Название УМК: «Гармония», О.В. Кубасова. Литературное чтение: 4 класс.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 4 класс.
Тема урока: Обобщение по разделу «Мир – театр, люди в нём – актёры…».
Форма урока: театральный праздник.
Результат: показ пьесы «Болит моя душа», автор Ярая Л.А.
Планируемые результаты
Предметные:
— разыгрывать отрывки из пьес;
— знать основные понятия раздела: пьеса, театр, реквизит, актер, декоратор, режиссер;
— называть основные произведения, изучаемые в разделе.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, проводить сравнение по заданным критериям.
Личностные:
— Оценка «Мир – театр, люди в нём – актёры…». Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
— Умение договариваться, находить общее решение;
— Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске, в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других.
Регулятивные:
— В сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, контролировать действия партнер;
— Выполнять действия в речевой и умственной форме, контролировать процесс и результат своих действий;
— Контролировать действия партнера
Цели урока
Образовательная: обобщить знания по разделу «Мир театр, люди в нем – актеры»; способствовать приобщению детей к искусству.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, внимание, память, речь учащихся, умение определять отличительные черты пьесы; развивать умение выражать свои чувства, мысли словами, жестами, аргументировать (коммуникативная компетентность).
Воспитательная: воспитывать нравственные качества – интерес к чтению и любовь к литературе.
Оборудование: презентация к уроку, реквизит к показу пьесы, выставка рисунков и поделок, посвященных Году театра, подготовка приглашений и афиши к показу пьесы, приглашение интересных людей области, связанных с культурой края, подготовка костюмов Мельпомены и Талии ‒ богинь комедии и трагедии, табличка с названием «Критики», книга ‒ подарок от гостя спектакля.
1. Вступление:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, а как же может быть иначе? Мы подготовили с вами замечательную выставку ваших творческих работ. Чему же они посвящены? (театру)
— Слово предоставляем книголюбу-поисковику. «Какие детские писатели пишут пьесы для детей?»
(информацию представляет ученица класса)
— 27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник прежде всего адресован мастерам сцены и зрителям, посещающим театр. Сегодняшний театральный праздник будет маленькой частичкой театральных мероприятий, которые будут происходить в преддверии праздника.
— Представим, что мы с вами сегодня собрались в театре
Подготовка к началу представления:
Учитель: Сегодня в антракте вы все можете почувствовать себя актерами и попробте изобразить то, что я буду вам называть:
посидеть на стуле так, как сидит царь на троне;
наказанный ребенок;
бабочка, которая сейчас взлетит;
наездник на лошади;
нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку;
улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец.
2. Основная часть
2.1. Учитель: На предыдущих уроках мы выбрали пьесу для постановки, она не входит в программный материал, мы утвердили актёров на главные роли. Каждый из вас активный участник нашего действа:
— художники,
— зрители,
— актеры.
— Сегодня у нас будут и театральные критики. Их представляют: (называю). Они будут оценивать наш театральный праздник по следующим критериям:
Критерии:
умение участников использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.);
раскрытие и яркость образов персонажей литературного произведения в разных направлениях театрального искусства;
выбор репертуара;
художественное, музыкальное и пластическое оформление.
2.2. Учитель: Давайте начнем наш театральный праздник.
Места заполняются в зрительном зале,
До зрелищ охотник повсюду найдется.
Обычная вешалка в самом начале,
А дальше – то чудо, что театром зовется.
Распахнутый занавес сцену откроет,
Проступит из тьмы лабиринт декораций,
И жизнь обретут персонажи, герои,
В которых актеры начнут воплощаться . Итак, начнем!
2.3 Чтение стихотворения: (читает ученица)
Евгения Урусова:
Пять минут ещё до выступленья.
Выход свой артисты нервно ждут.
Очень сложно справиться с волненьем,
Ведь сегодня наш с тобой дебют.
В мир кулис какая тянет сила?
Не сидится снова по домам.
Чем-то сцена так собой пленила,
Что покой теперь уже неведом нам.
В зале просто гром аплодисментов.
Крики «Браво!» слышим даже тут.
Ради этих сказочных моментов,
Видимо, артисты и живут,
Да и мы откажемся едва ли.
Пять минут прошло и нам пора.
Слышишь? Наши имена назвали.
Ну, пошли. Ни пуха, ни пера…
Начало представления:
Диалог Мельпопены и Талии об истории театра.
