Программа спортивной секции гимнастики и акробатики «Старт»


Автор: Людмила Валентиновна Семидякина
Место работы: МБДОУ «Детский сад №16» г. Биробиджана
Должность: воспистатель


Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В период от 2 до 7 лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью. Поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Доступность гимнастики основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность гимнастики заключается в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Оздоровительно-развивающая программа по игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в игровую гимнастику входят разделы: фитбол, игрогимнастика, акробатика. Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Актуальность. Проблема здоровья детей была, есть и будет актуальной. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Врачами-ортопедами при обследовании детей при поступлении в школу выявляется нарушение осанки у многих детей. Это и лордоз, и сутулость, и кифоз, и самое тяжелое – сколиоз. Формированию правильной осанки у ребенка-дошкольника способствуют гимнастика и акробатика, выработка устойчивых навыков самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой любимый вид спорта ребенка станет неотъемлемой частью последней.

Цель программы. Основной целью программы игровой гимнастики является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами гимнастики и акробатики.

Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья:

  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать профилактике плоскостопия;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества;
  • развивать мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  • формировать навыки самостоятельного выражения движений;
  • воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.

Основные принципы.

Принцип научности – проводимые мероприятия, направленные на укрепление здоровья, подкрепляются научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива дошкольного учреждения и родителей в поиске эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

Принцип адресованности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на оздоровление, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

При распределении разделов программы учитывались основные принципы, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребёнка от 4 до 7 лет. Занятия по игровой гимнастике проводятся два раза в неделю из расчёта 64 часа в год.

Предполагаемый результат. Предполагается, что реализация программы поможет естественному развитию организма ребёнка, совершенствованию его отдельных органов и систем. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию, формированию правильной осанки. Ребенок, который занимается гимнастикой и акробатикой, с легкостью преуспеет в любом другом виде спорта.

Планирование занятий по игровой гимнастике (час)

для детей 4-7 лет

Сетка часов при двухразовых занятиях в неделю

Разделы программыколичество
 ФитболВ течение года
 Игрогимнастика64
 ИгропластикаПо плану занятий
 СтрейчингПо плану занятий
 Пальчиковая гимнастикаПо плану занятий
 Игровой самомассажПо плану занятий
 Подвижные игры64
 Игры-путешествия5
 Креативная гимнастикаПо плану занятий

Характеристика разделов программы.

Игровая гимнастика и акробатика

Раздел «Фитбол» является основой для развития координации движений, ловкости, чувства равновесия, чувства собственного тела занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно выполнять движения. В этот раздел входят специальные упражнения, задания и игры на больших мячах.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы по программе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дает ребёнку возможность вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворённость, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Стрейчинг» представлен комплексами статических растяжек, проводимых в игровой форме. Упражнения выполняются детьми самостоятельно, без воздействия со стороны. Стрейчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таком, чтобы нагрузка на всё тело была равномерной.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Раздел «Игровой самомассаж » является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения игрового самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Раздел «Подвижные игры» содержит упражнения, которые применяются практически на всех занятиях и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используется приём имитации, подражание, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования ‒ всё то, что требуется для достижения цели при проведении занятий по игровой гимнастике.

Раздел «Игры-путешествия » включает все виды подвижной деятельности с использованием средств предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят.

Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются хорошие возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Программа

«Игровая гимнастика и акробатика для детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Планирование занятий по игровой гимнастике и акробатике для детей 4-5 лет

ЗанятияВид деятельностиСодержание
1 занятие

«Петушок»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Игра-знакомство

Ходьба, бег «стайкой»

Образно-звуковые действия «Дудочка, погуди»

Имитационно-подражательные действия

Ходьба по доске-мостику

«Пастух»

«Слепая корова»

2 занятие

«Цыплята»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Поисковая игра

Упражнения на расслабление и дыхание

Ходьба, бег «стайкой» под звуки колокольчика

Образно-звуковые действия «Горошки»

