Пояснительная записка
«ИЗО + компьютер» – интегрированный курс информационных технологий и изобразительного искусства.
Важной задачей образования является формирование информационной культуры обучающихся на основе гуманитарных, гуманистических и культурологических принципов и традиций. Решению этой задачи способствуют междисциплинарные связи, интеграция информатики с другими учебными предметами, в частности с изобразительным искусством.
Цель программы — раскрытие творческого потенциала обучающихся средствами компьютерной графики, воспитание их информационной культуры.
Программа «ИЗО + компьютер» ориентирована на максимальную связь с такими темами, как «Основы живописи, рисунка и композиции», «Дизайн», «Цветоведение». Формулировка заданий предполагает определенные знания о композиции, перспективе, форме, цвете. Навыки, необходимые для работы с различными видами графических редакторов, обучающиеся получают в процессе выполнения конкретных заданий.
Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и гуманитарной направленностей обучения графике, реализация творческих способностей обучающихся.
Задачи программы:
- освоить основы графической грамотности;
- освоить средства информационных технологий;
- познакомить обучающихся с основными приемами эффективного использования информационных ресурсов;
- закрепить навыки конструирования и проектирования;
- овладеть знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
- развить базовые пользовательские навыки и основы наглядно-образного и логического мышления;
- развить умение выбрать оптимальный метод для достижения результата, анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности;
- развить конструктивно-техническое мышление и воображение;
- воспитать у обучающихся художественный и эстетический вкус, творческое представление, пространственное мышление.
Курс рассчитан на проведение занятий двумя педагогами: по ИЗО, по информационным технологиям для обучающихся 7-11 лет, подготовительной группы второго года обучения, первого и второго годов обучения студии изобразительного творчества.
Программа рассчитана на два года обучения.
Курс разработан совместно педагогом по информационным технологиям и педагогом по изобразительному искусству.
Научить осваивать конкретные программные пакеты должен педагог по информатике, но для того, чтобы научить школьника оценивать результаты своей работы: хорошо получилось или ужасно, нужны знания композиции, дизайна, физиологических основ восприятия тона и цвета, т.е. та информация, которой должен владеть педагог по изобразительному искусству.
Учебная нагрузка – 2 часа в неделю. Всего учебных часов – 74.
Для обучающихся 1 – 2 годов обучения 1 час составляет 45 минут.
Для обучающихся подготовительной группы второго года обучения 1 час составляет 30 минут.
По окончании обучения по данной образовательной программе обучающиеся первого года обучения должны:
Знать:
- возможности графических редакторов и назначение управляющих элементов;
- основные графические объекты ‒ примитивы, использующиеся для создания рисунков;
- технологию создания и редактирования графических объектов;
- основы рисунка, живописи и композиции;
- закономерности цветоведения, светотени, перспективы.
Уметь:
- создавать и редактировать простые графические объекты;
- осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
- выполнять наброски, эскизы, а также длительные учебные и творческие работы;
- владеть художественными техниками: аппликация, коллаж, монотипия и т.д.
По окончании обучения по данной образовательной программе обучающиеся второго года обучения должны:
Знать:
- расширенные возможности графических редакторов и назначение управляющих элементов;
- особенности растровой и векторной графики;
- основные графические объекты, использующиеся для создания сложных рисунков;
- технологию создания и редактирования графических объектов;
- основы рисунка, живописи и композиции;
- закономерности цветоведения, светотени, перспективы.
Уметь:
- создавать и редактировать сложные графические объекты;
- осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
- разрабатывать и воплощать в соответствующем программном средстве задуманный композиционный сюжет;
- выполнять наброски, эскизы, а также длительные учебные и творческие работы, проекты;
- владеть художественными техниками: аппликация, коллаж, монотипия, батик, гравюра и т. д.
Учебно-методический комплекс, дидактическое обеспечение, информационно- техническое и материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы имеется компьютерный класс, необходимое программное обеспечение. Для организации образовательного процесса используется методический материал, наработанный в области информационных технологий, дополнительная литература, обучающие мультимедийные программы. Программное обеспечение курса информатики ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft: операционная система Windows, графический редактор Paint, Power Point; «Мир информатики» Кирилл и Мефодий, ПервоЛого 3.0, ЛогоМиры 3.0.
