Пояснительная записка
Проблеме самоопределения подрастающего поколения всегда уделялось достаточно много внимания. Однако в последнее десятилетие она стала особенно актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что переход страны с командной экономики на рыночную поставил россиян перед сложной проблемой переквалификации с «ненужной» специальности на востребованную, хорошо оплачиваемую. Проблема безработицы не решена до сих пор, и в годы экономического кризиса, стала ещё более острой. В связи с этим, большое внимание уделяется строительным профессиям. Строительство – это достаточно сложная отрасль, но наиболее развивающаяся. Все чего не коснись в том или ином плане связано со строительством. Наша повседневная жизнь тесно связана с этой отраслью. На протяжении всей нашей жизни мы ставим основной целью, строительство собственного жилья. Многие привыкли думать, что строительство – это возведение зданий или сооружений. Нет, эта область не ограничивается только этим. Строительство зданий – это лишь полработы. А ведь его еще надо и облагородить, то есть отделать внешне и внутренне. Отделочные работы (штукатурные, малярные, облицовочные и др.) придают зданиям и сооружениям законченный вид, а конструктивным элементам здания – защитные, санитарно-гигиенические и декоративные качества. Штукатуры – маляры нужны были во все времена. Эта профессия даёт надежду на стабильность и веру в будущее.
План урока
Тема урока: «Обобщающий урок знаний»
Тип урока: урок-игра, нестандартные формы урока. Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам материаловедения.
Цель: Расширение знаний и воспитание любви и уважения к выбранной профессии.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать полученные знания по темам: «Строительные материалы для штукатурных и малярных работ»
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, стремление к достижению к цели, победе.
- развивать репродуктивные навыки учащихся: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать
Оборудование: доска, ноутбук, проектор, интеллектуальная игра «Морской бой», и выставка изделий.
Материалы: презентации, раздаточный материал, строительные материалы для штукатурных и малярных работ
Литература: Смирнов «Материаловедение для отделочников»
Интернет – ресурсы; Раздаточный материал: индивидуальные задания обучающимся, гипс строительный, цемент, известь, специальные добавки, набор колеров, песок, мука, вода, крахмал, емкости, кисть, шпателя
Ход урока:
- Организационный момент 1 мин.
- Сообщение темы и целей урока, проблемы 3 мин.
- Основная часть
- 1 тур. Разминка – 5 минут
- 2 тур. Деловая игра «Моя профессия – мой выбор» — 20 мин.
- 3 тур. Практические задания «Очумелые ручки» — 15 минут
- Рефлексия — 1мин
- Подведение итогов урока — 1 мин
Преподаватель:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда —
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в группе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
Чему научимся мы здесь —
Нам в жизни пригодится.
Значит, давайте трудиться.
И больше узнать сегодня стремиться
Ребята, сегодня мы проводим урок «Основы материаловедения» по программе проходящей недели мастерства по профессии «Штукатур, маляр». Мы знаем, что получая любую профессию, предусматривается получение теоретических знаний и практических умений и навыков. Поэтому сегодняшний урок будет состоять из трех частей:
1 тур. Разминка 1.1 Блиц-опрос
Вопросы | Ответы |
1) Есть ли у крыши нога? | Да, стропильная |
2) Сокол, а не летает? | Штукатурный инструмент для порций раствора |
3) Какое молоко нельзя пить? | Известковое |
4) Какое сходство у наждачной бумаги и поверхности под штукатурку? | Шероховатость |
5) В каких лесах нельзя заблудиться? | В строительных |
6) Можно ли в нашем кабинете встретить рассвет? | Да, можно, на оконном откосе |
7) Штукатурам для высококачественной штукатурки, а морякам для безопасности? | Маяки |
8) Разглаживает, но не утюг? | Гладилка |
9) Из какого теста не пекут пироги? | Известкового |
10) Какой раствор не боится огня? | Глиняный |
11) Где может спать младенец и работать маляр? | В люльке |
12) На небе радуга, а между стеной и потолком? | Падуга |
13) Тощий, нормальный и жирный….О ком или о чем речь? | Раствор |
14. Можно ли одной порцией гипсового раствора работать 1,5 часа? | Нет |
- Слова-омонимы” (слова, обозначающие разные предметы)
- Терка (кухонная) – штукатурный инструмент для затирки штукатурки.
