Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, способствовать установлению сотрудничество между педагогами ДОО.
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
Умение использовать полученные знания по экологии в разных видах деятельности;
Развивать познавательный интерес у педагогов, способствовать творческому поиску;
Форма проведения: Деловая игра.
Предварительная работа:
1. Изучение литературы по теме;
2. Конкурс «Огород на подоконнике»;
3. Посещение НОД, совместной деятельности по экологическому воспитанию;
4. Анкетирование педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»;
5. Самостоятельная работа над темой.
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, презентация, магнитофон, аудиозапись Р. Спилберга «Бабочка», 2 напольные магнитные доски, набор магнитов, набор картинок с объектами живой и неживой природы, 2 пособия «Кольца Луллия», разрезные картинки «Дикие животные», карточки с содержанием педагогических ситуаций, наборы заготовок для оригами по количеству педагогов.
План проведения педагогического совета:
Вступительное слово старшего воспитателя «Природа и ребенок»
Деловая игра с педагогами «Экологический цветик-семицветик».
2.1. Игра-тест «Живая и неживая природа».
2.2. Разминка.
2.3. Практическое задание «Метод наблюдения».
2.4. Практическое задание Экология и инновационные технологии.
2.5. Практическое задание «Метод беседы».
2.6. Решение педагогических ситуаций.
2.7. Экологический кроссворд «Что мы знаем о природе».
2.8. «Экология и творчество».
2.9. Заключение.
3. Проект решения педагогического совета, его обсуждение, дополнение.
Ход педагогического совета:
Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшний педагогический совет позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
1. Вступительное слово старшего воспитателя «Природа и ребенок».
2. Деловая игра с педагогами «Экологический цветик-семицветик».
Старший воспитатель: Для того, чтобы педагогу дать знания ребенку о природе, научить ребенка любить природу, необходимо самому любить природу и проявлять интерес к ее познанию.
Всех нас привлекают те или иные объекты живой или неживой природы, т.е. природа влияет на психологию человека. И порой, предпочтение каких-либо определенных объектов природы человеком, говорит о нем как о личности, раскрывает его характер, помогает понять психологическое состояние, настроение. Предлагаю сейчас всем поучаствовать в тесте «О человеке языком природы» и пробовать понять язык природы или хотя бы прислушаться к нему.
2.1 Игра-тест «О человеке языком природы».
(После проведения задания педагоги делятся на команды в соответствии с картинками, «Живая природа», и «Неживая природа»).
Старший воспитатель: Представляю вам жюри, которое будет оценивать результаты выполнения командами практических заданий.
(Старший воспитатель обращает внимание педагогов на слайд на экране, «Экологический цветик-семицветик», где изображены лепестки с названиями практических заданий и предлагает поочередно отрывать лепестки и выполнять практические задания).
2.2 Разминка. (Лепесток № 1)
Старший воспитатель: Экология наука «о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а в современном понимании – о взаимоотношении человека с природой. Природа – важное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Много открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях природы.
Отсюда следуют задачи экологического воспитания
Первая задача – формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И поговорим об этом.
Предлагаю вам ответить на вопросы «Разминки».
— Почему на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
— Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
— Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
— Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
— Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
— Что должно быть в уголке природы?
— Что должно быть на участке детского сада? Какие методы используются для экологического воспитания детей?
— Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
— Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
— Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
— Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.
— Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.
— Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
Жюри подводит итоги по выполнению задания.
2.3 Практическое задание «Метод «Наблюдение». (Лепесток № 2)
Старший воспитатель: Метод наблюдения – основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.
Наблюдение – основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за растениями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий.
Составьте тематику циклических наблюдений в природе. Команда «Живая природа» – тематику для среднего дошкольного возраста, команда «Неживая природа» – тематику для старшего дошкольного возраста. После выполнения, каждая команда озвучит сои варианты.
Жюри подводит итоги по выполнению задания.
2.4 Практическое задание «Экология и инновационные технологии. (Лепесток № 3)
Старший воспитатель: предлагаю воспитателю Н.А. Ракитиной, много лет, реализующей тему опыта работы по данному направлению провести практическое задание с использованием методики ТРИЗ (теория и решение изобретательских задач).
В словесно-дидактической игре «Хорошо-плохо» (ТРИЗ) командам называется природное явление и задается вопрос – это хорошо или плохо? Команды должны как можно больше дать аргументированных ответов, если хорошо или плохо, то необходимо объяснить – почему.
