Проект по географии «Стоит ли задумываться над глобальными проблемами экологии?»


Автор: Зайцев Алексей Николаевич
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»
Должность: учитель географии


Дополнительные файлы

УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Учебное проектирование используется сегодня широко в учебном процессе. Тема «Глобальные экологические проблемы» рассматривается на уроках географии, биологии, экологии, обществознания и является междисциплинарной.

Материалы данного учебного проекта являются одним из примеров его представления и защиты учениками 7 класса. Проектная деятельность в соответствии с ФГОС требует четкого структурирования в работе над любой темой и презентации своего творческого продукта. Проектная деятельность формирует не только предметные, но и личностные и метапредметные (познавательные, коммуникативные и регулятивные) УУД в комплексе.

Группа учащихся 7 класса представила свой вариант темы в виде презентации и кластера, материалы которого размещены в Приложении. Предлагаемые заготовки кластера по теме глобальных экологических проблем могут быть использованы на уроках географии, биологии, экологического воспитания и обществознания.

Материалы презентации помогут раскрыть обучающимся тему в общих чертах, а кластер ребята смогут собрать самостоятельно в качестве практической составляющей урока (закрепление на практике) или внеклассного занятия. Исходя из собранного кластера, учитель сможет отследить уровень усвоения материала по рассматриваемой теме.

СТРУКТУРА ЗАЩИТЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

  1. Тема проекта.
  2. Цель работы.
  3. Задачи проекта.
  4. Гипотеза.
  5. Источники поиска информации.
  6. Методы работы.
  7. Творческий продукт проекта (чем представлен).
  8. Актуальность темы проекта.
  9. Сроки выполнения работы по проекту.
  10. Краткое содержание этапов работы над проектом: подготовительного, практического и итогового.
  11. Удалось ли достичь поставленной цели и задач?
  12. Решена ли гипотеза проекта?
  13. Что показала работа над проектом?
  14. Представление творческого продукта.

ПРИМЕР ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

ПРОЕКТ

по географии

Тема: «Стоит ли задумываться над глобальными проблемами экологии?»

СЛАЙД 1

Тема нашего проекта: «Стоит ли задумываться над глобальными проблемами экологии?»

СЛАЙД 2

Целью нашей работы стало приобретение знаний о глобальных проблемах человечества и выяснение их значения.

Задачи нашего исследования:

  •  изучить виды глобальных экологических проблем;
  •  выяснить их причины и последствия;
  •  определить значимость этих проблем для человека;
  •  составить логическую схему-кластер;
  •  сделать вывод по вопросу темы;
  •  защитить проект и представить презентацию.

СЛАЙД 3

Для того, чтобы раскрыть тему проекта мы выдвинули гипотезу: «А что если человечество не будет обращать внимание на экологические проблемы современности, не приведет ли это к его самоуничтожению?»

Нам пришлось обратиться к таким источникам, как сеть Интернет, учебникам по обществознанию, биологии и географии, расспросить взрослых по этой теме, искать статьи в журналах GEO и газетах, подбирать фотографии, картинки, рисунки и графику.

СЛАЙД 4

Нами использованы методы поиска и изучения источников информации, анализ и обобщение.

Нашим творческим продуктом стала презентация и кластер по теме проекта.

СЛАЙД 5

Мы считаем свою работу актуальной, потому что в наше время в средствах массовой информации все чаще обсуждаются проблемы охраны окружающей среды, делаются различные прогнозы, выдвигаются гипотезы о будущем человека и природы. Люди говорят о таянии льдов, потопе, разрастании пустынь, гибели лесов и т.д. Все это заставляет обратиться к теме проблем экологии.

СЛАЙД 6

Работа выполнялась в течение 2-х недель.

После выбора темы и формулировки названия мы начали работу со сбора информации. Подобрав вырезки из газет, распечатки с Интернета и обложившись учебниками, мы решили представить проект презентацией и в виде кластера по теме. Подготовив презентацию и выступление, мы вышли на защиту проекта.

СЛАЙД 7

В ходе работы мы поняли, что глобальных проблем много, но, пожалуй, самыми важными являются на наш взгляд экологические проблемы. Взяв основные экологические проблемы (озоновая дыра, парниковый эффект, кислотные дожди и радиоактивные отходы) мы указывали источники их появления, описывали процесс, который создает угрозу. Затем мы приступили к подборке картинок и схем по каждой проблеме, чтобы представить ее на экране. Завершили свою работу тем, что к каждой проблеме выписали последствия, к которым проблемы могут привести все человечество.

