Обучение старших дошкольников ходьбе на беговых лыжах как один из способов ознакомления со спортивными играми


Автор: Людмила Валентиновна Семидякина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16»
Должность: инструктор по физической культуре


Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать ходьбе на лыжах можно уже с трехлетнего возраста, чистый морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. Усиливает функциональную деятельность внутренних органов. Способствует энергетическому обмену веществ в организме ребенка. При передвижении на лыжах в работу вступают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Проходит большая динамическая работа ног, что укрепляет и формирует свод стопы, является профилактикой плоскостопия, развивает мышечную чувствительность. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Способствует развитию основных видов движений.

На свежем воздухе дети закаляются и меньше болеют простудными заболеваниями. Яркое солнце, голубое небо и чистый искрящийся снег создает хорошее настроение, уравновешивает эмоциональную сферу.

Во время лыжных прогулок детям приходится преодолевать различные препятствия и трудности: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств: дисциплинированности, смелости, решительности, формирует выдержку, воспитывает чувство взаимопомощи и дружбы. Способствует развитию интереса и потребности к систематическим занятиям.

Современный взгляд на педагогический процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности. Разработанного известными отечественными и зарубежными учеными.

Психолог и педагог начала прошлого века П.Ф. Каптерев говорил о большом значении игр и развлечений на свежем воздухе, однако передвижение детей на лыжах, спуски с гор считал лишь забавой мускульного чувства.

В.В. Гариневский считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста. И указывал, что лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка.

Известный русский педиатр, гигиенист В.В. Гориневский отмечал, что в России стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла А.А. Бережнова, М.М. Конторович, Н.Г. Кожевникова, Т.И. Осокина, С.К. Фомина и другие.

Технологии не стоят на месте. А спортивные технологии развиваются как никогда ранее, и даже являются политическими манипуляциями. Люди увлекаются различными видами спорта не только профессионально, для больших спортивных достижений, но и осваивают параллельно различные виды спорта для здорового времяпрепровождения. Так, наряду с беговыми лыжами люди хотят заниматься на сноуборде и кататься на велосипеде, заниматься фитнесом в спортзале и ходить скандинавской ходьбой. И чем больше маленький человек освоит видов спорта, тем смелее и решительнее он будет заниматься ими во взрослой жизни. И на данном этапе необходимо соответствовать современным тенденциям развивающего обучения.

Зная эффективные способы решения профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, я накопила педагогический опыт работы в обучении ходьбе на беговых лыжах в работе со старшими дошкольниками. И это явилось средством ознакомления детей со спортивными играми.

Опыт моей работы направлен на расширение представления детей о зимних видах спорта, а именно ‒ лыжные гонки. В условиях нашего региона и долгой зимы лыжные гонки – самый популярный и массовый зимний вид спорта. Лыжи есть практически в каждой семье. Ходьба на лыжах – один из самых простых и увлекательных способов сохранить здоровье, бодрость, развивать силу, выносливость и координацию движения. Все, что нужно лыжнику, любить лыжи и теплый, не стесняющий движения костюм.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Дальнего Востока создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса оздоровительных естественных природных факторов.

Обогащение двигательного опыта детей посредством ознакомления с ходьбой на лыжах дает толчок к последующему выбору спортивной секции. Многообразие спортивных секций зимних видов спорта в нашем городе Биробиджане представляет широкий выбор- хоккей с мячом, беговые коньки, горные лыжи, лыжные гонки, спортивное ориентирование. Поэтому для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразной двигательной деятельностью, в том числе и ходьбой на лыжах.

Ходьба на лыжах развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются в условиях постоянного изменения рельефа и местности. Обучение ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Ходьба на лыжах гармонично развивает и укрепляет все мышечные группы и особенно мышцы спины.

Владея современными образовательными технологиями, методическими приемами и педагогическими средствами обозначила цель опыта работы: формирование у старших дошкольников умений и навыков по начальной лыжной подготовке.