Имитационно-подражательные действия

«Корзиночка» «Ласточка»

Ходьба по доске «Не урони яйцо»

«Найди яйцо»

«Подуй на яйцо»

3 занятие

«Петушок –золотой гребешок»

Сюжетно-подражательные движения

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Пальчиковая гимнастика

Ходьба, бег змейкой вокруг гнездышек

ОРУ на перекладине гимнастической лестницы

Ходьба по доске с мешочком на голове

«Лиса в курятнике»

«Петушок»

4 занятие

«Котята»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Самомассаж

Пролезание под нитками, ходьба и бег под речитатив

«Аккуратные котята»

«Кольцо»

«Кошки-мышки»

«У котяток шерстка везде…»

5 занятие

«Мышата»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Пальчиковая игра

Ходьба и бег с подлезанием

по сигналу сбор в условленном месте

Музыкальная игра

«Кольцо»

«Корзинка» ходьба и бег по наклонной доске с прокатыванием мяча

Группировки-перекаты

«Вышли мышки как-то раз»

«Мышки-норушки»

6 занятие

«Щенята»

Строевые упражнения

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Самомассаж

Ходьба и бег в игре «Ездовые собачки»

Имитационно-подражательные

Музыкальная игра «Цирковые собачки»

«Служебные собачки»

Ходьба и бег по наклонной доске с перешагиванием через предметы

«Котята и щенята» с лазанием по гимнастической лестнице

7 занятие

«Лошадки»

С родителями

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Самомассаж стопы

Ходьба и бег прямым галопом с родителями в паре «Тари-тари…»

«Цирковые лошадки»

«Лошадки-спортсменки»

Ходьба и бег с перешагиванием через шнур, ползание на четвереньках с мешочком на спине «Лошадки-помощницы»

Бег в чередовании с ходьбой

8 занятие

Контрольное

«Путешествие к домашним животным»

Игра «Сундучок»

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Игра-сюрприз

Ходьба и бег под звуки колокольчика

Выступление ребят

«Кольцо» «Ласточка» – группировки сед, ноги врозь, сед на пятках

«Котята и щенята» – лазание по гимнастической лесенке

«Кошки-мышки» с бегом и подлезанием

«Лошадки» – мини-эстафета

«Курочка» – перенеси яйцо в гнездо

«Найди киндер-сюрприз»

9 занятие

«Веселые поросята»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Пальчиковая игра

Ходьба и бег между кирпичиками

С кирпичиками

Муз. игра «Веселые поросята»

Сед в группировке, перекаты назад-вперед, вправо-влево

«Волк и поросята»

«10 поросят»

10 занятие

«Зайчата»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Музыкальная игра

Игра с прыжками «Мы зайчата смелые»

Имитационно-подражательные

Муз. игра «Зайчата»

11 занятие

«Бельчата»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Самомассаж

Ходьба и бег между шишками

С шишками

Под речитатив

Группировки с большими мячами

Прогиб в спине вверх-вниз

«Мы бельчата быстрые…»

Ходьба по доске вверх и перенос шишек

Катание шишек по телу

12 занятие

«В гостях у мишки-топтыжки»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Упражнение на расслабление и дыхание

Ходьба на внешнем своде стопы бег

Имитационно-подражательные под речитатив упражнения у гимнастической лесенки

«У медведя во бору»

«Четыре медвежонка»

13 занятие

«Гномы-помощники Деда Мороза»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Игра-аттракцион

Имитационно- подражательные ходьба и бег «по сугробам»,

«на коньках»,

«на лыжах»

Стойка на лопатках

Метание шишек в дупло

Кувырок

Игра «Дед Мороз»

«Колпачки»

«Заморожу»

14 занятие

«Путешествие к елочке»

Игроритмика

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижная игра

Поисковая игра

«Ёлочка с иголочками»

«Стойка на лопатках»

мини-эстафета «Перенеси шишки по наклонной доске»

Скатимся с горки

Кувырок

«Я в ладоши хлопаю»

Хороводная игра

«Сосулька»

