Применение игровых технологий для закрепления знаний по ПДД


Автор: Ирина Владимировна Гаевая
Место работы: МАОУДО "Центр детского творчества"
Должность: педагог дополнительного образования


Игра «Я – пешеход, я – водитель»

Сейчас предлагаю Вам отправиться в путешествие, в процессе которого перед вами будут появляться различные дорожные ситуации, ваша задача – рассказать свои действия в данной ситуации.

А теперь мы с вами превращаемся в водителей, каждый может придумать себе транспортное средство, на котором будет передвигаться. Итак, отправляемся в путь. Что нужно сделать, перед тем, как тронулись в путь? (Пристегнуть ремни)

Вашему вниманию представлены дорожные ситуации, объясните, пожалуйста, ваши действия.

«Нарисуй дорожный знак»

Большое значение в профилактике и предупреждении дорожно-транспортных происшествий имеет изучение дорожных знаков.

Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Учить дорожные знаки – не простая задача для детей. Поэтому акцент нужно сделать на самых необходимых и важных дорожных знаках, которыми ребенок сможет пользоваться. 

Есть несколько вариантов, как сделать изучение дорожных знаков более увлекательным.

«Дорисуй дорожный знак» – можно раздать детям заготовки и предложить дорисовать дорожный знак и объяснить его значение.

«Найди нужный знак» – педагог сам объясняет значение дорожного знака, а дети угадывают, что это за знак и показывают его на картинке.

«Четвертый лишний» – детям предлагается 4 картинки с изображениями знаков, 3 из которых принадлежат к одной группе, а четвёртый к другой. Им необходимо определить «лишний» знак.

«Собери пазл» – детям предлагается собрать дорожный знак из кусочков и объяснить его значение.

Собери пазл»

Также можно предложить детям сначала собрать пазл с изображением какой-либо дорожной ситуации, а после на собранной картинке найти, например, нарушителей Правил дорожного движения.

«Кубик Блума»

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принципе «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов технологии критического мышления, разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума». 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб или любой другой, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

Классификация вопросов

Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись – вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Назови участников дорожного движения; назови элементы дороги.

Почему опасно переходить дорогу в неположенном месте? Почему опасно играть рядом с проезжей частью дороги?

Объясни как правильно перейти проезжую часть? И что означают сигналы светофора? Как должен вести себя пассажир?

Опиши как выглядит проезжая часть дороги? Как выглядит пешеходная дорожка? Как выглядит нарушитель дорожного движения?

Придумай новый дорожный знак (здесь играть опасно, бегать по дороге нельзя, место для игр); Что будет, если исчезнут Правила дорожного движения, (дорожные знаки, транспорт…)

Поделись своими наблюдениями, что ты чувствуешь, когда узнаёшь о ДТП (когда видишь, что люди нарушают Правила).

«Подвижные игры»

Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой.  Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков, а именно. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (что-то начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т.д.).

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.

Например: тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеходная дорожка, «Пассажир» – назвать маршрутное транспортное средство, остановка и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибавшийся игрок выбывает из игры.

Игра «Дорожное – недорожное»

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово – игрок должен поймать мяч, «недорожное» – пропустить или отбросить, при соответствии игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

Игра «Правильно – неправильно»

По принципу предыдущей игры, только ведущий называет детям Правила поведения на дороге, игроки должны поймать мяч – если «правильно» и отбросить – если «неправильно».

Игра «Прогулка по Правилам»

Педагог приглашает детей сходить на прогулку, но нужно быть внимательным на дорогах и соблюдать сигналы светофора. Дети идут. Педагог показывает красный сигнал – дети останавливаются, зелёный сигнал – дети продолжают движение, но перед тем, как начать идти, должны посмотреть по сторонам: сначала налево, затем направо и опять налево и далее в процессе игры можно моделировать различные дорожные ситуации.

«Физминутки»

С целью эмоциональной разрядки, развития мышечной активности, предупреждения переутомления на занятиях необходимо использовать физминутки, тематические физминутки по ПДД полезны вдвойне, так как они несут ещё и смысловую нагрузку.

«Дорога без разметки»

Я в деревню этим летом

(Руки на плечи – круговые движения вперед)

Ездил на машине с дедом.

(Руки на плечи – круговые движения назад)

На дороге здесь порой

(Прямую ногу вперед на носок поочередно)

Нет разметки никакой.

Ну и как тогда нам быть

(Прямую ногу назад поочередно)

Как её переходить?

Если нет машин, то можно.

Только очень осторожно:

Влево-вправо посмотреть.

(Руки на пояс – повороты в стороны)

Не бежать и не лететь!

И без лишней суеты

(Ходьба с высоким подниманием колен)

Перейдёшь дорогу ты!

«Правила дорожного движения»

Чтоб аварий избегать. (Руки на пояс – повороты в стороны)

Надо строго соблюдать Правила движения

(Поочередное поднимание рук – вперед, вверх, развести в стороны, опустить)

И нормы поведения.

Вы запомните, друзья.

На дороге нам нельзя

Бегать, прыгать и скакать (Прыжки на месте на двух ногах)

И с мячом в футбол играть.

И не думайте напрасно

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Что здесь вовсе не опасно.

Изучайте понемногу, как переходить дорогу.

Ребусы

Отгадывание ребусов способствует развитию логического мышления у детей, прививает навыки критического мышления и познавательный интерес, а также способствует закреплению полученных знаний по ПДД в игровой форме.

Детям можно предложить не просто разгадать дорожные ребусы, но и объяснить, что обозначают отгаданные понятия.

Математические задачи

Также вместе со знаниями Правил дорожного движения можно проверить знание математики. Давайте попробуем решить математические задачи по Правилам дорожного движения.

— Сколько световых сигналов у транспортного светофора добавьте к этому числу пять десятков и запишите, что получится? (53)

— Зелёный сигнал горит на пешеходном светофоре 18 секунд, а красный – 20 секунд. За сколько секунд пешеход должен успеть перейти дорогу? (18)

— На перекрёстке водитель скорой помощи проехал на красный сигнал, спеша на помощь к больному. Сколько допущено нарушений? (0)

— 92 школьника перешли дорогу под знаком пешеходный переход, а пятеро в удобном месте. Сколько школьников нарушили правила дорожного движения? (5)

«Сказочные ситуации»

Также в изучении Правил дорожного движения нам могут помочь любимые сказочные герои.

1. Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на дорогу. Какие ошибки допустил Вини-Пух?

Ответ: (детям до 14 лет выезжать на проезжую часть запрещено Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

2. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку: у неё заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвести. Кого подвезёт мальчик? 

Ответ: (никого, нельзя перевозить на велосипеде пассажиров за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками).

3. Винтик и Шпунтик катались на велосипедах. Вдруг у Шпунтика сломался велосипед. Починить его сразу не получилось. Но Винтик не бросил друга в беде: он взял велосипед Шпунтика на буксир и повёз домой.  

Ответ: (велосипед нельзя брать на буксир).

4. Три поросёнка строили дом. В магазине они купили длинные рейки и привязали их к велосипеду. Так поросята решили привезти рейки домой. 

Ответ: (на велосипеде нельзя перевозить громоздкие предметы. Велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения).

«Сюжетно-ролевые игры»

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно–ролевая игра. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.

«Пешеходы и водители»

Дети делятся на две команды: водители и пешеходы. Водителям предлагается проехать, а пешеходам перейти дорогу в соответствии с сигналами светофора или регулировщика.

«Пассажиры в автобусе»

Детям предлагается обыграть различные ситуации: поездка в общественном транспорте, посадка и высадка из него.