Подготовка спортсменов-разрядников по спортивному ориентированию


Автор: Татьяна Васильевна Гурина
Место работы: педагог дополнительного образования
Должность: МАОУДО «Центр детского творчества»


Подготовка спортсменов-разрядников по спортивному ориентированию

Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти определенную дистанцию с контрольными пунктами (КП), расположенными на местности. Результаты определяются по времени, которое потребовалось участнику для прохождения дистанции (в определенных случаях — с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Чтобы подготовить спортсмена-ориентировщика, который будет выступать и показывать хорошие результаты на соревнованиях, я проделываю многолетнюю большую работу. От спортсмена-ориентировщика требуется не только быть сильным физически и устойчивым психологически, но и иметь хорошую технико-тактическую подготовку, которая позволяет быстро и правильно выбирать оптимальный вариант движения и на высокой скорости преодолевать дистанцию.

В 90-е годы мною осуществлялся набор групп по направлению «спортивное ориентирование», начиная с 5-6 классов, так как для обучающихся начальных классов усвоение технических элементов ориентирования было сложным. Со временем, практика показала, что если начинать заниматься с ребенком с первого класса, он даже не умея читать и писать, на слух запоминает условные знаки спортивных карт, учится совмещать карту с местностью и к пятому классу он становится на порядок сильнее пятиклассника, который только приходит заниматься. Начиная с первого класса он накапливает хорошую базу технико-тактической подготовки, что к пятому классу это уже готовый спортсмен-разрядник.

Мною были разработаны программы для групп начальной подготовки (ГНП) – первого, второго и третьего года обучения и для учебно-тренировочных групп первого и второго года обучения, которые предусматривают приобретение основных знаний по технике и тактике ориентирования на местности и получение спортивных разрядов по спортивному ориентированию.

Цель программ для групп начальной подготовки – воспитание развитой личности, физически здоровой, социально адаптированной, направленной на творчество, профессиональное самоопределение и самосовершенствование.

Задачи:

  • укрепить здоровье;
  • работать над морально-волевыми качествами и трудолюбием;
  • подготовить к участию в соревнованиях;
  • гармонично и всесторонне развивать личность;
  • патриотическое воспитание.

Чтобы тренировочный процесс был эффективным, я стараюсь рационально организовывать занятия, выбираю оптимальную дозировку нагрузки, учитываю индивидуальные особенности занимающихся и их возраст. В силу специфики спортивного ориентирования, организация учебно-тренировочных занятий по карте является обязательной и играет большую роль в подготовке юных ориентировщиков. Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с точностью чтения карт, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Поэтому на теоретических занятиях большое внимание я уделяю не только заданиям, связанным с техникой ориентирования, но и упражнениям на развитие памяти, концентрации внимания и логического мышления, так как спортсмен-ориентировщик должен уметь при большой физической нагрузке (на бегу) быстро выбирать оптимальный вариант движения. Теоретические занятия я провожу в учебном классе, а практические в движении на местности.

Соревнования – это важная составляющая спортивной подготовки обучающихся. Соревнования планирую таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед обучающимися на данном этапе спортивной подготовки. На начальных этапах тренировки планирую только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются контроль над эффективностью данного тренировочного этапа.

Программа по спортивному ориентированию групп начальной подготовки предназначена для осуществления учебно-тренировочного процесса юных спортсменов и имеет 3 этапа подготовки. Каждый этап имеет годичное обучение и рассматривается как единый педагогический процесс на всех этапах подготовки.

Этапы

ГПН

Год

обучения

Максимальный объем

(часов в неделю)

Годовая учебная нагрузка

(часов в неделю)

1 – этап

начальной подготовки

1

6

216

2 – этап

начальной подготовки

2

6

216

3 – этап

начальной подготовки

3

6

216

Рекомендуемые возрастные границы этапов обучения ГПН

1 – этап

начальной подготовки

2 – этап

начальной подготовки

3 – этап

начальной подготовки

8-9 лет

9-11 лет

11-13 лет

Программа по спортивному ориентированию составлена с использованием 4 блоков:

 

Название блоков:

ГНП-1 г обучения

ГНП-2 г обучения

ГНП-3 г обучения

1.

Теоретическая подготовка

36 ч

36 ч

36 ч

2.

Практическая подготовка

72 ч

72 ч

72 ч

3.

Физическая подготовка

36 ч

36 ч

36 ч

4.

Контрольные старты

72 ч

72 ч

72 ч

Содержание первого этапа обучения предполагает освоение детьми основ спортивного ориентирования и лыжной техники. Со второго этапа обучения начинается введение в специализацию. На третьем этапе идет увеличение физической нагрузки и усложнение технических заданий и упражнений по спортивному ориентированию.

Занятия провожу с полным составом объединения, но по мере роста опыта обучающихся чаще всего использую индивидуальный подход, особенно на этапе специализации.

Задачи первого этапа обучения:

  • укреплять здоровье детей;
  • работать над разносторонней физической подготовкой;
  • изучать условные знаки спортивных карт;
  • развивать понимание спортивной карты, умение совмещать карту с местностью;
  • развивать навыки пользования компасом;
  • воспитывать морально-волевые качества и трудолюбие;
  • обучать технике выбранного вида спорта;
  • учить заканчивать простые дистанции по спортивному ориентированию.

Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким использованием упражнений из различных видов спорта. В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость технических элементов в различных видах спорта: бега, ходьбы, лыж, спортивных игр, многообразных подготовительных упражнений.

Годовой объем циклических нагрузок около 100-150 км за год. Тренировочные занятия носят преимущественно игровой характер. Особое внимание на этапе начальной подготовки я обращаю на развитие быстроты, а также координационных способностей и гибкости. В результате спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику многих подготовительных упражнений.

Задачи второго этапа обучения:

  • укреплять здоровье детей;
  • повышать разностороннюю физическую и функциональную подготовленность;
  • углубленно изучать основные элементы, приемы и способы ориентирования;
  • создавать более благоприятные условия для углубленной специализированной спортивной подготовки;
  •   приобретение соревновательного опыта.

В начале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяю упражнения из смежных видов спорта.

Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Планирование функциональной подготовки на этом этапе характеризуется увеличением тренировочных нагрузок с учетом специализации.

Задачи третьего этапа обучения:

  • укреплять здоровье детей;
  • повышать разностороннюю физическую и функциональную подготовленность;
  • углубленно изучать основные элементы, приемы и способы ориентирования;
  • создавать более благоприятные условия для углубленной специализированной спортивной подготовки;
  •   приобретение соревновательного опыта.

Подготовка становится более специализированной.

Тактическая подготовленность в теории и практике на этом этапе является формированием рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений, а также углубленное изучение действий в основных тактических ситуациях.

Блок 1. Теоретическая подготовка

В группе ГНП первого года обучения я стараюсь заложить основу ориентирования это знание условных знаков спортивных карт, умение совмещать карту с местностью, умение правильно выбирать варианты движения на контрольном пункте (КП);

— выработка специализированных восприятий – расстояния, скорости и направления движения, четкого чтения условных знаков;

— детальное чтение рельефа;

— организационно-подготовительные действия и подготовка инвентаря к соревнованиям;

— действия участников после приезда на место соревнований;

— тактические действия после получения карты и до момента старта;

— наиболее распространенные ошибки при выборе пути движения между КП;

— тактика прохождения дистанции в различных видах соревнований по ориентированию;

— особенности тактики прохождения дистанции в зимних соревнованиях на маркированной трассе и в заданном направлении.

Тема «Условные знаки географических карт» очень обширна. Сначала я даю общие понятия и правила, относительно условных знаков. Для лучшего усвоения темы я использую большое разнообразие заданий и упражнений. Не зная букв, человек не сможет прочитать книгу, не зная условных знаков географических карт, человек не сможет прочитать карту, поэтому на первом году обучения именно этой теме я уделяю очень большое внимание.

Блок 2. Практическая подготовка

Это отработка на местности полученных теоретических знаний (задания и упражнения).

Блок 3. Физическая подготовка

Значительное место в учебно – тренировочном процессе отводится физической подготовке. Из всего многообразия физических упражнений избираются те, которые способствуют развитию специальных качеств, необходимых в избранной спортивной деятельности. Основными средствами воспитания общей и специальной выносливости у юных ориентировщиков является: кроссовый бег, спортивные игры, ходьба на лыжах. Длина дистанций, скорость их преодоления и продолжительность пауз отдыха зависят от возраста, степени подготовленности обучающегося и задач, стоящих перед ним на данном этапе тренировки.

Блок 4. Контрольные старты

Важное место отводится участию всех занимающихся в учебно-тренировочных стартах, основными целями которых являются контроль за эффективностью данного тренировочного процесса, совершенствование и применение технических элементов в соревновательном режиме. Подготовка и планировка разнообразных дистанций дает возможность мне анализировать и корректировать техническую подготовку обучающихся. Отборочные старты, серия соревнований, по итогам которых формируется сборные команды. Официальные старты, плановые календарные соревнования.

Следующим этапом подготовки является обучение в учебно–тренировочной группе (УТГ) 1-2 годов обучения, где предусматривается приобретение основных знаний по технике и тактике ориентирования на местности и получение спортивных разрядов по спортивному ориентированию.

Цель – воспитание развитой личности, физически здоровой, социально- адаптированной, направленной на творчество. Профессиональное самоопределение и самосовершенствование.

На этом этапе соревновательная деятельность в спортивном ориентировании весьма интенсивна и юные спортсмены стартуют на соревнованиях в течении года 30-40 раз.

Соревнования я планирую таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед юными спортсменами на данном этапе спортивной подготовки.

Программа по спортивному ориентированию подготовлена мною для осуществления многолетней тренировки юных спортсменов.

УТГ – учебно-тренировочная группа

Год обучения

Максимальный объем (часов в неделю)

Годовая учебная нагрузка

(часов в неделю)

Углубленная

тренировка

1

9

324

Углубленная тренировка

2

12

432

Рекомендуемый возраст:

УТГ 1 года обучения – 13 -14 лет;

УТГ 2 года обучения – 14-17 лет.

Программа по спортивному ориентированию составлена с использованием 4 блоков:

 

Названия блоков:

1 год обучения

1 год обучения

1.

Теоретическая подготовка

72 ч

72 ч

2.

Практическая подготовка

72 ч

108 ч

3.

Физическая подготовка

108 ч

144 ч

4.

Контрольные старты

72 ч

108 ч

 

ИТОГО:

324 ч

432 ч

Первый этап углубленного обучения начинается с углубленной специализации.

Рекомендуемый состав группы первого этапа обучения УТГ – не менее 12 человек.

Занятия провожу с полным составом группы, но по мере роста опыта занимающихся делаю больший упор на индивидуальные подходы, особенно на этом этапе обучения, когда начинается специализация.

Учитывая специфику спортивного ориентирования, темы и количество часов иногда меняю в связи с погодными условиями.

Задачи 1-го и 2-го этапов углубленного обучения:

  • совершенствование техники, тактики приемов и способов ориентирования;
  • развитие специальных физических качеств;
  • повышение функциональной подготовленности;
  • освоение допустимых тренировочных нагрузок;
  • приобретение и накопление соревновательного опыта.

Этап углубленной тренировки в ориентировании приходится на период, когда, в основном, завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает, и тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спортивную специализацию. В спортивном ориентировании доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию специальной выносливости. Продолжается процесс совершенствования техники и тактики ориентирования в усложненных условиях. Всё более значительная роль в совершенствовании технико-тактической подготовки отводится соревновательному методу. На данном этапе подготовки большое внимание я уделяю рациональному планированию тренировочных нагрузок в годичном цикле.

Распределение нагрузки имеет волнообразный характер. Основополагающим является положение о том, что нагрузки должны быть адекватны возрастным особенностям юных спортсменов и ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства.

