Использование игровых приемов в организации спортивной секции гимнастики и акробатики для детей дошкольного возраста


Автор: Людмила Валентиновна Семидякина
Место работы: МБДОУ «Детский сад №16» г. Биробиджана
Должность: воспистатель


«Дано мне тело… Что мне делать с ним?
Таким единым и таким моим?»

О. Мандельштам

В настоящее время данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к двигательным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку физического развития.

Осанка – привычное положение тела. Как свойство развивающегося организма осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка только формируется.

Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую. Патологическая осанка бывает нескольких видов: лордическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз – общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз – врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до шести лет, то он не возникнет и в дальнейшем.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Понимая проблему формирования осанки, я пришла к выводу, что успешная профилактика и коррекция осанки возможны на основе использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (см. таблицу).

Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата у детей средствами физического воспитания

Средства физического воспитанияХарактер использования
Гигиенические факторыВключать физкультпаузы, физкультминутки на занятиях и при длительной статической позе. В домашних условиях – правильно организованное рабочее место ребенка.Сон ребенка на полужесткой ровной постели.
Природно-оздоровительные факторыЕжедневная утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе. Закаливающие процедуры. Питание детей должно быть полноценным, сбалансированным.
Физические упражненияСпециальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышечного корсета и корригирующие упражнения на формирование правильной осанки. Лечебная физкультура, Цель ЛФК – остановить деформацию позвоночника и закрепить полученные результаты лечения.

Дыхательные упражнения, ритмика, растяжка, самомассаж. Тренировка равновесия, баланса, координации.

Проблема формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста привела меня к организации спортивной секции «Старт».

В программе «Старт» были определены основные направления по созданию системы работы:

    1. Диагностика нарушений осанки, опираясь на обследование детей врачами (педиатром, ортопедом).
    2. Определение эффективных методов и средств физического воспитания, обеспечивающих учучшение физического состояния детей с целью профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата в возрастном аспекте.
    3. Разработка системы профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата посредством физического воспитания.
    4. Создание программы секции игровой гимнастики и акробатики «Старт».
    5. Подбор, систематизация и планирование методов и приемов совместной деятельности по укреплению мышечного корсета.

Цель моей работы помочь каждому ребенку найти себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей посредством развития двигательно-игровой потребности с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей и уровня физических качеств, в результате чего осуществляются самооздоравливание и закаливание детского организма.

Важными факторами в достижении цели моей работы являются:

  • диагностика,
  • совместная работа сотрудников и специалистов детского сада,
  • валеология,
  • развивающая физкультурно-оздоровительная среда,
  • работа с родителями.

Диагностика состояния здоровья:

1. Педиатр обследует состояние здоровья каждого ребенка и дает рекомендации инструктору по физической культуре и воспитателю по осуществлению индивидуального подхода к детям в двигательно-игровой деятельности и физических нагрузках в зависимости от состояния здоровья каждого.

2. Ортопед обследует состояние опорно-двигательного аппарата и дает рекомендации инструктору по физической культуре по коррекции в отношении каждого ребенка.

Затем проводятся консультации с воспитателями и родителями. Если выявлены нарушения по вышеперечисленной диагностике, я, по просьбе родителей, беру детей в спортивную секцию игровой гимнастики и акробатики «Старт», где проводится как фронтальная, так и индивидуальная работа.

Работая по программе «Старт», я направляю внимание на абсолютно все группы мышц ребенка. Причем напрягаются они примерно с одинаковым усилием. В других же видах спорта идет напряжение только отдельных групп мышц, что приводит к негармоничному развитию организма.

Я обучаю дошколят гимнастике и акробатике потому, что в период детства идет становление организма. То есть развитие человека в детстве будет отражаться на его развитии во взрослом возрасте. Развитие подвижности человека и его координации также очень интенсивно идет в детском возрасте, а во взрослом развить их очень сложно и малорезультативно. Например, научить ребенка делать сложное акробатическое упражнение намного легче, чем научить взрослого. Отсюда вывод: в детском возрасте надо на первое место ставить физическое развитие ребенка. Но это не значит, что умственному развитию не следует уделять внимание, просто его надо проводить менее интенсивно, чем физическое или в равных долях. Я прекрасно знаю, что детям до 17-18 лет противопоказано заниматься силовыми видами физической деятельности. То есть физические упражнения не должны вестись с большим отягощением (например, поднятие штанги). А я могу развить их силовые способности с помощью фитбола в 4-5 лет, а в 5-7 лет при помощи гимнастических снарядов ‒ колец, трапеции, каната а также при помощи специальных упражнений. Если малыш в три года ходит на руках с помощью фитбола, то к 7-ми годам он десять раз подтягивается на кольцах в висе, выполняет такое силовое упражнение как лазание по канату, которое не в силах сделать и школьнику. То есть во время занятий гимнастикой и акробатикой идет гармоничное развитие организма.