- Ковш (емкость для воды) – штукатурный инструмент для набрасывания раствора.
- Щетка (одежная) – штукатурный инструмент для очистки поверхности (щетка металлическая).
- Конус (геометрическое тело) – стандартный конус для проверки густоты раствора.
- Совок (мусорный) – штукатурный инструмент для набрасывания раствора.
- Правило (“жи”, “ши” пиши с буквой “и”) – правило – штукатурный инструмент для разравнивания раствора по маякам и контроля.
- Розетка (вазочка для варенья) – архитектурный элемент из раствора.
- Фонарь – окно в крыше.
- Молоточек для отбивки мяса – инструмент бучарда для насечки поверхности.
2 тур. Интеллектуальная игра «Морской бой»
(слайд№1)
(слайд№4)
(слайд №5)
Вопросы интеллектуальной игры:
- Лакокрасочный материал, полученный путем переработки нефти (слайд №6) Ответ: битумный лак
- Что такое адгезия? (слайд №8) Ответ: прилипание
- Обезвоженное растительное масло (слайд №10) Ответ: олифа
- Высококачественная краска (слайд №12) Ответ: эмаль
- Свойства материала не разрушаться от воздействия воды (слайд №13) Ответ: водостойкость
- Обозначение прочности материала (слайд №15) Ответ: марка
- Специальный раствор (слайд №17) Ответ: введение специальных добавок
- Показатели декоративности (слайд №19) Ответ: цвет, фактура
- Природный водный колер (слайд №21) Ответ: известь
- Что обозначает «Вода в масле» или «Масло в воде»? (слайд №23) Ответ: эмульсия
- Раствор с малым содержанием вяжущего (слайд №25) Ответ: тощий
- Какой цвет называется ультрамарином? (слайд №27) Ответ: синий
- Как называется ваша профессия? (слайд №29) Ответ: отделочник
- Как называется событие, заключающееся в потере работоспособности машины(слайд №31)? Ответ: отказ
- Как называется малярный клей? (слайд №33) Ответ: КМЦ
- Толщина высококачественной штукатурки (слайд №35) Ответ: 20 мм
- Связующее для силикатной краски (слайд №37) Ответ: жидкое стекло
- Раствор для печи (слайд №39) Ответ: глиняный
- Прозрачный лакокрасочный материал (слайд №41) Ответ: лак
Что это? (слайд №43) Ответ: растворомешалка
Что это? (слайд №45) Ответ: малярный пистолет
Назовите отделочный материал (слайд №47) Ответ: ДСП
Назовите отделочный материал (слайд №49) Ответ: слоистый платик- Отделочный материал на бумажной или иной подоснове (слайд №51) Ответ: обои
- Какой песок лучше применять в строительных растворах? (слайд №53) Ответ: горный
- Требования к воде для растворов (слайд №55) Ответ: чистая
- Чем заменить дорогостоящую мраморную отделку? (слайд №57) Ответ: венецианская штукатурка
- Обои с текстилем (слайд №59) Ответ: текстильные обои
- Что такое дерматин? (слайд №61) Ответ: моющие обои, заменитель кожи
- Материал для окончательного выравнивания поверхности (слайд №63) Ответ: шпатлевка
- Краска, больше всего боящаяся плесени (слайд №65) Ответ: клеевая
Спасибо за игру! Поздравляем победителей!!! Подсчитываем полученные карточки за правильные ответы и с картинками корабликов
3 тур. Практическая часть урока «Очумелые ручки» (слайд №36)
Рассмотрим предлагаемые строительные материалы. На стенде представлены строительные материалы: известь-пушенка, цемент, песок, вода, набор пигментов, олифа, жидкое стекло, крахмал, мука; спец.добавки – пигмент, каменная крошка; оборудование – миксер, шпателя, ванночки. Обучающие внимательно слушают задание преподавателя и самостоятельно готовят штукатурные растворы
1е задание. Приготовьте раствор, который после затвердения будет похож на камень. Назови его.