Блок 1. Теоретическая подготовка

Методы развития у спортсменов-ориентировщиков специализированных восприятий:

  • Расстояния, скорости и направления движения

  • Четкого чтения условных знаков

  • Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости

  • Путь через точечные ориентиры

  • Использование технических приемов в соответствии с конкретной соревновательной ситуацией

  • Сложные контрольные пункты (длинные перегоны между КП и большое расстояние от привязки до контрольного пункта)

  • Организационно-подготовительные действия и подготовка инвентаря к соревнованиям

  • Действия участников после приезда на место соревнований

  • Тактические действия после получения карты и до момента старта

  • Выбор пути движения между КП (выбор генерального направления, возможные изменения генерального направления)

  • Умение определить свои ошибки при выборе пути движения на КП

  • Сбивающие факторы, воздействующие на ориентировщика, во время преодоления им соревновательной дистанции

  • Раскладка сил на дистанции спортивного ориентирования

  • Взаимодействие с соперником на дистанции

  • Особенности тактики в эстафетном ориентировании и при групповом старте

  • Тактика прохождения дистанции в различных видах соревнований по ориентированию

  • Особенности тактики прохождения дистанции в зимних соревнованиях на маркированной трассе и в заданном направлении.

Блок 2. Практическая подготовка. Техническая подготовка

Основной задачей технической подготовки на этом этапе углубленной тренировки является достижение автоматизма и стабилизации основных приемов и способов ориентирования, совершенствование координационной и ритмической структуры бега с ориентированием. Большое внимание я уделяю отработке отдельных элементов ориентирования. Это выбор генерального направления движения. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Путь через точечные ориентиры. Техника сопоставления. Оценка района КП. Выбор точки начала точного ориентирования. Бег по «точному» и «грубому» азимуту. Тренировка базовых качеств ориентировщиков: памяти, внимания, мышления. Комплексные тренировки. На этом этапе спортсмены совершенствуют свои способности самостоятельно и учатся оперативно решать двигательные задачи в возникающих ситуациях. Умение передвигаться по местности любого типа быстро и экономично является важной составной частью технического мастерства. Все более значительная роль в совершенствовании техники ориентирования отводится соревновательному методу.

Тактическая подготовка

На данном этапе тренировки спортивное совершенствование тактического мастерства проводится в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки. Для тренировки необходимо создать условия, когда совершенствование тактических навыков проходит при нехватке информации: дистанции по памяти, использование рельефных карт, карт только с дорожной сетью, карт, на которых отсутствуют отдельные участки местности и т.п. Особое внимание уделяется совершенствованию техники двигательных действий под влиянием утомления.

Объем тактической подготовки я формирую таким образом, чтобы обучающиеся могли реализовывать приобретенные тактические знания на основе своей физической и технической подготовленности.

Блок 3. Физическая подготовка

Значительное место в учебно-тренировочном процессе отводится физической подготовке. Из всего многообразия физических упражнений избираются те, которые способствуют развитию специальных качеств, необходимых в избранной спортивной деятельности, и эффективному совершенствованию в технике и тактике. На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств спортсмена следует широко использовать специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, со штангой, спринтерский бег во всех разновидностях, лыжную имитацию.

Ведущую роль в процессе повышения скорости и скоростно-силовых качеств я отвожу методу повторного использования скоростно-силовых упражнений.

Основными задачами силовой подготовки является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата занимающихся. Основными методами воспитания мышечной силы у юных спортсменов являются методы повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего и около предельного веса. Основными средствами воспитания общей и специальной выносливости у юных ориентировщиков является: кроссовый бег, спортивные игры, ходьба на лыжах. Длина дистанций, скорость их преодоления и продолжительность пауз отдыха зависят от возраста, степени подготовленности спортсмена и задач, стоящих перед ним на данном этапе тренировки.

Задачи специальной подготовки – дальнейшее повышение эффективности и экономичности техники при освоении больших объемов тренировочных нагрузок при передвижении бегом и на лыжах с соревновательной интенсивностью на различных дистанциях и при решении различных технических задач, а так же совершенствование индивидуального технического мастерства.

Блок 4. Контрольные старты

Важное место отвожу участию всех обучающихся в учебно-тренировочных стартах, основными целями которых является контроль за эффективностью данного тренировочного процесса. Совершенствование и применение технических элементов в соревновательном режиме. Подготовка и планировка разнообразных дистанций дает мне возможность анализировать и корректировать техническую подготовку спортсменов. Отборочные старты, серия соревнований по итогам которых формируются сборные команды. Официальные старты, плановые календарные соревнования.

Программа для учебно-тренировочной группы (УТГ) – 2 года обучения предусматривает совершенствование и закрепление основных знаний по технике и тактике ориентирования на местности и повышение спортивных разрядов по спортивному ориентированию.

Цель – воспитание развитой физической личности, физически здоровой, социально адаптированной, направленной на творчество, профессиональное самоопределение и самосовершенствование.

Задачи на всех этапах обучения:

  1. Укрепление здоровья;

  2. Воспитание морально-волевых качеств и трудолюбия;

  3. Подготовка и участие в основных соревнованиях;

  4. Формирование здорового образа жизни;

  5. Гармоничное и всесторонне развитие личности;

  6. Патриотическое воспитание;

  7. Экологическое воспитание.

Соревнования – важная составная часть спортивной подготовки юношей и девушек.

Соревновательная детальность в спортивном ориентировании весьма интенсивна и сильнейшие спортсмены стартуют на соревнованиях в течении года 30-40 раз.

Соревнования мною планируются таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки.

Эта программа по спортивному ориентированию подготовлена для осуществления многолетней тренировки юных спортсменов.

УТГ – учебно- тренировочная группа

Год обучения

Максимальный объем

(часов в неделю)

Годовая учебная нагрузка

Углубленная тренировка

2

12

432

Рекомендуемые возрастные границы УТГ – 14-17 лет.

Программа по спортивному ориентированию составлена с использованием 4 блоков:

Названия блоков:

2 год обучения

1

Теоретическая подготовка

72 ч

2

Практическая подготовка

108 ч

3

Физическая подготовка

144 ч

4

Контрольные старты

108 ч

На данном этапе идет обучение углубленной специализации. Рекомендуемый минимальный состав группы этого этапа обучения – не менее 12 человек.

