Олимпиада, посвященная Всероссийскому Дню правовых знаний, среди обучающихся 1-го курса


Автор: Татьяна Леонидовна Тарасевич
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: преподаватель


Тема: От прав ребенка к правам человека

Цели олимпиады:

— проверить, усовершенствовать и закрепить основы правовых знаний обучающихся

— продолжить развитие интеллектуальных способностей обучающихся в области права

— научить работать в команде

Ход мероприятия:

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим правовую олимпиаду. Такая тематика взята нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, положение очень серьезное. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право-тот же компас. Оно показывает всем направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

Программа проведения:

  • Приветствие участников, зрителей, гостей

  • Представление команд, членов жюри

  • Вступительное слово председателя жюри

  • Конкурсные задания

  • Подведение итоговой оценки жюри

  • Награждение победителей и участников

  • Награждение Лучшего знатока права

  • Заключительное слово председателя жюри

  • Закрытие олимпиады.

Приветствуем команды.

1. Жеребьевка (нумерация представления команды)

2. Конкурсные задания:

«Визитная карточка»

Цель: знакомство с участниками, презентация команд

Представление команды: название, защита, эмблема (по жеребьевке)

Время: 3 минуты

Оценивается по 5 бальной системе

Критерии оценивания: оригинальность, организованность, креативность, время.

3. Разминка «Отгадай сказку»

Оценивается по 5 бальной системе

Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Время на обдумывание – 1 минута.

Если команда затрудняется в ответе, то может отвечать другая команда.

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает посещение одной молодой и красивой девушки с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка»)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству («Сказка о золотой рыбке»)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые многими известными исполнителями музыкальных произведений? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая («Гуси-лебеди»)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела оттуда уйти – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как незаконный захват жилища («Заячья избушка»)

4. «Блиц-опрос»

Цель: закрепление сформированных правовых знаний участников

Инструкция: Ребята, Вам будут зачитаны и розданы 13 вопросов с 4 вариантами ответов на каждый. Вы должны выбрать ответ и поднять табличку по моему сигналу. Члены жюри будут отмечать ваши ответы.

Сосредоточьтесь и будьте внимательны! Правильный ответ может быть не один!

Время: 10 сек на обсуждение

За правильный ответ команда получает 1 балл, неправильный – 0 баллов

Итак, «Блиц-опрос»

1. Ребенком, согласно Конвенции о правах ребенка, считается физическое лицо:

А) до 10 лет

Б) до 16 лет

В) до 18 лет – 1 балл

Г) до 21 года

2. Какая организация по защите прав человека утвердила и провозгласила всеобщую декларацию прав человека?

А) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) – 1 балл

Б) ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный фонд помощи детям (создана в 1946 г.))

В) ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (создана в 1945 г))

Г) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

3. Какой документ в России имеет высшую юридическую силу?

А) Закон «О правах ребенка»

Б) Конституция РФ – 1 балл

В) Уголовный кодекс

Г) Семейный кодекс

4. В каком году была принята всеобщая декларация прав человека?

А) 1930

Б) 1960

В) 1948 – 1 балл

Г) 1989

5. Согласно закону «О правах ребенка» для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд с заявлением:

А) с 16 лет

Б) с 10 лет

В) с рождения

Г) с 14 лет – 1 балл

6. С какого возраста наступает полная дееспособность граждан России?

А) с 6 лет

Б) с 14 до 16 лет

В) с 18 лет – 1 балл

Г) с 17 лет

7. Возраст, с какого наступает административная ответственность несовершеннолетних?

А) с 12 лет

Б) с 14 лет – 1 балл

В) с 18 лет

Г) с 16 лет – 1 балл

8. Назовите возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних?

А) с 18 лет

Б) с 14 лет – 1 балл (за особо тяжкие преступления)

В) с 16 лет – 1 балл

Г) с 21 года

9. Назовите возраст, с которого допускается право на труд несовершеннолетних:

А) с 18 лет

Б) с 16 лет

В) с 14 лет – 1 балл

Г) все варианты верны

10. С какого возраста гарантированно право ребенку на гражданство в России?

А) с наступления дееспособности

Б) с рождения – 1 балл

В) с 10 лет

Г) с 14 лет

11. Согласно Закону РФ «О правах ребенка», в случае раздельно проживания родителей ребенок может выбирать, с кем из них он будет жить:

А) с 12 лет

Б) с 10 лет – 1 балл

В) с 14 лет

Г) с 16 лет

12. Согласно Закону РФ «О правах ребенка», ребенок обязан:

А) соблюдать законы государства – 1 балл

Б) заботиться о родителях – 1 балл

В) уважать традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей – 1 балл

Г) бережно относиться к окружающей среде – 1 балл

13. С какого возраста, в нашей стране, можно заниматься предпринимательской деятельностью?

А) с 18 лет

Б) с 14 лет

В) с 16 лет – 1 балл

Г) все ответы верны

«Термины»

Цель: совершенствовать умение аргументировать, активизировать словарь специальных терминов в области права.

Инструкция: ребята, вам будут розданы и зачитаны 5 терминов в области права. Ваша задача найти к каждому правильное определение.

Время: обсуждение 3 минуты

Критерии оценки: правильность, лимит времени

1._________ — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном конституционном порядке.

2.________ — возможность делать что-то указанное государством. Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношений людей в обществе.

3.________ — это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

4.________ — это запрещенное уголовным законом деяние, причиняющее вред или создающие угрозу причинения вреда личности, обществу и государству

5.________ — совершение умышленных действий, которые грубо нарушают общественный порядок или демонстрируют явное неуважение к обществу

5. хулиганство

3. правонарушение

2. право

4. преступление

1. закон

проступок

А за время работы команд над «терминами» работа с болельщиками.

