Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»


Автор: Алевтина Александровна Говердова
Место работы: МБДОУ«Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: старший воспитатель


«У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет:

Огуречная рассада.

И укропчик, и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот»

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный (март, апрель)

Продолжительность: 2 месяца.

Участники проекта: дети вторых младших, средних, старших, подготовительных к школе групп, педагоги родители.

Проект затрагивает все образовательные области, с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства, а все меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине.

Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду».

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду по экологическому воспитанию.

Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.

Задачи:

1) Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты: познания природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.

2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений. Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

3) Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).

4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение
художественной литературы.

Предполагаемый результат:

— Дети познакомятся с культурными растениями.

— С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.

— С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

— У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

— У детей сформируется уважительное отношение к труду.

— Создание в группе огорода на подоконнике.

— Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Исследовательский этап: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта: беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.

Заключительный этап: подведение итогов, оформление выставки детских рисунков «Наш урожай» (2 мл. гр.), «От семечки к ростку» (ср., ст., подг. гр), фотовыставки «Чудо на окне». Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Пополнение дидактической базы.

План реализации проекта во второй младшей группе

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап- подготовительный.

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации

проекта.

Воспитатели

и родители

01.03. — 10.03.

2

Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного

материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

и

родители

3

Изготовление табличек с картинками и названиями растений.

Создать эстетический вид посадкам

Воспитатели

2 этап — исследовательский

1

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт

Познакомить детей с назначением огорода, с овощами, произрастающими на огороде. Расширять кругозор детей

Воспитатели

13.03 – 14.04.

2

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Воспитывать трудолюбие; развивать вызвать желание принимать участие к проектной деятельности

3

Рассматривание земли (свойства)

Знакомство со свойствами земли. Привлечь к рассматриванию. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

4

«Мы сажаем огород», посада лука.

Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

5

«Мы сажаем огород», посадка гороха

Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

6

«Мы сажаем огород», посадка картофеля

Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

7

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей

Расширять представления об овощах, закреплять умение отличать их по внешнему виду.

8

Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук», «Маша и медведь. Витамин роста».

Посредством мультфильмов закреплять знания детей об овощах, вовлекать в обсуждение после просмотра. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

9

Наблюдение за трудом взрослого в «огороде».

Рассматривание овощей, растущих на «огороде».

Учить наблюдать за трудом взрослого в «огороде», закрепить знания детей о назначении огорода, о произрастающих на нем овощах

10

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание

Учить ухаживать за растениями

11

Пальчиковая игра «Мы капусту солим».

Привлечь к участию в пальчиковой игре. Учить сочетать движения рук с текстом. Расширять знания детей об овощах.

Разучивание хоровода «Есть у нас огород».

Вызвать радость от совместной игры, учить ходить хороводным шагом, слушать музыку, закреплять знания об овощах посредством участия в хороводных играх.

12

Художественно творческая деятельность

Лепка «Овощи»

Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла»

Аппликация

«Консервируем овощи»

Конструирования «Заборчик для огорода»

Продолжать знакомить детей огородом, с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину. Отражать знания об овощах в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

13

Чтение сказки «Репка»

Познакомить с содержанием сказки «Репка».

Чтение стихотворений, потешек об овощах

Познакомить со стихотворениями, фольклорным произведениями, связанными с огородом, овощами, расширять знания детей об овощах посредством литературных произведений.

Заучивание стихотворения «Лук»

Разучить стихотворение, запомнить его, инсценировать его с помощью воспитателя.

Вечер загадок

Учить по описанию отгадывать знакомые овощи.

14

Составление описательного рассказа об овощах

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, обозначающим название овощей, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

15

Развлечение «Собираем урожай»

Закреплять знания детей об овощах, участвовать в досуговой игровой деятельности в рамках темы. Вызвать эмоционально-положительный отклик от совместной игровой деятельности.

16

Отгадывание загадок про овощи

Учить по описанию характерных признаков узнавать знакомые овощи. Развивать смекалку, память, внимание.

17

Д.и «Что в огороде растет

Закрепить знания об овощах, месте их произрастания, учить отличать их от фруктов.

Д.и «Найди такой же формы

Учить выделять предметы (овощи) по заданному признаку (форма).

Д.и. «Чудесный мешочек»

Учить узнавать овощи на ощупь.

Д.и «Сложи картинку»

Учить составлять целое из частей. Узнавать и называть на картинке знакомые овощи

18

С.Р.И. «Магазин овощей»

Закрепить знания детей об обобщающем понятии «овощи»; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма

С.Р.И. «Сварим щи для куклы»


Дать представления детям о том, что для приготовления щей необходимы овощи. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий (мыть овощи, резать их, сервировать стол для еды и т.д.), умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

19

Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка»

Учить детей передавать действия героев сказки, развивать интонационную выразительность речи.

3 этап — заключительный

1

Фотовыставка «Чудо на окне».

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в

работе.

Воспитатели

17.04. – 28.04.

2

Оформление выставки работ детей (лепка) «Наш урожай», фотовыставки «Чудо на окне»

Презентация итогов работы через творческие работы детей (лепка) и фотографии.

Воспитатели

3

Пополнение дидактической базы группы

Систематизация дидактического

материала.

Воспитатели и родители

План реализации проекта в средней группе

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап- подготовительный

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации

проекта «Огород на подоконнике».

Воспитатели и родители

1.03. – 10.03.

2

Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного

материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители

3

Изготовление табличек с картинками и названиями растений.

Создать эстетический вид посадкам

Воспитатели

2 этап — исследовательский

1

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт

Расширять кругозор детей

Воспитатели

 

13.03. – 14.04.

2

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей

3

Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей.

Воспитывать желание помогать взрослым

4

Беседа «Овощи, фрукты, полезные продукты»

Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.

