Применение метода наглядного моделирования в развитии фонематического восприятия


Автор: Галина Николаевна Абдуллаева
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 15»
Должность: учитель-логопед


С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Они считают, что при нарушении артикуляции без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.

По мере фонематического развития ребёнка появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на восприятии слова со всеми его признаками, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, одномоментном их сопоставлении.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

В словаре терминов и понятий логопедии представлено следующее определение: фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.

Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование, в том числе наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это использование детьми разного рода условных заместителей и работа с ними. Его можно использовать в разных направлениях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в развитии фонематического восприятия. Например, для лучшего усвоения понятия «гласный и согласный звук», гласные звуки можно представить в виде таких знаков: звук [а] – большой красный круг, звук [у] – маленький красный круг, звук [о] – красный овал, звук [и] – красный прямоугольник. Знаки согласных звуков могут быть такими, все согласные твердые звонкие обозначаются синим кругом с колокольчиком, согласные твердые глухие – синий круг без колокольчика, согласные мягкие звонкие – зеленый круг с колокольчиком, согласные глухие твердые – зеленый круг без колокольчика. Значение моделирования велико: оно облегчает процесс становления речи в целом; совершенствует логическое мышление, память, внимание; обеспечивает усвоение содержания.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.

Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки по порядку и моделировать слова.

Прежде чем начать работу в данном направлении я провела обследование детей. Обследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все диагностические методики предлагались в игровой форме. При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предположенные Л.Г. Парамоновой:

  • создание доброжелательной обстановки;
  • установление контакта с ребенком;
  • выяснение понимания ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов;
  • применение четких инструкций по выполнению заданий;

В ходе обследования применялись следующие задания:

— умения выделять звук на фоне слогов и слов.

Инструкция: Давай поиграем в «ловишки», слушай меня внимательно. Ребенку предлагалось прослушать слова и хлопнуть в ладоши, если услышишь названный звук в словах.

— задания на умение определять место звука в слове (начало, конец).

Инструкция: предлагала ребёнку слова и давала следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [c] в слове «санки» в начале или в конце?»

— задания на определение умения анализировать звуковой состав слова;

Ребёнку предлагается картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. Первоначально для анализа даются односложные слова типа: «дом», «лак».

— задания на умение различать слова со сходным звуковым составом.

Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов-квазиомонимов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (почка – бочка, трава – дрова, крыса – крыша и т. д.).

Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они меняли их местами, либо произносили неправильно.

Большую трудность представляло определение местоположения звука со слов и чуть легче и точнее дети определяли место звука в слове, имея наглядный материал, т.к. при этом детям не нужно удерживать в памяти слово, посмотрев на картинку они его легко вспоминали. Сложность здесь представлял непосредственно сам фонематический анализ данного слова: вычленение заданного звука из слова, определение его места в слове. Максимальную сложность для выполнения представил анализ слов т.е. определение последовательности и количества звуков. Причем большинство ошибок имело место при определении последовательности звуков в словах. Характерной ошибкой явилось пропуск гласных звуков Дети выполняли предложенные задания без интереса, часто отвлекались, с появлением сложностей  при выполнении задания замолкали или повторяли названный ими звук, т.е. дети не владели способами звукового анализа и столкнувшись с трудностям становились беспомощны, не внимательно слушали педагога, что в свою очередь обусловливало низкие результаты при выполнении многих заданий.

Анализ результатов обследования показывает, что дети с общим недоразвитием речи испытывают более значительные трудности в усвоении материала: они не могут определить место звука в слове, путают мягкие и твердые согласные звуки, согласные и гласные звуки, не могут отраженно повторить слоговые цепочки, имеет место нечеткое различение на слух фонем как в собственной, так и в чужой речи.

Поэтому необходимо в коррекционной работе применять различные игры, приемы и методы. В данном случае метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить эти понятия (звук, слог, слово). Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, кроме того идет опора как на зрительный образ, так и на слуховое восприятие данных. Для этого был разработан план коррекционной работы. В процессе обследования были выявлены трудности, для последующей коррекционной работы были поставлены следующие задачи:

1. На основе полученных данных составить план работы.

2. Работать над развитием фонематического восприятия.