«Снежинки»

15 занятие

«Лесные приключения»

ФитболИгра «Найди свое место»

Под речитатив «Большая прогулка»

 Игрогимнастика

Игропластика

Подвижнаяигра Пальчиковая гимнастика

Кувырок, наклоны в разные стороны с выпрямленными коленями

Самолёт, кольцо, корзинка

Спуск по наклонной доске лёжа на животе

«Зайчики и волк»

«Пальчики на ножках…»

16 занятие

«В поисках Немо»

Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра Самомассаж

Игра «Аквалангисты»

Комплекс «Морское царство»

Силовые упражнения на укрепление мышечного корсета

То же, передвижение по гимнастической лестнице боком «крабики»

«Акула и Немо»

«Лепим рыбку»

17 занятие

«На морском дне»

Строевые упражнения

Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Упражнения на расслабление

Игра «Аквалангисты»

Комплекс «Морское царство»

Кувырок, выпад, шпагат

Упражнения на развитие гибкости и растяжка

«Море волнуется»

«Я на солнышке лежу»

18 занятие

«Олино колечко»

Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Аттракцион

Поисковая игра

Под речитатив по сказке Маршака имитационно-подражательные движения

Ходьба по доске и спрыгивание с неё

Лазание по лесенке произвольным

Способом

«Кольцо»

«Портрет с мамой»

«Найди колечко»

19 занятие «Путешествие в магазин игрушек»Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Самомассаж

Имитационно-подражательные задания

Комплекс «Игрушки»

ходьба по доске и спрыгивание с неё

«Кольцо»

«Я – маг-волшебник…»

«Динь-динь, заходите в магазин…»

«Разотру ладошки сильно…»

20 занятие

«Живут в банановом лесу шалуньи — обезьянки»

Строевые упражнения

Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра Поисковая игра

Ходьба по шнуру, бег «змейкой»

Обезьянки

То же со шнуром

Подлезание и перепрыгивание через шнур, лазание по гимнастической лесенке за кокосами и бананами

«Охотник и обезьянки»

«Найди испуганную обезьянку»

21 занятие

«Волшебная палочка»

Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Игровой самомассаж

Ходьба и бег через и между палочками

Упражнения у лесенки

Мостик на мяче, то же с палкой

Комбинация акробатических уп-ражнений в образно-двигательных

действиях

«Воробышки»

«Пальчики на ножках»

22 занятие

«Жучки»

Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Пальчиковая гимнастика

То же, что и на предыдущем занятии

Ходьба и бег через и между палочками

Мостик на мяче

То же

«Божья коровка»

«Семейка»

23 занятие «Колобок»Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Самомассаж

Ходьба и бег по шнуру

Сидя на больших мячах с малыми мячами в руках

Акробатические – из упора присев переход в положение лёжа, на спине перекаты вперёд-назад, перекатом вперёд-сед, в группировке сед, ноги врозь широко

Кувырок

«Лиса в курятнике»

Мячиком по ножкам и телу

24 занятие

«Курочка Ряба»

Строевые упражнения

общеразвивающие

Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Упражнения на расслабление

Ходьба и бег вокруг гнёздышек

«Танец маленьких утят»

Игра «Курочки-хохлатки»

То же, бег по наклонной доске за скатывающимся мячом

Кувырок, кольцо, выпад, шпагат

«Курица-красавица»

«Цыплятки в яйцах»

25 занятие

Мини-эстафеты «Репка»

Строевые упражнения

Фитбол

Мини-эстафеты и подвижные игры

Пальчиковая игра

Имитационно-подражательные

Игра «Дружная семейка»

Образные, изображая всех героев

«Семейка»

26 занятие

«Клоуны»

Строевые упражнения

Фитбол, креативные игры

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Игра-аттракцион

Ходьба и бег с заданиями для «клоунских носиков»

Игры-перевёртыши с творческими заданиями

Кувырок, акробатика с 23-го занятия, кольцо, стойка на лопатках

«Клей»

Фокусы в исполнении ребят для мам

27 занятие «Лягушата»Строевые упражнения Фитбол

Игрогимнастика

Игропластика

Подвижная игра

Игра малой подвижности для развития мелкой моторики

Игра «На лесном болотце…»

Игра «Четверо лягушат»

То же, что и на занятии 26

«Лягушки и цапля»

«Соревнования лягушек-попрыгушек»

28 занятие

«Рыбаки»

Строевые упражнения Фитбол

Игропластика

игрогимнастика

Подвижная игра

Игра «На озере»

«Четверо лягушат»

«Рыбки», «Раки», «Медуза».