Рецепт: 1. цемент
2. песок
3. вода
Способ изготовления: смешать цемент с песком, затворить сухую смесь водой
Техника безопасности при выполнении работы
- А. следите, чтобы раствор не попала на кожу и в глаза
- Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды
- В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать
Вопрос преподавателя: перечислите свойства цементного раствора
2е задание. Проведите опыт по нанесению и разравниванию цементного раствора на стенде. Сделайте цементный раствор более удобоукладываемый. Докажи это.
Рецепт: 1. Известь
2. цементный раствор
Способ изготовления: 1.В цементный раствор добавить известковое тесто; 2. размешать
Техника безопасности.
- А. следить, чтобы составляющие раствора не попадали на кожу
- Б. При попадании на кожу промыть в большом количестве воды и протереть ветошью
- В. не пылить
Вопрос преподавателя: дайте положительные и отрицательные свойства извести
Ответ обучающегося: А. Положительные свойства : пластичная, водостойкая, морозостойкая, сравнительно дешевая. Отрицательные — долго схватывается, осмеливается
3е задание. Сделайте сложный известково-цементный раствор декоративным
Способ изготовления: В известково-цементный раствор добавить пигмент и крупный наполнитель
Вопрос преподавателя: назовите признаки декоративности. Ответ обучающегося: цвет, фактура
4е задание. Сделайте раствор, заменяющий натуральный мрамор
Способ изготовления: В известково-цементный раствор добавить гранитную муку, крошку и заданный пигмент. Размешать
Техника безопасности при выполнении работы
- А. следите, чтобы известь не попала на кожу и в глаза
- Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды
- В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать
- Г. проверить исправность миксера перед включением в розетку
- Д. после завершения работы выключить и только после этого вынуть из емкости.
Вопрос преподавателя: Как называются растворы, имитирующие природный камень? Ответ обучающегося: камневидный, терразитовый
5е задание. Приготовьте раствор, необходимый для устройства на поверхности узоров. Продемонстрируйте.
Способ изготовления:
- Смешать известковое тесто, песок, гипс
- Завести водой
- Нанести на стенд
- Выполнить один способ фактурной отделки
Вопрос преподавателя: Назовите вид раствора. Перечислите инструмент для фактурной отделки поверхности. Ответ обучающегося: Гипсовый. Губки, малки, шаблоны, кисти
6е задание. Приготовьте водонепроницаемый раствор для бассейна
Способ приготовления: Отмерить и насыпать в ёмкость 5 частей песка и 1 часть цемента. Перемешать. Развести водой до нужной консистенции. Добавить жидкое стекло и размешать.
Техника безопасности.
- А. следить, чтобы составляющие раствора не попадали на кожу
- Б. При попадании на кожу промыть в большом количестве воды и протереть ветошью
- В. не пылить
Вопрос преподавателя: К какому виду относится данный раствор? ответ обучающегося: специальный
Заключительная часть Ребятам выдаются по 2 карточки за каждый выполненный опыт и правильный ответ на вопросы преподавателя
Проводим окончательный подсчет очков. Награждение победителей.
Ребята, сегодня мы с вами показали хорошие теоретические знания по предмету «Основы материаловедения» и показали практические опыты по знаниям маленьких «хитростей» с работой с простейшими строительными материалами
Рефлексия. (слайд №37)
Список используемой литературы.
- И.Михайлова «Строительные материалы и товары», «Эксмо»
- И.В.Петрова «Общая технология отделочных строительных работ», «Академия»
- Л.В.Сериков «Штукатур – маляр», «Феникс»
- Л.Н.Мороз «»Маляр», «Феникс»
- Л.Н.Мороз «»Штукатур», «Феникс»
- Н. Н. Завражин «Малярные работы высокой сложности», «Академия»
- Н. Н. Завражин «Отделочные работы»
- Г.Г.Черноус «Штукатурные работы»
- А. А. Ивлиев «Отделочные строительные работы», «Академия»
- Интернет — ресурсы