Опираясь на основы педагогической диагностики, определила следующие задачи опыта работы:

1. Посредством лыжных занятий развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.

2. Способствовать развитию выносливости, пространственных ориентировок, координации движений, скоростных и силовых качеств.

Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и потребности в систематических занятиях, развивают смелость, настойчивость, решительность. Формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи.

Так как я имею богатый опыт разработки новых идей, практик и организации физического развития, а также использую компьютерные технологии, подобрала следующие формы организации обучения ходьбе на лыжах:

1. Непосредственная образовательная деятельность: объяснение, показ в спортивном зале и практическая работа на территории всего детского сада: на спортивной площадке, на участке группы, по периметру участка детского сада, а на песчаной горке использую склон для подъема и спуска.

2. Игры: дидактические; подвижные; поисковые; эстафеты; соревнования; полоса препятствий.

3. Проблемные ситуации.

4. Исследовательская деятельность.

5. Просмотр видеороликов «Зимние виды спорта», «Лыжные виды спорта».

6. Беседы, рассказы.

7. Рассматривание иллюстраций.

Определив содержание занятий и активного отдыха детей с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, веду работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения ходьбы на лыжах и ожидаю следующие результаты:

— обогащение знаний детей о зимних видах спорта;

— освоение самостоятельности в ходьбе на лыжах: освоение ступающего, скользящего шага, двухшажного хода, освоение поворотов вправо-влево, подъем и спуск со склона,

— развитие физических качеств: выносливости, силы, скоростные навыки, координации движений, ориентировки в пространстве,

— навык ходьбы на лыжах вызывает желание иметь свои лыжи и гулять на них с родителями,

— участие детей и родителей в активном отдыхе, прогулках, занятиях спортом на лыжне, на катке, на базе отдыха,

— рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Проводя мониторинг качества работы по обучению ходьбе на лыжах с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок, ожидаю результат работы в активизации детей и родителей, а также педагогов детского сада.

Оборудование и материалы:

— лыжи деревянные и пластиковые,

-мини-видео ролики по теме,

— иллюстрации по зимним видам спорта,

— флаг с изображением олимпийской символики,

— медали.

Очень хорошо знаю проблемную ситуацию, где в современных условиях активному семейному отдыху, занятиям спортом и прогулкам на свежем воздухе уделяется недостаточно внимания. В сильные морозы прогулки заменяются подвижными играми в группах, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность. Поэтому ходьба на лыжах определила актуальность разработки и реализации в подготовительной группе проекта по начальной лыжной подготовке и знакомству с зимними видами спорта.

Обоснование проблемы выявило, что физическое воспитание ребенка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности.

Зная основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики, современные педагогические технологии и дифференцированный подход показывает, что обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Ходьба на лыжах гармонично развивают и укрепляют все мышечные группы и особенно мышцы спины.

Осуществляя квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, подобрала четкие методические рекомендации по обучению дошкольников ходьбе на лыжах.

В начале обучения дети должны овладеть такими специфическими ощущениями, как «чувство снега» и «чувство лыж».

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны овладеть различными способами передвижения вперед: ступающий шаг, скользящий шаг, попеременный двухшажный ход, торможение, повороты, подъемы и спуски.

Ребенок вначале испытывает некоторые затруднения оттого, что у него на ногах лыжи. Он должен привыкнуть к ним. Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития «Чувства снега» и «чувства лыж». Ступающий шаг – это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед. Я демонстрирую показ передвижения.

Скользящий шаг – это основа лыжного передвижения. Скользящий шаг состоит из скольжения и выпада. Скольжение на лыжах проходит с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе.

Главная цель начинающего лыжника – научиться плавно выполнять перемещения по снегу и держать равновесие. Детям необходимо показать, как выполнить этот шаг.

Попеременный двухшажный ход — это ход, состоящий из двух скользящих шагов, при выполнении которых ребенок делает два попеременных отталкивания руками.

Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого уделяю основное внимание.

В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом:

Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой ногой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии – туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед.

Скольжение на левой лыже, правая нога расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по-прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.

Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища «на взлет». Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.

Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выноситься вперед. Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом – это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Продолжаются вынос левой палки вперед, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и маховый вынос правой ноги вперед.

Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.

Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью выпрямляется, маховая приближается к ней, а лыжа опускается на снег. Создается жесткая опора: система «рука – туловище – опорная нога». С целью предупреждения раннего переката таз вперед не выводится. Туловище максимально наклонено вперед. Уменьшается угол отталкивания правой рукой, что значительно увеличивает горизонтальную составляющую силу толчка, продолжается вынос вперед левой палки.

Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене – момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.

Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед.

Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад.

Закончен толчок ногой, его направление по линии голень – бедро – туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода.

Попеременный двухшажный ход, несмотря на привычную (как при ходьбе без лыж) перекрестную координацию, довольно сложен и требует значительного количества времени на его освоение. Наличие фазы скольжения, необходимость координировать по времени работу рук и ног, изменение ритма движения при преодолении подъемов создают определенные трудности в овладении этим ходом. Поэтому изучение попеременного двухшажного хода начинается в начальной школе после повторения и восстановления навыков в передвижении скользящим шагом.

Скользящий шаг повторяется во всех его вариантах (без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину) на равнине и под уклон. Важно обратить внимание на восстановление и дальнейшее развитие равновесия.

Показываю ход на разных скоростях, обращая внимание на согласованность движений. Затем, кратко объяснив детям его технику, предлагаю принять несколько раз положение посадки на месте и начать движение попеременным двухшажным ходом. После прохождения детьми 2-3 кругов этим ходом по первому представлению приступаю к изучению его техники, в первую очередь работы рук, так как занимающиеся скользящим шагом уже овладели. Стоя на месте, объясняю и показываю вынос и постановку палки, а также движение отталкивания. Затем ученики имитируют работу рук на месте без палок и с палками, держа их за середину.

Изучив работу рук на месте, перехожу к упражнениям на лыжне. Все упражнения выполняются на хорошо накатанной лыжне, под уклон, с твердой опорой для палок.

Скользя на двух лыжах, ребенок поочередно выносит палку рукой вперед, ставит ее на снег под углом кольцом назад и, нажимая на нее движением туловища и руки, заканчивает отталкивание. После выполнения этого движения одной рукой выполняется то же самое другой.

То же самое, но упражнение выполняется непрерывно без остановок, вынос и отталкивание палками происходят попеременно – одна рука выносит палку, другая в это время выполняет отталкивание.

Упражнения обязательно выполняются при хорошем скольжении, чтобы при отталкивании занимающимся не требовалось прилагать больших усилий – иначе ошибки неизбежны.

При совершенствовании отталкивания лыжами помимо упражнений, перечисленных при освоении скользящего шага, применяются упражнения для освоения махового выноса ноги с лыжей, подседания на толчковой ноге и отталкивания ею.

Маховые движения ногой с лыжей. Начинаются спокойным отведением одной ноги назад и маятникообразным движением вперед и назад. Упражнение выполняется 6-8 раз каждой ногой, амплитуда маха постепенно усиливается за счет небольшого поворота таза. Руки с палками свободно опущены, помогают сохранять равновесие.

Передвижение вперед короткими скользящими шагами, акцентируя внимание на махе ногой, а не на силе отталкивания другой. Увеличение скольжения происходит за счет маха. Руки с палками совершают небольшие маятникообразные движения (ученик держит палки за середину).

Скольжение на одной лыже, обращая внимание на отталкивание другой (приставной скользящий шаг). При очередном шаге на скольжении коротким быстрым движением сгибают ногу в колене, выполнив подседание с акцентом давления на носок ботинка. Расстояние между ногами примерно в полстопы. Из этого положения, усилив давление вниз, сильно отталкиваются ногой.