Занятия я провожу как с полным составом объединения, так и по мере роста опыта занимающихся, делаю большой упор на индивидуальные занятия, особенно на этом этапе обучения.

Учитывая специфику спортивного ориентирования, темы и количество часов могут меняться в связи с погодными условиями.

Задачи этапа УТГ 2 год обучения:

  • совершенствование техники и тактики приемов и способов ориентирования;
  •  развитие специальных физических качеств;
  •  повышение функциональной подготовленности;
  •  освоение допустимых тренировочных нагрузок;
  •  приобретение и накопление соревновательного опыта;
  •  приобретение опыта в планировании и постановке дистанций.

Этап углубленной тренировки в ориентировании приходится на период, когда, в основном, завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает, и тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спортивную специализацию. В спортивном ориентировании доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию специальной выносливости. Продолжается процесс совершенствования техники и тактики ориентирования в усложненных условиях. Все более значительная роль в совершенствовании технико-тактической подготовки отводится соревновательному методу. На данном этапе подготовки большое значение я придаю рациональному планированию тренировочных нагрузок в годичном цикле, с учетом годового календаря плановых соревнований.

Распределение нагрузки имеет волнообразный характер. Основополагающим является положение о том, что нагрузки должны быть адекватны возрастным особенностям юных спортсменов и ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства.

Блок 1. Теоретическая подготовка

Методы развития у спортсменов-ориентировщиков специализированных восприятий:

  • Расстояния, скорости и направления движения

  • Четкого чтения условных знаков

  • Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости

  • Путь через точечные ориентиры

  • Использование технических приемов в соответствии с конкретной соревновательной ситуацией

  • Сложные контрольные пункты (длинные перегоны между КП и большое расстояние от привязки до контрольного пункта)

  • Организационно-подготовительные действия и подготовка инвентаря к соревнованиям

  • Действия участников после приезда на место соревнований

  • Тактические действия после получения карты и до момента старта

  • Выбор пути движения между КП (выбор генерального направления, возможные изменения генерального направления)

  • Конечная привязка ^ заход на КП

  • Умение определить свои ошибки при выборе пути движения на КП

  • Сбивающие факторы, воздействующие на ориентировщика, во время преодоления им соревновательной дистанции

  • Раскладка сил на дистанции спортивного ориентирования

  • Взаимодействие с соперником на дистанции

  • Особенности тактики в эстафетном ориентировании и при групповом старте

  • Тактика прохождения дистанции в различных видах соревнований по ориентированию

  • Особенности тактики прохождения дистанции в зимних соревнованиях на маркированной трассе и в заданном направлении.

Блок 2. Практическая подготовка. Техническая подготовка

Основной задачей технической подготовки на этом этапе углубленной тренировки является достижение автоматизма и стабилизации основных приемов и способов ориентирования, совершенствование координационной и ритмической структуры бега с ориентированием. Большое внимание я уделяю отработке отдельных элементов ориентирования. Это выбор генерального направления движения. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Путь через точечные ориентиры. Техника сопоставления. Оценка района КП. Выбор точки начала точного ориентирования. Тренировка базовых качеств ориентировщиков: памяти, внимания, мышления. Комплексные тренировки. На этом этапе спортсмены совершенствуют свои способности самостоятельно и учатся оперативно решать двигательные задачи в возникающих ситуациях. Умение передвигаться по местности любого типа быстро и экономично является важной составной частью технического мастерства. Значительная роль в совершенствовании техники ориентирования отводится соревновательному методу. Так же большое внимание в группе УТГ 2 года обучения я уделяю рисовке простых карт местности, планированию и постановке дистанций.

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка ‒ это умение правильно разложить свои силы по дистанции и грамотное взаимодействие с соперниками. На данном этапе тренировки спортивное совершенствование тактического мастерства проводится в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки и это будет эффективнее, если тренировки будут проходить не только в обычном режиме, но и будут разнообразными, в усложненном варианте: пробегание дистанции по памяти, по белой карте -‒ азимутальный ход, тренировки с использованием: рельефных карт, карт только с дорожной сетью, карт, на которых отсутствуют отдельные участки местности и всё это в условиях приближенных к соревновательной деятельности. Особое внимание я уделяю совершенствованию техники двигательных действий под влиянием утомления.

Объем тактической подготовки должен быть сформирован таким образом, чтобы ориентировщик мог реализовывать приобретенные тактические знания на основе своей физической и технической подготовленности.

Приемы обучения технике и тактике спортивного ориентирования

Техника спортивного ориентирования – это бег по пересеченной и насыщенной различными географическими, биологическими, естественными и искусственными объектами местности с использованием компаса и карты.

Техника бега ориентировщика в летнем ориентировании сходна с техникой кроссового бега. Но не каждый кроссмен пробежит маркированную дистанцию ориентирования (не отвлекаясь на объекты) так же быстро, как ориентировщик такой же квалификации преодолеет дистанцию, характерную для кросса. Все дело в специальной технике бега по различной местности. Поэтому я учу ориентировщиков на различной трассе и с различными формами рельефа, типом грунта, чтобы у них формировался гибкий стиль бега, который не годится для стадиона, но зато позволяет сохранять скорость, как на болоте, так и на крутом склоне. Тогда и мышцы, и связки, и вестибулярный аппарат приспособлены к этому.

Кроме того, ориентировщику приходится преодолевать упавшие деревья, заросли кустарника, водные преграды, перепрыгивать канавы, заборы. Все это я отрабатываю на учебно-тренировочных занятиях, предъявляя высокие требования к функциональным возможностям спортсмена, к ловкости и силовой выносливости. Когда карта и компас в руках, то это меняет работу рук, и даже положение тела. Техника ориентирования предполагает неоднократное изменение ритма бега, его скорости, частые, хотя и кратковременные остановки.

С другой стороны, возможность произвольно варьировать темпом бега, отдыхать при необходимости, делает ориентирование чрезвычайно демократичным видом спорта.

Для получения хорошего результата я учу своих обучающихся экономить время на ориентировании.