«Краб» лазание по гимнастической лесенке боком

Мини-эстафета

«Поймай рыбку»,

«Рыбаки и рыбки»

29 занятие «Путешествие на озеро» Дубляж 28-го занятия
30 занятие «Художники»Строевые упражнения Стрейчинг

Фитбол

Игрогимнастика

Подвижнаяигра Креативная игра

Игра «По цвету – беги»

Комплекс «Карандаши и резинка»

Игра по выбору ребят

Забегание на наклонную доску и спрыгивание с неё

«Ловишка с лентой»

«Нарисуй фигуру»

31 занятие «Карандаши и резинка» Дубляж 30-го занятия
32 занятие «Путешествие в весенний лес с мамами и папами»Строевые упражнения

Общеразвивающие упражнения

Игрогимнастика

Подвижная игра Игромассаж

Игра «Колокольчик»

В паре с мамами

Элементы акробатики в парах

«Автобус»

В парах с мамами

УПРАЖНЕНИЯ НА БОЛЬШИХ МЯЧАХ

Фитбол

  1. «Правильная осанка» . И.п. сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бёдра, спина прямая. Сохранять правильную осанку, голову не опускать – 10 секунд.
  2. «Перекаты» . И.п. то же. Перекаты стопами с пяток на носки и наоборот.
  3. «Часики» . И.п. сидя на мяче руки, на поясе. 1 – наклон вправо; 2 – и.п.; 3 – наклон влево; 4 – и.п.
  4. «Достань мяч» . И.п. лёжа на животе, на полу (перед мячом). Приподнять верхнюю часть туловища и прогнувшись, положить ладони на мяч; 2-4 – и.п.
  5. «Покатай мяч» . И.п. то же. Прогнуться и покатить мяч от левой руки к правой и обратно.
  6. «Покажи пяточки» . И.п. лёжа на животе, на мяче, опора на стопы и ладони. 1-3 поднять прямые ноги; 2-4 – и.п.
  7. «Мячики» . И.п. сидя на мяче руки держать на бёдрах. Легкие подпрыгивания на мяче (можно с движениями рук вперёд, назад – качели, с хлопками перед собой и за спиной, с вынесением ноги вперёд на пятку, с подъёмом поочерёдно колен).
  8. «Буратино» . И.п. сидя на мяче, руки на бёдрах. 1 – поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4 – и.п.
  9. «Колёса» . И.п. сидя на мяче, руки согнуты в локтях перед грудью. Вращение согнутых рук одна вокруг другой.
  10. «Черепашка» . И.п. лежа на животе, на мяче с опорой на стопы и ладони. 1-3 – медленно поднять правую (левую) ногу;
  11. «Ленивец» . И.п. сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони. Покачивания на мяче вперёд, назад (приподнимаясь с пяток и садясь)
  12. «Пловец» . И.п. стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной клеткой. 1-3 – прокатить мяч вперёд, выполнив руками движения пловца; 2-4 – и.п.
  13. «Волна» . И.п. сидя на пятках перед мячом, ладони на мяче, прокатить мяч вперёд, опустив голову и наклониться; 2-4 – и.п.
  14. «Силач» . И.п. сидя на пятках, держать мяч руками. 1-3 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-4 – и.п.
  15. «Змейка» . Бег вокруг мячей змейкой.
  16. «Наклоны головы» . И.п. сидя на мяче, руки на бёдрах. 1-2 – наклоны головы вправо, влево; 3 – и.п.
  17. «Незнайка» . И.п. сидя на мяче, руки опустить. 1-3 – подъём плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 2 -4 – и.п.
  18. «Потянемся к солнышку» . И.п. сидя на мяче, руки опустить. 1-2 – руки через стороны вверх, потянуться; 3-4 – и.п.
  19. «Флажок» . И.п. сидя на мяче, руки на бёдрах. 1-4 – поворот корпуса вправо (влево), правую (левую) руку за голову; 5 – и.п.
  20. «Весы» . И.п. лёжа животом на мяче, опираясь на ладони и стопы. 1-4 –медленно согнуть руки, наклонившись вперёд, ноги приподнять с пола; 5 – и.п.
  21. «Пузырь» . И.п. лёжа животом на мяче, опираясь на ладони и стопы. 1-2 – вдох, надавить животом на мяч; 3-4 – выдох, живот втянуть.
  22. «Покачайся» . И.п. лёжа на спине, на мяче, руки опустить. 1-2 – сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперёд; 3-4 – назад.
