Формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольника посредством изучения культуры амурского казачества


Автор: Ирина Владимировна Осипова
Место работы: МБДОУ "Детский сад №15"
Должность: воспитатель


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 определяются основные принципы государственной политики на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. На сохранение духовно-нравственного компонента ориентирует ФГОС ДО, который направлен на обновление дошкольного образования, на возрождение народной культуры.

Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие и мы должны сохранить и познакомить с ним наших детей. На сохранение духовно-нравственного компонента ориентирует воспитание ребенка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувства патриотизма, внушить уважение к ценностям, к истории своей страны.

Сейчас возникла острая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Важно приобщать дошкольников к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества. Необходимо создать условия для формирования у дошкольников любви к Родине раннего периода, для накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых форм поведения, взаимоотношений, приобщение к истории, традициям и культуре казачества.

Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что дети старшего дошкольного возраста хотят больше узнать о традициях казачества, об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о военной службе казаков на границе, народных ремеслах; поближе познакомится с обрядами, православными праздниками, народными хороводными играми и песнями.

Поэтому считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей области, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казаков. Необходимо прививать в дошкольном возрасте чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где вырос и живешь.

Именно тогда закладываются основы нравственности и чувство сопричастности и гордости как потомков первых переселенцев-казаков.

Началом моей работы стала большая заинтересованность краеведением: историей, традициями, бытом и культурой амурского казачества нашей области. Я провела анкетирование родителей группы с целью выявления семей, причастных родовыми корнями к казакам, осведомленности об истории и культуре казаков.

В своей группе на основе анализа работы с детьми по патриотическому воспитанию выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о казаках, их укладе жизни, культуре и истории своей малой родины.

Социологическое исследование семей воспитанников моей группы показало, что молодые родители не знают истории, традиций и культуры народов своего региона, не уделяют нужного внимания духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Поэтому нарушается путь успешной ранней социализации личности, формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любовь к отечеству.

Занимаясь самообразованием, я познакомилась с музейными фотоиллюстративными материалами, с историей заселения казаками берегов Амура, с образом жизни первых переселенцев как основателей казачьих поселений, чьи имена и сейчас на карте области. Использовала статьи, литературу по истории амурского казачества, обратилась в городское казачье общество «Станица Тихонькая» (что входит в состав Средне-Амурского казачьего общества) г. Биробиджана. Багаж знаний помог мне составить перспективный план работы с детьми 4-7 лет, в котором предусмотрены различные мероприятия на темы по истории родного края, об образе жизни людей в старину, о различных видах труда, о народных ремеслах казаков и праздниках (см. Приложения).

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, привитие патриотических чувств. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании и становлении личности ребенка, потому что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Актуальность темы обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна.

На сохранение духовно-нравственного компонента ориентирует ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273, который направлен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; к системе культурных ценностей посредством использования в образовании регионального компонента.

По наследству нам достались богатые традиции казачьих предков, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой родине – родной области.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребенка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину детям дисциплину, трудолюбие, внушить уважение к ценностям.

Детство дошкольника – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю. Только в тесном содружестве дошкольного учреждения с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота своей Родины.

Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие. И мы должны не только сохранить, но и передать его им, что бы они в свою очередь дали его следующему поколению. Поэтому уже в детском саду важно формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника.

Дошкольный возраст – благоприятный возраст для приобщения детей к истокам казачьей культуры, для возрождения преемственно-духовных ценностей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в сопровождении детей старшего дошкольного возраста в воспитании гражданина и патриота, знающего культурное наследие и традиции казачества.

Длительность работы над опытом включает специально организованную учебно-игровую деятельность и представляет собой систему работы с детьми цикличностью 3 года с поэтапным решением поставленных задач, и реализуется в условиях детского сада. Работа над опытом охватывает период с сентября 2017 г. – май 2021 г.

I этап – начальный (диагностический) сентябрь – октябрь

(период обнаружения проблемы, подбор диагностического наглядного материала и выявление знаний через анкетирование детей и родителей о жизни и традициях амурских казаков).

