Нравственно-патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Ирина Васильевна Кочекова
Место работы: МКДОУ "Детский сад №4 г. Облучье"
Должность: воспитатель


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В этих непростых условиях, я думаю, каждый из нас воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека, умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающего её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.

Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи.

Цель: повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Так как сейчас у меня подготовительная группа, я определила для своей работы следующие задачи:

  • Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к ее истории, родной природе, культуре и традициям;

  • Развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

  • Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, уважение к людям труда;

  • Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;

  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

  • Расширять представления о России, ее столице;

  • Расширять знания детей о символике России, своего города, края.

Обращение к проблемам нравственно-патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых-педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым,
В.А. Сухомлинским.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное стремящимися к единству с другими народами.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

  • Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»;

  • Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкиной;

  • Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов;

  • Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду;

  • С любовью к России: методические рекомендации.

  • Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

В своей работе по формированию нравственно-патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

6. Индивидуальный подход. Ключевым фактором воспитания детей является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.

7. Наглядность. Чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, национальные костюмы, утварь, орудия труда) способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.

8. Согласованность. Продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. Прикосновение к корням своего рода вызывает живую, трепетную эмоциональную реакцию, чувство сопереживания, пробуждает личный интерес к историческому переплетению судеб своих предков с судьбой народа.

9. Комбинаторность. Продуманное сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности. Дети этого возраста быстро утомляются, поэтому целесообразно продумывать при планировании занятия сочетание экскурса в историю или изучения родного языка с уместным включением музыкальной паузы.

10. Целостность взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать у ребёнка понимание единства мира. Дать понимание связей между малым (деревня, город, регион) и большим (масштабы всей страны), процветающая глубинка залог благополучия всей страны, деятельностью и самочувствием одного гражданина и всего народа («здоровый гражданин здоровое государство»).

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Разработала перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

В течение года работу разделила на блоки. Она состоит из следующих тематических блоков:

  • в тематический блок «Моя семья. Мой дом» включила следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

  • в блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».

  • в блок «Моя малая родина» входили такие проекты как «Моя малая Родина», «Любимый край», экологический проект «Они должны жить».

  • В блок «Родная страна»: проекты «С чего начинается родина», «Любимая Россия», «Москва – столица России».

  • в блок «Наша Армия»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы».

Использую различные формы работы с детьми: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, беседы, видео-презентации, экскурсии, посещение тематических выставок рисунков и поделок, подвижные и музыкальные игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, драматизации сказок, спортивное развлечение, наблюдение, слушание аудиозаписей.

Работу по данному направлению с детьми веду через игровую, театрализованную, совместную и образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Также широко использовала педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. В процессе отбора произведений руководствовалась общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

В группе создала и периодически обновляю и дополняю предметно-развивающую среду патриотической направленности. Оборудование разместила по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: имеются материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Большое внимание уделяла созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности: конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок, макетов, что способствует организации содержательно образовательной деятельности и разностороннего развития ребенка.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но ее необходимо пополнять и обновлять, что я и делаю.

В группе мною был создан центр по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы живем в России», в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Четыре года, параллельно с основной программой, мы занимались и по моей основной теме самообразования: «Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО».

В центре имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства: дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности, подобран наглядно-демонстративный материал: «Предметы старины», «Как жили люди на Руси» и пр.

Вместе с родителями приобрели предметы русского народного искусства: куклы в русских народных костюмах, гармонь, балалайку, валеночки, посуду гжельской и хохломской росписи, самоварчики (гжельский и хохломской), игрушки городецкой, дымковской и каргопольской росписи, а также необходимые книги энциклопедического характера.

Мною были сделаны макеты «Русская изба», «Парад победы на Красной площади», «Макет дружбы народов». Лепбуки: «Русская изба», «Моя Родина Россия», развивающие альбомы по народным промыслам: «Городецкая роспись», «Альбом о видах художественной росписи», «Матрёшки», «Бело-синее чудо Гжели», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Золотая хохлома», «Абашевская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Жостовская роспись», «Каргопольская игрушка», альбомы в 3Д «Народные промыслы», «Моя родина Россия», вертушка-консультация для родителей: «Россия – многонациональное государство», а также развивающие альбомы к макету «Русская изба»: «Старинное русское убранство», «А как было раньше», «Русский народный костюм», «Русская изба», «Старинная одежда», консультации для родителей: «Русская изба» в двух разных вариантах.