Показ первой картины пьесы.
Показ второй картины пьесы.
Антракт: Выступление гостя на театральном празднике.
3. Заключительная часть праздника
Выступление ребят класса с песней «Ожившая кукла» (театрализованное представление).
Розыгрыш подарка.
Чтение стихотворения (читают ученицы класса).
Театр
Потушен свет, ушли актёры,
И за безмолвием кулис
Шагов растает эхо скоро
С аплодисментами на бис.
Лишь бархатные спинки кресел
Расправив плечи наконец,
Мерцают благодарным светом
Волненья зрительских сердец.
Александр Новопашин
Выступление критиков
Рефлексивный момент (гости, зрители выбирают цвет бусинки по настроению в конце урока).
Приложение 1. Пьеса в одном действии «Болит моя душа»,
автор Ярая Л.А.
Действующие лица:
Мама
Катя
Душа
Бабушка
Учитель
Слава
Владик
Лена
Комната в доме Кати. Катя расчесывается перед зеркалом, мама бегает по комнате, собирается на работу.
Мама. Катя! Ты опять посуду не вымыла!
Катя. Ой, мам, я потом… Так не хочется!
Мама. Дочка, у меня сегодня тяжелый день, очень важное выступление, на работе, ты же знаешь, а помочь не хочешь, эх, Катя!
Выходит, опять забегает.
Мама. Катя! Это ты мне платье зубной пастой испачкала?
Катя. Ой, мам, я его не заметила!
Мама. Ну, что за бездушная девочка! Теперь почистить не успею, придется в старом идти! Уходит.
Катя. Подумаешь, платье! А мне каково? Весь день одни неприятности! Возникают несколько картин из памяти Кати.
Высвечивается фигура учителя. Как бы возникает в памяти Кати.
Учитель: Сапегина! Вон отсюда, всем мешаешь, урок срываешь!
Катя. Бе-бе-бе! Зануда! Я такой журнал мод смотрела, а он!..
Учитель исчезает. Высвечивается Владик.
Владик. Катька! Не трогай мою тетрадку, отдай! Что ты делаешь? Нина Гавриловна! Катька мою тетрадку рвет!
Катя. Надоел! Подумаешь, молодое дарование, сидит, буквы выводит…
Владик исчезает. Высвечивается фигура Лены.
Лена. Катя! Дай мне, пожалуйста, твои краски, мне надо для выставки картинку дорисовать!
Катя. Да? А больше ничего не хочешь?
Музыка. Все исчезают.
Катя. Что-то не пойму, температура у меня, что ли… Нет, вроде… Может, горло? Нет. Плохо как-то.. И Славка не идет… Ой! Что это?
Смотрит на себя в большое зеркало и видит свое отражение.
Музыка. Отражение выходит из зеркала.
Катя. Ты кто? !
Душа. Я твоя душа.
Катя. Так ты правда есть?
Душа. Ну видишь же.
Катя. А чего-то ты такая бледная, страшненькая?
Душа. Да болею я.
Катя. Простыла?
Душа. Хуже.
Катя. Ветрянка?
Душа. Хуже.
Катя. Неужели руку сломала?
Душа. Эх ты, Катя моя, Катя! Все у меня болит, сил нет терпеть! (Плачет.)
Катя. Погоди, тут у мамы таблеток полно, я сейчас…
Душа. Да нет, меня не таблетками лечить надо.
Стук в дверь.
Катя. Не заперто!
Входит Слава.
Слава. Кать, ты Ленке можешь краски дать? Ой, Катька, ты чего, раздвоилась, что ли?..
Смотрит на двух одинаковых девочек.
Катя. Я сама чуть с ума не сошла… Это, знаешь, моя душа!
Слава. Здорово! Привет! А интересно, почему моя душа мне не показывается?
Душа. Душу становится видно, только когда она сильно болеет или сильно радуется.
Катя. Слушай, Слав, а чем ее лечить, а? Вдруг она тут у меня умрет?
Слава. Ну будешь без души жить.
Катя. Еще чего! Все с душой, а я без души? Умный какой! Ой, она уже вся горячая, дрожит, Слав, мне страшно, что делать-то?
Слава. Может, в поликлинику сбегать?
Катя. Не, ты тут с ней посиди, вот компресс ей подержи на голове, а я за молоком, молочка ей горячего, ладно?