Методические условия реализации программы
Технологии и формы обучения и воспитания
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- творческие занятия.
Формы и методы отслеживания промежуточного результата:
- Зачетные занятия;
- Контрольные работы;
- Выставки
- Конкурсы
- При проведении занятий используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на своих рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий
ПРОГРАММА (1 год обучения)
Информатика | ИЗО | |
Мир информатики (12 ч) | ||
2 ч. | Вводное занятие. Универсальный манипулятор мышь | Вводное занятие. Способы передачи действительности |
4 ч. | Раскрашивание компьютерных рисунков | Выполнение работы в цвете по заданному рисунку |
4 ч. | Конструирование на плоскости | Аппликация. Поиск базовых форм |
2 ч. | Резерв | Резерв |
Графический редактор Paint (60 ч) | ||
4 ч. | Назначение программы и знакомство с инструментами графического редактора | Основные виды искусства. Графика, живопись |
4 ч. | Изменение настройки инструментов. Рисование простейшего пейзажа | Поэтапная работа над летним пейзажем |
6 ч. | Проект | Проект |
4 ч. | Сборка рисунка из отдельных частей | Создание рисунка из единого модуля |
6 ч. | Проект | |
4 ч. | Использование вспомогательных построений при подготовке рисунка. | Рисунок предмета с натуры с передачей пропорций |
4 ч. | Точные построения графических объектов. Понятие пикселя | Копирование рисунка с использованием сетки |
6 ч. | Проект | |
4 ч. | Построение повторяющихся фрагментов. Циклические алгоритмы | Создание рисунка из повторяющихся элементов. Виноградная лоза |
6 ч. | Проект | |
4 ч. | Моделирование окружающего мира (план местности) | Набросок плана местности. Карты |
6 ч. | Проект | |
2 ч. | Резерв | Резерв |
Итого: 74 часа.
ПРОГРАММА (2 год обучения)
Информатика | ИЗО | ||
Мир информатики (14 ч) | |||
2 ч. | Вводное занятие. Техника безопасности | Вводное занятие. Способы передачи действительности | |
6 ч. | Графика | Выполнение графической работы на заданную тему | |
4 ч. | Конструирование на плоскости | Аппликация. Использование сложных форм | |
2 ч. | Резерв | Резерв | |
Графический редактор Paint (58 ч) | |||
4 ч. | Назначение программы. Инструменты графического редактора | Основные виды искусства. Графика, живопись | |
4 ч. | Изменение настройки инструментов. Рисование натюрморта | Поэтапная работа над натюрмортом. | |
4 ч. | Проект | ||
4 ч. | Использование приёма «Копирования» | Создание композиции с повторяющимися элементами рисунка | |
6 ч. | Проект | ||
4 ч. | Использование линий построения при передаче симметричных объектов | Создание декоративной композиции с использованием симметричных предметов | |
4 ч. | Симметричное изображение. | Выполнение симметричной композиции. | |
6 ч. | Проект | ||
4 ч. | Изучение способов использования инструментов для выполнения живописной растяжки цвета | Выполнение композиции с применением светотени. | |
6 ч. | Проект | ||
4 ч. | Изучение способов использования инструментов для передачи перспективы | Выполнение пейзажа с передачей линейной и световоздушной перспективы | |
6 ч. | Проект | ||
2 ч. | Резерв | Резерв | |
ИТОГО | 74 часа. |
Литература:
- Болдачёв, А.В. Компьютер IBM PC для детей. – Киров, 1996
- Борман, Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников. – СПб, 1996.
- Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – М., 1991.
- Ершов, А.П. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. – М.,1991.
- Журналы «Информатика и образование», 2008 – 2010 год.
- Пактиков, В.А. Учимся рисовать, учимся творить. – Красноярск, 1993.
- Пароджанов, В. Занимательная информатика. – М., 2000.
- Претте, М.К. Творчество и воображение / М.К. Претте, А. Кольпадо. – М., 1995.
- Фрикинг, Г. Человек, цвет, пространство / Г. Фрикинг, К. Ауэр. – М., 1973.
- Фролов, М. Учимся работать на компьютере. – М., 2001.
- Шафрин, Ю. Основы компьютерной технологии. – М., 1997.
- Юнеман, М.Ф.Обучение живописи / М. Юнемен, Ф. Вайтман. – М., 1998.