«У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет:
Огуречная рассада.
И укропчик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот»
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный (март, апрель)
Продолжительность: 2 месяца.
Участники проекта: дети вторых младших, средних, старших, подготовительных к школе групп, педагоги родители.
Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства, а все меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине.
Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду по экологическому воспитанию.
Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи:
1) Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты: познания природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений. Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
3) Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).
4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение
художественной литературы.
Предполагаемый результат:
— Дети познакомятся с культурными растениями.
— С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
— С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
— У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
— У детей сформируется уважительное отношение к труду.
— Создание в группе огорода на подоконнике.
— Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Исследовательский этап: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта: беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.
Заключительный этап: подведение итогов, оформление выставки детских рисунков «Наш урожай» (2 мл. гр.), «От семечки к ростку» (ср., ст., подг. гр), фотовыставки «Чудо на окне». Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Пополнение дидактической базы.
План реализации проекта во второй младшей группе
№ | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап- подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели и родители | 01.03. — 10.03. |
2 | Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели и родители | |
3 | Изготовление табличек с картинками и названиями растений. | Создать эстетический вид посадкам | Воспитатели |
|
2 этап — исследовательский | ||||
1 | Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт | Познакомить детей с назначением огорода, с овощами, произрастающими на огороде. Расширять кругозор детей | Воспитатели | 13.03 – 14.04. |
2 | Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода | Воспитывать трудолюбие; развивать вызвать желание принимать участие к проектной деятельности | ||
3 | Рассматривание земли (свойства) | Знакомство со свойствами земли. Привлечь к рассматриванию. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | ||
4 |
«Мы сажаем огород», посада лука. | Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | ||
5 | «Мы сажаем огород», посадка гороха | Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | ||
6 | «Мы сажаем огород», посадка картофеля | Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | ||
7 | Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей | Расширять представления об овощах, закреплять умение отличать их по внешнему виду. | ||
8 | Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук», «Маша и медведь. Витамин роста». | Посредством мультфильмов закреплять знания детей об овощах, вовлекать в обсуждение после просмотра. Учить отвечать на вопросы воспитателя. | ||
9 | Наблюдение за трудом взрослого в «огороде». Рассматривание овощей, растущих на «огороде». | Учить наблюдать за трудом взрослого в «огороде», закрепить знания детей о назначении огорода, о произрастающих на нем овощах | ||
10 | Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание | Учить ухаживать за растениями | ||
11 | Пальчиковая игра «Мы капусту солим». | Привлечь к участию в пальчиковой игре. Учить сочетать движения рук с текстом. Расширять знания детей об овощах. | ||
Разучивание хоровода «Есть у нас огород». | Вызвать радость от совместной игры, учить ходить хороводным шагом, слушать музыку, закреплять знания об овощах посредством участия в хороводных играх. | |||
12 | Художественно творческая деятельность Лепка «Овощи» Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла» Аппликация «Консервируем овощи» Конструирования «Заборчик для огорода» | Продолжать знакомить детей огородом, с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину. Отражать знания об овощах в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. | ||
13 | Чтение сказки «Репка» | Познакомить с содержанием сказки «Репка». | ||
Чтение стихотворений, потешек об овощах | Познакомить со стихотворениями, фольклорным произведениями, связанными с огородом, овощами, расширять знания детей об овощах посредством литературных произведений. | |||
Заучивание стихотворения «Лук» | Разучить стихотворение, запомнить его, инсценировать его с помощью воспитателя. | |||
Вечер загадок | Учить по описанию отгадывать знакомые овощи. | |||
14 | Составление описательного рассказа об овощах | Упражнять в подборе прилагательных к существительным, обозначающим название овощей, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя. | ||
15 | Развлечение «Собираем урожай» | Закреплять знания детей об овощах, участвовать в досуговой игровой деятельности в рамках темы. Вызвать эмоционально-положительный отклик от совместной игровой деятельности. | ||
16 | Отгадывание загадок про овощи | Учить по описанию характерных признаков узнавать знакомые овощи. Развивать смекалку, память, внимание. | ||