  23. «Мост» . И.п. лёжа на спине, на полу, руки держать вдоль туловища, мяч находится под чуть приподнятыми коленями. 1-2 – приподнять туловище, опираясь на мяч ногами, а руками и плечами на пол; 3 – и.п.
  24. «Передай мяч» . И.п. лёжа на спине, на полу, мяч зажать между ног, руки вверх. 1-2 – мяч поднять ногами, перехватить его руками; 3-4 – руки опустить на пол за головой, то же в обратном порядке.
  25. «Спортивная ходьба» . И.п. сидя на мяче, Стопы поставить на пол, руки на бёдрах, спина прямая. Движения стоп (поочерёдно) приподнимая пятки то левую, то правую, не отрывая носки от пола.
  26. «Наклонись и потянись» . И.п. сидя на мяче, руки за спиной. 1-3 – наклон вправо (влево), левую руку вверх, потянуться; 2-4 – и.п.
  27. «Посмотри на ладошки» . И.п. лёжа на спине, на мяче, руки опустить, ноги согнуты в коленях. 1-3 – руки поднять вверх, посмотреть на ладошки; 2-4 – и.п.
  28. «Петрушка» . И. п. сидя на мяче, руки на бёдрах. 1-3 – выставить ноги вперёд на пятки, руки в стороны, пальцы широко развести; 2-4 – и.п.
  29. «Колечко» . И.п. лёжа на животе, на полу перед мячом, кисти рук на мяче. 1-3 – прогнуться, согнув ноги, и дотянуться носками до головы; 2-3 – и.п.
  30. «Болит голова» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч. Прыгать, держась руками за голову, и качая ею то в одну сторону, то в другую.
  31. «Едет поезд» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить. Выполнение прыжков на мяче, имитируя руками движение поезда.
  32. «Покажи ладони» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки на поясе. Выполнение прыжков на мяче, делая повороты туловища, показывая ладони и разводя руки.
  33. «Потанцуем» . И.п. сидя на мяче, ноги расставлены шире плеч, руки на поясе. Выполнение прыжков на мяче, выставляя левую и правую ноги (поочерёдно) вперёд и разводя в стороны руки.
  34. «Хлопки под ногами» . И.п. сидя на мяче, ноги расставлены шире плеч, руки опустить. Выполнение прыжков, поднимая как можно выше ноги (поочерёдно) и делая под ними хлопки.
  35. «Мымедведи» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки вдоль туловища. Переваливаемся с одного бока на другой, имитируя движения медведей.
  36. «Погреемся» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, обхватить себя руками, при прыжках размыкать руки и опять себя обхватывать.
  37. «Мысамолёты ». И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки в стороны. Прыжки на мяче.
  38. «Рывки руками» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки согнуты в локтях, перед грудью, выполнять рывки. 1-2 – согнутыми в локтях руками; 3-4 – прямыми руками.
  39. «Поворотики» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки на поясе. Прыжки с поворотами в стороны, ставя поочерёдно ноги на пятку.
  40. «Подними ноги» . И.п. лёжа на спине, на полу, руки за головой, ноги на мяче. Поочерёдно поднимаем ноги вверх.
  41. «Перекат на спине» . И.п. лёжа на спине, на мяче, делать перекат, приседая. Руки откинуть назад. При перекате стараемся достать руками пол.
  42. «Боксёры ». И.п. сидя на мяче. Прыжки, ноги слегка шире плеч, имитация руками движений боксёра.
  43. «Три хлопка» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч. Прыжки, подкидываем вверх мяч (меньшего размера) как можно выше, делаем три хлопка, ловим мяч.
  44. «Покажи носок» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки держать на поясе. Прыжки на мяче, при этом выставляем вперёд то один, то другой носок ноги.
  45. «Повернись» . И.п. сидя на мяче, одна рука на затылке,другая на бедре. Повороты в сторону поднятой (на затылке) руке. При повороте подбородок поднять вверх
