Тема: От прав ребенка к правам человека
Цели олимпиады:
— проверить, усовершенствовать и закрепить основы правовых знаний обучающихся
— продолжить развитие интеллектуальных способностей обучающихся в области права
— научить работать в команде
Ход мероприятия:
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим правовую олимпиаду. Такая тематика взята нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, положение очень серьезное. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право-тот же компас. Оно показывает всем направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
Программа проведения:
Приветствие участников, зрителей, гостей
Представление команд, членов жюри
Вступительное слово председателя жюри
Конкурсные задания
Подведение итоговой оценки жюри
Награждение победителей и участников
Награждение Лучшего знатока права
Заключительное слово председателя жюри
Закрытие олимпиады.
Приветствуем команды.
1. Жеребьевка (нумерация представления команды)
2. Конкурсные задания:
Цель: знакомство с участниками, презентация команд
Представление команды: название, защита, эмблема (по жеребьевке)
Время: 3 минуты
Оценивается по 5 бальной системе
Критерии оценивания: оригинальность, организованность, креативность, время.
3. Разминка «Отгадай сказку»
Оценивается по 5 бальной системе
Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Время на обдумывание – 1 минута.
Если команда затрудняется в ответе, то может отвечать другая команда.
1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает посещение одной молодой и красивой девушки с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка»)
2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству («Сказка о золотой рыбке»)
3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые многими известными исполнителями музыкальных произведений? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая («Гуси-лебеди»)
4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела оттуда уйти – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как незаконный захват жилища («Заячья избушка»)
Цель: закрепление сформированных правовых знаний участников
Инструкция: Ребята, Вам будут зачитаны и розданы 13 вопросов с 4 вариантами ответов на каждый. Вы должны выбрать ответ и поднять табличку по моему сигналу. Члены жюри будут отмечать ваши ответы.
Сосредоточьтесь и будьте внимательны! Правильный ответ может быть не один!
За правильный ответ команда получает 1 балл, неправильный – 0 баллов
1. Ребенком, согласно Конвенции о правах ребенка, считается физическое лицо:
А) до 10 лет
Б) до 16 лет
В) до 18 лет – 1 балл
Г) до 21 года
2. Какая организация по защите прав человека утвердила и провозгласила всеобщую декларацию прав человека?
А) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) – 1 балл
Б) ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный фонд помощи детям (создана в 1946 г.))
В) ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (создана в 1945 г))
Г) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
3. Какой документ в России имеет высшую юридическую силу?
А) Закон «О правах ребенка»
Б) Конституция РФ – 1 балл
В) Уголовный кодекс
Г) Семейный кодекс
4. В каком году была принята всеобщая декларация прав человека?
В) 1948 – 1 балл
Г) 1989
5. Согласно закону «О правах ребенка» для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд с заявлением:
А) с 16 лет
Б) с 10 лет
В) с рождения
Г) с 14 лет – 1 балл
6. С какого возраста наступает полная дееспособность граждан России?
А) с 6 лет
Б) с 14 до 16 лет
В) с 18 лет – 1 балл
Г) с 17 лет
7. Возраст, с какого наступает административная ответственность несовершеннолетних?
А) с 12 лет
Б) с 14 лет – 1 балл
В) с 18 лет
Г) с 16 лет – 1 балл
8. Назовите возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних?
А) с 18 лет
Б) с 14 лет – 1 балл (за особо тяжкие преступления)
В) с 16 лет – 1 балл
Г) с 21 года
9. Назовите возраст, с которого допускается право на труд несовершеннолетних:
А) с 18 лет
Б) с 16 лет
В) с 14 лет – 1 балл
Г) все варианты верны
10. С какого возраста гарантированно право ребенку на гражданство в России?
А) с наступления дееспособности
Б) с рождения – 1 балл
В) с 10 лет
Г) с 14 лет
11. Согласно Закону РФ «О правах ребенка», в случае раздельно проживания родителей ребенок может выбирать, с кем из них он будет жить:
А) с 12 лет
Б) с 10 лет – 1 балл
В) с 14 лет
Г) с 16 лет
12. Согласно Закону РФ «О правах ребенка», ребенок обязан:
А) соблюдать законы государства – 1 балл
Б) заботиться о родителях – 1 балл
В) уважать традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей – 1 балл
Г) бережно относиться к окружающей среде – 1 балл
13. С какого возраста, в нашей стране, можно заниматься предпринимательской деятельностью?
А) с 18 лет
Б) с 14 лет
В) с 16 лет – 1 балл
Г) все ответы верны
«Термины»
Цель: совершенствовать умение аргументировать, активизировать словарь специальных терминов в области права.
Инструкция: ребята, вам будут розданы и зачитаны 5 терминов в области права. Ваша задача найти к каждому правильное определение.
Время: обсуждение 3 минуты
Критерии оценки: правильность, лимит времени
1._________ — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном конституционном порядке.
2.________ — возможность делать что-то указанное государством. Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношений людей в обществе.
3.________ — это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
4.________ — это запрещенное уголовным законом деяние, причиняющее вред или создающие угрозу причинения вреда личности, обществу и государству
5.________ — совершение умышленных действий, которые грубо нарушают общественный порядок или демонстрируют явное неуважение к обществу
5. хулиганство | 3. правонарушение | 2. право | 4. преступление | 1. закон | проступок |
А за время работы команд над «терминами» работа с болельщиками.
