Проект «Мы ребята – казачата» (старшая группа)


Автор: Ирина Владимировна Осипова
Место работы: МБДОУ "Детский сад №15"
Должность: воспитатель


Содержимое

Содержательная часть проекта (Актуальность проекта)

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы дошкольного учреждения. Успешность данной работы во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, насколько глубоко затронет душу ребенка отобранный материал и какие эмоции при этом возникнут у дошкольника. Патриотическое воспитание – это воспитание души маленького человека и исходить оно должно из духовности родного края. Актуальность нашего проекта заключается в необходимости расширения знаний старших дошкольников об истории родного края и казачества, как одной из страниц этой истории. Вся жизнь казаков пропитана патриотическими чувствами, служению Отечеству. Любовь к Родине, семье, родным местам красной нитью протянута через весь их быт, песни, стихи, пословицы и поговорки. Всё это является богатейшим материалом для воспитания у детей патриотических чувств. Само создание казачьих войск было основано на патриотизме. Поэтому данная тема является благодатным материалом для патриотического воспитания дошкольников.

Проблема. История амурского казачества недостаточно широко освещена в литературе, нет целенаправленной системной деятельности по изучению казачества в дошкольных учреждениях. У детей слабо сформированы представления о жизни и деятельности казаков. Об их роли в истории родного края. Эти противоречия и привели к выбору темы проекта.

Цель проекта приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям амурских казаков.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения амурского казачества, его бытом, укладом жизни, традициями;

  • способствовать развитию речи, логического мышления;

  • воспитывать интерес и уважение к истории родного края и культуре казачества;

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину

Тип проекта:

по содержанию интегративный;

по доминирующему виду познавательно-творческий;

по количеству участников групповой;

по продолжительности долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, (законные представители), педагоги, социальные партнеры.

Возраст детей – 5-6 лет.

Часы регионального компонента распределяются за счет интеграции по всем разделам основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Обеспечение реализации проекта

1. Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).

  • Стратегия развития российского казачества до 2020 года.

  • Устав МБДОУ «Детский сад № 15» г. Биробиджана.

  • Локальные акты ДОУ.

2. Финансовое обеспечение:

Финансирование проекта осуществляется за счет внутренних средств образовательных организаций.

3. Этапы и сроки проведения проекта.

  • Организационно-подготовительный (сентябрь, октябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; создание уголка прикладного искусства.

    • Аналитический (ноябрь – апрель)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса у воспитанников и их родителей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

  • Заключительный (май)

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами.

4. Организация деятельности в ходе выполнения проекта (перспективный план по месяцам)

Мероприятия

Интеграция

Срок

Ответственный

Подготовительный

Выявление проблемы

 

сентябрь

И.В. Осипова

Определение темы и

цель проекта

 

сентябрь

И.В. Осипова

Подборка материала

по теме проекта

 

октябрь

И.В. Осипова

Составление плана совместной деятельности

 

октябрь

И.В. Осипова

Основной

Подготовка оборудования, методических материалов. Проведение развлечения «Ярмарка на Бире»

Художественно- эстетическое развитие: изготовление из подручного материала модели казачьей горницы

октябрь- декабрь

И.В. Осипова, родители

муз. рук.

Е.А. Любина

Проведение НОД «Русская изба»

Социально-коммуникативное развитие

ноябрь

И.В. Осипова

Казачьи посиделки

Художественно-

эстетическое развитие: разучивание казачьих песен, танцев

ноябрь

И.В. Осипова, муз. рук.

Е.А. Любина

Экскурсия в библиотеку:

«Обычаи и традиции казаков»

Социально-коммуникативное развитие

декабрь

И.В. Осипова, сотрудник

библиотеки

Е.В. Карпенко

Изготовление дидактических игр

Речевое развитие: загадывание загадок по теме

январь- февраль

И.В. Осипова

«Национальный костюм казаков», «Найди оружие казаков»

Обсуждение пословиц и поговорок, закрепление

терминологии казаков

 

И.В. Осипова

Изготовление макета «курень казака»

Развитие речи, конструирование

январь

И.В. Осипова

Проведение бесед: «Казачий быт», «Казаки люди вольные»

Физическое развитие: разучивание игр и забав

январь- февраль

И.В. Осипова

Развлечение «Казаки – защитники Отечества»

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

февраль

И.В. Осипова

Обучение казачьим играм и забавам «Заря-зарница», «Курень», «Достань платок», «Игра в шапку», «Казаки».

Физическое развитие

сентябрь- май

И.В. Осипова

Продуктивная деятельность: аппликация: «Украшение костюма казачки»

Художественно- эстетическое развитие

март

И.В. Осипова

НОД «Знакомство с предметами быта: прялка, веретено, старый медный самовар»

Социально-коммуникативное развитие

апрель-май

И.В. Осипова, сотрудник краеведческого музея

Н.Б. Крахмалева

Работа с родителями

Консультация «Воспитание детей в казачьих семьях»

 

апрель

И.В. Осипова

Оформление папки «Традиции казачества», «День матери казачки»

 

декабрь-февраль

И.В. Осипова

Проведение фоторепортажей по проекту

 

ежемесячно

И.В. Осипова

Заключительный

Подготовка презентации проекта

 

апрель

И.В. Осипова

Выступление на педсовете

 

май

И.В. Осипова

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • Сформировать у воспитанников чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;

  • Вовлечь родителей в работу по патриотическому воспитанию детей;

  • Выявить родителей, связанных с историей казачества.

  • Собрать фотографии, предметы быта, литературы по истории казачества в мини-музей.

Формы предоставления результатов:

    • Презентация открытого информационного доклада.

    • Публикации на сайте ДОУ.