Картотека дидактических игр по обучению дошкольников игре в шахматы


Автор: Ирина Васильевна Белькова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и попросите детей на ощупь определить, какие фигуры спрятаны.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» -поднять.

«Шахматный колобок». Инсценировка сказки «Колобок» можно провести так: «дед» король, «Бака» ферзь, «Заяц» пешка, «Лиса» конь, «Волк» слон, «Медведь» ладья, Колобок шарик или клубок.

Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» клубок. Около детей выстраиваются белые или черные фигуры, поясняя: «Дед» это король, «Бабка» ферзь, «Внучка» это слон, «Жучка» конь, «Кошка» ладья, «Мышка» пешка.

«Большая и маленькая». Поставьте перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать из них самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом дети выделяют самую высокую из оставшихся фигур и т.д.

«Запретная фигура». Поставьте перед детьми шахматные фигуры в один ряд. По вашей просьбе дети будут называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «Секрет».

«Белые и черные». В беспорядке на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, оставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т.д.

«Угадай-ка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите детям догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячут уже по очереди сами дети (лучше всего за спиной) и т.д.

«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете детей: «Так?» Дети поправляют вас. Затем меняйтесь ролями.

«Цвет». Попросите детей поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда дети выполнят задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, по «ошибке» поставьте там же одну-две черные. Дети должны заметить вашу ошибку и указать на нее.

«Ряд». Предложите детям поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем дети должны попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамиды». Посоветуйте детям на белую ладью поставить черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту». Попросите детей по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите детям выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура ребенка ее догонит. Потом меняйтесь ролями.

«Прятки». Спрячьте в комнате несколько фигур. Дети должны найти их и назвать.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложить детям состязаться с вами в такой игре6 кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

«Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.

«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

«Уберите такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.

«Полная горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска. Предложите детям взять по одной фигуре, назвать их и уложить в свой «домик».

«Шахматный алфавит». Детям предлагается разложить в ряд быстро и правильно все буквы шахматного алфавита.

«Составь доску». Детям предлагается составить правильно, ориентируясь по буквам и цифрам, разрезанные шахматные доски.

«Смешарики играют в шахматы». Разрезанная с изображением смешариков шахматная доска, по принципу пазл, с цифрами и буквами. Детям предлагается собрать ее правильно.

Дидактическая игра «Почта». Детям предлагается с помощью цифр и букв шахматного алфавита, определить адрес фигуры на шахматной демонстрационной доске.

«Шахматный кубик». Дети бросают по очереди кубик и называют выпавшую на нем шахматную фигуру демонстрационной доски.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 =