Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике. Ещё К. Ушинский писал: «Хороший, ясный выговор, такой чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания». «Чуткое ухо» – это то, что теперь мы называем фонематическим слухом.
3. Слайд 4-5.Постановка проблемы.
4. Слайды 6-7. В любом УМК для начальной школы в программу по русскому языку входит раздел «Фонетика и графика».
Цель этой части программы — на основе звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.
5. Слайд 8.
Основными понятиями, умениями и навыками в области фонетики учащиеся овладевают уже в добукварный и букварный период.
Слайд 9. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звуковой анализ слов.
Слайд10-11. В дальнейшем работа со звуками и буквами будет рассматриваться одновременно, и такая работа называется звукобуквенный анализ. Известно, что звукобуквенному анализу в первом классе уделяется на уроках много времени.
6. Для того чтобы ученикам было интересно изучать фонетику и дети хорошо разбирались в теоретических вопросах языка, необходимо научить детей думать и наблюдать, понимать природу орфограмм. Надо задавать им интересные, интеллектуальные задачи, надо им давать выбор между тем и другим решением – вот это как раз одна из задач фонетики.
Обучая детей русскому языку в начальной школе, необходимо содействовать развитию их мышления, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления.
7. Не секрет, что звукобуквенный анализ один из самых сложных. Слайды 12-15.
Для осознанного овладения детьми навыкам звукового анализа и синтеза необходима чёткая система упражнений.
Слайд 12. Работа над слогом.
Обязательное требование – очень отчётливое произношение каждого звука. Поэтому в состав слогов включала только хорошо усвоенные звуки. Гласные и один согласный или чередовала (ма-мо). Затем задание усложнялось.
а) Демонстрируется одна за другой предметные картинки, названия которых представляют одно — двух — трёхсложные слова, которые легко делятся на слоги: дети, школа, ученики. Ученики проговаривают слово по слогам, отхлопывая (тактируя) его слоговую структуру. Затем объясняется, что в этом слове два (три) слога.
б) По схеме придумать слово, соответствующей слоговой структуры.
_______ стол, __|__|__ магазин, __|___ сумка
в) Указать количество слогов в слове цифрой: шар(1), шары (2), шарики(3).
Слайд 13. Работа над ударением.
Трудно взрослому, но особенно труден этот вопрос для младшего школьника. Как объяснить ребёнку, какая гласная под ударением. И для чего вообще нужно это ударение. Работа — произношение различных слов, голос или хлопок (стук).Ударение- слог всегда длинный. Неправильная постановка ударения изменяет смысл слова так, что его трудно узнать. Но ведь встречается много слов с двойным смыслом (хлопок- хлопок).
Смыслоразличительная роль ударения в русском языке демонстрируется детям на материале дифференцированного задания (учебник). Скажу честно, тяжело начиналась эта работа. Помогли игры. »Позови слово». Звали друга, который заблудился в лесу, маму, папу и т.д. Только при неоднократной игре ребёнок научиться отличать ударный гласный от безударного. Сегодня ученики 2 класса справляются с этой работой на 95%.
Эту работу можно разнообразить следующими упражнениями.
а) Указать цифрой номер ударного слога: лиса(1), лисы (2).
б) Предлагаются картинки, обозначающие только трёхсложные слова (лебеди, еноты-енотовидная собака или енот -полоскун). На доске слоговая схема: ____|_____|___ Называю картинку, выделяя голосом ударный слог. Дети повторяют интонацию. Ставится знак ударения в схеме и ещё раз проговаривается вместе с детьми. Обращается внимание, что на ударном слоге палец задерживается, как бы подсказывая место ударения. Пробуем перенести ударение в слове. «Кривое» слово получается. Так не говорят!
в) То же упражнение выполняется учащимися самостоятельно, на схемах указывается знак ударения.
Слайд 14.Работа над звуком и буквой.
После знакомства с речевыми и неречевыми звуками, уточняется понятие «буква и звук», при изучении гласных а, о, у, ы, и.
а) Беззвучно называю их. Дети должны поднять соответствующую букву.
б) Называю слово. Дети произносят первый звук и показывают букву: окунь, узел, иглы, адрес, имя, ученик, утка.
в) Предлагается послушать, запомнить и повторить звуковые дорожки из ряда гласных. Это упражнение даётся с целью тренировки внимания, слуховой памяти и правильной артикуляции.
а – о – у, о – у – а, у – о – а, ау – оы – и, аи – уо – ы, оы – аи – у.
г) Демонстрируются три кружка: красный и сине – зелёный. Объясняется: красный – звук гласный, сине – зелёный – звук согласный. Учитель называет изученные гласные и знакомые согласные. Дети «сигналят» кружками. Сначала с комментарием. (Это звук гласный – красный флажок. Это звук согласный – сине – зелёный флажок.)
Слайд 15. Работа над звуко – слоговым анализом.
Эта работа проводится с целью установления последовательности звуков без обращения к согласным буквам.