5

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами

6

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением овощей.

Расширять представления об овощах, закреплять умение отличать их по внешнему виду.

7

Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Заучивание: А. Прокофьева «Огород»

Расширять представление об овощах посредством произведений художественной литературы»

8

Дидактические игры Д/И «Что растет на огороде».

Д/И «Собери из частей целое»

Выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 

Д/И «Вершки и корешки»

Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки.

Д/И «Мой любимый овощ»

Д/И «Найди по описанию»

Закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Д/И «Четвертый лишний»

Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.

9

П/и «Огуречик»

Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

П/и «Овощи — фрукты»

Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Игра м/п «Огород у нас в порядке»

Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Хороводная игра «Кабачок»

Хороводная игра «Огородная хороводная»

Развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.

10

Художественно-творческая деятельность:

Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»

Рисование «Помидоры в банке».

Раскрашивание овощей.

Аппликация «Овощи для салата»

Изготовление масок овощей для подвижных игр игры.

Расширять представления детей об овощах. Учить передавать форму овощей, учить отражать свои впечатления в художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность в творчестве

11

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание

Учить ухаживать за растениями

12

Отгадывание загадок про овощи и фрукты

Развивать смекалку, память, внимание

13

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета

Формировать представление детей об овощах и фруктах

14

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 

Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»

Закрепить знания об использовании овощей для приготовления пищи. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление. 

15

Игра-драматизация по русской народной сказке «Вершки и корешки»

Закреплять знания об особенностях овощей. Развивать у детей актёрские способности

3 этап — заключительный

1

Фотовыставка «Чудо на окне».

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе.

Воспитатели

17.04. – 28.04.

2

Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставки «Чудо на окне»

Презентация итогов работы через рисунки детей и фотографии.

Воспитатели

3

Пополнение дидактической базы группы

Систематизация дидактического материала.

Воспитатели и родители

План реализации проекта в старшей группе

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап- подготовительный.

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации

проекта.

Воспитатели и родители

01.03. – 10.03.

2

Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного

материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители

3

Изготовление табличек с картинками и названиями растений.

Создать эстетический вид посадкам

Воспитатели

2 этап — исследовательский

1

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт

Расширять кругозор детей

Воспитатели

 

13.03.- 14.04.

2

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей

3

Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц

Воспитывать желание помогать взрослым

4

Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе

5

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами

6

Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно

7

Чтение экологической сказки «Репка»,

Познакомить с содержанием экологической сказки «Репка»

8

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание

Учить ухаживать за растениями

9

Отгадывание загадок про овощи и фрукты

Развивать смекалку, память, внимание

10

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета

Формировать представление детей об овощах и фруктах

11

Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини-выставки «Наш урожай»

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки

12

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»,

«Кафе «Витаминка»

Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредством игровой деятельности. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

13

Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» на новый лад

Развивать у детей актёрские способности

3 этап — заключительный

1

Фотовыставка «Чудо на окне».

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе.

Воспитатели

17.04. – 28.04.

2

Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставки «Чудо на окне»

Презентация итогов работы через рисунки детей и фотографии.

Воспитатели

3

Пополнение дидактической базы группы

Систематизация дидактического

материала.

Воспитатели, родители

План реализации проекта в подготовительной к школе группе

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап — подготовительный.

1

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации

проекта.

Воспитатели

и родители

01.03. – 10.03.

2

Подбор наглядно — дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного

материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели и

родители

3

Изготовление табличек с картинками и названиями растений.

Создать эстетический вид посадкам

Воспитатели

2 этап — исследовательский

1

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей, семян растений, сравнение их по цвету, форме, размеру.

Вызвать интерес к растениям,

Желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений и многообразии семян

Воспитатели

 

13.03. – 14.04.

 

Художественно-творческая деятельность рисование, лепка, аппликация, конструирование овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

2

Практическая деятельность: посадка овощных культур.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

3

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

Продолжать учить детей правильно

строить суждения и делать выводы о

создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

4

Трудовая деятельность (наблюдение, уход за растениями).

Учить детей замечать изменения,

которые происходят у растений, продолжать обучать детей правильным навыкам работы по уходу за растениями.

5

Наглядно исследовательская деятельность с детьми: «В мире овощей», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Пополнение знаний детей, учить детей сравнивать, сопоставлять, находить

причинно-следственные связи.

6

Чтение Н. Зинцовой. «Умная сказка про глупые овощи».

Познакомить с содержанием произведения, закреплять знания об овощах посредством произведения художественной литературы

7

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах.

Обогащение словарного запаса, учить детей выразительно и эмоционально

читать стихи.

8

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Закрепить знания детей о процессе развития растений.

9

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Вершки и корешки», «Из какого семени плод?»

Учить детей играть в игру, соблюдая все ее правила.

10

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»,

«Кафе «Витаминка».

Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредством игровой деятельности.

Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

11

Игра-драматизация по произведению Н. Зинцовой «Умная сказка про глупые овощи».

Развивать у детей актёрские способности

3 этап — заключительный

1

Обработка и оформление материалов проекта в

виде презентации.

Создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе.

Воспитатели

17.04.- 28.04.

2

Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», фотовыставки «Чудо на окне»

Презентация итогов работы через рисунки детей и фотографии.

Воспитатели

3

Пополнение дидактической базы группы

Систематизация дидактического

материала.

Воспитатели и родители

В процессе реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

— Дети познакомились с культурными растениями.

— У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

— В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.

— Дети познакомились с многообразием посевного материала.

— Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

— В группе был создан огород на окне.

— Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.

— Родители принимали участие в проектной деятельности, проявляют интерес к вопросу опытнической, исследовательской, деятельности дошкольников.