А для этого сокращаю время на выполнение каждого основного или вспомогательного действия ориентирования. Например, определение направления по компасу, чтение и анализ предстоящего участка дистанции с помощью карты, отметка на контрольном пункте (далее КП) и т.д. Если новички тратят на остановки около 30% всего времени, а мастера спорта – около 5%; я учу быстрому, выборочному чтению карты, различая только самые важные ориентиры; учу не бояться незнакомой местности, груза ответственности (в командной борьбе), титулов и званий соперников, не поддаваться панике в случае потери ориентировки.

Процесс ориентирования представляет собой комплекс действий и состоит из: получения информации в результате чтения карты, наблюдения местности и действий других участников, анализа информации, т.е. сравнения и сопоставления данных, принятия решения о направлении бега, скорости движения, дальнейших действиях, выполнения решения, контроля над своими действиями. Технические приемы можно исполнять грубо и точно. Ориентируясь грубо, можно сэкономить время, но лишь в простых ситуациях, во время бега по большим линейным ориентирам, на длинных перегонах, имеющих на пути «железные» привязки.

Точного ориентирования требуют более сложные условия, когда на местности нет крупных, но много мелких ориентиров. При прохождении коротких этапов и сложных КП, для чтения карты, взятия азимута учу обучающихся снижать скорость, а то и делать остановку.

Техника ориентирования состоит из отдельных элементов: первый элемент — это чтение карты. Для правильного чтения карты сначала даю понятие о специальных топографических знаках, о зарамочном оформлении карты, которое включает в себя масштаб карты (М), высоту сечения горизонталей (Н), дополнительные специфичные для данной карты обозначения, возможно легенды и порядок прохождения КП.

Обращаю внимание на то, что при чтении карты можно получить точную информацию о местности и дистанции, об ориентирах на каждом отрезке трассы, о рельефе, проходимости местности и точках расположения КП. Как показывает практика, быстрое понимание карты, запоминаемость ее данных зависит от квалификации спортсмена, от специальных тренировок памяти и внимания.

Объясняю воспитанникам, что запоминать абсолютно все ориентиры, все детали изображения на каком-то участке трассы бессмысленно. Это займет у спортсмена много времени и забьет память ненужной информацией. Для попадания в район КП достаточно вычленить и запомнить лишь самые существенные и заметные по пути движения объекты. Другое дело в непосредственной близости от КП. Здесь можно охватить вниманием все детали, которые могут помочь обнаружить призму.

Главное, на что обращаю внимание обучающихся, чтобы они наиболее основательно читали карту на старте, вблизи четких ориентиров и после отметки на КП. Здесь необходимо использовать правило большого пальца. После прохождения ориентира или КП, нужно прижать это место большим пальцем и таким образом вести себя по карте по всей дистанции.

Следующий элемент техники — это чтение местности. Нужно запечатлеть в памяти не только общий вид местности, но и вычленить каждый ее объект, нанесенный на карту, причем обратить внимание на самые значительные (дорога, просека, поляна, болото и пр.). В чтение местности входит и наблюдение за действиями других участников. Бездумное преследование не принесет успеха. Сопоставление местоположения ориентиров и направления движения участников, их манера поведения часто могут помочь при поиске КП.

Следующий элемент техники — это определение направления, которое необходимо каждому ориентировщику, прежде всего, для ориентирования карты. Для этого самым верным помощником является компас. А при его отсутствии или поломке необходимо использовать местные признаки (положение солнца, собственную тень, направление просек и т.д.).

Определение расстояния по карте осуществляется сначала в кабинете линейкой, расположенной на компасе или глазомерно. На местности – глазомерно, парами шагов или по времени. Карта – это изображение местности специальными знаками в определенном масштабе. Если М = 1:15000, то закрыв два последних нуля, становится ясно: 1 см карты соответствует 150 м местности. И так с любым масштабом.

Счетом пар шагов измеряется расстояние в закрытой местности, на сравнительно ровном и коротком участке дистанции, для того, чтобы точно выйти на нужный ориентир или КП. Причем используется этот прием обычно в сочетании с азимутальным бегом. На длинном перегоне, когда можно вести себя по заметным ориентирам, нет смысла считать шаги. Кроме того, необходимо каждому, кто пользуется этим приемом точно знать: какова длина его пары шагов в различных условиях, при различной скорости, и сколько пар шагов на 100м дистанции.

Не так точно, но более реально учу воспитанников пользоваться приемом визуального определения расстояний. Для отработки этого элемента очень много приходится тренироваться. Сначала прикинуть расстояние до различных объектов на глаз, а затем проверить себя шагами или мерным шнуром. И так неоднократно.

Преодолевая дистанцию, учу находить впереди ориентир (куст, отдельное дерево, характерную ветку дерева и пр.), до которого можно глазомерно определить расстояние, преодолевается рубеж, откладывается в памяти (например, 100м) и т.д. При определенном навыке достаточно точно определить расстояние можно по времени, в минутах на километр. Это сугубо индивидуальный показатель, и нужно просто знать: с какой скоростью ходит спортсмен или бегает в тех или иных условиях. Например, по чистому лесу, по дороге, по болоту, по «зеленке».

Более сложным техническим приемом считается сопоставление карты с местностью. Всегда нужно быть уверенным в том, где ориентировщик находится и куда прибудет. Нужно стараться найти на карте объекты, которые видны на местности и наоборот, найти на местности тот ориентир, который есть на карте.

Самое сложное – правильно сопоставить, ведь объекты на карте обозначены сверху, как бы с точки зрения птицы. Наилучшим способом такой тренировки является самостоятельная рисовка карты, схема, плана местности. Сначала приблизительно, затем в масштабе, с измерением расстояний и углов. Начинаю обычно с составления плана комнаты (кабинета), холла центра детского творчества, затем составляем схему участка парка.

Корректирование карты спортивного ориентирования – самая эффективная тренировка чтения карты и вообще процесса ориентирования. Рисовка производится в медленном темпе, когда есть время спокойно и точно измерить углы и расстояния, размеры объектов. Карта сопоставляется с местностью как бы изнутри. Возникает обратная связь. Это приучает во время прохождения дистанции четко читать карту, контролировать расстояние и направление движения. Кто привык к этому, тот заранее знает, что ждет его впереди.