Слава. Ну чудачка! Душе ‒ молоко? Папа всегда говорил: «Душа горит, водочки просит. Пока не умер. Он вообще-то добрый был, папа… когда трезвый, никогда не дрался, пока не выпьет… А где же теперь его душа?
Звучит музыка.
Катя спешит, налетает на бабушку, которая собирает рассыпанные кульки и палочку.
Бабушка. Ты куда спешишь, ласточка?
Катя. Ой, бабуля, мне некогда ужасно, у меня душа заболела, лечить надо. Только я не знаю, как ее лечат…
Бабушка. Ты, небось, кого-нибудь обидела или рассердила?
Катя. Да, вообще-то…
Бабушка. И что же ты натворила?
Катя. Маме платье испортила, учителю урок вести мешала, Владику тетрадку порвала, Ленке краски не дала, пожадничала.
Бабушка. Многовато для одной души-то…
Катя. Бабушка, ну почему я такая противная?
Бабушка. Да не противная ты, ты просто о душе своей не подумала, что ты ее погубить можешь…
Катя. Да что же мне теперь делать?
Бабушка. Душу-то лечат добрыми делами, другое лекарство тут не поможет. Пойду я, милая, меня внуки ждут.
Катя. Вот тебе раз. Ой, бабушка, можно я вам какое-нибудь доброе дело сделаю?
Бабушка. Да ты уже сделала.
Музыка.
Катя. Что же теперь-то? Как же мне душу свою вылечить? Какие добрые дела придумать? Помогите, подскажите, а! Душе-то ведь так тяжело!
Высвечивается Слава.
Слава. Кать, дай Ленке краски, а?
Катя. Лена, возьми мои краски, только все не истрать. А, ладно, трать все!
Лена. Спасибо, Катя!
Катя. Мамочка, прости меня, пожалуйста, я посуду помыла, я ведь очень тебя люблю!..
Мама. Знаете, моя Катька — душевный ребенок, она ершистая, как ежик, но очень добрая!
Катя. Николай Антонович! Я больше не буду на уроке журналы читать!
Учитель: Сапегина, марш встрой! Молодец, Сапегина!
Катя. Владик! Ну хочешь, порви ты теперь мою тетрадку!
Владик. Давай лучше в магазин играть, я буду директором, а ты продавцом, ладно?
Катя. Ладно. Только я сейчас, погоди минутку. Душа моя, ты где?
Душа. Здесь.
Душа похорошела, виду нее здоровый.
Катя. Ой, ты уже совсем другая, как мыс тобой похожи!
Душа. Знаешь, бездушных людей не бывает, просто не все о своей душе заботятся. А ведь надо заботиться, чтобы душа не болела! Она же у каждого живая!
Музыка, все берутся за руки и медленно уходят
Приложение 2. «В гостях у Мальпомены»
Мальчик: Здравствуйте, гости —
Дети и взрослые!
Веселые и грустные,
Тонкие и толстые!
Девочка: Здравствуйте, гости –
Молодые и старые!
Умные и глупые
Обычные и странные
Мальчик: Добро пожаловать,
Милости просим, будьте как дома!
Девочка: Знакомьтесь со всем, что еще не знакомо.
Со сценой, кулисами, рампой и гримом.
Девочка: С веселым и грустным, реальным и мнимым.
С тем, что приютила сея альма-матер.
Со всем, что таит в себе слово – Театр. (вместе)
Девочка: Как интересно! Никогда не была в театре.
Мальчик: Ничего интересного. Подумаешь, театр. Вот я игру вчера скачал из Интернета – супер. А здесь что интересного?
Девочка: Ты только о компьютере и можешь думать.
Мальчик: Не только. Но все же, согласись, компьютер поинтересней какого-то там театра.
Девочка: Не соглашусь. Компьютер придумали лет пятьдесят назад, Интернет и того позже, а театр существует уже тысячи лет.
Мальчик: Ого! Это какое-то ископаемое.
Девочка: Сам ты ископаемое.
Мальчик: А что не так? Театр твой устарел, на смену ему пришло телевидение, кино, компьютер, интернет.
Девочка: телевидение и кино не появились бы, если бы не было театра.
Мальчик: Да что ты заладила: театр, театр, театр.