Закончив проект, мы можем сказать, что получилось в итоге немного больше чем то, что было задумано. Например, мы сделали схему-кластер, которую можно использовать и на других уроках по этой теме. Это произошло потому, что тема изучается на уроках биологии, географии, ОБЖ в разных классах, а наша схема может быть использована на любом предмете, где рассматриваются глобальные экологические проблемы.

Мы считаем, что проблема проекта решена и представленная гипотеза верна: если каждый человек не будет задумываться о последствиях своей хозяйственной деятельности, то это неминуемо ведет всех нас к самоуничтожению и обязательно следует задуматься над «экологическими подарками», которые мы дарим сами себе.

Работа над проектом показала, что можно узнать много нового и интересного и задуматься над любой темой и проблемой. А работая группой, каждый смог узнать еще больше друг о друге и возможностях каждого, помочь друг другу.

Презентация творческого продукта

СЛАЙД 8

Человек сам себе сделал экологические подарки в виде:

  • исчезновения видов растений и животных;
  • угрозы вырождения человеческой расы из-за нарушения окружающей среды и природного равновесия;
  • парниковый эффект;
  • озоновая дыра;
  • кислотные дожди;
  • смог;
  • опустынивание;
  • истощение и засоление почв;
  • перерасход воды;
  • заражение ядохимикатами и пестицидами;
  • радиоактивные отходы.

Расскажем о самых важных «подарках»

СЛАЙД 9-12

  1. Кислотные дожди – это вид атмосферных осадков, только кислых.

Источник этой проблемы: автомобили и их выхлопы, медеплавильные заводы, теплоэлектростанции, сожженное топливо и мусор, сера, азот и углекислота в воздухе.

Соединяясь с водой в атмосфере образуется кислота, которая падает на землю в виде отравы.

В результате становятся кислыми почвы, вода на суше, гибнут леса, болеют растения, погибает рыба, разрушаются памятники, строения.

СЛАЙД 13-16

  1. Парниковый эффект – повышение температуры у поверхности Земли.

Причинами служат выбросы метана, углекислого газа на теплоэлектростанциях, выхлопы автомобилей, лесные пожары.

Земля нагревается Солнцем, а образованная пленка газов-утеплителей зависает над землей и не выпускает это тепло. Эффект парника: свет проходит а тепло не уходит. И вся жизнь на земле оказывается в таком парнике.

Средняя температура на Земле стала уже на 0,5* С выше! Климат становится теплее, тает лед Арктики и Антарктиды, уровень океана становится выше, далее может произойти затопление низменных участков Земли, вода начнет перераспределяться, людям придется переселяться на другие места жительства.

СЛАЙД 17-19

  1. Озоновая дыра – разрушение озонового слоя над Землей на высоте 20-25 км.

причина – фреоны холодильных установок, аэрозоли, баллончики-распылители, азот от минеральных удобрений, выбросы самолетов, летающих на большой высоте.

Под лучами солнца эти вещества выделяют хлор. Он то и разрушает озоновый экран и создает «дыры». Такие дыры сегодня над полюсами Земли.

Это может привести к тому, что губительные лучи Солнца (ультрафиолетовые) достигнут Земли и будут вызывать рак кожи, мутации, изменение климата.

СЛАЙД 20-22

  1. Радиоактивные отходы – это опаснейшие вещества, которые испускают невидимые и вредные для живого лучи.

Образуются от отходов атомных электростанций, при производстве атомного и ядерного оружия.

При утечках попадают в воздух, почву, воду, разносятся ветром и заражают все невидимым излучением.

Результатом становятся: смертельные болезни, мутации, рак, заражение территории на тысячи лет, переселение людей и сокращение срока жизни многих поколений.

СЛАЙД 23

Создавая для себя такие подарки как парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, гигантское количество мусора и отходов человек должен понимать последствия и свою собственную гибель в будущем!

Работая над проектом мы получили новые дополнительные знания о глобальных экологических проблемах и их значении для всего человечества.

СЛАЙД 24

Все зависит от нас!

ИТОГ

Изучив виды глобальных экологических проблем, нам удалось выделить их основные причины и последствия, определить значимость этих проблем для человека. Чтобы представить материал более наглядно и как единое целое, мы составили кластер по теме нашего проекта, где связали все звенья одной проблемы воедино.

Выполнили ученики 7 класса Данилкин Сергей, Зайцев Иван, Колосов Илья, Ободинский Алексей

Учитель географии Зайцев Алексей Николаевич

с. Волочаевка, май 2019 год

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + девятнадцать =