II этап – основной (формирующий) ноябрь – апрель

(работа по формированию конкретных представлений о жизни и традициях казаков на краеведческом материале. Внедрение игровых технологий, занятий, бесед, игр, упражнений, народного фольклора).

III этап – (заключительный) май

(выявление динамики сформированности знаний о традициях и культуре амурского казачества).

Диапазон опыта охватывает организованную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей, свободную самостоятельную деятельность детей.

Новизна опыта заключается в эффективном комбинировании наиболее известных форм обучения детей:

— фольклорные праздники;

— видео-путешествия;

— экскурсии;

— встречи с казаками;

— беседы, чтение художественной литературы;

— игры: дидактические, подвижные, хороводные;

— образовательные ситуации;

— продуктивные виды деятельности;

— экскурсии в детскую библиотеку (ЦДЮК), в областной музей;

— праздники и развлечения с представителями городского казачьего общества.

Тема опыта: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольника посредством изучения культуры амурского казачества»

Цель приобщение дошкольников к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента — казачества.

Задачи:

  • воспитывать у дошкольников любовь к родной земле;

  • уважение к традициям, истории и культуре;

  • уважение к истории родного города, края и людям, служившим отчизне верой и правдой;

  • развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру;

  • формировать интерес к образцам казачьего декоративно-прикладного искусства, художественным промыслам;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где живет ребенок: к родному дому, семье, улице, краю, к детскому саду;

  • приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, играм;

  • познакомить родителей группы с жизнью, бытом и культурой казаков Приамурья, привлечь к участию в мероприятиях группы.

Главное направление патриотического воспитания, отраженное в данном опыте, может быть сформулировано следующим образом: приобщение детей дошкольного возраста к истокам, культуре и традициям амурского казачества.

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании и становлении личности ребенка, потому что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождению интереса ко всему, что его окружает.

Работа начиналась с введения этнического содержания в развивающую предметно-пространственную среду. Неоспоримое значение имеет четкое построение развивающей среды, и в своей группе я создала развивающую среду: книжный уголок, центр сюжетно-ролевой игры, музейную экспозицию, плоскостной макет «Изба-3Д». В нашем детском саду мы также стремимся сохранить и передать все то, что мы помним и чтим. С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе был создан «уголок казачьей горницы», как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства казачества. В нем дети знакомятся с укладом семейного быта казака, с жизнью и традициями, обычаями казаков. Предметы в уголке подобраны по следующим принципам:

— каждый предмет знакомит с историей жизни народа;

— предметы различны по назначению, использованию;

— любой предмет оригинальный, привлекательный, эстетичный.

В уголке казачьего быта расположены старинные вещи: вышитые рушники, полотенца, лоскутные покрывала, чугунок, кувшины. Самовар с глиняной утварью, на полу лежат самотканые дорожки. Дети посещают эту экспозицию и не только рассматривают предметы, но и «играют» в историю, осознают традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию экспозиции, т.к. являются со своими родителями соавторами выставки-экспозиции. Я наглядно показываю на казачьей утвари и рассказываю, как и где жили казаки Приамурья, какую носили одежду, какую пищу готовили, как вели хозяйство.

Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив детей с природой: красотой растительного мира, разнообразием и необычностью животного мира ЕАО. Показываю виды города на фотографиях, иллюстрациях, презентациях, обязательно проводим целевые прогулки и экскурсии. В группе оформлен уголок патриотического воспитания с различным материалом, знакомящем детей с символикой города и области, тематические папки и альбомы по темам: «Мы живем в России», «ЕАО – наш дом родной».

В книжном уголке подобрана различная художественная детская литература: стихи, рассказы, сказки. Оформлены тематические альбомы: «Край родной, дальневосточный», «Обычаи и традиции казаков», «Православные праздники»; демонстрационный набор «Казаки» с иллюстративным материалом. Использую в работе картотеки: «Подвижные игры казаков», «Хороводные игры казаков», «Казачьи сказки», «Православные праздники».