3. Организовать работу с педагогическим коллективом и родителями.

Для решения поставленных задач был составлен план работы.

Старшая группа

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Проведение диагностики

(сентябрь)

Организация работы клуба «Растем вместе»

1. Консультация «Внимательные ушки»

Цель ‒ познакомить с понятием «слуховое восприятие»

2. «Удивительный мир звуков»

Цель ‒ рассказать о важности развития фонематического восприятия

1. Консультация для педагогов ДОУ

«Развитие речи в различных видах деятельности»

2. Консультация для педагогов логопедических групп

«Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи»

Опираясь на результаты диагностики детей, вся работа была разделена на следующие направления:

Месяц

Направление

Декабрь

1. Понятие «звук», неречевые звуки

2. Речевые звуки: гласные и согласные

Январь

1. Гласные звуки. Выделение первого гласного из состава слова.

2. Анализ слога типа «гласный-согласный»

Февраль

1. Выделение первого согласного звука из состава слова

2. Выделение последнего гласного из состава слова

Март

1. Анализ слога типа «согласный – гласный»

2. Выделение гласного из состава слова

Апрель

1. Анализ односложных слов ( типа мак, дом)

2. Выделение согласного звука из состава слова

Подготовительная группа

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Проведение диагностики

(сентябрь, май)

Организация работы клуба «Растем вместе»

1. «Поиграй со мной»

Цель ‒ познакомить родителей с игровыми приемами развития фонематического восприятия

2. «Слышу – читаю»

Цель ‒ познакомить родителей со взаимосвязью процессов чтения и фонематического восприятия

1. Консультация для педагогов логопедических групп

«Игровые приемы в развитии фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

2. Консультация для педагогов ДОУ

«Фонематический слух как основа правильной речи»

В подготовительной группе в начале учебного года проводится диагностика детей с целью выявления уровня развития фонематического восприятия. На основе полученных данных определяются направления работы:

Месяц

Направление

Сентябрь

Закрепление навыков, полученных ранее

Октябрь

Анализ двусложных слов типа «каша, вода»

Ноябрь

Выделение последнего согласного из состава слова

Декабрь

Формирование умения подбирать слова с заданной позицией звука

Январь

Обучение делению слов на слоги

Февраль

Анализ трехсложных слов типа «машина, калина»

Март

Синтез односложных, двусложных слов

Апрель

Формирование умения обозначать первый звук слова буквой

На занятиях по развитию звуковой стороны речи я знакомлю детей с такими понятиями как «звук», «слог», «слово». Для детей дошкольного возраста эти понятия имеют абстрактное значение, поскольку это связано с особенностью развития мышления. Такую работу я начинаю проводить с детьми старшей логопедической группы, придерживаясь системы работы по применению метода наглядного моделирования. Для наиболее эффективной работы я использую разнообразные игры, игровые упражнения. Дети охотно принимают в них участие, эмоционально откликаются, учатся рассуждать, учатся обосновывать свой ответ, стараются прислушиваться к ответам других детей. В ходе любой игры обязательно присутствует наглядность, раздаточный материал, детям нравится «дописывать письмо» герою, они внимательно следят за ходом игры «Звуковое лото», прислушиваются к окружающим звукам. В ходе такой работы обязательно применяю дифференцированный подход, использую игры от простых к более сложным. Обязательно начинаю с таких игр «Звуки за окном», «Звуковая шкатулка», «Веселый оркестр», «Угадай, что звучит», «Звуковой диктант», «Сосчитай звуки», потому что дети способны справиться с ними без специальной подготовки. По мере того как возможности у ребят возрастают, закрепляю полученные навыки при помощи более сложных игр «Украсим бусы», «Монетки», «Есть ли звук», «Необычные цветы», «Нужный знак». Анализ полученных данных диагностики в конце учебного года показывает, что в ходе работы по применению метода наглядного моделирования происходит не только развитие фонематического восприятия, но и активизация и обогащение словаря, формирование грамматических представлений: совершенствуется навык словоизменения, словообразования, употребление предлогов, составления предложений разной структуры.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

На первом этапе детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы,  Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

  • Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма.

  • Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.

  • Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

На первом этапе детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных)

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации.

Педагог воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, дети слушают с закрытыми глазами:

а) показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных)

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

На втором этапе дети учатся

  • различать слова близкие по звуковому составу.

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

  • Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

  • Анализ звукового ряда из 2-3 гласных.

Считаю необходимым привлекать к сотрудничеству и родителей детей логопедической группы. Для них стараюсь подбирать интересный практический материал, организовываю как групповые, так и индивидуальные консультации. Родители охотно принимают участие в заседаниях логопедического клуба «Растем вместе», которые всегда проходят вместе с детьми. В ходе таких заседаний всегда компактно рассказываю теорию, отвечаю на возникающие вопросы родителей. Обязательно знакомлю с разнообразными играми, например «В саду», «Звуковой диктант». Родители вместе с детьми изготавливают разнообразные атрибуты для игр, в которые можно играть дома. Так, например, для игры «Звуковое лото» изготовили игровое поле, знаки звуков, познакомились с правилами игры. Родители были удивлены тому, что дети умеют давать характеристику звукам, подбирают слова с заданной позицией звука, рассказывают о звуках гласных и согласных. Изготовленные атрибуты родители забирают домой. Также изготавливаю буклеты по теме заседания клуба, где коротко изложена теоретическая часть.

Для более эффективной работы в данном направлении провожу консультации для педагогов логопедической группы и для педагогов детского сада. Информацию подбираю так, чтобы ее было можно использовать во всех возрастных группах, рекомендую игры, разнообразные приемы, игровые упражнения, отвечаю на возникающие вопросы, рассказываю о том, как можно использовать уже имеющиеся разнообразные игры для развития фонематических процессов. Знакомлю педагогов логопедической группы с практическими приемами, для более тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы. Известно, что на развитие ребенка большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, поэтому рекомендую, чтобы речевой уголок в логопедической группе привлекал внимание детей и вызывал желание использовать помещенный там материал в самостоятельной деятельности. Чтобы необходимый материал находился в доступном для детей месте, и дети могли использовать его в своих играх, закрепляя навыки и отрабатывая умения, полученные на занятиях, в любое время.

Проведение такой работы, применение игровых упражнений, пособий, а также игр с элементами наглядного моделирования способствует тому, что уровень развития фонематического восприятия у детей логопедической группы повышается. Дети научаются выделять заданный звук из потока звуков, подбирать слова с заданным звуком, учатся отличать «речевой» звук от «неречевого», определять и называть предметы, которые производили звуки, давать характеристику гласным звукам, опираясь на акустические признаки, упражняются обозначать услышанный гласный звук нужным символом, проводить звуковой анализ типа «гласный — гласный», назвать первый звук в слове, подбирать слова, первый звук в которых гласный.. Лучше справляются с заданиями, становятся более внимательными, удерживают в памяти инструкции, реже путают понятия «гласный – согласный». Меньше ошибаются, давая характеристику звукам по акустическим признакам.

Использование наглядного моделирования в логопедической работе по развитию фонематического восприятия позволяет каждому ребенку самостоятельно обдумывать задания, а педагогу компоновать разнообразный материал, уменьшать или увеличивать количество моделей, вносить разнообразие в виды заданий. Родители могут в домашних условиях закреплять полученные навыки, самостоятельно играть с детьми в игры, изготовлять несложные атрибуты для такой деятельности.

В результате вся работа способствует не только развитию фонематического восприятия, но и самостоятельности, усидчивости, проявлению чувства заинтересованности и ответственности, развивает психические процессы, пространственную ориентировку. Параллельно идет развитие и других сторон речи: совершенствуется лексико-грамматический строй, расширяется и активизируется словарь, совершенствуется звуко-слоговая структура слов, улучшается качество словообразования.

Благодаря наглядному моделированию дети прочнее и быстрее усваивают материал, учатся самостоятельно оценивать выполненные задания. Именно доступность, простота в использовании метода наглядного моделирования значительно повышает эффективность данного вида работы в коррекционно-воспитательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Таким образом, формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи, отдельные занятия, направленные на формирование фонематического восприятия, на развитие фонематических навыков.

Игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Они позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.