Программа «ИЗО+Компьютер»


Автор: Татьяна Валентиновна Жукова
Место работы: МАОУДО "ЦДТ" г. Биробиджана
Должность: педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

«ИЗО + компьютер» – интегрированный курс информационных технологий и изобразительного искусства.

Важной задачей образования является формирование информационной культуры обучающихся на основе гуманитарных, гуманистических и культурологических принципов и традиций. Решению этой задачи способствуют междисциплинарные связи, интеграция информатики с другими учебными предметами, в частности с изобразительным искусством.

Цель программы — раскрытие творческого потенциала обучающихся средствами компьютерной графики, воспитание их информационной культуры.

Программа «ИЗО + компьютер» ориентирована на максимальную связь с такими темами, как «Основы живописи, рисунка и композиции», «Дизайн», «Цветоведение». Формулировка заданий предполагает определенные знания о композиции, перспективе, форме, цвете. Навыки, необходимые для работы с различными видами графических редакторов, обучающиеся по­лучают в процессе выполнения конкретных заданий.

Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и гуманитарной направленностей обучения графике, реализация творческих способностей обучающихся.

Задачи программы:

  • освоить основы графической грамотности;
  • освоить средства информационных технологий;
  • познакомить обучающихся с основными приемами эффективного использования информационных ресурсов;
  • закрепить навыки конструирования и проектирования;
  • овладеть знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
  • развить базовые пользовательские навыки и основы наглядно-образного и логического мышления;
  • развить умение выбрать оптимальный метод для достижения результата, анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности;
  • развить конструктивно-техническое мышление и воображение;
  • воспитать у обучающихся художественный и эстетический вкус, творческое представление, пространственное мышление.

Курс рассчитан на проведение занятий двумя педагогами: по ИЗО, по информационным технологиям для обучающихся 7-11 лет, подготовительной группы второго года обучения, первого и второго годов обучения студии изобразительного творчества.

Программа рассчитана на два года обучения.

Курс разработан совместно педагогом по информационным технологиям и педагогом по изобразительному искусству.

Научить осваивать конкретные программные пакеты должен педагог по информатике, но для того, чтобы научить школьника оценивать результаты своей работы: хорошо получилось или ужасно, нужны знания композиции, дизайна, физиологических основ восприятия тона и цвета, т.е. та информация, которой должен владеть педагог по изобразительному искусству.

Учебная нагрузка – 2 часа в неделю. Всего учебных часов – 74.

Для обучающихся 1 – 2 годов обучения 1 час составляет 45 минут.

Для обучающихся подготовительной группы второго года обучения 1 час составляет 30 минут.

По окончании обучения по данной образовательной программе обучающиеся первого года обучения должны:

Знать:

  • возможности графических редакторов и назначение управляющих элементов;
  • основные графические объекты ‒ примитивы, использую­щиеся для создания рисунков;
  • технологию создания и редактирования графических объектов;
  • основы рисунка, живописи и композиции;
  • закономерности цветоведения, светотени, перспективы.

Уметь:

  • создавать и редактировать простые графические объекты;
  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
  • выполнять наброски, эскизы, а также длительные учебные и творческие работы;
  • владеть художественными техниками: аппликация, коллаж, монотипия и т.д.

По окончании обучения по данной образовательной программе обучающиеся второго года обучения должны:

Знать:

  • расширенные возможности графических редакторов и назначение управляющих элементов;
  • особенности растровой и векторной графики;
  • основные графические объекты, использую­щиеся для создания сложных рисунков;
  • технологию создания и редактирования графических объектов;
  • основы рисунка, живописи и композиции;
  • закономерности цветоведения, светотени, перспективы.

Уметь:

  • создавать и редактировать сложные графические объекты;
  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
  • разрабатывать и воплощать в соответствующем программном средстве задуманный композиционный сюжет;
  • выполнять наброски, эскизы, а также длительные учебные и творческие работы, проекты;
  • владеть художественными техниками: аппликация, коллаж, монотипия, батик, гравюра и т. д.

Учебно-методический комплекс, дидактическое обеспечение, информационно- техническое и материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы имеется компьютерный класс, необходимое программное обеспечение. Для организации образовательного процесса используется методический материал, наработанный в области информационных технологий, дополнительная литература, обучающие мультимедийные программы. Программное обеспечение курса информатики ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft: операционная система Windows, графический редактор Paint, Power Point; «Мир информатики» Кирилл и Мефодий, ПервоЛого 3.0, ЛогоМиры 3.0.