При предполагаемом определении местоположения (маркированная трасса) участник читает карту после прохождения отрезка дистанции. Ранее увиденные объекты он сопоставляет с тем, что видит на карте и таким образом более точно «находит себя» также и в случае блуждания.

Выбор пути движения осуществляется на основе анализа информации, полученной в процессе чтения карты. Оптимальный путь движения – не есть самый короткий путь. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Очень часто эта пословица справедлива, хотя и не везде, и не всегда. Все зависит от крутизны склона и проходимости. То же можно сказать о болоте, ложбине, овраге и т.п.

Обращаю внимание на признаки выбора пути: выбранный вариант должен быть простым и надежным, проходимым за минимальное время или с наименьшей затратой сил. Не всегда самый прямой, а следовательно самый короткий вариант является выигрышным. Надо выбирать простой и надежный вариант, а он, как правило, более длинный. Короткий вариант может быть быстрее, но технически более сложным или с плохой проходимостью. Есть возможность заблудиться или затратить много усилий. Надо суметь правильно выбрать.

При выборе пути учу не бояться затратить лишнее время на чтение карты. Хорошо выбранным вариантом можно сэкономить времени больше, чем на чтении.

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ. Способы ориентирования – это способы использования различных приемов техники на различных участках дистанции в разных сочетаниях и комбинациях. Я учу наиболее характерным и часто используемым способам ориентирования:

БЕГ ПО НАПРАВЛЕНИЮ. Участник бежит в нужном направлении, взятом приблизительно: «грубым азимутом», мельком во время бега, посматривая на компас, по положению солнца, по тени, по интуиции,. Этот способ характерен для хорошо проходимой местности, на длинных перегонах, при малом количестве ориентиров, когда нужно быстро добежать до четкого попутного или стопорящего ориентира.

БЕГ ПО НАПРАВЛЕНИЮ С ЧТЕНИЕМ КАРТЫ. Направление также берется грубо, но местность наблюдается, определяется свое местоположение по четким привязкам.

БЕГ ПО АЗИМУТУ. Участник бежит, используя компас «точным азимутом», от объекта к объекту. Скорость бега падает, это правомерно на сложном техническом этапе, когда много схожих ориентиров (нагромождение камней, система ямок, бугорков) или наоборот, нет четких ориентиров, однородная местность без рельефа (заросли кустарника, густой подлесок, однородный лес или редколесье, так называемая «полуоткрытка» – система нечетко очерченных полян и островков леса). Азимутальный бег используется и при наличии узнаваемых ориентиров, но участнику не хочется терять время на чтение карты. Он берет азимут и контролирует расстояние. Это оправданно, но на коротких отрезках. Также азимут помогает заблудившимся спортсменам выйти на «железную» привязку (к просеке, реке, дороге, краю леса).

БЕГ ПО АЗИМУТУ С ЧТЕНИЕМ КАРТЫ. К азимутальному бегу прибавляется чтение карты. Собственно, это самый надежный и распространенный способ, однако и самый сложный, т.к. требует большого опыта и затрат времени. Как правило, он используется на плохо видимой местности при большом количестве ориентиров.

БЕГ ПО ЛИНЕЙНЫМ ОРИЕНТИРАМ. Это способ ориентирования новичков. Участник не пользуется компасом, бежит, читая формы рельефа, площадные, линейные и точечные ориентиры, которые видны друг от друга и легко узнаваемы на карте.

Учу обучающихся, что нельзя использовать какой-то один из способов ориентирования, как бы он им не нравился. Все зависит от обстановки. Ведь не бежит же лыжник всю дистанцию только одним видом лыжного хода. Где-то нужно дать отдых голове, и где-то ногам.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Ориентировщику приходится кроме бега и ориентирования выполнять ряд техническо-вспомогательных действий. Хотя роль этих действий не является главной, пренебрежение ими может привести к плачевному результату, вплоть до схода или снятия с дистанции:

1) Небрежная отметка на контрольном пункте, в спешке спортсмен не обратил внимание был ли световой и звуковой сигнал электронной отметки, следовательно, если сигнала не было, он снят;

2) Подготовка беговой формы и инвентаря – факторы, имеющие значение в любом виде спорта. Смазка лыж, длина палок (зимой). Например, выбор беговой обуви. Если обувь не специализированная без шипов, просто гладкая подошва, то спортсмен сразу теряет скорость передвижения на крутых склонах, так как нет сцепления, и гладкая подошва проскальзывает, что даже может привести к травматизму, особенно во время дождя. Плохо завязанные шнурки также влияют на результат. В густой траве и в кустах шнурки, как правило, постоянно развязываются, а с развязанными шнурками далеко не убежишь. Поэтому я учу своих подопечных применять либо специальную шнуровку, либо перематывать шнурки скотчем. Беговая форма, желательно должна быть из нейлона, капрона, т.е. тканей, не цепляющих шипов и колючек, пропускающих воздух, быстро сохнущих и легких. На голени обычно надевают гетры со специальными щитками, предохраняющими от травм во время бега по труднопроходимому лесу. Головной убор скорее мешает, чем защищает голову от веток. Иногда приходится терять время на его поиски. Лучше использовать впитывающую повязку на лоб.

3) Колба компаса должна легко вращаться на плате. Воздушный пузырек в колбе крайне нежелателен. Он искажает показания стрелки. Так же очень важно обучение понятию о легендах КП. Их использование хотя и необязательно, но дает возможность порой сильно сэкономить время на поиск КП, в непосредственной от него близости. В районе КП таких объектов, на котором он расположен, может оказаться несколько. Легенда – это точное местонахождение КП, она объясняет, где находится объект, на котором стоит КП (если их несколько) и с какой стороны от него расположен КП. Спортсмен вбегая в район КП, не имея легенды, тратит много времени оббегая вокруг каждого из объектов в поиске КП, а если легенда в наличии, то спортсмен целенаправленно бежит к нужному объекту и заходит с нужной стороны, что исключает потерю времени на поиски.

ТАКТИКА ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Тактика и техника ориентирования столь близки между собой, что некоторые объединяют эти понятия. Хотя различия все-таки есть. Техника ориентирования – это технология приемов и способов ориентирования. Тактика – это выбор и применение технологии и способов в условиях соревнований и взаимодействие с соперниками.

ДЕЙСТВИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ ТРАССЫ

В начале дистанции важно «вчитаться в карту», вжиться в условия местности. Учу карту и местность сопоставлять очень тщательно, а первый отрезок до хорошо читаемых ориентиров не нужно бежать сломя голову. Нужно попытаться понять: насколько карта соответствует местности. Рисуют карту люди, у каждого человека свое видение местности. Дорога может соответствовать градации и типу, а вот проходимость леса может быть нарисована некорректно, т.е. на карте слабый зеленый цвет — это означает затрудненный бег, а там сильно заросший и должен быть показан более темно-зеленым цветом, а следовательно, это уже не затрудненный бег, фактически приходится перейти на быстрый шаг — это могло бы повлиять на выбор другого варианта движения. Или болото показано тонкими голубыми прерывистыми линиями, что означает легкую проходимость, а на самом деле – вода по колено. Так иногда бывает, если карта устарела или изменились условия внешней среды. Обычно изменения указываются в предварительной информации, но возможны ошибки авторов карты или начальников дистанций. Важно уловить эти особенности как можно ранее и приспособиться к ним. На следующих этапах, привыкнув к карте, увеличивают скорость бега настолько, насколько быстро взгляд и мысль успевают за ногами. Если большая часть дистанции обошлась без ошибок, не стоит рисковать в конце. Усталость, притупление внимания, замедление мышления, поэтому следует выбрать простой и надежный вариант пути. Досадно, когда грубая ошибка подстерегает уже перед финишем.

ДЕЙСТВИЯ НА ЭТАПЕ

На старте и в начале каждого этапа необходимо принять два решения: выбрать грубый вариант пути и оптимальный способ ориентирования. Не суетиться и не выполнять слишком быстро и поверхностно нужные операции ориентирования (поиск четких ориентиров, взятие азимута).

Если этап короткий (не длиннее 400м), и нет значительных препятствий, учу бежать по прямой азимутальным ходом. Если насыщенная карта – учу внимательно читать по ходу, простая — запоминать лишь ключевые ориентиры.

На длинном участке можно комбинировать в зависимости от условий. Выбранный вариант пути необходимо реализовать, а не заменять его на половине этапа. Это отнимает больше времени, чем прохождение первым вариантом, даже если он и не совсем удачен.

На начальном этапе на других спортсменов учу внимание не обращать, так как надо научиться самостоятельно читать карту и знать где ты находишься. Но по мере роста спортсмена использование соперника – это высший пилотаж, так как повышается скорость бега и скорость ориентирования.

СКОРОСТЬ БЕГА + СКОРОСТЬ МЫСЛИ

Если дистанция и карта простые, участник бежит быстро, используя направления, линейные ориентиры и грубые привязки. В сложном случае следует замедлить бег или даже сделать остановку, чтобы использовать точные способы ориентирования.

С. Елаховский в своей чудесной книге об ориентировании’ «Бег к невидимой цели» очень точно сформулировал одну из заповедей ориентировщика: «Не бегай быстрее, чем думает голова». Это истина, надо помнить ее!

Кроме всего прочего скорость мысли напрямую зависит от скорости и продолжительности бега. Чем больше устаешь, тем медленнее и хуже думаешь. Бывали случаи, когда предельно уставшие, как говорят, «заголодавшие» участники совершенно теряли ориентировку в элементарной обстановке и не могли принять осмысленного решения.

ВЗЯТИЕ КП.

Взятие КП – это вход в район КП, отметка и уход с КП. Выйти точно к КП удается не всегда. Это может быть ошибка при определении азимута или невнимательное чтение карты, отсутствие легенды, а возможно и ошибка при постановке КП. Ошибка в радиусе 10–15 м – несущественна. По правилам соревнований знак КП должен быть виден (не учитывая легенду) с 20–25 м. Обычно определение КП на четком ориентире происходит за 100–300 м. Но пункт еще не взят. Учу подключить азимутальный ход с чтением карты. Если объект КП определен верно, то придя в точку на объекте (согласно легенде или значку на карте) участник должен увидеть призму КП, не теряя ни секунды.

Сама отметка должна быть отработана до автоматизма. Потерять одну секунду на отметке, значит прибавить к своему результату столько секунд, сколько КП на дистанции. Для этого провожу тренировки для повышения скорости отметки. Чтобы не помогать соперникам обнаружить КП, следует сразу же после отметки уйти в направлении следующего пункта на 30–40 м. И уже там проделывать операции для дальнейшего поиска. Правило большого пальца здесь, как нельзя кстати. Надо зажать большим пальцем место этого КП на карте, и тогда не приходится обшаривать карту глазами, теряя время. Кроме того, надо быть осторожным и в том смысле, что часто КП ставят на объекты, схожие с соседними. Так называемая параллельная ситуация. Можно «купиться» на это, если небрежно читать карту и не сверять номер КП на карте с номером КП на местности.

Вот так выглядит последовательность действий при взятии КП, так называемые «Правила ориентирования», которые должен знать каждый новичок ещё до выхода на дистанцию:

1) определить себя на карте: это место старта или КП, на котором ты стоишь;

2) совместить карту с местностью (по крупным объектам или по компасу);

3) посмотреть на чем стоит КП, который надо найти (легенду – точное месторасположение КП);

4) определить заход на КП – крупный ориентир в районе КП, как правило, КП ставят на небольших объектах и поэтому сначала легче найти крупный объект, а с него уже зайти на мелкий ориентир, на котором стоит КП;

5) Выбрать вариант движения. Сначала просматривается прямой и если он насыщен труднопроходимыми объектами, то рассматривается левый и правый;

6) Затем вариант разбивается на привязки, т.е. крупные объекты, которые спортсмен читает по ходу движения, убеждаясь в правильности своего местонахождения.

Если все сделано как будто правильно, а КП на месте не обнаружено, значит, надо искать призму на аналогичном объекте, изучив внимательно еще раз карту. Если снова неудача – надо проверить приход на КП с другой привязки.