То же самое с отталкиванием разноименной палкой.

Оба упражнения выполняются несколько раз с одной ноги, затем с другой. В дальнейшем обращаю внимание на согласование быстрого выпада с махом разноименной рукой. Однако длительное применение указанных упражнений нецелесообразно, так как дети уже изучали скользящий шаг в целом, и это может нарушить уже выработанный динамический стереотип.

Обучение попеременному двухшажному ходу проходит на учебных кругах и лыжнях как на равнине, так и с включением пологих подъемов (до 3-4°). При передвижении в такие подъемы дети добиваются лучшей согласованности в работе рук и ног. Для лучшего контроля за техникой распределяю занимающихся по группам в зависимости от степени владения передвижением на лыжах. Более слабая группа располагается на внутреннем кругу учебной площадки, более подготовленные передвигаются по наружной лыжне. На учебном кругу, как правило, не останавливаю всю группу, если не вижу грубых ошибок у большинства детей, а ограничиваюсь замечаниями в адрес отдельных занимающихся. Можно остановить ребенка, объяснить ему причину ошибки, при необходимости вновь показываю движение. Вся группа останавливается только при неверном выполнении движений.

В дальнейшем при изучении попеременного двухшажного хода основное внимание обращаю на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего шага и вышеперечисленных подводящих упражнений, использую целостный метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.

Основные ошибки при разучивании этого хода: в толчке ноги не распрямляются; после толчка туловище не наклоняется в сторону выдвинутой вперед ноги; после толчка лыжа не отрывается от снега, нога не расслабляется; когда выдвинута вперед нога, колено находится не впереди голеностопного сустава; палка ставится под тупым углом к переднему концу лыж; рука не полностью проносится назад – толчок заканчивается у бедра; палка выносится напряженной рукой; ноги мало согнуты; туловище сильно раскачивается, а плечи закручиваются.

Основные ошибки в отталкивании ногой: слишком глубокое или, наоборот, недостаточное подседание, когда лыжник идет или на полусогнутых, или другая крайность — на прямых ногах; медленное подседание на толчковой ноге без использования массы тела и его силы инерции; преждевременное незавершенное отталкивание ногой с выпрямлением её в воздухе; отталкивание с давлением на лыжу назад, а не вниз («толчок в воздух»); незавершенное отталкивание ногой, согнутой в коленном и голеностопном суставах; отсутствие движения «на взлет»; ранний отрыв пятки толчковой ноги от опоры, незавершенное движение стопы.

В отталкивании рукой наиболее часто встречаются следующие ошибки: вялая постановка палки на опору; постановка палки слишком согнутой в локтевом суставе рукой; постановка палки далеко от лыжни (широкая постановка); постановка палки к пятке ботинка и (ещё хуже) за пятку; незавершенное отталкивание с окончанием толчка у бедра; незавершенное отталкивание рукой, согнутой в локтевом и лучезапястном суставах.

Ошибки в маховых движениях ногой: чрезмерное поднимание ноги вверх после окончания толчка; вялый мах ногой и короткий выпад без разворота таза, когда таз не участвует в махе и выпаде; мах согнутой ногой с выносом вперед в начале маха колена, а не голени и стопы; ранняя постановка маховой ноги на опору и переход на двухопорное скольжение; преждевременная передача опоры на маховую ногу; жесткая постановка маховой ноги на опору и резкий перенос на неё массы тела.

Ошибки в махе рукой: излишнее поднимание руки вверх сзади, после окончания отталкивания; вынос слишком согнутой в локтевом суставе руки; вынос руки, далеко отставленной в сторону от лыжни; поднимание руки впереди выше головы.

Основные ошибки в движении туловища: туловище не участвует в усилении отталкивания рукой нажимом на палку за счет небольшого наклона; наклон туловища в сторону при отталкивании рукой; недостаточное перемещение туловища при выполнении переката; резкое выпрямление туловища вверх-назад при окончании отталкивания.

Перечисленные ошибки стараюсь тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Классификация ошибок по двигательным действиям позволяет лучше и быстрее выявлять и устранять неправильные движения. На практике чаще придерживаюсь такой последовательности работы над ошибками: сначала обращаю внимание на толчок ногой, затем на мах ногой; зафиксировав ошибки в работе ног, переключаю внимание на махи и отталкивания руками; с учетом эффективности маховых и толчковых движений руками и ногами исправляю ошибки в работе туловища.

Для устранения причин возникновения ошибок в технике попеременного двухшажного хода использую упражнения, которые позволяют: исключить очень высокую или слишком низкую посадку; добиться сохранения устойчивого равновесия при скольжении на одной лыже; выполнять энергичный мах ногой с выносом её к носку скользящей лыжи и с небольшим, но активным разворотом таза; овладеть мягкой постановкой лыжи на опору и плавной загрузкой её массой тела; использовать преимущественно опережающий выпад; эффективно выполнять перекат и выход в положение «броска»; задержать отрыв каблука ботинка от лыжи в начале отталкивания ногой; активно (как бы ударом) ставить лыжную палку немного впереди ботинка; овладеть небольшим навалом туловища на палку для усиления толчка рукой; достичь свободы, легкости, экономичности, межмышечной координации движений рук, ног и туловища; добиться возможно большего скольжения и быстрого продвижения вперед в каждом цикле попеременного двухшажного хода.

Повороты на лыжах дети выполняют на месте и в движении. Различают повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. Для выполнения поворота ребенок в полуприседе поднимает над снегом одну из лыж, переставляет лыжу носком в сторону, затем переставляет другую лыжу. Таким же образом выполняется второе и последующие движения. Повороты махом и прыжками в работе не используется, но я показываю ребятам, как поворачиваются взрослые и сравнить эти два движения.

Подъем «лесенкой» использую на некрутых склонах и осуществляю в боковом повороте к склону. Чтобы подняться «лесенкой», надо встать левым или правым боком к подъему, поставить лыжи на верхние канты и подниматься приставными шагами. Если лыжник преодолевает подъем, повернувшись к нему правым боком, то он отталкивается левой рукой, одновременно разгибая левую ногу, а правую ногу отводит от левой. С постановкой правой лыжи и палки на снег левая нога приставляется к правой и т. д. Туловище при этом держится вертикально.

Способ «елочкой» применяют главным образом при подъеме в гору в прямом направлении (по линии спада склона) в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя – лыжи начинают проскальзывать назад. Именно такие условия и подбирают при обучении: склон 5-10° с не очень глубоким снежным покровом. Объясняю требования к правильному выполнению подъема «елочкой»: носки лыж должны быть достаточно разведены, лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали (это делается главным образом за счет наклона голеней); задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе; шаги свободные, с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением в конце отталкивания.

Наиболее частые ошибки: недостаточно круто ставятся лыжи на ребра (лыжи проскальзывают); дети торопятся опустить лыжу на снег, не сделав еще достаточно широкого шага; слишком наклоняют туловище; слабо и не до-конца отталкиваются палками. Мелкие ошибки: неточная постановка палок, случайная потеря равновесия, нарушения координации вследствие недостаточной уверенности в движениях.

Спуски обычно выполняют из основной, высокой и низкой стоек. Основная стойка-положение тела: ноги слегка согнуты в коленях и в голеностопном суставах, руки согнуты в локтях. Одна нога выдвинута вперед наполовину стопы, тяжесть тела распределена равномерно.

Низкая стойка используется для увеличения скорости – присесть как можно ниже, туловище наклонить вперед, ноги на всю ступню, руки вытянуть вперед. Высокая стойка- лыжник держится прямо, ноги слегка согнуты в коленях.

