Задания для 5 класса
Тема «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.».
Методический прием: модификация или создание собственных условных знаков.
Задание.
Используя карту Древнего Египта (атлас «Истории Древнего мира» стр. 4), создай новую легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе.
Для этого:
Внимательно рассмотри карту и прочитай ее легенду.
Замени представленные в легенде условные знаки новыми.
Обменяйтесь легендами карты с соседом. Проверьте друг друга.
Познавательные УУД: устанавливать аналогии; использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию.
Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты;понимать условные обозначения.
Тема: «Государство на берегах Нила».
Методический прием: от общего к частному.
Задание.
Найди дельту Нила на карте мира. Определи, что это за материк, какие моря омывают берега материка.
Изучи карту «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» в атласе «Истории Древнего мира» стр. 3.
Отметь на карте «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» географические объекты, которые определил в задании №1.
Заштрихуй на карте мира один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалось Египетское царство.
Познавательные УУД:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты: умение определять место фрагмента карты в пространстве и во времени.
Тема: «Военные походы фараонов».
Методический прием: сравнение информации, представленной на нескольких картах.
Задание.
Сравни карты: «Древний Египет» (атлас «Истории Древнего мира» стр. 4) и «Военные походы фараонов» (атлас «Истории Древнего мира» стр. 3).
Ответь на вопросы: Какие новые условные обозначения появились на карте?
Что на карте обозначается стрелками?
Познавательные УУД: извлекать информацию, делать логические выводы; умение сравнивать.
Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты.
Задания для 6 класса
1. Тема: «Политическая раздробленность в Европе и на Руси».
Методический прием:сравнение информации, представленной на нескольких картах.
Задание.
Сравни карты «Русское государство в X – начале XII века» (атлас «История России» стр. 2) и «Русское государство в XII веке» (атлас «История России» стр. 3).
Внимательно прочитай легенду карты.
Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи).
Ответь на вопрос: «Что изменилось в XII веке?»
-
Предложи свое название для карты «Русское государство в XII веке».
Формируемые УУД: извлекать информацию, делать логические выводы; умение сравнивать
Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты.
Тема: «Восточные славяне и их соседи».
Методический прием: от частного к общему (целостное восприятие )
Задание.
Рассмотри карту «Восточные славяне в VIII–IX вв.» (атлас «История России» стр. 1) Найди город Новгород. Определи на берегах, какой реки он расположен. Найди озеро, в которое впадает эта река.
Формируемые УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты (картографические умения): умение находить расположение объекта на любой другой карте.
Тема: «Восточные славяне и их соседи».
Методический прием: «Юные картографы».
Задание.
Прочитай текст «Повести временных лет» и заполни карту «Расселение восточных славян» (карта № 1).
Проверь (по картам атласа стр. 1) правильно ли ты расселил восточных славян.
Формируемые УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Извлечение)
“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”
Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
Методический прием:«живой» карты или «оживление» карты.
Задание.
Изучи в параграфе ход Ледового побоища. Возьми конверты с фигурками рыцарей и новгородцев. Расположи их на карте (карта №2) соответственно ходу битвы. Проиграйте в паре Ледовое побоище.
Формируемые УУД: извлекать необходимую информацию из текста; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.
Тема: «Батыево нашествие на Русь».
Методический прием:Игра «Четвертый лишний».
Задание.
Прочитай название городов: Рязань, Козельск, Торжок, Псков. Исключи лишний город. Покажи их на карте. Назови даты событий, связанных с перечисленными городами (атлас «История России» стр. 5).
Формируемое УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты: умение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.
Задания для 7 класса
Тема: «Русские путешественники и первопроходцы XVII в.»
Методический прием: путешествие по карте.
Задание.
Открой контурную карту «Рост территории России в XVII в.» (контурные карты по истории России стр. 9) Попробуй самостоятельно (не привлекая карт атласа) наметить путь русских землепроходцев С. Дежнева и Ф. Попова от устья реки Колымы до Северного Ледовитого океана и далее на восток. Проверь (по картам атласа стр. 13) правильно ли ты наметил путь.
Формируемые УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.
Задания для 8 класса
Тема: «Великая Северная война 1700-1721 гг.».
Задание.
Расположи с севера на юг города Москву, Новгород, Полтаву, Шлиссельберг (Нотебург), Санкт-Петербург, Нарву, Смоленск. Правильную последовательность запиши на листе бумаги. Покажи города на карте (атлас «История России» стр. 16). Назови события Северной войны, связанные с перечисленными городами.
Формируемые УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.
Задания для 10 класса
Тема: «Российская империя в годы Первой мировой войны» 10 класс
Методический прием:деление карты на сегменты.
Задание.
Рассмотри карту «Россия в годы Первой Мировой войны» (атлас «История России» стр. 34) и мысленно раздели её на 4 сегмента: северный, западный, юго-западный, юго-восточный. К каждому сегменту подбери события; географические объекты и личности, которые связаны с перечисленными событиями.
Формируемые УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты: умение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.