Патриотическое воспитание младших школьников в детском доме


Автор: Ольга Яковлевна Овсянникова
Место работы: ОГОБУ «Детский дом № 1»
Должность: воспитатель


Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современном обществе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

Ведущей моей целью по гражданско-патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяю задачи:

  1. Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
  2. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
  3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
  4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
  5. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников я веду по следующим направлениям:

  1. Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит ежедневно на воспитательных часах, в течение учебного года и каникулярного времени я с детьми посещаю краеведческий музей, где дети узнают об истории родной области, о людях разных национальностей, проживающих на ее территории, их быте и традициях. Совершаем экскурсии по любимым местам города: сквер Победы, памятник Шолом-Алейхему, памятник Бумагину, набережная реки Бира, Площадь дружбы, Благовещенский собор.

Совместно с сотрудниками библиотеки ребята изучают русские народные праздники. Ежегодно возлагают 9 мая цветы к Вечному огню и встречаются с ветеранами ВОв. Традиционно я с детьми готовлю и провожу праздники к 23 февраля «Богатырские забавы» и «О рыцарстве, о доблести, о славе».

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводила беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», воспитанники участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин России», урок мужества «Войной опаленные строки».

3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идет исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. Я проводила совместно с детьми такие мероприятия как: «Рождественские посиделки», «Масленица», «День Ивана Купала». Можно отметить, что эти праздники являются традиционными в нашем детском доме.

На произведениях классиков я учу любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Я веду кружок «Рифмоплет», на занятиях которого дети свое видение окружающего мира учатся передавать в стихах. В настоящее время выпущено три сборника детских стихов.

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме занятий по физической культуре, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Веселых стартах». На праздниках 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

По окончании учебного года и в течение всего лета мы выходим в однодневные походы в лес вместе с сотрудниками детского дома и играем в различные подвижные игры. Мы являемся участниками ежегодных туристических слетов, неоднократно занимали призовые места в различных номинациях.

Два раза в неделю дети посещают секцию «Общей физической подготовки» при МБОУ СОШ № 7, студию спортивно-бального танца «Феникс», плавательный бассейн «Китенок».

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Сбережем свой край», «Покорми птиц зимой», изучают лекарственные растения своей области. Традиционно проводятся трудовые десанты по очистке прилегающей территории. Мы ведем тесное сотрудничество с работниками заповедника «Бастак».

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями, рассказывают об этом на воспитательных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Встречи и беседы с сотрудниками детского дома о их семье, семейных реликвиях дают представление о правильных семейных отношениях, о том как идти на уступки друг другу, взаимному уважению.

Так, по крупицам дети получают представление о духовном опыте народа. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую также элементы музейной педагогики, в том числе создание мини-музеев в нашем учреждении. Одним из ведущих принципов музейной педагогики я считаю принцип интеграции краеведческого материала с программным материалом, а также системности и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На первом этапе я поставила задачу изучения уровня патриотической воспитанности младших школьников. Выявление уровня развития компонентов проходило согласно разработанной анкете. Также была проведена прямая и косвенная диагностика ценностных ориентаций младших школьников (по М.И. Шиловой, соотносимых с патриотическими чувствами и знаниями).

Для выявления уровня патриотизма как нравственного качества младших школьников я применила отдельные фрагменты программы изучения нравственной воспитанности М.И. Шиловой. Результаты проведенной работы показали недостаточность патриотических представлений и отношений у воспитанников, поэтому я решила включить элементы музейной педагогики во внеучебную деятельность своих воспитанников. Я стараюсь организовывать работу по патриотическому воспитанию младших школьников через включение в деятельность краеведческого кружка по программам, разработанными коллективом краеведческого музея: «Я ‒ гражданин России», «Мой город», «Заповедник «Бастак», «День защитника Отечества», «В бой мы шли не ради славы», «История улиц».

Данные мероприятия создают условия для воспитания у школьников патриотизма, уважения к национальной культуре и нравственного отношения к культурно-историческим памятникам своего родного города, области, края. В настоящее время мы реализуем инновационный проект, основанный на использовании потенциала музейной педагогики в социализации детей и подростков через создание музейного комплекса детского дома, который пока включает ряд мини-музеев: «Еврейская улочка», «Русская изба», «Декоративные игрушки», «Сказка рядом», «Растим патриотов».

Считаю, что музей способствует осуществлению связи между человеком и обществом, между личным опытом и историческим знанием, между процессами социализации и индивидуализации личности. Мои воспитанники активно участвуют в пополнении экспонатов музейных комплексов: обсуждают тематику, создают, подбирают экспонаты, оформляют выставки. Ребята старших групп проводят экскурсии. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях нашего детского дома не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок ‒ пассивный созерцатель, а здесь он ‒ соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей ‒ результат общения, совместной работы воспитателя и детей.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть − 5 =