Торможение «плугом» используется главным образом на пологих склонах при небольшой скорости. При торможении «плугом» лыжник смыкает носки лыж, разводит задники, крепко прижимая колени друг к другу. Лыжи становятся на внутренние ребра. Торможение «полуплугом» – одна лыжа скользит по прямой, а другая отводится в сторону. Отведенная лыжа становится на ребро и упирается в снег. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются.

Ознакомление детей с лыжами начинаю с младшей группы. На прогулке они наблюдают за старшими дошкольниками. На занятиях по физической культуре и во время утренней гимнастики, а также на физминутках дети младшей группы выполняют подражательные движения «лыжники». В спортивных уголках группы находятся в доступе дидактической игры «Собери лыжника на соревнования», лабиринт «Проведи лыжника по лыжне», рассматривание альбомов и иллюстраций, рассматривание лыж в спортивном зале. Для детей старшего дошкольного возраста демонстрирую рисунки, презентации и видеоролики по разнообразию видов спорта на лыжах. В соответствии с комплексно-тематическим планированием по теме «Зима» знакомлю детей с зимними видами спорта, в том числе и с лыжами. Еще в спортивном зале дети осматривают и сравнивают деревянные и пластиковые лыжи, разбирают из чего состоят лыжи, находят на них носы, пятки, ребра и крепления. Учатся подбирать лыжи по росту. Пробуют их брать из стойки, переносить их, разбирать и надевать на ноги. Пытаются пройти на них ступающим и скользящим шагом в спортивном зале.

Я проговариваю с детьми правила безопасного поведения при переносе лыж, а также на лыжне. Провожу беседы о правильной спортивной одежде лыжника, о необходимости защиты шеи, голеностопа и рук во время ходьбы на лыжах. На начальном этапе дети ходят на деревянных лыжах, так как они не такие скользкие как пластиковые. И через пару занятий подбодрив и нахваливая, как они отлично справляются на деревянных лыжах, им необходимо предложить более ходкие лыжи из пластика. При овладения скользящим шагом дети работают без палок, так как им трудно одновременно отталкиваться ногой и рукой, следить за скольжением и сохранять равновесие. Детей приучаю скользить на согнутых ногах, тогда скользящий шаг будет длиннее. Уже на четвертом занятии дети овладевают широким и свободным шагом. На первых трех занятиях дети ходят по малой круговой лыжне, диаметром 40 метров. Далее предлагаю детям отправиться на среднюю лыжню длиной 200 метров, но так, чтобы все дети были в поле видимости. Первым идет инструктор, а воспитатель – замыкающий. Наблюдая за детьми, по ходу занятия делаю необходимые замечания. Перед следующим занятием с детьми, часто допускающими ошибки, снова проговариваю и прорабатываю перед выходом на лыжню.

Обучение подъему на склон «лесенкой» и спуску с него начинаю на горизонтальной площадке. Лишь после того, как все дети выполняют правильное положение для подъема и спуска переходят на небольшой склон для отработки движения.

Я нахожусь с детьми сверху склона и даю указания, слежу за очередностью и интервалом в движении лыжников для безопасности. Детям показываю, как правильно падать при спуске и как вставать после падения. Далее учу детей подъему «елочкой». Вначале дети делаю след «ёлочки» на снегу, на ровном месте, ставим лыжи на внутренние ребра, перекрещивать задние части лыж так, чтобы не задевать друг друга. Очень важно уметь спускаться с горы. Опять показываю и рассказываю о торможении «плугом» при спуске, показываю его в медленном и быстром темпе. Изменяю ширину разведения лыж от узкой до широкой. При спуске «плугом» лыжник находится в полуприседе, ноги разведены, носки лыж близко сведены, задние части разводятся в стороны плавно, колени сближаются. Склон для детей должен быть до 15 градусов, длинною до 20метров. Лучше всего занятия проводить с 10.00 до 12.00 при температуре не ниже -18 градусов, в безветренную погоду. Лучший снежный покров, это несколько слежавшийся и давно выпавший снег. Одежда не должна стеснять движения, быть легкой, но достаточно теплой, с манжетами на руках и ногах во избежание попадания снега, горловина прикрыта шарфом, обязательно в рукавицах или перчатках.

Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своим телом. Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера. Воспитывают настойчивость в достижении определенных целей. Развивают чувство товарищества, взаимопомощи.

Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений.

Поэтому я тщательно подхожу к отбору игр для проведения их на спортивном участке детского сада, либо по периметру детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе, подбираю массовые игры, в которых участвует вся группа. Объясняю игры кратко и четко.

Очень осторожно подхожу к продолжительности игры. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру стараюсь вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.

При отборе игр также учитываю постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2-3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной.

В игры для детей дошкольного возраста вношу элементы соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры. Игры с элементами соревнований доступны детям только старшего дошкольного возраста. При проведении этих игр оформляю участок детского сада, использую дополнительный материал (вымпелы, флажки, ленточки для обозначения «старт» и «финиш». В подготовительной группе предлагаю детям выбрать помощника судьи.

Правила игр для детей старшего дошкольного возраста могут предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на лыжах, всегда учитываю качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова.

Заинтересованность педагога игрой повышает эмоциональное состояние у детей, вызывает желание выполнить задание. Игры на лыжах группирую по месту их проведения: игры на снежной целине, игры со спусков, со склонов, игры по периметру детского сада.

Стараюсь обеспечивать эффективный поиск и структурирование информации, адаптирую ее к педагогическому процессу и дидактическим требованиям. Соблюдая принцип Я.А. Коменского — постепенности и систематичности, составила следующую таблицу для планирования занятий по обучению ходьбы на лыжах. (Приложение №1).

Задачи примерного плана занятия: закреплять навыки широкого скользящего шага до 300 метров, учить спускам со склона в низкой стойке, повторить подъем на склон «лесенкой». Закреплять умение передвигаться, соблюдая интервал, не наступая друг другу на пятки лыж. Воспитывать выдержку.

Инвентарь: лыжи по количеству детей, 4 кубика.

Часть занятия, время

Содержание занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

1 часть

4-5 мин

2 часть

15-20 мин

3часть

4-5 мин

Взять лыжи, перенести их к месту занятия, разложить на снегу. Пробежка без лыж. Упражнения на лыжах: ходьба на лыжах на месте, поочередное поднятие правой и левой ноги с лыжей, приседания на лыжах, приставные шаги на лыжах вправо и влево.

Ходьба по учебной лыжне (100м) скользящим шагом.

П/игра «У кого будет меньше шагов». Дети становятся на стартовой линии на расстоянии 20 метров от старта, отмечается кубиками финиш. Дети проходят обычным шагом без палок отмеченную дистанцию, стараясь как можно дольше скользить на одной ноге. Подсчитать за сколько шагов ребенок пройдет дистанцию.

— На равнине имитировать подъем «лесенкой».

— Принять низкую стойку лыжника на месте.

— Подняться на пологий склон «лесенкой» и спуститься в низкой стойке. Ходьба по малой лыжне. Возвратиться к месту сбора. Очистить лыжи от снега, перенести в спортзал.

3 мин

30 сек

1-2 мин

10-12 мин

4-5 мин

2-3раза

3-4раза

2раза

2 круга

3-5мин

Обращать внимание на правильную посадку лыжника (нога согнута в колене).

Следить за тем, чтобы правая рука выносилась вперед вместе с левой ногой, а левая рука с правой ногой

Переставлять лыжи приставным шагом.

Инструктор исправляет ошибки.

При подъеме лыжи ставить на ребро

В спокойном темпе.

Ежегодно, два раза в год провожу мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении, с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок. Наблюдение за поведением детей в различных видах детской деятельности дает педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Выстроенный таким образом мониторинг на основе наблюдения создает условия, при которых каждый из детей обречен на «успех», любой из них имеет возможность реализовать свою индивидуальность и при этом идти не строем, не в ногу, а своим собственным темпом.