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр: «Волшебный сундучок», «Казачий курень», «Посуда казаков», «Опиши – я отгадаю», «Кто живет на подворье казака» передаются определенные представления о культуре казачества.

Дети старшего возраста участвуют в инсценировках казачьих сказок, ведь именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться образной речью, показать выразительность персонажей. Активизируется словарь, связная речь и ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Пословицы и поговорки казачьего народа – это его нравственная сторона жизни, свод законов неписанных, мудрость с огромным смыслом. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются разные недостатки и отмечаются положительные качества людей. Часто с детьми 6-7 лет мы обсуждаем пословицы, применяя к той или иной ситуации из жизни детей группы.

На музыкальных занятиях руководитель предлагает поиграть в традиционные казачьи игры, послушать напевные казачьи мелодии песен, колыбельные, фольклорные мотивы. Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает День матери-казачки (День матери), который приходится на 4 декабря, В детском саду прошел праздник «Казачка-красавица с любым делом справится». Ребята-казачата рассказали, как проходит день матери в станице, ведь казачка не только вела хозяйство и встречала казака из боевого похода. Но ей также приходилось вставать на защиту родной земли-матушки. Дети с азартом состязались в казачьих играх, а как задушевно «играли песни»! Ведь казаки «играют песню», а не поют! Песня сопровождает казака на протяжении всей жизни. Начиная с рождения, он слушал колыбельные своей матери, и так начинал петь и играть песни. Именно играть, что значить петь от души, с любовью. Вот и наши дети пели от души для своих мам. Маленьким казачатам прививают уважение к традициям и обычаям отцов и дедов, и тем самым возрождают культурное наследие казаков.

На занятиях, в беседах, в играх я знакомила детей с обычаями, культурой, казачьим фольклором, песнями, забавами. При изучении музыкального фольклора руководитель первостепенную роль отводит освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных. Особое внимание уделяется обрядовому фольклору, народным играм и православным праздникам. Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней – это «Покров», «Пасха», «Масленица», «Рождество». В детском саду мы с детьми отмечаем эти праздники весело, с родителями и казаками; обязательно с чаепитием. С детьми провели праздники и развлечения: «Яблочный Спас», «День семьи», «Казачья ярмарка», «Казачьи посиделки», «Казаки лихие — воины удалые», «Казаки-защитники Отечества» и др. Они несут в себе задор, веселье и казачью удаль. Спортивные соревнования детей вместе с казаками городского общества «Станица Тихонькая» проходят азартно, ярко, захватывающе.

В качестве основной формы образовательной деятельности используются: краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки-походы по территории ДОУ, целевые прогулки, экскурсии в областной музей, в Центр детской и юношеской книги города (ЦДЮК), игры-путешествия с показом презентации.

С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях казачества организовывались беседы: «Наши корни», «Традиции моей семьи», образовательные ситуации «Верный друг казака – конь», «Казачьи посиделки», «Воспитание казачат», «Путешествие в казачий курень». Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков. У детей возникло много вопросов, когда я показала иллюстрации, на которых были изображены мужчины и женщины в необычных одеждах, их жилье и утварь. «Кто такие казаки?», «Как они сюда попали», «Чем занимались?» и др. Доброй традицией стали встречи с представителями местного казачества под девизом «Казачьему роду нет переводу». Я пригласила в группу казаков городского казачьего общества «Станица Тихонькая», пришли атаман и есаул по форме – папаха, бурка, рассказали как в старину несли военную службу казаки: охраняли границу от китайских разбойников (хунхузов), занимались земледелием, скотоводством. И, конечно, познакомили детей с заповедями казаков.

