МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВИКТОРИНЫ «ТОРГОВОЕ ПОПУРРИ»


Автор: Екатерина Анатольевна Петухова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей
Должность: мастер производственного обучения


Пояснительная записка

Методическая разработка урока-викторины «Торговое попурри» подготовлена для обучающихся профессии СПО 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» первого курса.

Цель проведения:

  •  повышение качества профессионального мастерства студентов;
  •  выявление уровня теоретической подготовки студентов.

Задачи:

  • проверка теоретических знаний и формирование профессиональных компетенций обучающихся первого курса в области профильных дисциплин,
  • стимулирование творческого роста,
  • повышение престижа получаемой профессии.

Форма урока-викторины – игра-соревнование с выявлением победителя и призеров.

Подготовительный этап включал в себя:

  • разработку вопросов викторины,
  • определение оценки участия обучающихся,
  • разработку презентации к викторине,
  • разработку плана-сценария викторины,
  • подготовку кабинета для викторины,

Викторина разработана и апробирована в группе обучающихся 1 курса (ПКК-311) 30 марта 2023 года.

Для формирования вопросов викторины использован материал следующих профильных учебных дисциплин: «Санитария и гигиена», «Введение в профессию», «Основы закона о защите прав потребителей», «Основы рекламной деятельности», «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».

Схема викторины выстроена в соответствии с телевизионной игрой «Своя игра». Викторина составлена с учетом вышеперечисленных дисциплин, которые и составили 5 категорий вопросов, по 5 вопросов в каждой категории. Общее количество ячеек с вопросами 25, из которых вопросов 21 ячейка, 4 ячейки с символом «кот в мешке» означающем переход хода другому игроку.

Согласно правилам игры, после проведение жеребьевки на право первого хода, начинается игра, после выбора ячейки с вопросом, обучающийся отвечает на вопрос и получает количество баллов эквивалентное вопросу.

Методическая разработка викторины может использоваться в проведении профориентационных конкурсов и олимпиад, в части проверки теоретических знаний обучающихся по профессии «Продавец, контролер-кассир».

Время на проведение викторины 40 минут.

К методической разработке викторины имеется приложение в виде презентации игры «Торговое попурри», лист определения набранных баллов обучающимися в игре, для работы жюри.

План-сценарий

Урок-викторина «Торговое попурри».

Цели урока-викторины:

Образовательная: углубить, систематизировать и совершенствовать профессиональные умения и знания студентов, по изученному материалу.

Воспитательная: содействовать воспитанию положительных мотивов учебно-познавательной деятельности.

Развивающая: развить умение обучающихся превращать знания в твердые убеждения.

Тип урока: комплексные работа по обобщению и систематизации знаний в области профильных дисциплин 1 курса по профессии СПО 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир».

Методы проведения: игра-соревнование.

Оснащение урока: персональный компьютер, экран, проектор, презентация игры «Торговое попурри», жетоны для игроков, карта подсчета баллов, набранных игроками.

Меж предметная связь: «Санитария и гигиена», «Введение в профессию», «Основы закона о защите прав потребителей», «Основы рекламной деятельности», «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».

Содержание урока-викторины:

1. Организационная часть:

1.1. Вступительное приветственное слово преподавателя. Мотивация, постановка целей урока-викторины, ознакомление с условиями игры.

1.2. Представление жюри, и банкира, выдающего жетоны.

2. Основная часть урока:

2.1. Отслеживаемые знания и умения:

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

В рамках дисциплины «Введение в профессию»

историю развития розничной торговли

представлять характеристику будущей профессиональной деятельности и рабочего места

виды деятельности продавца

профессиональные качества будущего специалиста

взаимодействие и представление родственных профессий и специальностей

назначение и роль своей будущей профессиональной деятельности

историю развития розничной торговли;

В рамках дисциплины «Санитария и гигиена

нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;

соблюдать санитарные правила для организации торговли

требования к личной гигиене торгового персонала

соблюдать санитарно-эпидемиологические требования

В рамках дисциплины «Основы закона о защите прав потребителей»

отношения, возникающие в области защиты прав потребителей

ориентироваться в действующем законодательстве о защите прав потребителей и правильно его применять в практической деятельности

правовое регулирование в области защиты прав потребителей

анализировать действующее законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей и практику его применения

терминологию и основные понятия курса

всесторонне и глубоко анализировать и понимать природу и сущность отношений в сфере защиты прав потребителей

порядок защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям

порядок защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

В рамках дисциплины «Основы рекламной деятельности»

современное состояние и перспективы развития рекламной деятельности по сферам применения

составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей и целесообразности, организовывать рекламные акции, оценивать их эффективность

стратегию, тактику, методики и технические приемы организации рекламной деятельности и уметь использовать их в профессиональной деятельности

применять действующее законодательство в профессиональной деятельности по направлению торговое дело

классификацию рекламных средств, особенности организации рекламной деятельности.