  46. «Покачивания» , И.п. сидя на мяче. Лёгкие покачивания вверх-вниз, не отрывая ног от пола.
  47. «Выше ногу» . И.п. лёжа на спине, ноги положить пятками на мяч. Попеременные подъемы ног.
  48. «Наши ножки побежали» . И.п. лёжа на животе на мяче, ноги и руки упереть в пол. Положение считается правильным, если поясничный отдел выпрямлен. Быстрые поочерёдные подъёмы ног.
  49. «Крокодил» . И.п. лёжа на животе на мяче, ноги и руки на полу. Сделать четыре шага руками вперёд и четыре назад (не слезая с мяча). Следить, чтобы спина не «провисала».
  50. «Мызайчики» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, кисти рук перед грудью (как у зайчат). Прыжки на мяче.
  51. «Вижуне вижу» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч. Прыжки, закрывая и открывая ладонями глаза.
  52. «Нарисуй восьмёрку» . И.п. сидя на мяче, руки развести в стороны. Рисование восьмёрки то одной, то другой ногой.
  53. «Достань колено» . И.п. лёжа на полу, ноги положить на мяч, руки за голову. Поочерёдно доставать локтями колени.
  54. «Вдохни и выдохни» . И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки на поясе. Глубокий вдох и глубокий выдох.
  55. «Потряси руками» , И.п. сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить. Прыжки. При этом свободно, как хочется, трясти руками и одновременно выставлять ноги.
  56. «Горка» . И.п. сидя на мяче, ноги прямые, вперёд, врозь. Съехать с мяча, как с горки.
  57. «Барабан» . И.п. стоя перед мячом на коленях, кисти рук на мяче. Похлопать по мячу, как по барабану.
  58. И.п. упор сидя сзади на полу, ноги прямые с правой стороны от мяча. 1-2 – перенести левую ногу через мяч, положить её с левой стороны от мяча; 3-4 – то же левой ногой, (можно переносить одновременно две ноги).
  59. И.п. сед на полу, ноги согнуты в коленях, мяч на полу держим сзади за ручку. 1-2 – выпрямить ноги, спиной лечь сверху на мяч; 3-4 – вернуться в и.п.
  60. И.п. стоя перед мячом на коленях, руки прямые, ладонями на мяче. Прокат прямых рук вперёд по мячу, до груди; 3-4 – и.п.
  61. И.п. мяч у стены, сесть, спиной к мячу ноги согнуты в коленях (прямые). 1-2 – надавить спиной на мяч, упираясь ногами в пол, 3-4 – и.п.
  62. И.п. мяч у стены, сесть лицом к мячу, ноги упереть стопами в мяч. Одновременно (поочерёдно) надавливать ногами на мяч.
  63. «Обними» . И.п. сидя на полу, ноги прямые, мяч на ногах (между ног, на полу). Обхватить мяч руками, сжать его.
  64. «Обними» . И.п. лёжа на полу, мяч на животе. Обхватить мяч руками и ногами одновременно, сжать его.
  65. «Равновесие» . И.п. лёжа на мяче, на спине, стопы на полу. Руки в стороны, слегка раскачиваясь, лежать.
  66. «Звёздочка» . И.п. лёжа на мяче, на животе. Руки и ноги в стороны. Удержать равновесие. Можно выполнять поочерёдно (вначале руки в стороны, затем ноги).
  67. И.п. сидя на мяче, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх, похлопать; опустить вдоль туловища вниз, похлопать по мячу (слегка подпрыгивая).
  68. И.п. сидя на мяче, руки, на поясе. Перекаты вправо, влево (вперёд, назад), не отрывая ноги от пола, ягодицы от мяча.
  69. «Вокруг себя» . И.п. стоя, мяч в правой, внизу. 1-2 – передать мяч за спиной в левую; 3-4 – передать мяч, перед собой, в правую. Следить за осанкой.
  70. «За спину» . И.п. стоя, мяч держать двумя, перед собой, руки внизу. 1-2 – взмах руками с мячом вверх, перевести мяч за спину; 3-4 – и.п.
  71. «Силач» . И.п. мяч в правой, у плеча. 1-3 – выпрямить руку с мячом вверх; 2-4 – и.п. (то же левой рукой).
  72. Подбрасывание мяча вверх, и ловля двумя руками (мяч подбрасывать не высоко).
  73. Удары мяча о пол и ловля двумя руками.

