НОД для детей старшей группы «Путешествие в страну шахмат»


Автор: Ирина Васильевна Белькова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Цель: формировать общие первоначальные представления детей старшего дошкольного возраста о возникновении и особенностях игры в шахматы. Заинтересовать воспитанников игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; графические изображения человечков – «одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы – наклейки за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство! Но это не обычное королевство, а шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите:

— А знаете ли вы, что такое шахматы?(Ответы детей)

— Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей – на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

— Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть

Воспитатель: Тогда, слушайте внимательно.

— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле? (Ответы детей)

Подвести детей к понятию, что главный – человек.

Воспитатель: Да, действительно, самый главный на Земле – человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

— Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость, предательство, а третья голова – хитрость.

— Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Если человек жадный, то он может и предать.

— А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

— А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила?

Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу.

Подвести к понятию: и ум, и сила.

Воспитатель: Кто главнее папа или мама? (Папа и мама)

— Что лучше: хорошо учиться или много знать?(Хорошо учиться и много знать)

— Или, что лучше: лето или зима? (Каждое время года хорошо по-своему)

— А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она «Чудесный мешочек». Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок достает шахматную фигуру

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

— А на что она похожа? (Ответы детей)

Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

— Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это (Слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это (Конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты (Ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (Ферзя)

Физминутка «Шахматы на зарядке»

Воспитатель: Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

На доске графические изображения человечков – «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

— Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А. С. Пушкина «А во лбу звезда горит» — таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

— Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Воспитатель объясняет, что Одноглазик ум, Двуглазик мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Воспитатель: Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах.

Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста.

Воспитатель: Давайте рассмотрим каждого из них.

— Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

— А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

— Какой же вывод можно сделать?

— Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

— Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)

— А вы хотите, стать победителем? (Да)

Воспитатель: А как стать победителем, вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

— Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а нам пора возвращаться обратно в наш сад. Но мы обязательно вернемся назад в королевство шахмат и продолжим путешествия.

3. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

— Где родилась игра в шахматы. (Индия)

— Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное – прийти учиться в шахматную школу)

Воспитатель: Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

За каждый правильный ответ детям вручается наклейка смайлик, надо учитывать, что наклейки должны быть у всех детей, для поддержания мотивации. В конце занятия можно раздать буклеты с наглядно – представленным содержанием занятия.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − девятнадцать =