9) посмотри на мир справедливыми глазами

10) и помни, что ты – Человек!

11) Протяни руку не для удара, а для помощи.

12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

https://www.youtube.com/watch?v=MJ1_ilW6XQs

Нехама Лифшиц «Колыбельная Бабьему Яру»

Спасибо за внимание!

И в заключение ребята из редакции нашей школьной газеты хотели провести среди вас социологический опрос.

Примерная анкета для учащегося.

  1. Что ты знаешь о Холокосте?_________________________________________
  2. Есть ли в твоей семье родственники-участники ВОВ?_________________________________________________________________
  3. Почему мы храним память о ВОВ?
    ______________________________________________________________________
  4. Какие проблемы современности волнуют тебя больше всего?
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие современные молодежные организации ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Участником какой из них ты хотел бы быть и почему?

______________________________________________________________________

Использованные материалы:

  1. Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» -М.: Астрель, 2010
  2. Материалы школьного музея (приложение)
  3. https://www.youtube.com/watch?v=ikzwcTkG1cA

Песня девочки «Мама, отчего ты плачешь?» (Н. Балтянская)

  1. https://www.youtube.com/watch?v=BcUutM7R1cs

«Бабий Яр» Александр Розенбаум

  1. https://www.youtube.com/watch?v=otMmo_zEIhU

Узницы концлагеря Равенсбрюк — Марафон «Наша Победа»

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. https://eleven.co.il/jewish-history/holocaust/12007/- Электронная еврейская энциклопедия
  3. https://yandex.ru/images/search? Карты лагерей
  1. https://www.youtube.com/watch?v=ikzwcTkG1cA Песня девочки «Мама, отчего ты плачешь?» (Н. Балтянская)
  2. https://pressa.tv/interesnoe/39309-strashnye-fakty-o-zhenskom-konclagere-ravensbryuk-11-foto.html — «Страшные факты о женском концлагере Равенсбрюк»
  3. https://www.youtube.com/watch?v=otMmo_zEIhU Узницы концлагеря Равенсбрюк — Марафон «Наша Победа»
  4. https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/obshhie/holokost-velichajshaya-tragediya фотоматериалы для выставки
  5. https://aif.ru/society/history/pobediteli_konclager_buhenvald_osvobodili_ego_uzniki Концлагерь на родине Гёте
  6. https://www.youtube.com/watch?v=efCHuVv8_eY

воспоминания узников Бухенвальда

  1. https://www.youtube.com/watch?v=hAQgQTNRRGw

Документальное кино Леонида Млечина. Бухенвальдский набат

  1. https://www.youtube.com/watch?v=MJ1_ilW6XQs

Нехама Лифшиц «Колыбельная Бабьему Яру»

Приложение.

Тимофей Зощук.

Рассказ «Шоколадка»

«Шоколад-любимое лакомство всех детей. Но маленький Генка никогда в жизни не пробовал эту сладость. В семье было двое детей, отец в первые дни войны ушел на фронт, мать осталась в Брянске, и целый год, как могла прятала детей от немцев.

Август 1942 года-начало страшных испытаний для семьи Будейкиных. Кто-то донес немцам о семье офицера-коммуниста- и вот старший Сергей, мама и четырехлетний Генка стоят на краю рва смерти в парке Октября. Гена плохо понимал, что происходит, но чувствовал: что-то страшное, ужасное и непоправимое. И хотя мать и старший брат всеми силами старались его отвлечь и заговорить, тревога в сердце и глазах малыша не проходила.

И…о чудо! Родной брат матери/ он, оказалось, служил у немцев/ заметил родственников среди смертников и «выговорил» им жизнь.

Можно ли назвать жизнью пребывание к концентрационном лагере?

Семью разделили. Жили порознь. Мать работала на заводе, детей видела строго по расписанию- после работы и, то не более одного часа в день. Таков немецкий порядок. Сыновья, старший Сергей и меленький Генка, «работали» донорами. Да-да, донорами. Ведь дети в лагере были основными поставщиками крови-ее брали еженедельно у всех, невзирая на возраст. Большинство восстановиться к следующей сдачи крови не успевало, тогда-нет крови, нет человека.

Генка видел, как некоторым в лагере давали шоколад и страшно завидовал им. Он дергал старшего брата за рукав и настойчиво вопрошал:

— Есека, а когда нам дадут шоколадку? Я тоже хочу…

Маленькая коричневая плитка была вожделенной мечтой, предметом детских снов. Сережа молча и испуганно закрывал ладошкой братишке рот и только еще крепче прижимал его к себе:

-Будет тебе шоколадка, только потерпи до победы…

Откуда же было знать четырехлетнему Генке, что шоколад давали тем, у кого крови уже не было. И был он не обычным, вкусным лакомством, а со смертельной начинкой.

И несколько раз он тоже чуть не отведал вожделенное лакомство, если бы не старший брат. После одной из процедур малой так ослабел, что даже не мог встать с нар. Во время переклички вместо него вышел Сережа, бледный, едва державшийся на ногах, свою порцию он сдал буквально дня два назад. Так продолжалось несколько раз.

Мать, как могла, подкармливала сыновей. Однажды военнопленные перебросили через колючую проволоку на территорию завода мешок сахара. Женщины его в воде растворили, платки да косынки в нем намочили, высушили, так и пронесли. А другой раз мать кусочки лягушки утаила, так ее чуть до смерти не забили на виду у всех, чтоб другим неповадно было.

Так и тянулись долгие страшные дни в концлагере. И вот пришел победный май. Лагерь в Маутхаузене освободили американцы. Наконец-то наелись досыта, до отвала, до смерти. Мать не давала своим сыновьям целые сутки еды, несмотря на слезы и мольбы детей. Так и просидели они со связанными руками, получая половинку галеты и глоток воды или кофе. Зато выжили!

Прошло много лет. Никогда, до самой смерти, Геннадий не ел шоколад. Лакомство или кусочек, несущий смерть?!

Эта история о мальчике, никогда не пробовавшем шоколадку, произошла с моим дедом , Будейкиным Геннадием Дмитриевичем, узником фашистского концлагеря».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

− 4 =