1. Вы покупаете газету, садитесь в автобус, заказываете костюм в ателье, делаете подарок другу, обмениваетесь марками с кем-то. Какое законодательство регулирует эти отношения? (Гражданское право или Гражданский кодекс)
2. Какой законодательный акт предусматривает порядок приема и перевода на другую рабочее место, порядок увольнения, продолжительность трудового дня и вопросы оплаты труда, предоставления отпуска? (Трудовой кодекс)
3. Как называется основной закон государства? (Конституция РФ)
4. Как называется юрист, защищающий ответчика в суде? (адвокат)
5. Гражданство, наследование, права ребенка – это отрасли права или институты права?
6. Строка – национальность, присутствует в паспорте? (нет)
7. В каком возрасте гражданин РФ может выдвигать свою кандидатуру на должность депутата Государственной Думы? (21)
«Конкурс капитанов»
Цель: формирование правосознания, воспитание законом, культуре поведения.
Инструкция: каждая команда выбрала своего капитана, который (выступление по жеребьевке)
1. Как называется вступительная часть Конституции РФ? (преамбула)
2.Кто, согласно основного закона, является высшей ценностью Российского государства? (человек, его права и свободы)
3.Кому принадлежит власть в нашей стране? (многонациональному народу)
4.Как называется главный законодательный орган в РФ? (парламент)
5. Сколько отдельных субъектов входит в состав РФ? (85)
6. Какие события в стране послужили тому, что были внесены изменения и поправки в Конституцию РФ?
Правильные ответы на 6 вопрос:
1. (в связи с последними Президентскими выборами 2018 г. (4 года срок правления изменен на 6 лет); присоединение Крыма к РФ)
2. Назовите, на какие основные группы делятся все права и свободы человека и гражданина по конституции РФ? (гражданские, политические, социально-экономические)
3. Продолжи фразу: все равны перед законом и …. (судом)
5. Критерии оценки: оригинальность, содержательность, завершенность.
«Правда ли что…»
Цель: выявление уровня правовых знаний участников олимпиады
Инструкция: ребята, вам будут зачитаны и розданы утверждения, с которыми вы должны либо согласиться, либо опровергнуть, поднимая табличку «ДА» или «НЕТ» по моему сигналу.
Время: 10 сек на обсуждение
Критерии оценки: правильность, быстрота
Правда ли, что… все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка общения? Ответ ДА – 1 балл
Правда ли, что… алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления? Ответ НЕТ – 0 баллов
Правда ли, что … допрос несовершеннолетнего должен проходить при присутствии взрослого (педагога, психолога, руководителя) ответ ДА – 1 балл
Правда ли, что… к несовершеннолетним может применяться наказание: лишение свободы сроком на15 лет? Ответ НЕТ (не более 10 лет)
Правда ли, что…подлежит наказанию нецензурная брань в общественных местах? Ответ ДА – 1 балл
Правда ли, что…нахождение в общественных местах в алкогольном опьянении или пьяном виде не подлежат наказанию? Ответ НЕТ
Правда ли, что…за присвоение чужого имущества наступает уголовная ответственность? Ответ ДА – 1 балл
Правда ли, что…родители несут ответственность за не выполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей? Ответ ДА – 1 балл
«Знаете ли вы закон?»
Цель: выявление уровня правовых знаний, умение применять эти знания
Инструкция: Ребята, вам будут зачитаны и розданы ситуации, необходимо определить виды юридической ответственности за определенные противоправные деяния, поднимая табличку «Уголовная ответственность» или «Административная ответственность». Таблички «А» и «У».
Время на обсуждение: 4 сек.
Критерии оценки: правильность, быстрота.
1. Пассажир автобуса не оплатил проезд (А).
2. Вадим, студент техникума, 16 лет зажигалкой поджег портьеру в актовом зале (А).
3. Студенты, проживающие в общежитии техникума, затягивали по пожарному шлангу своего сокурсника, не проживающего в общежитии (А).
4. Старшеклассник решил не ходить в школу, т.к. сегодня пишут сочинение, позвонил в полицию и сообщил, что школа заминирована (У).
5. Андрей 16 лет оскорбил преподавателя нецензурной бранью (А).
6. Антон, студент техникума, развлекаясь с друзьями, выстрелил из пневматического пистолета в проходящих людей из окна комнаты общежития (У).
7. Иван 17 лет, на перемене между занятиями, предложил попробовать наркотики своим сокурсникам (У).
8. Две подружки, будучи в гостях, поссорились с хозяйкой, и, покидая ее дом, одна из подружек прихватила планшет, вторая это видела и не остановила действия своей подруги. Какой вид ответственности применим к подружкам? Какой вид ответственности предусмотрен в данном случае? Кто из них будет привлечен к ответственности? (У) (Обе).
Примечание: после каждого вопроса дается правильный ответ.
Набранные баллы заносятся членами жюри в оценочные листы.
Итоги олимпиады озвучивает председатель жюри, оглашает итоги.
Команда группа | Визитная карточка | Разминка | «Блиц-опрос» | «Термины» | Конкурс капитанов | Знаете ли вы закон? |
итого |
Критерии:
1. правильность
2. организованность
3. регламент времени
4. содержательность
5. завершенность
6. оригинальность
7. быстрота ответа