Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Штукатур» при проведении урока учебной практики по теме: «Улучшенное оштукатуривание кирпичной поверхности»
Урок разработан с элементами педагогической технологии — формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
- план урока учебной практики;
- вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
- критерии оценки качества работы;
- инструкционно-технологическая карта;
- требования к качеству выполняемой работы;
- оценочный лист оценки качества работы.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении отделки по трафарету.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.
Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Штукатур». Данный урок проведен с использованием педагогических технологий: проблемного обучения, здоровьесберегающей, когда изучение нового материала представляется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изучаемого материала, лекцией преподавателя, закреплением материала в учебной мастерской
Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием начинающего специалиста, с его образным мышлением.
План учебного занятия
Тема программы: «Оштукатуривание поверхности обычными растворами. Отделка»
Тема урока: «Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности»
Тип урока : урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Цели урока: (Слайд 3)
Обучающая: Закрепить умения и навыки по выполнению улучшенной штукатурки поверхностей и владению штукатурным инструментом
Развивающая: Формировать умения по самоконтролю качества выполнения улучшенной штукатурки
Воспитательная: Воспитывать ответственность за выполнение производственных работ, интерес к профессии, бережливое отношение к инструментам, взаимопомощь.
Формируемые общие компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Формируемые профессиональные компетенции:
- ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ;
- ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
В завершение каждый обучающийся должен:
Знать | Уметь |
-технологию подготовки поверхностей; — свойства растворов; — технологию оштукатуривания поверхностей различными растворами; -технику безопасности; -требования к качеству | формировать знания и отработать навыки умения технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять оштукатуривание поверхности; |
Тип урока:
Изучение трудовых приёмов и навыков.
Форма обучения: фронтальная.
Метод проведения урока:
Словесные , наглядные методы (показ слайдов), практические (выполнение практического задания).
Место проведения: штукатурная мастерская.
Материально-техническое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint
Ручные инструменты штукатура:
- мастерки
- терки
- полутерки
- кисти
- плакаты
- ведра
- сокол
- стандартный конус
- правило
Материалы: песок, известь, вода
ХОД УРОКА:
I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: 5 минут
- Проверка явки обучающихся к уроку;
- Осмотр внешнего вида обучающихся, наличие спец. одежды, назначение дежурных
- Психологическая подготовка к восприятию урока организация внимания, устранение отвлекающих факторов
- Объяснение хода и последовательности проведения урока
5 Проверка знаний ранее изученного материала:
1. Улучшенное оштукатуривание поверхностей применяется…
- в подсобных помещениях;
- в жилых и общественных зданиях;
- в офисах, театрах
Правильный ответ: б) в жилых и общественных зданиях
2. Какова толщина слоя штукатурного намёта при улучшенном оштукатуривании поверхности ?
- 10-12мм;
- 12-15мм;
- 15-20мм
Правильный ответ: б)12- 15мм
3. Какие строительные материалы относятся к вяжущим веществам в строительных растворах?
- песок;
- цемент;
- керамзит;
- глина
Правильный ответ: b. цемент; d. глина
4. Укажите число вяжущих веществ в простых строительных растворах?
- 1;
- 2;
- 3
Правильный ответ: а) 1
5. Найдите ошибку в каждом предложении:
Простой строительный раствор состоит из двух вяжущих веществ, заполнителя и воды. Для приготовления цементного раствора составом 1:3 потребуется 1часть песка, 3 части цемента и вода.
Правильный ответ: Простой строительный раствор состоит из одного вяжущего вещества, заполнителя и воды. Для приготовления цементного раствора составом 1:3 потребуется 3 части песка, 1 часть цемента и вода.
11 КРОССВОРД «Инструменты для штукатурных работ»
По вертикали:
1- профессия строителя-отделочника
По горизонтали:
- инструмент для набрасывания раствора на поверхность
- инструмент для разравнивания и намазывания раствора на поверхность
- инструмент для подготовки поверхности под оштукатуривание
- инструмент для намазывания, набрасывания и разравнивания раствора
- Инструмент для подготовки поверхности
- инструмент для отделки рустов
- контрольно-измерительный инструмент
- контрольно-измерительный инструмент
Правильный ответ: 1-КОВШ; 2- ПОЛУТЁРОК; 3-БУЧАРДА; 4- СОКОЛ; 5- ОКАМЕЛОК; 6-РУСТОВКА; 7- УРОВЕНЬ; 8- ПРАВИЛО.