Методические условия реализации программы

Технологии и формы обучения и воспитания

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • творческие занятия.

Формы и методы отслеживания промежуточного результата:

  • Зачетные занятия;
  • Контрольные работы;
  • Выставки
  • Конкурсы
  • При проведении занятий используются три формы работы:
  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на своих рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий

ПРОГРАММА (1 год обучения)

 

Информатика

ИЗО

Мир информатики (12 ч)

2 ч.

Вводное занятие. Универсальный манипулятор мышьВводное занятие. Способы передачи действительности

4 ч.

Раскрашивание компьютерных рисунковВыполнение работы в цвете по заданному рисунку

4 ч.

Конструирование на плоскости  Аппликация. Поиск базовых форм

2 ч.

РезервРезерв

Графический редактор Paint (60 ч)

4 ч.

Назначение программы и знакомство с инструментами графического редактораОсновные виды искусства. Графика, живопись

4 ч.

Изменение настройки инструментов. Рисование простейшего пейзажаПоэтапная работа над летним пейзажем

6 ч.

ПроектПроект

4 ч.

Сборка рисунка из отдельных частейСоздание рисунка из единого модуля

6 ч.

Проект 

4 ч.

Использование вспомогательных построений при подготовке рисунка.Рисунок предмета с натуры с передачей пропорций

4 ч.

Точные построения графических объектов. Понятие пикселяКопирование рисунка с использованием сетки

6 ч.

Проект 

4 ч.

Построение повторяющихся фрагментов. Циклические алгоритмыСоздание рисунка из повторяющихся элементов. Виноградная лоза

6 ч.

Проект 

4 ч.

Моделирование окружающего мира (план местности)Набросок плана местности. Карты

6 ч.

Проект 

2 ч.

РезервРезерв

Итого: 74 часа.

ПРОГРАММА (2 год обучения)

Информатика

ИЗО

Мир информатики (14 ч)

2 ч.

Вводное занятие. Техника безопасностиВводное занятие. Способы передачи действительности

6 ч.

Графика Выполнение графической работы на заданную тему

4 ч.

Конструирование на плоскостиАппликация. Использование сложных форм

2 ч.

РезервРезерв

Графический редактор Paint (58 ч)

4 ч.

Назначение программы. Инструменты графического редактораОсновные виды искусства. Графика, живопись

4 ч.

Изменение настройки инструментов. Рисование натюрмортаПоэтапная работа над натюрмортом.

4 ч.

Проект 

4 ч.

Использование приёма «Копирования»Создание композиции с повторяющимися элементами рисунка

6 ч.

Проект 

4 ч.

Использование линий построения при передаче симметричных объектовСоздание декоративной композиции с использованием симметричных предметов

4 ч.

Симметричное изображение.Выполнение симметричной композиции.

6 ч.

Проект 

4 ч.

Изучение способов использования инструментов для выполнения живописной растяжки цветаВыполнение композиции с применением светотени.

6 ч.

Проект 

4 ч.

Изучение способов использования инструментов для передачи перспективыВыполнение пейзажа с передачей линейной и световоздушной перспективы

6 ч.

Проект 

2 ч.

РезервРезерв
 

ИТОГО

74 часа.

 

Литература:

  1. Болдачёв, А.В. Компьютер IBM PC для детей. – Киров, 1996
  2. Борман, Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников. – СПб, 1996.
  3. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – М., 1991.
  4. Ершов, А.П. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. – М.,1991.
  5. Журналы «Информатика и образование», 2008 2010 год.
  6. Пактиков, В.А. Учимся рисовать, учимся творить. – Красноярск, 1993.
  7. Пароджанов, В. Занимательная информатика. – М., 2000.
  8. Претте, М.К. Творчество и воображение / М.К. Претте, А. Кольпадо. – М., 1995.
  9. Фрикинг, Г. Человек, цвет, пространство / Г. Фрикинг, К. Ауэр. – М., 1973.
  10. Фролов, М. Учимся работать на компьютере. – М., 2001.
  11. Шафрин, Ю. Основы компьютерной технологии. – М., 1997.
  12. Юнеман, М.Ф.Обучение живописи / М. Юнемен, Ф. Вайтман. – М., 1998.