СОПЕРНИЧЕСТВО ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?

Встречи с другими участниками являются на дистанции причиной многих ошибок. Во-первых, распределяется внимание между ориентированием и наблюдением за соперником, невольно ускоряется бег, понижается точность ориентирования. Опытный соперник может увлечь за собой в неверном направлении и бросить там. Он может сделать имитацию отметки на «чужом» КП и спровоцировать тебя. Беда, если ты невнимателен и не сверил свой номер КП по карте.

Очень часто встречаются двое, трое. Каждый надеется друг на друга. В результате все бессмысленно рассекают лес.

Если хочешь оторваться от соперника, выбирай для этого надежный участок, где ты уверен на все 100. От «чайника» с длинными ногами лучше всего убегать сразу после отметки на КП, на резком повороте в заросли, оставив его там и выйти на заранее спланированный путь.

Будь внимательным в районе КП. Обычно по характеру бега, позе участника видно: ищет он КП или уже взял. Но больше надейся на себя.

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ

Учу не поддаваться эмоциям! Сильные эмоции мешают логически мыслить и действовать. Учу избегать навязчивых идей. Лучше лишний раз перепроверить ситуацию. Учу определить место своего нахождения, вспомнить, в каком направлении бежал, что видел, что запомнил. Попытаться понять, где ты мог оказаться. Проверить это поиском крупного ориентира с помощью компаса. Еще и еще раз обратиться к карте. Если не видишь выхода, обратись за помощью к другим участникам. Или надо выйти на хороший линейный ориентир (дорогу, ЛЭП, реку, кромку леса), они выведут тебя к людям.

Блок 3. Физическая подготовка

Значительное место в учебно-тренировочном процессе отводится физической подготовке. Из всего многообразия физических упражнений избираются те, которые способствуют развитию специальных качеств, необходимых в избранной спортивной деятельности. На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств спортсмена следует широко использовать специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, со штангой, спринтерский бег во всех разновидностях, лыжную имитацию.

Ведущая роль в процессе повышения скорости и скоростно-силовых качеств я отвожу методу повторного использования скоростно-силовых упражнений.

Основными задачами силовой подготовки является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата занимающихся. Основным методом наращивания мышечной силы у юных спортсменов является метод повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего и около предельного веса. Основными средствами тренировки общей и специальной выносливости у юных ориентировщиков являются: кроссовый бег, спортивные игры, ходьба на лыжах. Длина дистанций, скорость их преодоления и продолжительность пауз отдыха зависят от возраста, степени подготовленности спортсмена и задач, стоящих перед ним на данном этапе тренировки.

Задачи специальной подготовки – дальнейшее повышение эффективности и экономичности техники при освоении больших объемов тренировочных нагрузок, при передвижении бегом и на лыжах с соревновательной интенсивностью на различных дистанциях и при решении различных технических задач, совершенствование индивидуального технического мастерства.

Блок 4. Контрольные старты

Важное место отводится участию всех занимающихся в учебно-тренировочных группах в контрольных стартах, основными целями которых является контроль за эффективностью данного тренировочного процесса. Совершенствование и применение технических элементов в соревновательном режиме. Планирование и постановка разнообразных дистанций. Результативность на контрольных стартах позволяет мне анализировать и корректировать техническую подготовку спортсменов. Отборочные старты — это серия соревнований по итогам которых формируется сборные команды для участия в официальных стартах, плановых, календарных соревнованиях.

Чтобы подготовить сильного спортсмена-ориентировщика, нужно чтобы у него на высоком уровне были три вида подготовки: физическая, технико-тактическая и психологическая.

Если спортсмен-ориентировщик умеет хорошо ориентироваться, но при этом слабый физически, то из-за медленного прохождения дистанции, он никогда не покажет высокого результата. Также если спортсмен не устойчив психологически, на фоне нервного перевозбуждения он допускает технические ошибки и не становится лидером. Ну, а если спортсмен очень сильный физически и устойчив психологически, но при этом не обладает техникой ориентирования, то он вообще может заблудиться в лесу. Поэтому очень большое внимание на своих занятиях я уделяю технико-тактической подготовке.

Чтобы быть конкурентоспособным спортсменом, надо выполнять большую работу по физической подготовке.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА включает в себя:

1) ОБЪЕМНЫЕ ТРЕНИРОВКИ: зимой – это лыжный объем – в километрах; летом –это кроссовый объем – в километрах.

Объемные тренировки способствуют повышению общей выносливости;

2) СКОРОСТНЫЕ ТРЕНИРОВКИ направлены на повышение скоростной выносливости – это бег на время различных по протяженности дистанций;

3) ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ проводятся после объёмных, так как организму нужна фаза отдыха, после проделанной большой работы.

Восстановительные тренировки – это небольшой по протяжённости кросс и спортивные или подвижные игры: футбол, волейбол, пионербол и др.;

4) СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЕГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (СБУ) применяются на протяжении всего летнего сезона и способствуют улучшению техники бега;

5) ЛЫЖНУЮ ИМИТАЦИЮ – это подготовка к лыжному сезону, выполняется на пересечённой местности;

6) ОБЩУЮ – ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ (ОФП) – упражнения на гибкость, упражнения на все группы мышц;

7) СИЛОВУЮ ПОДГОТОВКУ – это важная составляющая особенно для лыжного сезона, силовые упражнения на различные группы мышц.

Тяжело изо дня в день выполнять монотонную, циклическую работу, но без этой работы не получится сильного спортсмена, поэтому постоянно применяю игровой и соревновательный методы, которые вносят разнообразие и пробуждают интерес к занятиям. Широко использую групповую форму работы, деля обучающихся на команды, равномерно распределяя их по силам и способностям, развиваю у них тем самым чувство коллективизма и ответственность за команду.

Ежегодно провожу мониторинг способностей обучающихся:

НОЯБРЬ — СПАРТАКИАДА «СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО» по силовой подготовке (Приложение 1);

МАРТ — КУБОК «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» — умения и навыки ориентирования на местности (Приложение 2);

В каждой возрастной группе выявляется сильнейший спортсмен и награждается грамотой и сладким призом.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× 4 =