Во время занятия гимнастикой и акробатикой развивается вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха, отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость. Следовательно, у моих ребят, занимающихся акробатикой, намного меньше шансов травмировать себя в повседневной жизни. И, наконец, занятия гимнастикой и акробатикой нравятся детям. Выполнение акробатических упражнений вызывает у детей большой интерес, желание повторить их и научиться им, так как эти упражнения являются очень красивыми, необычными и зрелищными.

Показ таких упражнений на публике или просто своим друзьям вызывает восторг у зрителей, а, следовательно, во много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения. А ещё родители ясно прослеживают способности и заинтересованность своего ребенка по знакомым и простым для них упражнениям – «мост», «шпагат», «колесо», стойка на руках – и это стимулирует родителей приобрести детям гимнастические снаряды и оборудование, записать их в спортивную секцию. Я это вижу по тому, что родители уже в старшей группе определяют своих, подготовленных мною, детей в кружки и секции нашего города. Мои воспитанники, которые посещают школу танца «Сюрприз» или цирковую секцию, плавание или секцию тхэквондо, не испытывают затруднений. Они быстрее ориентируются и показывают лучшие результаты. Это именно мои девочки стоят в первых рядах на концертах, это именно мои мальчики побеждают в соревнованиях по тхэквондо.

Но вопрос безопасности никто не отменял. А если ребенок повторит сложный элемент типа сальто и сломает себе что-нибудь? Такое опасение может возникнуть, только если неверно учить ребенка. Дело в том, что обучение гимнастике и акробатике начинается с простых упражнений, которые вполне доступны любому человеку. Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений. Также во время тренировки мною используется различная страховка. Поэтому акробатика не является экстремальным видом спорта и сводит к минимуму опасность получения травмы.

Под моим присмотром ребенок выполняет их, а я указываю на его ошибки и прошу ребенка еще раз повторить упражнение с учетом замечаний. Только когда ребенок безошибочно выполнит поставленную перед ним задачу, я буду обучать его более сложному упражнению. К примеру, малыш в четыре года самостоятельно, без моей страховки, но с помощью фитбола может освоить «Мостик». Причем, благодаря мячу, ему это будет сделать легко и безопасно. Ребенок в четыре года ходит на руках, с помощью фитбола, вырабатывает координацию, силу рук, их правильное безопасное положение, в пять лет он выполняет игровое упражнение «упрямый жеребенок» – стойка на руках с «брыканием» ног вверх, а в шесть лет он уже способен выполнить стойку на руках и «колесо».

Моя программа «Старт» соответствует принципу Л.В. Выготского, Л.В. Занкова, А.И. Леонтьева, согласно которому «каждый ребенок продвигается в своем развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста». Занятия проводятся в системе и последовательно.

Итак, проработав много лет с дошкольниками, могу сказать, что ни один вид спорта не дает такое развитие человеку как гимнастика, акробатика и производные от нее виды спорта. Ребенок, который занимается гимнастикой и акробатикой, с легкостью преуспеет в любом другом виде спорта.

Десять лет назад я начинала обучать гимнастике и акробатике детей 5-6 лет. И столкнулась с такой проблемой: в 5-6 лет у ребят уже нет такой гибкости и пластичности как в 3 года, у них тяжело идет растяжка, и если я хочу чтобы мои дети выполняли «шпагат», то мне нужно применять либо какое-то силовое воздействие на них, либо начинать с ними работать с 3-4 лет.

Моя практика показывает, что именно в 4 года многие из них самостоятельно лазают по шесту, кувыркаются через голову. Их скелет еще пластичен и мягок. Возник вопрос: зачем искусственно тормозить физическое развитие детей, отказываться от использования природных задатков? Но каким образом заинтересовать 3-летних малышей «шпагатами» и «мостами»? И вот ответ: ведущий вид деятельности дошкольникаигра .

О важности игр говорит всего одна фраза А. Эйнштейна «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой».

Вся педагогическая мудрость игр в их простоте, и если взрослого мы называем «человеком разумным», то ребенка «человеком играющим».

Известный немецкий психоаналитик Э. Фромм писал «Играя дети учатся прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Играосновное средство не только физического воспитания, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

В процессе игры решаются самые разнообразные задачи – гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.

В игре ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания. Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».

Платон так оценил роль игры в жизни человека: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, – это игра».

Совместная деятельность медицинского работника, инструктора по физической культуре, воспитателя группы, логопеда, психолога, музыкального руководителя обуславливает успешное достижение цели работы секции.