17 | Д.и «Что в огороде растет?» | Закрепить знания об овощах, месте их произрастания, учить отличать их от фруктов. | ||
Д.и «Найди такой же формы | Учить выделять предметы (овощи) по заданному признаку (форма). | |||
Д.и. «Чудесный мешочек» | Учить узнавать овощи на ощупь. | |||
Д.и «Сложи картинку» | Учить составлять целое из частей. Узнавать и называть на картинке знакомые овощи | |||
18 | С.Р.И. «Магазин овощей» | Закрепить знания детей об обобщающем понятии «овощи»; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма | ||
С.Р.И. «Сварим щи для куклы» | Дать представления детям о том, что для приготовления щей необходимы овощи. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий (мыть овощи, резать их, сервировать стол для еды и т.д.), умение взаимодействовать и ладить друг с другом. | |||
19 | Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» | Учить детей передавать действия героев сказки, развивать интонационную выразительность речи. | ||
3 этап — заключительный | ||||
1 | Фотовыставка «Чудо на окне». Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе. | Воспитатели | 17.04. – 28.04. |
2 | Оформление выставки работ детей (лепка) «Наш урожай», фотовыставки «Чудо на окне» | Презентация итогов работы через творческие работы детей (лепка) и фотографии. | Воспитатели | |
3 | Пополнение дидактической базы группы | Систематизация дидактического материала. | Воспитатели и родители |
План реализации проекта в средней группе
№ | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап- подготовительный | ||||
1 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатели и родители | 1.03. – 10.03. |
2 | Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели родители | |
3 | Изготовление табличек с картинками и названиями растений. | Создать эстетический вид посадкам | Воспитатели | |
2 этап — исследовательский | ||||
1 | Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт | Расширять кругозор детей | Воспитатели
| 13.03. – 14.04. |
2 | Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей | ||
3 | Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей. | Воспитывать желание помогать взрослым | ||
4 | Беседа «Овощи, фрукты, полезные продукты» | Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию. | ||
5 | Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами | ||
6 | Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением овощей. | Расширять представления об овощах, закреплять умение отличать их по внешнему виду. | ||
7 | Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» Заучивание: А. Прокофьева «Огород» | Расширять представление об овощах посредством произведений художественной литературы» | ||
8 | Дидактические игры Д/И «Что растет на огороде». Д/И «Собери из частей целое» | Выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. | ||
Д/И «Вершки и корешки» | Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки. | |||
Д/И «Мой любимый овощ» Д/И «Найди по описанию» | Закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь. | |||
Д/И «Четвертый лишний» | Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. | |||
9 | П/и «Огуречик» | Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. | ||
П/и «Овощи — фрукты» | Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. | |||
Игра м/п «Огород у нас в порядке» | Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. | |||
Хороводная игра «Кабачок» Хороводная игра «Огородная хороводная» | Развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал. Учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. | |||
10 | Художественно-творческая деятельность: Лепка «Овощи: огурцы и помидоры» Рисование «Помидоры в банке». Раскрашивание овощей. Аппликация «Овощи для салата» Изготовление масок овощей для подвижных игр игры. | Расширять представления детей об овощах. Учить передавать форму овощей, учить отражать свои впечатления в художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность в творчестве | ||
11 | Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание | Учить ухаживать за растениями | ||
12 | Отгадывание загадок про овощи и фрукты | Развивать смекалку, память, внимание | ||
13 | Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета | Формировать представление детей об овощах и фруктах | ||
14 | Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» | Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол» | Закрепить знания об использовании овощей для приготовления пищи. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление. | |||
15 | Игра-драматизация по русской народной сказке «Вершки и корешки» | Закреплять знания об особенностях овощей. Развивать у детей актёрские способности | ||
3 этап — заключительный | ||||
1 | Фотовыставка «Чудо на окне». Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации | Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе. | Воспитатели | 17.04. – 28.04. |
2 | Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставки «Чудо на окне» | Презентация итогов работы через рисунки детей и фотографии. | Воспитатели | |
3 | Пополнение дидактической базы группы | Систематизация дидактического материала. | Воспитатели и родители |
План реализации проекта в старшей группе
№ | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап- подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели и родители | 01.03. – 10.03. |
