Дистанционное обучение: проблемы и перспективы


Авторы: Дмитий Юрьевич Мышляков, Яна Владимировна Белякова
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"


Дополнительные файлы

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без Интернета. Большинство современных школьников активно используют смартфон, компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. В декабре 2002 года была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования Российской Федерации». В федеральный закон «Об образовании РФ» от 28. 02. 2012 г. введена отдельная статья законопроекта, посвященная электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме.

В конференции обучающийся общается с преподавателем онлайн, электронной почтой или в скайпе, задает ему вопросы, может получить консультацию по непонятому разделу, высылает задания. Преподаватель оценивает знания обучающегося.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игрылабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

В современном мире все большее количество людей предпочитают дистанционное обучение.

Достоинства дистанционного обучения

· Технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедийных технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.

· Доступность и открытость обучения — возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер, планшет, смартфон и Интернет, не покидая свой дом.

  Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т. д.

Недостатки дистанционного обучения:

· Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

· Необходимость в гаджетах и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все ученики имеют такую оснащенность, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

· Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и ученики еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

· Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России. Обучающие программы и курсы могут недостаточно хорошо разработаны или не рассчитаны на такой объем …. (Учителя, школьники и их родители после введения в России дистанционного обучения в школах из-за пандемии коронавируса больше всего жаловались на технические сбои, а также неготовность оборудования и самих педагогов к работе онлайн, показало исследование Института прогрессивного образования, с результатами которого ознакомились РИА Новости.

· При большом количестве методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения, не все материалы подходят для учителя, так как в России нет единого учебного пособия для каждого предмета.

Платные задания и отсутствие оборудования.

Выяснилось, что ряд школьников жалуются на платные задания.

Более 13% участников тематических коммуникаций также обратили внимание, что часть занятий на образовательных платформах остается платной. Особенно это заметно, по оценкам родителей, в разделах контрольных и проверочных работ. Несмотря на то, что многие онлайн-школы временно открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и библиотекам, значительная доля контента, рекомендуемого образовательными учреждениями, требует вложений. И даже сами учителя ограничены в выборе бесплатных заданий.

Перспективы развития дистанционного обучения в России.

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

  •   Мультимедийность — озвученные видео и слайд фильмы, анимация, графика;
  •   Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
  •   Использование потокового аудио и видео.
  •   Многообразие контрольных и тестовых заданий;
  •   Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
  •   Общение слушателей между собой;
  •   Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т. д.

  ДО это хорошая форма обучения, а для определённой категории, возможно и единственная, я имею в виду детей-инвалидов. Для детей, которые удалены от крупных центров, не имеющие возможности очно посещать курсы, для поступающих, в школах, в школах, где не ведётся тот или иной предмет.

  Возможно, ДО — это обучение будущего. Но сегодня мы понимаем, что учителя в школе никто заменить не сможет. Роль непосредственных контактов с учителем по-прежнему очень высока.

  Дистанционное обучение – это новое в школе, а все новое – интересно. Полностью же заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением. Положительные моменты ДО — обучение детей, которые не имеют возможности ходить в школу (спортсмены, дом. обучение), живут далеко и т. д. Отрицательные — гаджеты не в состоянии заменить общение с учителем.

  Сама идея дистанционного обучения хороша прежде всего тем, что даёт возможность получить образование детям-инвалидам (а их немало), детям, пропустившим занятия по той или иной причине и имеющим пробелы в знаниях, дополнительное образование взрослым. Но проблема в том, что чаще всего дети, нуждающиеся в дистанционном обучении, не имеют такой возможности по техническим причинам: дома нет компьютера или интернета, а в школе в компьютерные классы очередь. О замене учителя компьютером не может быть и речи: мы должны воспитать человека, а не машину, Образование получить можно — вырастить Человека вряд ли.

  Дистанционное обучение должно стать обязательной частью учебного процесса, и тому ест несколько причин. Большинство современных школ, за исключением узкопрофильных лицеев и гимназий, работает по стандартной схеме обучения. Данную схему считаю не вполне эффективной, т. к. к 9-10 классу большая часть учащихся уже определяется с профилем дальнейшего обучения, но из-за существующей схемы обучения вынуждена рассеивать свое внимание на многие предметы, вместо концентрации на нескольких, необходимых им. Поэтому я считаю, что ДО может помочь им восполнить пробелы в обучении и углубить свои знания в определенной области без отрыва от учебного процесса.

Основы ДО в Лицее

В нашем лицее элементы дистанционного обучения появились в 2014 году. Активно на своих уроках их стал использовать учитель информатики и ИКТ Мышляков Д. Ю., а в 2016-2017 учебном году и учитель английского языка Белякова Я. В. для работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении и имеющие медицинские противопоказания для посещения образовательного учреждения.

Средством для разработки онлайн-курсов стала обучающая платформа Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).  Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для учащихся и преподавателей курса. Используя Moodle, преподаватель может обмениваться сообщениями с учащимися, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.

  Обучающую платформу Moodle используют более 50 тысяч организаций из более чем 200 стран мира, в том числе в России, где на сегодняшний день Moodle — одно из самых востребованных обучающих решений.

Платформа Moodle имеет модульную структуру, что позволяет гибко изменять и дополнять функциональные возможности системы.

Разработка учебных курсов ДО на платформе Moodle.

Материалы для дистанционного обучения могут содержать следующие компоненты:

  • иллюстрированные лекции по теме;
  • контрольные тесты для каждого урока;
  • итоговое тестирование, направленное на закрепление пройденного материала;
  • различные творческие задания, позволяющие дополнительно привлекать видео- и аудиоматериалы, ориентировать учащихся на исследовательскую работу;
  • глоссарий и др.

Платформа Moodle, как уже было сказано выше предоставляет большой набор компонентов для создания учебных курсов. И несмотря на то, что Мышляков Д. Ю и я стали разрабатывать учебные курсы ещё в каникулярный период, у нас не было достаточно времени для освоения всех инструментов, представленных на данной платформе. В основе своих курсов мы использовали такие элементы курса как Задание, Тест, Чат (для обратной связи) и Страница. Наполняемость каждого урока состояла из текстовых описаний урока, необходимого теоретического материала и гиперссылок на наглядные интернет ресурсы (YouTube, Московская Электронная Библиотека и РЭШ). Хочу отдельно остановится на МЭБ. Данный ресурс предоставляет интерактивные разработки уроков, не требуя регистрации участника. При выборе ресурсов и создании тестовых заданий, мы учитывали время, которое ученик может без вреда для здоровья провести, работая за ПК или другим гаджетом, есть ли у учащегося ПК или только смартфон. Платформа Moodle позволила мне устанавливать сроки для выполнения работы (не менее 7 дней на каждый урок курса), что помогало учащимся поддерживать самодисциплину и одновременно работать в удобном для них темпе. Самым затратным для создания по времени элементом платформы является Тест. Мы с ДЮ давно уже используем в учебном процессе тестовую систему MyTestX, что позволило нам легче освоить инструменты Теста на платформе Moodle. Для того, чтобы хоть как-то сохранить объективность тестирования, нами использовалась большая наполняемость тестов с ограниченным количеством случайных вопросов для каждого участника курса, а также ограничение количества попыток для его выполнения.