ИГРОВОЙ СТРЕЙЧИНГ

«Сказка о карандаше и резинке»

Вы все любите рисовать, вы – художники. Кто умеет придумывать и фантазировать, кто в своём воображении создаёт целый мир, может так себя назвать. Но этого мало. Важно, чтобы не только ты сам считал себя художником, надо, чтобы это сказали о тебе другие. И в этом тебя поддержат фломастеры, карандаши, резинка-ластик, если ты правильно научишься ими пользоваться. Они помогут тебе нарисовать много интересного и удивительного, ведь карандаши – это волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. Но так уж устроен наш мир, что волшебству нужно учиться. Представим, что наши ножки – карандаши.

Упражнение «Волшебные палочки ». И.п. – дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять ноги вверх и так же медленно в И.п.

«Мягкие и твёрдые карандаши» . И.п. – лёжа на спине, руки вытянуты вверх над головой.

«Твёрдый карандаш» – изо всех сил вытянуться на полу, туго натянуть руки и ноги.

«Мягкий карандаш» – расслабить все мышцы.

«Новые и старые карандаши» . И.п. – «прямой угол», пальцы ног вытянуты, руки в упоре сзади. Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение («молодые карандаши») Перекат на спину, ноги согнуть в коленях пятки максимально приблизить к ягодицам, обхватить колени руками, голову прижать к коленям.(«старые карандаши»).

«Коробка с карандашами» . И.п. – сесть в позу прямого угла. Руки поднять вверх, ладонями вперёд. Не сгибая ног нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног, задержаться нужное время. И.п.

Упражнение «Рыбка» . И.п. – лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони на полу на уровне плеч. Плавно разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.

Упражнение «Змея». И.п. – то же. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться.

Упражнение «Ящерица» . И.п. – лечь ничком, руки вытянуты вдоль тела, ладони прижать к полу. Поднять прямые ноги как можно выше, упираясь в пол руками, грудью, подбородком.

Упражнение «Кошечка» . И.п. – стоя на коленях, прямыми руками упереться в пол на уровне плеч. Поднять голову, прогнуть спину («ласковая кошечка»), опустить голову, максимально выгнуть спину («сердитая кошечка»).

Пусть наши карандаши и резинки живут дружно. А вы фантазируйте, рисуйте и мир вокруг станет удивительным, ярким и интересным!