Это отражается в таблице.

Мониторинг освоения ходьбы на лыжах старших дошкольников

Фамилия имя ребенка

Скользящий шаг

Двухшажный ход

Повороты вправо-влево

Подъем на склон

Спуск

со склона

Скоростно-силовые качества

Волевые качества

При проведении занятий на лыжах особое внимание уделяю профилактике травматизма. Дифференцированный подход к обучению ходьбе на лыжах позволяет избежать травм. Также учитываю общую физическую подготовленность детей. Индивидуальные особенности ребенка играют немаловажную роль. Слежу за соблюдением медицинских показаний и за допуском к занятиям от врача. Дети должны иметь основную группу здоровья. Обучаю детей падению на лыжах в группировке.

Консультирую и координирую деятельность педагогических работников по организации физического воспитания детей. На занятиях по лыжной подготовке воспитатели принимают непосредственное участие. Они страхуют, активизируют, организовывают ребят и сами встают на лыжи. Стараюсь эффективно взаимодействовать с коллегами по работе, для них организую «Дни здоровья».

Провожу коррекционно-оздоровительную работу, использую соответствующие методики с детьми ОВЗ. Составляю индивидуальные маршруты по работе с детьми с ОВЗ. Провожу методическую работу с воспитателями на методическом объединении сада по теме: «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ на непосредственной образовательной деятельности». Разрабатываю индивидуальные игры и упражнения на занятиях по физической культуре для детей с РАС. Применяю современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного подхода, сотрудничаю с психологом детского сада.

Эффективно взаимодействую с родителями. И не от случая к случаю, а систематически провожу анкетирование, дарю изготовленные буклеты, организую совместные мероприятия и собрания. На родительских собраниях выступаю не только с сообщениями и консультациями, а готовлю выступления и спортивные номера детей, знакомлю со своей работой и спортивным залом через «Школу молодых родителей». Держу непосредственную связь в индивидуальных беседах о здоровье дошкольников, медицинских отводов от занятий, а также с выпускниками-спортсменами детского сада провожу акции «Зарядка с чемпионом». Провожу флэш-мобы, приглашаю родителей на занятия в «Дни открытых дверей».

Советую мамам и папам, какую лучше секцию выбрать для дальнейшего физического развития их ребенка по его способностям. Активизирую родителей для участия в проекте «Юные лыжники» строительство снежного городка «Зимние забавы». Направляю родителей на участие во Всероссийской акции «Лыжня России». Родители, это мои выпускники, они приводят в детский сад теперь уже своих детей, у нас с ними доверительные отношения. На мне лежит огромная ответственность развивать, обучать и оздоравливать второе поколение детей.

Подводя итог, можно перечислить выход продукта этого опыта работы.

Дети овладели таким специфическим ощущением для ходьбы на лыжах как «чувство лыж» и «чувство снега». Освоили скользящий шаг и двухшажный ход. Научились поворотам на месте и в движении. Усвоили подъемы и спуски с небольшого склона. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку, а также воспитание волевых качеств. Поэтому дети не только закалились и окрепли, но и приобрели такие волевые качества, как выдержку и стойкость, желание добиться поставленной цели.

На данном этапе работы цель достигнута. Задачи выполнены. Результатом реализации данного направления — обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста является освоение старшими дошкольниками ходьбы на лыжах скользящим и двухшажным ходом, повороты, подъёмы и спуски со склона, формирование навыков безопасного падения в группировке на бок. Приобщение к такому виду спорта, как лыжные гонки. Активизация интереса к зимним видам спорта не только детей, но и родителей. Развитие качественных показателей в выносливости, скорости, силе, координации движения и равновесии. Создание мотивации и позитивно эмоционального настроя. Подведение итогов завершается вручением медалей на развлечении «Зимние Олимпийские игры».