Посещаем областной краеведческий музей, где дети с интересом рассматривают домашнюю утварь, предметы быта, обстановку казачьей горницы. Перед посещением областного музея провела занятие по знакомству детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например: хутор, макитра, курень, прялка, шашка. В музее много предметов прикладного искусства. Дети с удовольствием рассматривали их, узнавая о том, как пользовались ими в старину. В зале «Казачья горница» продолжали знакомство с укладом жизни казаков, говорили о том, как образовалась (возродилась) казачья община в нашем городе.

В центре детской и юношеской книги (ЦДЮК) проводим литературные мероприятия по казачьим сказкам; праздник «День матери-казачки». Посещали музей казачества в СОШ № 8 с детьми подготовительной группы.

В совместной деятельности, на прогулках, в походах, на физкультурных занятиях использую казачьи подвижные игры: «Квачек», «Чур, у дерева», «Шкракобушка», «Казаки-разбойники», «Всадники»; хороводные игры «Заря-зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли». С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, культурой, традициями и обрядами. Познакомившись с историей казачьих игр, я рассказала детям, что в старину дети играли в лапту и др. игры с тряпичным мячом, упражнялись в стрельбе по мишеням и с шашкой, в скачках. Подручным материалом были: веревки, камушки, палки, предметы природного происхождения.

В современном варианте эти игры во многом перекликаются с русскими народными играми по правилам, по содержанию, назначению. Главное преимущество казачьих игр – это лаконичность, выразительность и доступность. Они воспитывают уважение к старшему поколению.

Игры развивают у детей коллективизм, расширение кругозора, мыслительную активность и совершенствуют психические процессы (см. Приложение).

Важной частью в своей работе считаю взаимодействие с родителями воспитанников (законных представителей), поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Родители уделяют внимание для приобщения детей к культуре малой родины. А также считают, что изучение культуры казачества, обычаев и традиций позволит формировать духовно-нравственную личность ребенка. Именно поэтому работа по ознакомлению дошкольников с родным краем и казачеством проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Цель – достижение единой точки зрения по вопросам воспитания детей:

— «круглый стол»;

— творческие конкурсы;

— праздники;

— развлечения (совместное исполнение песен, танцев);

— фотовыставки, фотогазеты, памятки, буклеты;

— консультация «Актуальность казачества в наше время».

Родители изготовили национальные казачьи костюмы для детей: юбки, косынки, папахи, штаны с лампасами.

Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре, и обычаям казаков родного региона, края. Сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея. Дети, посетив музей, узнали много интересного и полезного. Уровень усвоения предлагаемого материала определяю на основе бесед с детьми, анализа творческих работ по изо, наблюдений за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, свободных видов деятельности. Дети, познакомившись с фольклором казачества, играми, сказками, песнями обогатили и расширили знания о культуре казаков.

Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость и эффективность применения на практике народной культуры казачества. Правильно организованная работа по нравственному воспитанию на истории и традициях казачества, с учетом возрастных особенностей) – это условие для культурного подъема детей и родителей.

Таким образом, систематическая работа по теме «Формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольника посредством изучение культуры амурского казачества» дала положительные результаты. Дошкольники познакомились с историческим прошлым родного города, области, с образом жизни людей в старину, их трудом, с детским игровым фольклором. Сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традициях казаков, и о освоении историко-культурных ценностей

Этот приобретенный детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребенка. Дети проявляют познавательную активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе. У них сформировано чувство сопричастности к историческим корням. А дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей чувства патриотизма, основ гражданственности и интереса к своей малой родине.

Основная цель моей работы – это освоение детьми краеведческого материала с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Я буду расширять и обогащать ее и в дальнейшей работе.

Для создания наиболее оптимальных условий по патриотическому воспитанию дошкольников намечено:

— продолжать работу по обогащению предметно-развивающей среды;

— оптимизировать методические приемы и формы работы по нравственному воспитанию;

— обобщить и представить свой педагогический опыт работы по теме казачества;

— активизировать и разнообразить работу с родителями.

Таким образом, вся проведенная работа с дошкольниками оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории малой родины, приобщения к культуре народов, ее населяющих и познания окружающего мира.