«Волшебные фигуры»

Акробатические упражнения

Следует обратить внимание на последовательность упражнений с плавным переходом одного в другое. Все упражнения имеют образно-игровое название и проводятся в форме игры. Дозировка – один раз, но с паузой в высшей точке исполнения. При выполнении упражнений следует фиксировать внимание детей на правильной основной стойке, на прогибе в поясничной части позвоночника с отведением крестца назад и на положении стоп.

«Петушок» . Пытаться удержать равновесие на одной ноге с поясничным прогибом.

«Ласточка» . Слегка приподнять прямую ногу назад-вверх, но фиксировать внимание на поясничном прогибе, пытаясь удержать равновесие с выпрямленным туловищем.

«Выпад». Фиксировать внимание на прогибе.

«Стойка на одном колене». Плавный переход с выпада на одно колено.

«Верблюд». Плавный переход, переставляя переднюю ногу на колени. Руки к пяткам через стороны, положение стоп разное.

«Кольцо» . Выполняется из положения лёжа на животе.

«Корзинка» . Помочь ребёнку в захвате ног руками.

«Ласточка с колена» . Прогибание спины и поочерёдное поднимание ног назад-вверх.

«Улитка» . Плавный переход: сесть на опорную ногу, а поднятую вытянуть назад. Помочь сесть ягодицами на пятку согнутой передней ноги. Зафиксировать поясничный прогиб, руки поднять в стороны.

«Шпагат» . Руки в упор впереди, ноги вытянуть в стороны по мере возможности, но свыпрямленными коленями и с вытянутыми носками.

«Мостик» . Из и.п. – лёжа на спине пытаться приподнимать туловище, фиксируя поясничный прогиб. Упop при подъёме туловища на всю ступню.

«Замок» . Направляя ногу ребёнка к руке, не подтягивая ногу к голове.

«Выпад» . Встать и перейти на выпад с фиксированием поясничного прогиба.

«Акробаты на гимнастической стенке»

Для выполнения какого-либо движения на гимнастической стенке необходимы волевые усилия и напряжение мышечного тонуса. Стоя, сидя или лёжа на полу, ребёнок ещё не может как следует вытянуться и прогнуться. С помощью висов и подтягивания в положение виса дети быстрее и эффективнее добиваются результатов и коррекции опорно-двигательного аппарата.

«Стрела» . И.п. – стоя к стенке правым боком на расстоянии шага. Техника выполнения: захватить с правой поднятой выше головы рукой. Ноги в о.с. – пятки вместе, носки врозь. Левой рукой захватить пятку одноименной ноги. Поднимать ногу в сторону-вверх, выпрямляя её в коленном суставе с вытягиванием носка.

«Кольцо» . И.п. – то же. Техника выполнения: левой рукой сзади за спиной захватить носок одноимённой ноги и пытаться поднять ногу вверх-назад.

«Замок» . Из положения «Кольца» подтягивать носок левой ноги к голове. Все три упражнения выполняются с левой ноги. Во всех упражнениях следует фиксировать внимание детей на поясничном прогибе, отведении крестца назад, на вытянутой опорной ноге с опорой на всю ступню.

«Струна» . И.п. захватить носок одноимённой ноги стоя лицом к стенке на расстоянии двух шагов с захватом рейки двумя руками на уровне груди. Техника выполнения: левую ногу поднимать вверх, пропуская её между руками. Пытаться вытягивать и выпрямлять её в коленном суставе сначала одну, потом другую опорную ноги. По мере выпрямления и вытягивания ног подтягивать туловище вплотную к стенке. Повторить тоже с правой ноги.

«Ласточка» . И.п. захватить носок одноимённой ноги стоя лицом к стенке на расстоянии двух шагов, захват рейки двумя руками на уровне плеч.Техника выполнения: поднимать выпрямленную левую ногу назад-вверх, туловище наклонять вперёд, голову поднимать вверх, руки вытягивать. Фиксировать поясничный прогиб.

«Уголок» . Стоя на рейке, повернуться кругом,переставляя руки по рейке над головой. Подтягиваясь на прямых руках, пытаться поднимать соединённые вместе прямые ноги вперёд и удерживать их, напрягая мышцы живота и рук.