1. Вы покупаете газету, садитесь в автобус, заказываете костюм в ателье, делаете подарок другу, обмениваетесь марками с кем-то. Какое законодательство регулирует эти отношения? (Гражданское право или Гражданский кодекс)

2. Какой законодательный акт предусматривает порядок приема и перевода на другую рабочее место, порядок увольнения, продолжительность трудового дня и вопросы оплаты труда, предоставления отпуска? (Трудовой кодекс)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция РФ)

4. Как называется юрист, защищающий ответчика в суде? (адвокат)

5. Гражданство, наследование, права ребенка – это отрасли права или институты права?

6. Строка – национальность, присутствует в паспорте? (нет)

7. В каком возрасте гражданин РФ может выдвигать свою кандидатуру на должность депутата Государственной Думы? (21)

«Конкурс капитанов»

Цель: формирование правосознания, воспитание законом, культуре поведения.

Инструкция: каждая команда выбрала своего капитана, который (выступление по жеребьевке)

1. Как называется вступительная часть Конституции РФ? (преамбула)

2.Кто, согласно основного закона, является высшей ценностью Российского государства? (человек, его права и свободы)

3.Кому принадлежит власть в нашей стране? (многонациональному народу)

4.Как называется главный законодательный орган в РФ? (парламент)

5. Сколько отдельных субъектов входит в состав РФ? (85)

6. Какие события в стране послужили тому, что были внесены изменения и поправки в Конституцию РФ?

Правильные ответы на 6 вопрос:

1. (в связи с последними Президентскими выборами 2018 г. (4 года срок правления изменен на 6 лет); присоединение Крыма к РФ)

2. Назовите, на какие основные группы делятся все права и свободы человека и гражданина по конституции РФ? (гражданские, политические, социально-экономические)

3. Продолжи фразу: все равны перед законом и …. (судом)

4. Время: 2 минуты

5. Критерии оценки: оригинальность, содержательность, завершенность.

«Правда ли что…»

Цель: выявление уровня правовых знаний участников олимпиады

  1. Инструкция: ребята, вам будут зачитаны и розданы утверждения, с которыми вы должны либо согласиться, либо опровергнуть, поднимая табличку «ДА» или «НЕТ» по моему сигналу.

  2. Время: 10 сек на обсуждение

  3. Критерии оценки: правильность, быстрота

  4. Правда ли, что… все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка общения? Ответ ДА – 1 балл

  5. Правда ли, что… алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления? Ответ НЕТ – 0 баллов

  6. Правда ли, что … допрос несовершеннолетнего должен проходить при присутствии взрослого (педагога, психолога, руководителя) ответ ДА – 1 балл

  7. Правда ли, что… к несовершеннолетним может применяться наказание: лишение свободы сроком на15 лет? Ответ НЕТ (не более 10 лет)

  8. Правда ли, что…подлежит наказанию нецензурная брань в общественных местах? Ответ ДА – 1 балл

  9. Правда ли, что…нахождение в общественных местах в алкогольном опьянении или пьяном виде не подлежат наказанию? Ответ НЕТ

  10. Правда ли, что…за присвоение чужого имущества наступает уголовная ответственность? Ответ ДА – 1 балл

Правда ли, что…родители несут ответственность за не выполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей? Ответ ДА – 1 балл

«Знаете ли вы закон?»

Цель: выявление уровня правовых знаний, умение применять эти знания

Инструкция: Ребята, вам будут зачитаны и розданы ситуации, необходимо определить виды юридической ответственности за определенные противоправные деяния, поднимая табличку «Уголовная ответственность» или «Административная ответственность». Таблички «А» и «У».

Время на обсуждение: 4 сек.

Критерии оценки: правильность, быстрота.

1. Пассажир автобуса не оплатил проезд (А).

2. Вадим, студент техникума, 16 лет зажигалкой поджег портьеру в актовом зале (А).

3. Студенты, проживающие в общежитии техникума, затягивали по пожарному шлангу своего сокурсника, не проживающего в общежитии (А).

4. Старшеклассник решил не ходить в школу, т.к. сегодня пишут сочинение, позвонил в полицию и сообщил, что школа заминирована (У).

5. Андрей 16 лет оскорбил преподавателя нецензурной бранью (А).

6. Антон, студент техникума, развлекаясь с друзьями, выстрелил из пневматического пистолета в проходящих людей из окна комнаты общежития (У).

7. Иван 17 лет, на перемене между занятиями, предложил попробовать наркотики своим сокурсникам (У).

8. Две подружки, будучи в гостях, поссорились с хозяйкой, и, покидая ее дом, одна из подружек прихватила планшет, вторая это видела и не остановила действия своей подруги. Какой вид ответственности применим к подружкам? Какой вид ответственности предусмотрен в данном случае? Кто из них будет привлечен к ответственности? (У) (Обе).

Примечание: после каждого вопроса дается правильный ответ.

Набранные баллы заносятся членами жюри в оценочные листы.

Итоги олимпиады озвучивает председатель жюри, оглашает итоги.

Оценочный лист команд

Команда

группа

Визитная карточка

Разминка

«Блиц-опрос»

«Термины»

Конкурс капитанов

Знаете ли вы закон?

       
       
       
       

итого

      

Критерии:

1. правильность

2. организованность

3. регламент времени

4. содержательность

5. завершенность

6. оригинальность

7. быстрота ответа

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =