Организация коррекционной работы с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ в учреждении


Автор:
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21" г. Биробиджана
Должность:


Актуальная задача для дошкольного учреждения – это разработка эффективной социализирующей модели развития и обучения детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов, а также помощь семьям, их воспитывающим.

Отсюда вытекают три основных направления, по которым мы работаем:

  • коррекционно-образовательная работа с детьми;

  • педагогическое просвещение и психологическая помощь родителям;

  • обучение педагогов ДОУ организации работы с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

  • дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи и дети с тяжелыми нарушениями речи;

  • слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием;

  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА);

  • дети с умственной отсталостью легкой степени;

  • дети с расстройствами аутистического спектра;

  • дети с синдромом Дауна.

На данный момент наш детский сад посещают 32 ребенка-инвалида в числе которых дети с умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра (РАС). Это особые дети, они не лучше и не хуже обычных, они другие. И работать с ними необходимо по-особому.

Соответственно специфике дошкольного учреждения основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями и педагогами, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет: благоприятным или неблагоприятным.

Виды коррекционно-образовательной работы и ее содержание в нашем детском саду определяются адаптированной основной образовательной программой учреждения, где определена основная задача коррекционно-педагогической работы ‒ создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВ3 в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников и специфические задачи:

  • Совершенствование системы квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

  • Коррекционно-педагогическая помощь в интеграции детей с особенными образовательными потребностями в единое образовательное пространство.

Вся система коррекционно-педагогической работы ДОУ призвана обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во всевозможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Коррекционную работу реализуют учитель-логопед, воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре.

В программе представлены направления и содержание работы педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям с ОВЗ.

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

  • Обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.

  • Сохранение и поддержание психического здоровья каждого воспитанника.

  • Совместное планирование с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и другими специалистами и организация совместной деятельности.

  • Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников.

  • Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных маршрутов развития детей с умственной отсталостью.

  • Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учётом рекомендаций специалистов.

  • Консультирование родителей (законных представителей) детей с умственной отсталостью по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Также в программе определена работа с детьми-инвалидами и структура индивидуальной образовательной программы, которая представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Эти разделы позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям.

Для регуляции деятельности воспитателей и специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в Учреждении создана и успешно работает четвертый год служба психолого-педагогического сопровождения (СППС).

Ежегодно на 1 сентября издается приказ заведующего о составе службы и также за каждым ребенком-инвалидом приказом закрепляются ведущие специалисты. На заседаниях СППС распределяются обязанности, составляется план работы на год и план работы с детьми-инвалидами. Все принятые решения оформляются протоколами и приказами заведующего.

На 15 сентября у нас готовы индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка-инвалида. Программа хранится у ведущего специалиста, закрепленного за ребенком.

Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации программы и вопросам коррекции психологических, речевых и зрительных нарушений. Им оказывается психологическая помощь, поскольку наиболее частый вопрос, который они задают сами себе и окружающим:

— «Кто виноват?». Сотрудники детского сада переориентируют их на  вопросы: Что делать? Как принять окружающий мир, себя, своего ребенка таким, какой он есть? Через собрания, консультации, чаще с родителями проводятся индивидуальные беседы (они более эффективны), родители принимают активное участие в проектах, больше родителей стали посещать дни открытых дверей.

В помощь педагогам в методкабинете собран материал: информация для родителей, информация для педагогов.

Каждый выполняет свою работу, но она подчинена одной цели – социальной адаптации (позитивное отношение к семье, обучению, труду, обществу, жизни)

В 2019 году по распоряжению правительства Еврейской автономной области наш детский сад подключен к реализации инновационного проекта, признан региональной инновационной площадкой.

Тема инновационного проекта (программы): «Комплекс мер по обеспечению развития и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в семейной среде на территории Еврейской автономной области на 2019-2020 годы» Обеспечение деятельности службы сопровождения семей с детьми с РАС на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида 21».

Нам был предоставлен план мероприятий, который мы реализовывали в течение этого учебного года.

За этот период проделана следующая работа:

  • провели мониторинг потребности семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в предоставлении услуг ранней помощи в сфере образования;

  • в штатное расписание ввели 4 ставки помощника воспитателя для оказания технической помощи детям-инвалидам;

  • 2 специалиста прошли подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в гг. Пскове и Новосибирске;

  • приняли участие в организации работы ресурсно-методического центра по оказанию комплексной помощи детям с ОВЗ на базе «Центра образования «Ступени» (4 специалиста приняли участие в практикуме для родителей по теме «Обучение игре детей с РАС»;

  • на базе нашего учреждения работает родительский клуб «Капельки дождя» (Приложение 4) по сопровождению семей с детьми с РАС и с ОВЗ. Работа клуба началась с совместного развлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей на тему «Моя семья», с целью совершенствования эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями. На развлечении присутствовало 10 семей. Развлечение прошло интересно, занимательно, игры и совместные поделки вызвали у детей множество положительных эмоций, а родителям увидеть детей с «другой» стороны.

  • утвердили «Положение о деятельности службы сопровождения семей с детьми с РАС и с ОВЗ».

В рамках этого проекта детский сад оснащен реабилитационным и игровым оборудованием, оргтехникой, мебелью.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мы наработали определенную систему работы с детьми с ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать.