УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебное проектирование используется сегодня широко в учебном процессе. Тема «Глобальные экологические проблемы» рассматривается на уроках географии, биологии, экологии, обществознания и является междисциплинарной.
Материалы данного учебного проекта являются одним из примеров его представления и защиты учениками 7 класса. Проектная деятельность в соответствии с ФГОС требует четкого структурирования в работе над любой темой и презентации своего творческого продукта. Проектная деятельность формирует не только предметные, но и личностные и метапредметные (познавательные, коммуникативные и регулятивные) УУД в комплексе.
Группа учащихся 7 класса представила свой вариант темы в виде презентации и кластера, материалы которого размещены в Приложении. Предлагаемые заготовки кластера по теме глобальных экологических проблем могут быть использованы на уроках географии, биологии, экологического воспитания и обществознания.
Материалы презентации помогут раскрыть обучающимся тему в общих чертах, а кластер ребята смогут собрать самостоятельно в качестве практической составляющей урока (закрепление на практике) или внеклассного занятия. Исходя из собранного кластера, учитель сможет отследить уровень усвоения материала по рассматриваемой теме.
СТРУКТУРА ЗАЩИТЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
- Тема проекта.
- Цель работы.
- Задачи проекта.
- Гипотеза.
- Источники поиска информации.
- Методы работы.
- Творческий продукт проекта (чем представлен).
- Актуальность темы проекта.
- Сроки выполнения работы по проекту.
- Краткое содержание этапов работы над проектом: подготовительного, практического и итогового.
- Удалось ли достичь поставленной цели и задач?
- Решена ли гипотеза проекта?
- Что показала работа над проектом?
- Представление творческого продукта.
ПРИМЕР ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
ПРОЕКТ
по географии
Тема: «Стоит ли задумываться над глобальными проблемами экологии?»
СЛАЙД 1
Тема нашего проекта: «Стоит ли задумываться над глобальными проблемами экологии?»
СЛАЙД 2
Целью нашей работы стало приобретение знаний о глобальных проблемах человечества и выяснение их значения.
Задачи нашего исследования:
- изучить виды глобальных экологических проблем;
- выяснить их причины и последствия;
- определить значимость этих проблем для человека;
- составить логическую схему-кластер;
- сделать вывод по вопросу темы;
- защитить проект и представить презентацию.
СЛАЙД 3
Для того, чтобы раскрыть тему проекта мы выдвинули гипотезу: «А что если человечество не будет обращать внимание на экологические проблемы современности, не приведет ли это к его самоуничтожению?»
Нам пришлось обратиться к таким источникам, как сеть Интернет, учебникам по обществознанию, биологии и географии, расспросить взрослых по этой теме, искать статьи в журналах GEO и газетах, подбирать фотографии, картинки, рисунки и графику.
СЛАЙД 4
Нами использованы методы поиска и изучения источников информации, анализ и обобщение.
Нашим творческим продуктом стала презентация и кластер по теме проекта.
СЛАЙД 5
Мы считаем свою работу актуальной, потому что в наше время в средствах массовой информации все чаще обсуждаются проблемы охраны окружающей среды, делаются различные прогнозы, выдвигаются гипотезы о будущем человека и природы. Люди говорят о таянии льдов, потопе, разрастании пустынь, гибели лесов и т.д. Все это заставляет обратиться к теме проблем экологии.
СЛАЙД 6
Работа выполнялась в течение 2-х недель.
После выбора темы и формулировки названия мы начали работу со сбора информации. Подобрав вырезки из газет, распечатки с Интернета и обложившись учебниками, мы решили представить проект презентацией и в виде кластера по теме. Подготовив презентацию и выступление, мы вышли на защиту проекта.
СЛАЙД 7
В ходе работы мы поняли, что глобальных проблем много, но, пожалуй, самыми важными являются на наш взгляд экологические проблемы. Взяв основные экологические проблемы (озоновая дыра, парниковый эффект, кислотные дожди и радиоактивные отходы) мы указывали источники их появления, описывали процесс, который создает угрозу. Затем мы приступили к подборке картинок и схем по каждой проблеме, чтобы представить ее на экране. Завершили свою работу тем, что к каждой проблеме выписали последствия, к которым проблемы могут привести все человечество.