(звучит музыка, выходят богини)
Мельпомена: Скажите слово театр, и мы приходим
Талия: Скажите слово театр, и рождается чудо
Мельпомена: Скажите слово театр, и оживает сказка
Мальчик: А кто вы такие?
Мельпомена: Я Мельпомена – богиня трагедии
Талия: А я сестра её Талия – богиня комедии
Мельпомена: А знаете ли вы, что такое трагедия и комедия?
(зрители отвечают)
Трагедия и комедия это жанры театрального искусства, определяющие характер и общую направленность постановки.
Талия: Комедия – веселая, смешная с хорошим концом.
Мельпомена: Трагедия грустная, заканчивается обычно смертью главного героя.
Талия: Комедия и трагедия из Греции родом. Истоки их в древних обрядах, посвященных богам. И само слово театр греческого происхождения. Оно обозначает зрелище.
Мельпомена: В древней Греции театральные постановки проходили на открытой каменной постройке в виде круга, обрамленной ярусами зрительных рядов. Напротив них располагалась узкая продолговатая площадка, ограниченная сзади зданием, которое называлось скена и использовалось для переодевания актеров. Так произошло слово сцена.
Мальчик: Всё ясно. Теперь мы всё знаем о театре и можно уходить.
Девочка: Ничего мы не узнали. Давай послушаем.
Мальчик: Чего их слушать? Эти две жили две тысячи лет назад, что они могут знать о современном театре? Теперь уже все совсем не так. Если и кто может рассказать о современном театре, так это тот, кто в нем главный. А кто главный в театре? (девочка пожимает плечами)
Талия: Вы хотите узнать, из чего состоит современный театр?
Девочка: Да, расскажите!
Мельпомена: Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой коробкой. Такая сцена отделена от зрителей порталом (от латинского – вход, ворота).
Талия: И эти ворота закрывает занавес. Вот уж кто может много чего рассказать о театре. Занавес за своей широкой спиной скрывает все тайны рождения спектакля, закулисную жизнь, а кроме этого и зрителей, которые в ожидании представления рассаживаются в зале.
Мальчик: Да, хорошо было бы поговорить с занавесом, только ведь он не живой, и кроме скрипа колесиков да шелеста ткани от него ничего не услышишь.
Талия: Обычно, конечно, так, но сегодня… Сегодня с вами мы и можем оживить безмолвных героев сцены.
(звучит музыка)
Для зрителя театр – всегда как сказка.
Здесь в зале зрители снимают свои маски,
И надевают их актрисы и актеры
Под чутким руководством режиссера.
Чтобы взглянули на себя со стороны,
Чтоб в душу заглянуть свою могли
Все зрители. Любой, придя сюда,
Сможет и плакать, и смеяться без труда,
На миг возвысится над собственной судьбой
И вдоволь посмеётся над самим собой.
Кулиса ждет и рампа светит
Давайте ж познакомимся мы с чудом этим. (герои уходят, начинается первая картина спектакля)
Приложение 3. О творчестве С. Я. Маршака
Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в г. Воронеже. Детство его и первые школьные годы прошли в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии. Маленький Маршак очень рано пристрастился к чтению, а уже четырех лет стал сам сочинять стихи. После Великой Октябрьской социалистической революции, когда Маршак вместе с группой педагогов создал «детский городок» в Краснодаре. В этом «городке» кроме библиотеки, детского сада и всевозможных самодеятельных кружков был и детский театр. Для сцены его надо было писать всевозможные интермедии, короткие пьески, сказки. Здесь Маршак и стал писать для детей. А уже в 1922 году в Краснодаре вышла из печати книга «Театр для детей», в которой были собраны пьесы, написанные Маршаком или им же в сотрудничестве с Е. Васильевой. После того как театр распался, Маршак в 1923 году вернулся в Ленинград. Здесь и начался уже подлинный расцвет его творчества, обращенного к детям. Он работал в Ленинградском театре юного зрителя, переводил детские народные песенки Англии, среди которых был теперь уже знаменитый «Дом, который построил Джек». Он придумал книжку нового рода ‒ книжку-картинку «Детки в клетке», завоевавшую с тех пор большую известность.
Приложение 4. Критерии для критиков:
1. Умение участников использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.)
2. Раскрытие и яркость образов персонажей литературного произведения в разных направлениях театрального искусства
3. Выбор репертуара
4. Художественное, музыкальное и пластическое оформление