Задачи:
Художественно-эстетическое развитие: помочь освоить новый способ рисования – свечой; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
Познавательное развитие: вызывать интерес к изучению зимних явлений природы.
Речевое развитие: активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами (палитра, акварель, морозный узор).
Материал: альбомный лист, кусочек свечи, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти № 4, клей, заготовки оконных рам.
Предварительная работа: рассказ о зимних явлениях природы; наблюдение за морозными узорами на окнах; чтение рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»; беседа о художественном образе зимы.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель читает стихотворение
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны.
О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
А кто зиме верный и незаменимый помощник? (мороз)
Воспитатель показывает детям презентацию или иллюстрации с изображением морозных узоров.
Морозные узоры на оконном стекле – удивительное и загадочное творение природы! Как будто художник нарисовал ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. И вам, наверное, интересно, какое чудо создало на окнах зимние узоры?
Это Мороз постарался, нарисовал веточки, снежинки, цветочки, завитушки и крючочки студеные. Ай да Мороз!
Главное условие появления таких морозных узоров – это влажный воздух, капельки воды на стеклах и плавное охлаждение стекла. Сегодня мы тоже попробуем нарисовать морозные окна, только особым способом, при помощи свечи. Ну что, вы хотите посоревноваться с Морозом – художником?
Далее воспитатель раздает листы с заготовленным силуэтом узора, показывает этапы работы и рассказывает, как правильно пользоваться свечкой и красками, чтобы получился узор.
— Берем заготовленный лист с карандашным узором.
— Обводим свечой участки узора, где вы хотели бы, чтобы лист остался белым.
— Затем закрашиваем весь лист краской нужного вам цвета.
2. Самостоятельная деятельность
Дети приступают к работе: наносят кусочком свечи разные узоры, а потом покрывают акварельной краской голубого цвета весь лист.
Пока сохнут рисунки, проводим игру.
Физминутка:
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)
Затем размещаем рисунки на стенде.
3. Итог
— Воспитатель предлагает детям рассмотреть морозные узоры в окошках. Полюбуемся на получившиеся волшебные узоры!
Детские работы раскладываются на столе. Дети объясняют, какая работа понравилась и почему, делятся своими эмоциями и впечатлениями.
Воспитатель отмечает, что у всех получились очень красивые и разные узоры.