Закончив проект, мы можем сказать, что получилось в итоге немного больше чем то, что было задумано. Например, мы сделали схему-кластер, которую можно использовать и на других уроках по этой теме. Это произошло потому, что тема изучается на уроках биологии, географии, ОБЖ в разных классах, а наша схема может быть использована на любом предмете, где рассматриваются глобальные экологические проблемы.
Мы считаем, что проблема проекта решена и представленная гипотеза верна: если каждый человек не будет задумываться о последствиях своей хозяйственной деятельности, то это неминуемо ведет всех нас к самоуничтожению и обязательно следует задуматься над «экологическими подарками», которые мы дарим сами себе.
Работа над проектом показала, что можно узнать много нового и интересного и задуматься над любой темой и проблемой. А работая группой, каждый смог узнать еще больше друг о друге и возможностях каждого, помочь друг другу.
Презентация творческого продукта
СЛАЙД 8
Человек сам себе сделал экологические подарки в виде:
- исчезновения видов растений и животных;
- угрозы вырождения человеческой расы из-за нарушения окружающей среды и природного равновесия;
- парниковый эффект;
- озоновая дыра;
- кислотные дожди;
- смог;
- опустынивание;
- истощение и засоление почв;
- перерасход воды;
- заражение ядохимикатами и пестицидами;
- радиоактивные отходы.
Расскажем о самых важных «подарках»
СЛАЙД 9-12
- Кислотные дожди – это вид атмосферных осадков, только кислых.
Источник этой проблемы: автомобили и их выхлопы, медеплавильные заводы, теплоэлектростанции, сожженное топливо и мусор, сера, азот и углекислота в воздухе.
Соединяясь с водой в атмосфере образуется кислота, которая падает на землю в виде отравы.
В результате становятся кислыми почвы, вода на суше, гибнут леса, болеют растения, погибает рыба, разрушаются памятники, строения.
СЛАЙД 13-16
- Парниковый эффект – повышение температуры у поверхности Земли.
Причинами служат выбросы метана, углекислого газа на теплоэлектростанциях, выхлопы автомобилей, лесные пожары.
Земля нагревается Солнцем, а образованная пленка газов-утеплителей зависает над землей и не выпускает это тепло. Эффект парника: свет проходит а тепло не уходит. И вся жизнь на земле оказывается в таком парнике.
Средняя температура на Земле стала уже на 0,5* С выше! Климат становится теплее, тает лед Арктики и Антарктиды, уровень океана становится выше, далее может произойти затопление низменных участков Земли, вода начнет перераспределяться, людям придется переселяться на другие места жительства.
СЛАЙД 17-19
- Озоновая дыра – разрушение озонового слоя над Землей на высоте 20-25 км.
причина – фреоны холодильных установок, аэрозоли, баллончики-распылители, азот от минеральных удобрений, выбросы самолетов, летающих на большой высоте.
Под лучами солнца эти вещества выделяют хлор. Он то и разрушает озоновый экран и создает «дыры». Такие дыры сегодня над полюсами Земли.
Это может привести к тому, что губительные лучи Солнца (ультрафиолетовые) достигнут Земли и будут вызывать рак кожи, мутации, изменение климата.
СЛАЙД 20-22
Радиоактивные отходы – это опаснейшие вещества, которые испускают невидимые и вредные для живого лучи.
Образуются от отходов атомных электростанций, при производстве атомного и ядерного оружия.
При утечках попадают в воздух, почву, воду, разносятся ветром и заражают все невидимым излучением.
Результатом становятся: смертельные болезни, мутации, рак, заражение территории на тысячи лет, переселение людей и сокращение срока жизни многих поколений.
СЛАЙД 23
Создавая для себя такие подарки как парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, гигантское количество мусора и отходов человек должен понимать последствия и свою собственную гибель в будущем!
Работая над проектом мы получили новые дополнительные знания о глобальных экологических проблемах и их значении для всего человечества.
СЛАЙД 24
Все зависит от нас!
ИТОГ
Изучив виды глобальных экологических проблем, нам удалось выделить их основные причины и последствия, определить значимость этих проблем для человека. Чтобы представить материал более наглядно и как единое целое, мы составили кластер по теме нашего проекта, где связали все звенья одной проблемы воедино.
Выполнили ученики 7 класса Данилкин Сергей, Зайцев Иван, Колосов Илья, Ободинский Алексей
Учитель географии Зайцев Алексей Николаевич
с. Волочаевка, май 2019 год