 

В рамках МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники

правила расчетов и обслуживание покупателей

осуществлять подготовку ККТ различных видов

типовые правила обслуживания и эксплуатации ККТ и правила их регистрации

работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах — РОS терминалах), фискальных регистраторах

классификацию и устройство ККТ, основные режимы работы

устранять мелки неисправности при работе на ККТ

особенности технического обслуживания ККТ

распознавать платежеспособность государственных денежных знаков

признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств

осуществлять заключительные операции при работе на ККТ

оформлять документы по кассовым операциям

соблюдать правила техники безопасности

2.2. Формируемые профессиональные (ПК) и общие компетенции (ОК)

Код компетенции

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2.

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3.

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4.

Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5.

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК.3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, покупателями.

ОК.7

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

2.3. Сценарий урока-викторины «Торговое попурри».

Слайд №1.

Вступительное приветственное слово преподавателя: Добрый день уважаемое жюри, гости и игроки! Мы рады вашему присутствию на нашей викторине «Торговое попурри».

Представление состава жюри и их обязанности. На нашей викторине сегодня присутствует уважаемое и компетентное жюри: заместитель директора по учебно-производственной работе Сычева Наталья Ивановна, заместитель директора по теоретическому обучению Федореева Наталия Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лавренюк Ирина Александровна, методист Скотникова Ирина Викторовна, старший мастер Цыплухина Валентина Егоровна, мастер производственного обучения Черемисина Светлана Александровна.

Уважаемое жюри, в вашу задачу входит следить за выполнением правил игры, как со стороны игроков, так и со стороны ведущего т.е. меня; решать спорные вопросы, возникающие в ходе игры; выполнение итогового подсчета баллов, полученных игроками за правильно отвеченные вопросы.

Слово преподавателя: Я – «ведущая данного мероприятия» в мои обязанности входит вести игру. Вашему вниманию Господа игроки правила игры!

В викторине принимают участие все обучающиеся группы «Продавец, контролер-кассир» первого курса обучения.

Наша игра по схеме её проведения, частично соответствует телевизионной интеллектуальной игре «Своя игра» думаю, что все немного с ней знакомы.

Начинает игру тот, кто в процессе жеребьевки выберет записку с надписью «Мой ход первый».

После чего, первый игрок определяется с категорией и стоимостью вопроса. Выбрав вопрос, он сразу отвечает на него.

Если игрок выбравший вопрос не может ответить на него. То право ответить на вопрос представляется игроку, знающему ответ и определенного как первым понявшим руку.

Баллы за вопрос начисляются игроку, правильно ответившему на вопрос и право сделать следующий ход, предоставляется ему.

Игра продолжается с переходом хода игроку сидящему с права. Если в игре выпадает сектор «Кот в мешке», то ход переходит следующему игроку.

Всем понятны правила игры!

Тогда начнем жеребьевку (выполняется жеребьевка игроков).

Итак проверяем, что написано в записках, которые вам достались. Поднимите руку, тот у кого имеет в записке «Мой ход первым». Вы и будете первым выполнять выбор вопроса.

Но для начала давайте познакомимся с категориями вопросов нашей викторины «Торговое попурри».

А кстати, кто знает, что такое – попурри? …Не знаете?! Это очень просто.

Попурри́ в переводе с французского языка означает мешанинамузыкальная инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений.

В нашем случае – это мешанина из вопросов дисциплин, которые вы изучаете в рамках овладения профессией «Продавец, контролер-кассир» на первом курсе.

И нам предстоит сегодня услышать в ваших ответах на вопросы, как будет звучать наша «пьеса». Соответствуют ли ваши знания на первом этапе обучения выбранной вами профессии. Теперь то понятно?!..

Наша викторина представлена пятью категориями, соответствующими тем дисциплинам, которые вы уже изучили и изучаете сейчас в рамках учебного процесса.

Слайд №2.

 

Первая категория вопросов нашей викторины соответствует дисциплине «Санитария и гигиена».

Слайд №3.

Вторая категория вопросов позволит нам определить ваши знания по дисциплине «Введение в профессию».

Слайд №4.

Не зная норм закона о защите прав потребителя, мы не сможем общаться с нашими покупателями. Поэтому третья категория вопросов соответствует дисциплине «Основы закона о защите прав потребителей»

Слайд №5.

Современный торговый процесс в магазине, предполагающий обслуживание покупателя при расчете за покупку, не обходится без применения контрольно-кассовой техники.

Вы как будущие специалисты торговли, должны знать не только её устройство и правила работы, но и порядок и правила ведения учетной документации по этой технике. Поэтому четвертая категория вопросов соответствует междисциплинарному курсу 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

Слайд №6.

Основы рекламной деятельности – данная дисциплина представляет подборку вопросов пятой категории. Реклама – двигатель прогресса, сказал кто-то очень давно, и сейчас без нее тоже не куда. В этой категории мы посмотрим, как вами усвоены знания учебного материала этой дисциплины.

Слайд №7.

Итак, начнём нашу игру!!! Пожалуйста игрок «счастливчик», выбравший право первого хода! Сделайте свой выбор категории и вопроса.

Со слайда №8 по слайд №62 вопросы и ответы к вопросам викторины

Игра ТОРГОВОЕ ПОПУРРИ

3. Заключительная часть урока:

— определение победителя;

— определение лучшего вопроса;

— анализ деятельности обучающихся.

Итак, наша игра завершена, уважаемое жюри, выполните подсчет итогового балла набранного каждым участником………..и передайте мне ваши результаты для оглашения победителей.

Внимание игроки!!! Победителем нашей викторины «Торговое попурри» стала…….

На втором месте по количеству набранных баллов оказалась…….

И третье заслуженное место в викторине достается………….

Дорогие игроки, игра – это дело случая, а знания – это фундамент, опора вашей будущей профессии! Сегодняшнее попурри – явилось прекрасным звучанием ваших знаний.

Я благодарю вас за сегодняшнее участие!

Тройка игроков победивших в нашем мероприятий сейчас продолжит соревноваться за право иметь звание «Лучший по профессии «Контролёр-кассир»» на практическом конкурсе.

А я прощаюсь с вами, удачи вам в постижении мудростей выбранной профессии.

Лист определения итогового балла за игру «Торговое попурри»

Список использованных источников:

Учебники:

  1. Матюхина З.П. Учебник для НПО «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии» Издательство М.: Академия 2006 г.
  2. Перелетова И.В.,Комиссарова И.П. Учебник для НПО «Технология розничной торговли» – Изд. «ЭКСМО», 2008.

Учебные пособия и дополнительная литература:

  1. Рубцова Л.И., Продавец: Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования / Л.И. Рубцова, В.А. Тимофеева, Н.С. Моисеенко. Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с. (Начальное профессиональное образование)
  2. Пиляева В.В., Федеральный закон «О защите прав потребителя» в схемах и определениях. Учебное пособие: Кнорус, 2006
  3. Правила торговли — М., Ось, 2004 г.
  4. Федеральный закон № 234-ФЗ «О защите прав потребителей» (с изменениями) в ред.2008.
  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Коммерция и технология торговли – М.; Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. – 448 с.
  6. А.А. Кыров, Комментарий к закону РФ «О защите прав потребителя»– Изд. «Проспект», 2007
  7. Стяжкина Т.А, Правила торговли. 11-е изд.: Изд. «Экзамен», 2008.
  8. Чкалова О.В., Торговое предприятие: учеб. пособие / О.В. Чкалова. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с. – (Высшее экономическое образование).
  9. Толкачев, А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России. Закон и практика [Текст] / А. Н. Толкачев. — М.: ЭКСМО, 2008. — 366 с.
  10. Шефина, А. Н. Четыре шага к увеличению продаж с помощью рекламы [Текст] / А. Н. Шефина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2011. — № 4. — С. 18-23. — М.: Финпресс, 2011

Интернет источники:

http://vyborprofessia.narod.ru

http://kammk.moeobrazovanie.ru

http://www.edu.ru/