Непосредственная образовательная деятельность по валеологии нашла свое отражение в проекте «Ознакомление дошкольников со строением организма человека».

Создание развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие спортивных снарядов: фитбол (большие мячи с «рожками»), маты, батут, гимнастический подвесной канат, трапеция, кольца, для художественной гимнастики – ленты, обручи, скакалки, гимнастические мячи, большой объем оборудования для сюжетно-образного перевоплощения, опорные схемы-сигналы, музыкальное сопровождение и т.д.

И, конечно же, с целью активизации родителей, приобщения семьи к здоровому образужизни использую всевозможные формы работы:

  • постановочно-игровые собрания,
  • индивидуальные беседы,
  • консультации,
  • газеты,
  • книжки-раскладушки с фотографиями детей,
  • соревнования,
  • совместная непосредственно образовательная деятельность,
  • праздники,
  • открытые мероприятия (отражено в перспективном плане работы с родителями).

Эта работа позволяет обеспечить преемственность ДОУ и семьи. Таким образом, используемая мною в практической деятельности методика организации работы возымела свои положительные результаты :

  • по результатам диагностики повышен уровень физической подготовленности и состояния здоровья, выявлены двигательные интересы, природные способности и индивидуальные особенности ребенка;
  • выявлены физиологическая и психологическая предрасположенность к тому или иному виду спорта (К примеру, Ваня С. – сильный, выносливый, но не гибкий и не пластичный мальчик. Подвожу его родителей к пониманию того, что ему нужно заниматься не в школе танца «Сюрприз», куда они Ваню уже определили, а посещать секцию хоккея или плавания);
  • через игровые приемы и создание оздоровительно-развивающей среды ребенок готов к школе (ребята ознакомлены с различными видами спорта. Могут не только выполнять упражнения по указаниям, но и самостоятельно могут провести разминку, игру и даже целую тренировку);
  • выработаны устойчивые навыки владения своим телом с целью самосохранения;
  • сформированы представления о здоровом образе жизни;
  • выработаны устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой любимый вид спорта ребенка станет неотъемлемой частью последней.

Непосредственная связь с тренерами города Маевским С.П. (лыжные гонки) Чалым С.И. (легкая атлетика), Новокрещенных О.В. (художественная гимнастика), Когай В.В. (тхэквондо) Семеновым М.В. (большой теннис) дает мне возможность провести экскурсии на базе их секций, я могу в любой момент узнать достижения моих воспитанников.

Проанализировав результаты освоения программы детьми с 4 лет до 7 лет, я сделала следующий вывод: полученные результаты определяют положительную динамику у детей, посещающих спортивную секцию гимнастики и акробатики «Старт». В 2013 году выпускниками секции стали 14 дошкольников: 12 детей в возрасте от 4 до 7 лет и 2 детей – с 6 до7 лет.

По диагностике гибкости (по Фролову и Юрко) у 12 детей из 14 результаты более плюс 10 см. Это те дети, которые сохранили гибкость с 3-летнего возраста и развили ее ещё больше под воздействием занятий в секции, у двоих – гибкость развита меньше (что и подтверждает мои доводы о сохранении гибкости начиная с младшего дошкольного возраста).

Раздел «Фитбол». При систематическом и оптимальном использовании фитбола у 14 детей из 14 укреплен мышечный корсет и сформирован навык правильной осанки.

Раздел «Игрогимнастика». 14 детей из 14 освоили различные виды движений, обеспечивающие эффективное формирование умений и навыков (общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки).

Раздел «Игропластика». У всех 14 ребят сформирована мышечная сила и гибкость. Дети свободно выражают свои эмоции, открыты и внутренне свободны.

Раздел «Стрейчинг». Все 14 дошколят могут не только сами использовать и провести комплексы статических растяжек, но и придумать свои комплексы, разминки и номера для выступлений и концертов.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» освоен всеми 14 выпускниками. У них хорошо развита ручная умелость, мелкая моторика и координация движения рук. Сформированы психические процессы – память, мышление, фантазия.

Раздел «Игровой самомассаж» освоили все дети, что служит базой для самооздоровления.

Раздел «Подвижные игры» освоены всеми 14 дошкольниками. Эти дети широко используют в своих играх приёмы имитации, подражание, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Раздел «Креативная гимнастика» развил во всех ребятах креативную двигательную инициативу, созидательные способности детей, их познавательную активность, мышление, свободное самовыражение и раскрепощённость.

В настоящее время можно подвести итог: те задачи, которые поставлены в программе, выполнены.

Работая в ДОУ более 20 лет, я хочу, чтобы мои воспитанники пошли в школу сильными, выносливыми, ловкими и быстрыми, с развитой координацией движений. Все эти качества можно развить с помощью таких видов спорта, как гимнастика и акробатика.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 + двенадцать =