Демонстрируется картинка «лук», называем её. Проводится беседа:
– Какой первый звук слышим? [л] Как он называется? (согласный твёрдый). Какую фишку употребим.( синюю)
– Какой следующий звук слышим? [у] Он? (гласный). Какую фишку употребим? (красную)-
-Какой последний звук в слове? [к] Он (согласный твёрдый) — синяя фишка.
– Сколько звуков в этом слове? Сколько согласных? Сколько слогов? Докажите. (на столе модели-фишки)
В ходе звуко — слогового анализа у детей формируется направленность внимания на звуковую сторону речи. В активный словарь вводятся слова термины: звук, буква, слог, слово, ударение, гласный, согласный.
8.Слайд 16. Алгоритм. «Вижу, слышу, думаю..»
Слайд17. Опорная схема — раздать.
Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.
1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях: дом, лом, сам, сон, мак.
2.Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: суп, лук, ёрш, яма, мама, радуга и т. д.
3.Слова, которые имеют в своём составе звуки в сильных позициях, причём последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: ёж, люк, уголок.
Слайд 18. В этой работе целесообразно использовать метод моделирования, когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, представляют учебную информацию в наглядной форме в расчёте на образные ассоциации. И это лента букв – учебник (маршрутные листы). С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются моделями звуков. Эти модели помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроках с новыми звуками и буквами.
Слайд 19. Звуковой разбор идёт в такой последовательности:
1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.
2.Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.
3.Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.
4.Запишите, выделите фонему (букву).
5.Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте… и т.д.
6.Проверьте, получилось ли слово.
На заключительном этапе фонетического разбора при подсчёте звуков, букв и слогов необходимо сравнить произношение и написание слова, определить количество звуков и букв, их обозначающих.
Учащиеся должны ответить на вопросы: из какого количества звуков, произносимых и слышимых, состоит данное слово? Какими буквами обозначены эти звуки? Совпадает ли количество звуков и букв; если нет, то почему.
Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.
1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях: дом, лом, сам, сон, мак.
2.Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: суп, лук, ёрш, яма, мама, радуга и т. д.
3.Слова,которые имеют в своём составе звуки в сильных позициях, причём последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: ёж, люк, уголок.
Слайд 19. В этой работе целесообразно использовать метод моделирования, когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, представляют учебную информацию в наглядной форме в расчёте на образные ассоциации. И это лента букв – учебник (маршрутные листы). С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются моделями звуков. Эти модели помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроках с новыми звуками и буквами.
Слайд 20. Поскольку по новым образовательным стандартам весь 1 класс является годом адаптации, нельзя забывать об игровых ситуациях на уроке.
— «На пальчиках»– счёт звуков
— «Молоточки» — дети «отстукивают» ритм слов. Помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
— «Буква заблудилась» — исправить слова, где перепутались буквы. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, и развитию фонематического слуха.
— Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.
Поют птицы.. Лает собака.. Капает дождь….
— Звуки в доме, воспроизведите их голосом.
Как свистит чайник, Как звенит будильник, Как гудит стиральная машина …
— Убери одну фонему.
Из каждого слова выньте по одной фонеме, из оставшихся получите новое слово.
Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.
9. Заключение.
Как долго нужно работать со звукобуквенным анализом? Периодически, на протяжении всего периода обучения.
Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
С первых уроков обучения грамоте тренировала детей читать слова, сначала орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически ( т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы «столкнём» орфографию с орфоэпией, тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.
Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения.
А такие недостатки:
• замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
• пропуски гласных;
• пропуски согласных в их стечении;
• слияние слов на письме;
• раздельное написание частей одного слова;
• пропуски, наращения или перестановки слогов;
• орфографические ошибки.
Всё это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу.
Итак, изучение фонетики в курсе начальной школы и освоение звукобуквенного анализа должно происходить последовательно, систематически. Необходимо учитывать особенности звукового строения слов и возрастные особенности учащихся.
Уважаемые коллеги. Сегодня у моих учеников есть хорошая база знаний. И дальше при обучении во 2-4 классе у моих ребят не будет страха по работе над звуком и буквой (в полном звукобуквенном анализе любого слова), работе с предложением (составь, запиши, оформи правила). В 2013 учебном году я выпустила 4 класс-30 человек по традиционной программе. Из них по русскому языку на 4 и 5 успевают 50% учащихся.
Слайд 21. Работая по новым образовательным стандартам 2-й год пришла к следующим результатам…
На самом первом родительском собрании делаю акцент на важности первого года обучения в жизни ребёнка. Мои родители помощники мне и детям систематически и своевременно. Поддерживают во всём. Это наша общая заслуга.
Слайд 22. Таким образом, звуко-буквенный анализ в начальной школе напрямую связан с развитием орфографической зоркости младших школьников. Моделирование, как один из методов звуко-буквенного анализа, а также игровые технологии помогают детям «учиться активно», формируют универсальные учебные действия. А это хорошая база для работы на уроках русского языка не только в начальной школе, но и в дальнейшем обучении.