2 | Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели родители | |
3 | Изготовление табличек с картинками и названиями растений. | Создать эстетический вид посадкам | Воспитатели | |
2 этап — исследовательский | ||||
1 | Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт | Расширять кругозор детей | Воспитатели
| 13.03.- 14.04. |
2 | Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей | ||
3 | Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц | Воспитывать желание помогать взрослым | ||
4 | Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». | Привлечь к совместному труду всех детей в группе | ||
5 | Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами | ||
6 | Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно | ||
7 | Чтение экологической сказки «Репка», | Познакомить с содержанием экологической сказки «Репка» | ||
8 | Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание | Учить ухаживать за растениями | ||
9 | Отгадывание загадок про овощи и фрукты | Развивать смекалку, память, внимание | ||
10 | Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета | Формировать представление детей об овощах и фруктах | ||
11 | Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини-выставки «Наш урожай» | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки | ||
12 | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка» | Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредством игровой деятельности. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. | ||
13 | Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» на новый лад | Развивать у детей актёрские способности | ||
3 этап — заключительный | ||||
1 | Фотовыставка «Чудо на окне». Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе. | Воспитатели | 17.04. – 28.04. |
2 | Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставки «Чудо на окне» | Презентация итогов работы через рисунки детей и фотографии. | Воспитатели | |
3 | Пополнение дидактической базы группы | Систематизация дидактического материала. | Воспитатели, родители |
План реализации проекта в подготовительной к школе группе
№ | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап — подготовительный. | ||||
1 | Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели и родители | 01.03. – 10.03. |
2 | Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели и родители | |
3 | Изготовление табличек с картинками и названиями растений. | Создать эстетический вид посадкам | Воспитатели | |
2 этап — исследовательский | ||||
1 | Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей, семян растений, сравнение их по цвету, форме, размеру. | Вызвать интерес к растениям, Желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений и многообразии семян | Воспитатели
| 13.03. – 14.04. |
Художественно-творческая деятельность рисование, лепка, аппликация, конструирование овощей и фруктов. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | |||
2 | Практическая деятельность: посадка овощных культур. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | ||
3 | Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | ||
4 | Трудовая деятельность (наблюдение, уход за растениями). | Учить детей замечать изменения, которые происходят у растений, продолжать обучать детей правильным навыкам работы по уходу за растениями. | ||
5 | Наглядно исследовательская деятельность с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». | Пополнение знаний детей, учить детей сравнивать, сопоставлять, находить причинно-следственные связи. | ||
6 | Чтение Н. Зинцовой. «Умная сказка про глупые овощи». | Познакомить с содержанием произведения, закреплять знания об овощах посредством произведения художественной литературы | ||
7 | Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах. | Обогащение словарного запаса, учить детей выразительно и эмоционально читать стихи. | ||
8 | Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. | Закрепить знания детей о процессе развития растений. | ||
9 | Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Вершки и корешки», «Из какого семени плод?» | Учить детей играть в игру, соблюдая все ее правила. | ||
10 | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка». | Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредством игровой деятельности. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. | ||
11 | Игра-драматизация по произведению Н. Зинцовой «Умная сказка про глупые овощи». | Развивать у детей актёрские способности | ||
3 этап — заключительный | ||||
1 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе. | Воспитатели | 17.04.- 28.04. |
2 | Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставки «Чудо на окне» | Презентация итогов работы через рисунки детей и фотографии. | Воспитатели | |
3 | Пополнение дидактической базы группы | Систематизация дидактического материала. | Воспитатели и родители |
В процессе реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
— Дети познакомились с культурными растениями.
— У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
— В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
— Дети познакомились с многообразием посевного материала.
— Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
— В группе был создан огород на окне.
— Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
— Родители принимали участие в проектной деятельности, проявляют интерес к вопросу опытнической, исследовательской, деятельности дошкольников.