Спортивные игры и упражнения на прогулке в зимний период с дошкольниками: консультация для воспитателей


Автор: Людмила Валентиновна Семидякина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16»
Должность: инструктор по физической культуре


В системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием вызывают у них спортивные игры и спортивные упражнения.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание основ правильной техники. Отличительная черта занятий- их эмоциональность. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Спортивные игры и упражнения в зимний период – катание на санках, ледянках, на коньках и лыжах, оказывают большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка.

Катание на санках и ледянках

Катание на санках не только развлечение для детей – оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Катание на санках связано с активным восприятием природы, ориентацией в окружающей среде. Оно связано с проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого чувства равновесия, развивают вестибулярный аппарат. Дети обучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.

Правила поведения на горке:

1. Дети катаются по одному.

2. После спуска нужно быстро встать и отойти в сторону. Что бы спуск с горы начал другой ребенок.

3. Спускаться можно только тогда, когда скат пустой.

4. Воспитатель находится на горе, внимательно следит за поведением детей и требует строго придерживаться правил движения.

Упражнения для младших дошкольников:

1. Носить ледянки поочерёдно -то правой, то левой рукой.

2. Нести ледянку обеими руками.

3. Катать на санках и ледянках игрушку.

4. Катать на санках друг друга.

5. Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок.

 

Упражнения для старших дошкольников

1. Толкать санки опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.

2. Катать друг друга.

3. Везти санки, на которых сидит ребенок, до обозначенного ориентира, объехать его и возвратиться назад.

4. Вдвоем везти санки, на которых сидит товарищ.

5. Толкать санки опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.

6. Спускаясь с горы, достать рукой подвешенный предмет (колокольчик, лента, флажок и т.д.).

7. Спуск с горы, стоя на коленях на сиденье.

8. Спускаясь с горы, выполнить разнообразные движения руками.

9. Взбираться на гору везя за собой санки вдвоем.

10. Кататься с горы сидя вдвоем на санках.

11. При спуске с горы попасть в мишень (щит, корзина, обруч) снежком или маленьким мячом.

12. При спуске с горы на санках собрать расставленные вдоль склона 2-3 флажка.

13. Кататься на ровном месте сидя на санках спиной вперед и отталкиваясь ногами.

Подвижные игры для младших дошкольников: «Кто быстрее», «Гонки санок тройками», «Гонки по номерам», «На санки!».

Игры для старших дошкольников: «Эстафета пассажиров», «Регулировщик» (право-лево), «Кто первый», «Быстрые санки», «Гонки на санках», «Собери флажки»,» Спуск в ворота», «Черепахи».

Скольжение по ледяным дорожкам

Упражнения на ледяных дорожках для младших дошкольников:

1. Катать ребенка по дорожке держа его за руки.

2. Скользить по не длинной, слегка наклонной дорожке при помощи воспитателя.

3. Скользить по горизонтальной дорожке оттолкнувшись с места.

4. Скатываться с невысокой горы сидя на ледянке.

5. Скатываться с невысокой горы на ногах в глубоком приседе.

Упражнения на ледяных дорожкам для старших дошкольников:

1. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега.

2. Скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания.

3. Скользить по ледяной дорожке присев.

4. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться.

5. Скользить и выполнять движения руками.

6. Скользить, и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед.

7. Скользить на одной ноге, на параллельных ногах.

8. Скатываться с горы сидя на ледянке.

9. Скатываться с невысокой горы на ногах.

10. Скатываться с горы вдвоем, втроем, «поездом».

Но, прежде всего воспитатели не должны забывать о приобщении детей к безопасному поведению на снежных постройках и воспитывать чувство самосохранения.

Итак, побуждая детей к физическому совершенствованию, педагог и сам должен стремиться иметь гармонично развитые формы тела., правильную осанку, естественную манеру держаться и двигаться. Для этого воспитатель сам должен систематически заниматься любимым видом спора, доступным его возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности. Систематические занятия спортом повышают работоспособность организма, развивают физические качества, укрепляют здоровье, регулируют вес.

Вся работа педагогов по физической культуре должна строиться на научной основе, соответствовать методическим требованиям, служить развитию и укреплению здоровья детей.