В дидактической игре «Необычное животное» (ТРИЗ), используя пособие «Круги Луллия», каждой команде педагогов предлагается объединить в одном секторе голову, туловище и лапы трех разных животных, из которых будет состоять новое необычное животное, затем дать ему название, соединив названия трех животных, из частей которых оно состоит. Далее каждой команде необходимо рассказать смогло бы такое животное на самом деле существовать в природе командам необходимо аргументировать свой ответ).
Жюри подводит итоги по выполнению задания.
2.5 Практическое задание «Метод «Беседа». (Лепесток № 4)
Старший воспитатель: Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующие вопросы:
— Назови и покажи деревья и кустарники, растущие на улице, на участке.
— Назови и покажи части деревьев.
— Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
— Как и откуда деревья получают питательные вещества?
— Зачем дереву ствол, ветки, листья?
— Чем дерево отличается от кустарника?
— Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
— Как человек помогает деревьям и кустарникам?
— Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?
Попробуйте составить аналогичные вопросы по предложенным темам,
Команда педагогов «Живая природа» составьте вопросы к темам бесед: Овощи», «Дикие животные»; команда педагогов «Неживая природа» составьте вопросы к темам бесед «Домашние животные», «Времена года». После выполнения, каждая команда озвучит свои варианты.
Жюри подводит итоги по выполнению задания.
2.6 Практическое задание «Решение педагогических ситуаций». (Лепесток № 5)
Старший воспитатель: В данной части деловой игры, предлагаю каждой команде решить педагогические ситуации. После выполнения задания, каждая команда озвучит свои варианты решения педагогических ситуаций.
Жюри подводит итоги по выполнению задания.
2.7 Экологический кроссворд «Что мы знаем о природе». (Лепесток № 6)
Старший воспитатель: В данной части педагогического совета предлагаю вам разгадать кроссворд на экологическую тематику «Что мы знаем о природе», задача каждой команды – дать как можно быстрее и больше правильных ответов
Жюри подводит итоги по разгадыванию кроссворда
2.8. Практическое задание «Экология и творчество». (Лепесток № 7)
Старший воспитатель: Тема природы отражена в произведениях искусства в различных жанрах: литературе, живописи, музыке и т.д. Предлагаю обеим командам послушать музыкальную композицию и догадаться по характеру мелодии, о каком представителе фауны это музыкальное произведение. (Педагоги слушают музыкальную композицию Р. Спилберга «Бабочка».)
Художественно-творческая деятельность развивает у детей чувство прекрасного, поэтому необходимо учить детей видеть красоту природы. У детей дошкольного возраста нужно воспитывать любовь к природе через художественно-творческую деятельность. Ознакомление детей с природой через художественно-творческую деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными.
Предлагаю педагогам поучаствовать в мастер-классе по изготовлению бабочки в технике оригами, который проведет педагог дополнительного образования, руководитель творческого кружка «Волшебный мир оригами» Ю.А. Петрушина.
(Педагоги изготавливают бабочку методом оригами и держат ее в ладонях)
2.9 Заключение.
Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, мир природы очень хрупкий, как бабочка. Сегодня мы рассмотрели несколько вопросов по экологическому воспитанию, с целью воспитания у детей экологической культуры, желания охранять, защищать природу. Наш педагогический совет хотелось бы закончить притчей.
(Старший воспитатель под музыкальное сопровождение читает притчу о бабочке (держит бабочку, выполненную в технике оригами в руке).
Притча о бабочке.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И, вот, как-то раз, два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: «Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет – нет, то я разожму ладони, и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее, и, открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор».
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
— Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
— Все в твоих руках…, – ответил мудрец.
… Наша задача – также донести до детей, что состояние природы, окружающего природного мира в наших руках, и зависит от нашего с ней обращения.
3 Проект решения педагогического совета, его обсуждение, дополнение.
Развивать у детей познавательный интерес к природе через организацию разнообразных форм работы с дошкольниками.
Разнообразить видовой состав коллекции в Уголках природы в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Пополнить развивающую среду произведениями о природе.
Во всех возрастных группах разработать и реализовать экологические проекты.
В каждой группе продумать систему работы с родителями по вопросам
-
экологического воспитания детей.