К макетам: «Парад победы на Красной площади» и «Макет дружбы народов» были созданы развивающие альбомы: «Патриот, кто он?», «Дружба народов в нашей стране», «Памятники детям войны», «Наши города-герои», «Ордена и награды», «Как сражались наши деды», «Самые крупные реки России», «Самые большие города России», «Самые главные достопримечательности России», «Достопримечательности Московского кремля», «Азбука в пословицах русского народа», а также была составлена картотека бесед с детьми на тему: «Моя родина – Россия».

В центре имеются в наличии презентации, с которыми я поделилась и со старшим воспитателем для методического кабинета: «Азбука юного россиянина», «Быт и традиции русского народа», «Городецкая роспись», «Народы России», «День Народного Единства», «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Медали и ордена ВОВ», «Путешествие по России», «Русская матрёшка», «Мезенская роспись», «Московский Кремль», «Русская изба», «Матрёшка», «Русская народная игрушка», плакаты по патриотическому воспитанию, а также, уголок настроения, кейс по ВОВ, картотека добрых дел, картотека добрых сказок, картотека добрых стихов.

С детьми старшего дошкольного возраста, я считаю, необходимо приступать к ознакомлению детей с историей города, показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия в городе, какую продукцию они выпускают. Поэтому я совместно с родителями организовывала тематические экскурсии по городу, к памятникам культуры, на площадь «Красных партизан». Посетили пожарную часть, локомотивное депо, дистанцию пути, познакомились с героическими профессиями и особенностями нужного для общества труда, вокзал, почту России, детскую библиотеку, где сотрудниками библиотеки была проведена экскурсия по «Музею русского быта». Ребятам в удивительно интересной форме представили материал о быте и традициях русского народа. Также посетили музей воинской славы в школе №3 имени героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского.

Провела занятия по ознакомлению с нашим городом: «История родного города» (как создавался, какое было раньше название города, как жили люди), «Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная), «Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, скверы, фонтаны), «Город – труженик» (рассказала о предприятиях города, чем занимаются люди на работе, почему наш город называют городом железнодорожников), «Они защищали Родину» (рассказала о героях войны; героях, в честь которых названы наши улицы в городе), «Памятники родного города» (рассказала, кому установлены, за что).

Также проводила тематические занятия – рассуждения на тему любви к Родине: провела НОД на методическом объединении района «Что мы Родиной зовём?», интегрированную непосредственно-образовательную деятельность «Какие народы живут в России», квест-игру по гражданско-патриотическому воспитанию, нод по социально-коммуникативному развитию «Путешествие по России», вместе с музыкальным руководителем: Макаровой Н.К. провели мероприятие: «Музыкальная шкатулка», где рассказали о Еврейской автономной области, еврейской культуре, её традициях, слушали еврейские музыкальные произведения и танцевали еврейские танцы, но при этом не забыли и русскую культуру, ее песни, игры и танцы.

По итогам поведения тематической недели «Знакомство с русской культурой и её традициями» провела музыкально-тематическое мероприятие «Весёлая карусель», беседы: «Какие народы живут в России?», «Народы России», «Наша родина – Россия», «Наша многонациональная область» и др., читаем соответствующие произведения, заучиваем стихотворения, просматривали видео о праздновании Дня города, изготавливали сувениры для ветеранов ВОВ и работников тыла.

В уголок для родителей вывешиваю информацию, памятки и рекомендации по разным тематическим темам. Привлекаю родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию материалов, фотоиллюстраций, изготовлению поделок. Вместе с родителями провели сбор иллюстраций с видами нашего города. Оформили альбомы «Город, в котором я живу», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе».