Объяснение материала по теме урока:
Обычная штукатурка применяется для отделки фасадов и внутренних помещений зданий. В зависимости от требований, предъявляемых к качеству отделки поверхности, обычная штукатурка подразделяется на простую, улучшенную и высококачественную.
Простая штукатурка применяется при оштукатуривании вспомогательных, складских, подвальных помещений.
Улучшенная штукатурка применяется при оштукатуривании жилых, промышленных и общественных зданий, а также подсобных помещений зданий 1 класса.
Высококачественная штукатурка применяется при оштукатуривании жилых и общественных зданий и сооружений с повышенными требованиями к отделке.
Улучшенная штукатурка состоит из 3 слоёв: Толщина штукатурки мм. ОБРЫЗГ – первый слой штукатурного намёта. Толщина 3 – 5мм, густота раствора соответствует погружению стандартного конуса в пределах см ГРУНТ- второй слой штукатурного намёта. Толщина 5 – 7мм, густота раствора соответствует погружению стандартного конуса в пределах 7-9см НАКРЫВКА – третий слой штукатурного намёта. Толщина 2мм, густота раствора соответствует погружению стандартного конуса в пределах 10-12см.
Технологический процесс выполнения улучшенного оштукатуривания поверхностей
Состоит из следующих технологических операций: Слайды (15-22)
- Подготовка поверхности;
- Провешивание поверхности;
- Установка маяков;
- Приготовление раствора;
- Нанесение обрызга;
- Нанесение грунта;
- Разравнивание грунта;
- Разделка углов;
- Нанесение накрывки;
- Разделка рустов;
- Затирка штукатурки вкруговую.
Оштукатуривание углов (Слайды 23,24)
Лузгом называют внутренний угол в местах примыкания двух стен или потолка и стены.
Усенком называют наружный угол в местах сопряжения двух стен.
Инструменты для штукатурных работ: (Слайд 25)
Инструкционно – технологическая карта
«Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности»
(Слайды 26, 27, 28)
№ | Наименование работ | Способ выполнения работ | Инвентарь, инструмент, оборудование | |
1 | Подготовка поверхности | 1.Очистить поверхность от пыли и грязи, потеков раствора; 2.Проверить вертикальность поверхности стен с помощью правила и уровня; 3.Проверить горизонтальность потолка ватерпасом; 4.Выпуклости и неровности сбить молотком и зубилом; 5.Швы кирпичной кладки выбить зубилом и молотком на глубину 10мм; 6.Оставшуюся пыль удалить со стены щетками; 7. Смочить поверхность водой | Щетка, молоток, зубило, уровень, правило, скребок | |
2 | Провешивание поверхности | Предварительно на стенах срубают выпуклости, вбивают гвозди и по ним натягивают разметочный шнур с отвесом для определения толщины штукатурки. Набрасывают раствор на гвозди и делают марки. | Гвозди, отвес, разметочный шнур, молоток | |
3 | Установка маяков | По маркам выставляют растворные маяки с помощью правила. Правило укрепляют по одной линии марок и в зазор между ним с стеной забрасывают раствор того же состава, что и для штукатурки. | Маяки, кельма, правило, уровень | |
4 | Приготовление штукатурного раствора | Песок и цемент просеивают. Из песка и цемента готовят сухую смесь. Отмеряют нужное количество известкового молока. Затворяют цементную смесь водой и тщательно перемешивают. | Ящик для раствора, ведро, песок, цемент, известь, лопата. | |
5 | Оштукатуривание поверхности | На подготовленную поверхность наносят слой обрызга, толщиной до 5мм. Обрызг наносят методом набрасывания жидким сметанообразным раствором. После схватывания обрызга наносят слой грунта. Толщина слоя грунта 5-7мм. Грунт наносят более густым раствором, чем раствор для обрызга. Слой грунта наносят методом намазывания и разравнивают длинным полутером или правилом. | Сокол, кельма, ковш, правило, полутерок | |
6 | Нанесение накрывочного слоя | Наносят накрывочный слой из раствора на мелком песке и разравнивают полутером. | Кельма, ковш, правило, полутерок | |
7 | Затирка штукатурки | Затирают поверхность теркой «вкруговую» против часовой стрелки. | Терка |
Самоконтроль качества оштукатуривания поверхности
(Слайды 29,30)
Приемы самоконтроля с применением измерительного инструмента:
Уровень – контроль вертикальности оштукатуренной поверхности стены;
Правило – контроль ровности оштукатуренной поверхности стены;
Охрана труда при выполнению работ по оштукатуриванию
(Слайд 31)
- Работы по оштукатуриванию выполняют в спецодежде, которая включает в себя рабочий костюм или комбинезон, головной убор, обувь на толстой кожаной подошве, очки.
- При работе с металлической сеткой обязательно нужно иметь рукавицы или перчатки.
- Работы выполняют только исправным инструментом.
- Ручки инструментов должны быть прочно насажены и не иметь заусенцев.
- При работе на высоте необходимо соблюдать правила охраны труда на лесах и подмостях.
- Рабочие места должны быть хорошо освещены.
Задание на день (Слайд 32)
Выполнить улучшенное оштукатуривание кирпичной поверхности, включая углы.
Норма выработки: 2,5 кв.м.
Норма времени на выполнение задания: 3 часа
Образец выполнения задания: (Слайд 33)
Улучшенное оштукатуривание кирпичной поверхности, включая углы
26 Предупреждение возможных ошибок в работе: (Слайд 34)
- Толщина слоя штукатурного намета не соответствует установленным требованиям;
- Соблюдение правил техники безопасности – организация рабочего места.
Показатели оценок работы: (Слайд 35)
- Организация рабочего места;
- Соблюдение правил охраны труда. Трудовая дисциплина;
- Выполнение учебно – производственных работ по теме урока;
- Качество оштукатуренной поверхности:
- Ровность поверхности;
- Вертикальность поверхности.
Критерии оценок работы: (Слайд 36)
Высокий уровень | Рабочее место чистое, инструменты не мешают работе. Расстояние от емкости с раствором до стены 70-80см. Имеется спец.одежда в полном комплекте. Инструменты исправны. Обучающиеся работают тихо , спокойно. Учебно-производственное задание выполнено в полном объеме. Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются 1-2 просвета до 2мм. |
Достаточный уровень | Под ногами имеется раствор в небольших количествах, емкость с раствором стоит близко к стене. Отсутствуют некоторые элементы спец.одежды. Обучающиеся частично нарушают дисциплину. Учебно-производственные работы выполнены на 80%. Между оштукатуренной поверхностью и правилом 2-3 просвета до 2мм. |
Средний | Под ногами имеется раствор, ведро с водой мешает работе. Отсутствует собственная спец.одежда. Обучающийся работает шумно, мешает другим. Учебно-производственное задание выполнено на 50%. Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются углубления и выпуклости более 5мм. |
Распределение обучающихся по рабочим местам: (Слайд 37)
№ 1 | № 6 | ||
№ 2 | № 7 | ||
№ 3 | № 8 | ||
№ 4 | № 9 | ||
№ 5 | № 10 |
Заключительный инструктаж урока учебной практики по теме урока: (Слайд 38)
«Выполнение улучшенной штукатурки кирпичной поверхности »
Цели урока: (Слайд 39)
- Закрепить умения и навыки по выполнению улучшенной штукатурки поверхностей;
- Продолжить формирование умений самоконтролю качества выполнения улучшенной штукатурки;
- Продолжить формирование качеств личности:
- Ответственность за выполнение производственных работ;
- Интерес к профессии;
- Бережливое отношение к инструментам;
- Взаимопомощь.
Подведение итогов урока.
- Анализ результатов работы каждого звена, вовлечь обучающихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока
- Объявление оценок работы обучающихся, уточнение типичных ошибок и их причины.
- -Отметить активность и работоспособность обучающихся.
- -Выдать задание на дом:
Оценки работы обучающихся: (Слайд 40)
Ф. И.О. | Организация рабочего места | Соблюдение правил охраны труда | Выполнение учебно-производственные работ | Качество оштукатуренной поверхности | Итоговая оценка |
42
43 Домашнее задание: (Слайд 41)
- Повторить по конспекту тему «Подготовка деревянной поверхности стен под оштукатуривание».
- Уборка рабочих мест.
6. Рефлексия на конец урока. Выберите ступень, на которой вы находитесь после изучения предложенного материала ( приклейте в соответствующем месте «человечка»)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- «Отделочные работы»Н.Н.Завражин, из-во «Академия»М-2014,
- «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во 3.
- «Академия»2013, справочник мастера «Сделай это сам»2010,
- СНиП «Техника безопасности в строительстве»,
- Урок. Методические рекомендации, Саратов 2011г
- myshared.ru›slide/41758/
- works.tarefer.ru/64/100279/index.ht….
Источники, рекомендуемые обучающимся:
- «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во «Академия»2013
- Н.Н.Завражин «Отделочные работы» изд-во «Академия» 2014г.
- Журналы «Сам»№7-2011г, «Советы профессионалов»№6-2011г.
- myshared.ru›slide/41758/