Практическая работа «Определение загрязнений окружающей среды»


Автор: Наталия Владимировна Еременко
Место работы: МКОУ «СОШ с. Бирофельд»
Должность: учитель технологии


Цель продолжить формирование навыков и умений исследовательской деятельности.

Задачи:

  • познакомить со способами определения загрязнений окружающей среды;
  • продолжить развивать интеллектуальные качества и познавательный интерес;
  • продолжить воспитывать умения работать в группах.

Учащиеся должны знать: методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды;

Учащиеся должны уметь: приводить экологическую экспертизу.

Ход урока

Содержимое

I. Организационный момент. Сообщение цели.

II. Актуализация знаний.

  • Дайте определение понятиям: лихеноиндикация, нитриты и нитраты.
  • Сообщения обучающихся о загрязнении воздуха и воды, о вреде продуктов с высоким содержанием нитратов и нитритов.

III. Практическая работа.Работа в группах.

Задание «Оценка чистота атмосферы» 1 группе:

1. ЦОР «Лихеноиндикация» из урока №7. Выберите для обследования несколько площадок с деревьями старше 20 лет: вблизи автомобильной дороги, котельной, в парке или лесу. На площадке должно быть 7-10 деревьев.

2. На высоте 1,3-1,6 м от поверхности почвы определите проективное покрытие ствола лишайниками в процентах (%). Для этого приложите к стволу счетную решетку, у которой ячейка равна 1см 2 и ее можно принять равной 1%. (Счетная решетка имеет стороны 10х10 см, которые разделены натянутой леской или проволокой через каждый см). На каждом дереве сделайте 4 замера – 2 замера у основания ствола, еще 2 замера – на высоте 1,5 м от почвы. Учитывайте покрытие для каждой группы лишайников отдельно.

3. Определите группы лишайников на стволе дерева: накипные, листоватые или кустистые.

4. Заполните таблицу: Оценка чистота атмосферы

Номер дереваплощадкиПроективное покрытие, %
накипныелистоватыекустистые
№ 11   
2   
3   
4   
№ 2    
…..     
Среднее значение покрытия (Мср)    

5. Рассчитайте по формуле чистоту атмосферы: 

ОЧА= (М срнакипных х 2 М срлистоватых х 3 М сркустистых ) : 30

Чем ближе показатель ОЧА в единице, тем чище воздух.

Задание «Качество воды» для 2 группы:

Прочитайте текст практической работы на стр. 125 учебника. Выполните задания по инструкции.

Заполните таблицу: Качество воды

ПризнакиПробы воды
дождеваяводопроводнаяфильтрованная
Цвет   
Запах после нагрева   
Вкус   
Примеси   

Сделайте вывод о качестве воды.

Задание «Загрязненность продуктов питания нитритами и нитратами для 3 группы:

Прочитайте текст практической работы на стр. 125 учебника. Выполните задания по инструкции.

Заполните таблицу «Загрязненность продуктов питания нитритами и нитратами»:

С/х культураСодержание нитритов и нитратов (мг/кг) в культурах, выращенных наВывод
с/х полеприусадебном участке
Картофель   
Морковь   
Свекла   
Яблоки    

IV. Контроль формирования знаний и умений.

Беседа по вопросам темы . Выставление оценок за знания и оригинальность высказанных идей во время обсуждения проблем. Оценивание практической работы.

Человек рождается на свет,
Чтоб любить, творить ‒ и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? – Ищите свой ответ.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − девять =