Провела нод по художественно-эстетическому развитию (рисование, аппликация, конструирование): «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на день Победы», «Фонтаны города». Провела конкурсы рисунков детей и родителей: «День семьи в городе», «Я гуляю по городу с мамой и папой».

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочиваю обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия всегда стараюсь, чтобы дети узнали историю возникновения праздника, понимали, кому он посвящён и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы провела акцию «Голубь мира», изготовили вместе с детьми белых бумажных голубей как символ мирной жизни. Для самого мероприятия выучили военные песни («Катюша», «День Победы» и др.), стихотворения соответствующей тематики. Организовывала встречу с ветераном ВОВ.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формировала понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, её защитники. В сам праздник провела несколько различных мероприятий: праздник – поздравление отцов и дедушек стихами, песнями и танцами военной тематики, со спортивно-соревновательными конкурсами, нод – беседу «Нам нужен мир», посвященную нашей армии, которая защищает нашу страну.

Так же, чтобы мои ребята воспринимали себя частью своего народа, прониклись бы его устоями, понимали самобытность, для этого я организовывала беседы – занятия по ознакомлению с народным бытом (вместе с детьми сделали макет русской избы), обыграли её, потому что дети лучше всего осваивают информацию во время игры.

Не забывала с детьми и народные праздники нашего народа, которые вместе с музыкальным работником отмечали песнями, танцами, хорошим настроением и приобщением к традициям.

Начинали празднования с Рождества и старого Нового года. Вместе с детьми выучили колядки, потом ходили по группам в гости, пели, получая сладости в вознаграждение.

Масленицу праздновали во время прогулки с ребятами других групп. В представлении принимали участие Зима, Весна, скоморохи. Ребята познакомились с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Но и, конечно, в конце праздника Масленицы – блины.

Также говорили и о празднике Пасхи. Провела нод по художественно-эстетическому развитию: роспись пасхальных яиц, участвовали в конкурсе детского сада: «Эти удивительные яйца», где заняли призовые места, организовала папку передвижку для родителей: «Что за праздник Пасха и как рассказать об этом ребёнку».

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому для меня физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Ведь спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, формированию семейных уз и традиций.

Провели с тренером по физкультуре соревнование с одновозрастной группой «Колобок» по теме «Русские богатыри». Во время соревнований ребята познакомились с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Провели конкурсы: «Меткий стрелок» – метание мячиков в цель, «Перетягивание каната», «Быстрый наездник» – соревнование-эстафета на скачках больших резиновых мячах, «Самый сильный» – выталкивание плечом соперника за границы мата, «Богатырская помощь» – разбирали вход в пещеру по кубикам и спасали прекрасных девиц.

Также на этой неделе вместе с тренером по физвоспитанию провели нод, дети познакомились и поиграли в русские народные игры.

Работа по нравственному воспитанию должна также вестись совместно с семьей. Дети в детском саду слышат и видят одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадают в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме.

По работе с родителями старалась учитывать их социальный статус, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях использовала такие формы работы:

— фотовыставки («Наши мамы и бабушки», «Наши папы и дедушки защитники Отечества», «Город, в котором я живу» и др.);

— выставка рисунков («Мой любимый город», «Животные и растения родного края», «День Победы» и др.);

— консультации («Как вырастить настоящего патриота», «Что рассказать детям о Дне Победы»).

Разрабатывали семейные альбомы, журналы:

— «Вместе дружная семья»;

— «Моя родословная»;

— «Семья – главное в жизни»;

— «Сплетение традиций в современной семье».

С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Анализ результатов нравственно-патриотической воспитанности детей показывает:

— значительно возрос уровень сформированных нравственно-патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

— на занятии по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

— с удовольствием рассказывают о семье, традициях;

— хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

— проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

— уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

— стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

— интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года 2021-2022 проведены. В 2022-2023 году продолжим работу по данной теме.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ко всему прочему , патриотическое воспитание формирует в будущем человеке , любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех воспитателей, педагогов дошкольных учреждений – системно воспитывать в детях любовь к Родине, к своему народу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

В дальнейшем работа по данному направлению будет продолжена. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =