Программы социально-гуманитарной направленности


Автор: Надежда Ивановна Ленская
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность: старший преподаватель


Содержимое

Программы дополнительного образования детей социально-гуманитарной направленности

30 ноября 2022 года в ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО» были подведены итоги конкурса дополнительных образовательных программ среди педагогов Еврейской автономной области, который проводился с 10 октября по 30 ноября 2022 года Институтом развития образования совместно с Детским технопарком «Кванториум».

Педагоги дополнительного образования соревновались за право на победу, представив на конкурс 32 программы по различным направлениям (естественно-научное, художественное, социально-гуманитарное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное). Участники показали высокий уровень подготовки. Каждая программа по-своему уникальна и вносит весомый вклад в воспитание подрастающего поколения. Потому перед жюри стояла непростая задача – выбрать призеров и победителей в каждой номинации. 15 ценных подарков были вручены тем, кто набрал наибольшее количество балов по критериям оценивания программ.

В номинации «Социально-гуманитарная направленность» абсолютным победителем стала Дементьева Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования МКУДО «Дом школьников с. Ленинское», программа «Цветная логика», а победителями Соколова Татьяна Владимировна и Гаевая Ирина Владимировна, педагоги дополнительного образования МАОУДО «Центр детского творчества» г. Биробиджана с программой «Юный инспектор движения». Эти программы представлены в сборнике.

В своих программах победители вовлекают детей в практику регионального и локального развития общества, развивают лидерские качества, уделяют внимание правовой и медиаграмотности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций, формируют у обучающихся навыки, связанные с эмоциональным, интеллектуальным, духовным развитием ребенка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЦВЕТНАЯ ЛОГИКА»

Составитель: Дементьева Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования МКУДО «Дом школьников с. Ленинское»

Пояснительная записка

Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 2 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности «Цветная логика» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 02.07.2021 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации;

— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно–эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

— Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24 марта 2021 г. № 10 «О внесение изменений в СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16»;

— Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период о 2025 года»;

— Постановлением Правительства Российской Федерации № 449 от 23 марта 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»;

— Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 23.10.2017 № 01/14380-17-32 «Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ»;

— Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

— Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);

— Локальными нормативно-правовым актам МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».

Актуальность. Наше время – это время перемен. России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Отличительные особенности программы

В качестве ведущей деятельности – игровая деятельность.

Занятия по программе «Цветная логика» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них интеллектуальными играми, выполняют простейшие задания, а затем сложные.

Новизна программы заключается в создании системы занятий, на которых применяются современные интеллектуальные игры. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного старшего дошкольника,

Адресат программы. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия. Наряду с интенсивным развитием образного мышления в старшем дошкольном возрасте начинают закладываться основы логического мышления.

В дошкольном возрасте активно развиваются логические операции: анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация и др.

Развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Таким образом, способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил. Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками». В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем. В современном исследовании логическое мышление рассматривается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В исследованиях отмечена взаимосвязь операций и содержательных компонентов мышления, взаимодействие чувствительной и логической ступени познания и указывается на возможность и необходимость логического развития детей в дошкольном возрасте.

Анализ исследований показывает, что логическое мышление осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, и в ходе их формирования осуществляются разнообразные логические операции (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация). В старшем дошкольном возрасте происходит существенные изменения как во взаимосвязи чувственно-логической ступени познания, так и преобразовании практических действий в логические операции.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Распределение часов в первый год – 146 часов, второй год обучения – 220 часов. Общее количество учебных часов – 366 часов.

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе соответствует нормам. Занятия проводятся в первый год обучения два раза в неделю, во второй год обучения три раза в неделю, по 2 академических часа, каждый продолжительностью 30 минут, с перерывом между занятиями 10 минут.

Форма обучения – очная. Очная форма обучения наиболее эффективна в работе с дошкольниками, так как: осуществляется индивидуализация обучения, повышается мотивация, интерес к изучаемому материалу, осуществляется эффект обратной связи, происходит активизация познавательной деятельности. Теоретические занятия проводятся в форме: беседы, рассуждений, решений проблемных ситуаций. Практические занятия проводятся в форме: игры и игровых упражнений.

В случае приостановки очного образовательного процесса по различным причинам данная программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с учебным планом программы сформированы 2 группы учащихся одного возраста, 1 группа 5-6 лет, 2 группа 6-7 лет, являющиеся основным составом кружка «Цветная логика», состав групп постоянный. Наполняемость групп составляет от 12 до 15 человек.

Цель программы: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления через интеллектуальные игры.

Задачи:

Личностные:

— развивать личностные качества: организованность, творчество, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца;

— учить логически и грамматически правильно выражать свою мысль;

— воспитывать навыки сотрудничества.

Метапредметные:

воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;

— развивать интерес к интеллектуальным играм;

— развивать мотивацию к познанию и творчеству.

Образовательные:

— развивать способность к логическому мышлению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения;

— развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, синтез, конкретизация, сравнение).

Учебный план для 1 года обучения (дети 5-6 лет)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

РАЗДЕЛ 1. «Вводный»

2

1

1

Вводный контроль

2

РАЗДЕЛ 2. «Блоки Дьенеша»

16

5

11

Текущий контроль

3

РАЗДЕЛ 3. «Математический планшет»

16

4,5

11,5

Текущий контроль

4

РАЗДЕЛ 4. «Понятие о геометрических фигурах (Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник)»

16

4,5

11,5

Текущий контроль

5

РАЗДЕЛ 5. «Танграм»

18

6

12

Промежуточная аттестация

6

РАЗДЕЛ 6. «Квадрат Воскобовича. Сказки Метра. Решение головоломок»

14

3,5

10,5

Текущий контроль

7

РАЗДЕЛ 7. «Счетные палочки Кьюизенера»

14

3,5

10,5

Текущий контроль

8

РАЗДЕЛ 8. «Единицы времени (Времена года. Время суток. Часы. Последовательность)»

18

6

12

Текущий контроль

9

РАЗДЕЛ 9. «Слуховые и зрительные диктанты»

16

4,5

11,5

Текущий контроль

10

РАЗДЕЛ 10. «Решение логических задач»

16

4,5

11,5

Промежуточная аттестация

ИТОГО:

146

43

103

 

Содержание программы первого года обучения

РАЗДЕЛ 1. «Вводный».

Теория: Знакомство с детьми. Познакомить детей с ТБ, с работой и расписанием кружка. Проведение вводного контроля.

Практика: Выполнение тестовых заданий вводного контроля.

РАЗДЕЛ 2. «Блоки Дьенеша»

Теория: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине. Познакомить с карточками-символами и научить «читать» знаки. Научить детей классифицировать блоки Дьенеша по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака, описание блока с этими кодами. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ». Учить детей выполнять сложение чисел в пределах 10. Учить детей кодировать декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств предметов по их знаково-символическим обозначениям

Практика: Игры с блоками Дьенеша, выполнение самостоятельных работ и заданий.

РАЗДЕЛ 3. «Математический планшет».

Теория: Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резинки, объяснить правила безопасности.

Практика: Игры с математическим планшетом. Выполнение заданий по схеме. Самостоятельные задания.

РАЗДЕЛ 4. «Понятие о геометрических фигурах (Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник)».

Теория: Познакомить детей с геометрическими фигурами, их названиями, научить выделять элементы и свойства геометрических фигур, проводить сравнение по этим свойствам.

Практика: Выполнение упражнений на геометрические преобразования, решение логических задач характера.

РАЗДЕЛ 5. «Танграм».

Теория: Рассказать о истории происхождения игры, познакомить с различными схемами и играми с Танграм.

Практика: Игры, самостоятельное и групповое выполнение заданий.

РАЗДЕЛ 6. «Квадрат Воскобовича. Сказки Метра. Решение головоломок».

Теория: Познакомить детей с развивающей игрой двухцветным квадратом Воскобовича, ее особенностями, формами и методами работы с игрой.

Практика: Игры с квадратом, самостоятельное выполнение заданий и упражнений. Решение головоломок.

РАЗДЕЛ 7. «Счетные палочки Кьюизенера».

Теория: Познакомить детей с счётными палочками Кьюизенера, знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.

Практика: Игры с палочками, выполнение заданий по схеме и игровых упражнений.

РАЗДЕЛ 8. «Единицы времени (Времена года. Время суток. Часы. Последовательность)».

Теория: Познакомить детей с различными единицами времени. Провести промежуточную аттестацию.

Практика: Игры, выполнение тестовых заданий, упражнений и работ.

РАЗДЕЛ 9. «Слуховые и зрительные диктанты».

Теория: Познакомить детей с различными слуховыми и зрительными диктантами.

Практика: Выполнение зрительных и слуховых диктантов.

РАЗДЕЛ 10. «Решение логических задач».

Теория: Познакомить детей с различными видами логических задач.

Практика: Игры. Решение различных логических задач, выполнение тестовых заданий.

Учебный план для группы 2 года обучения (дети 6-7 лет)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации/контроля

ВсегоТеорияПрактика

1

РАЗДЕЛ 1. «Вводный»

4

1

3

Вводный контроль

2

РАЗДЕЛ 2. «Блоки Дьенеша»

22

6

16

Текущий контроль

3

РАЗДЕЛ 3. «Палочки Кьюизенера»

26

8

18

Текущий контроль

4

РАЗДЕЛ 4. «Головоломки».

26

7

19

Текущий контроль

5

РАЗДЕЛ 5. «Единицы времени» (Часы. Времена года. Время суток)

26

7

19

Промежуточная аттестация

6

РАЗДЕЛ 6. «Логические задачи»

20

5

15

Текущий контроль

7

РАЗДЕЛ 7. «Квадрат Воскобовича»

22

6

16

Текущий контроль

8

РАЗДЕЛ 8. «Математический планшет», «Геометрические фигуры»

26

6

20

Текущий контроль

9

РАЗДЕЛ 9. «Слуховые и зрительные диктанты»

6

2

4

Текущий контроль

10

РАЗДЕЛ 10. «Меры величин» (Длина. Масса. Объём)

18

6

12

Текущий контроль

11

РАЗДЕЛ 11. «Логические игры»

24

6

18

Итоговая аттестация

ИТОГО:

220

60

160

 

Содержание программы второго года обучения

РАЗДЕЛ 1. «Вводный».

Теория: Встреча с детьми. Познакомить детей с ТБ, с работой и расписанием кружка. Проведение вводного контроля.

Практика: Выполнение тестовых заданий вводного контроля.

РАЗДЕЛ 2. «Блоки Дьенеша».

Теория: Продолжать знакомит детей с блоками.

Практика: Игры с блоками Дьенеша, выполнение самостоятельных работ и заданий.

РАЗДЕЛ 3. «Палочки Кьюизенера».

Теория: Продолжать знакомить детей с палочками Кьюизенера.

Практика: Игры с палочками, выполнение заданий по схеме и игровых упражнений.

РАЗДЕЛ 4. «Головоломки».

Теория: Знакомство детей с различными головоломками, объяснить правила игры в них.

Практика: Игры, самостоятельное выполнение заданий и упражнений. Решение головоломок.

РАЗДЕЛ 5. «Единицы времени» (Часы. Времена года. Время суток).

Теория: Познакомить детей с историей возникновения часов их видами. Закрепить знания о временах года и частей суток.

Практика: Игры, выполнение практических заданий и упражнений. Выполнение тестовых заданий.

РАЗДЕЛ 6. «Логические задачи».

Теория: Продолжать знакомить детей с новыми логическими задачами, научить их составлять и решать.

Практика: Игры, решение и составление логических задач.

РАЗДЕЛ 7. «Квадрат Воскобовича».

Теория: познакомить с новыми интеллектуальными играми с Квадратом Воскобовича.

Практика: Игры, выполнение самостоятельных заданий и упражнений.

РАЗДЕЛ 8. «Математический планшет», «Геометрические фигуры».

Теория: Познакомить с новыми играми и правилами игры на Математическом планшете. Продолжать знакомить детей с геометрическими объёмными фигурами их свойствами и признаками.

Практика: Игры, выполнение заданий, самостоятельных и групповых работ.

РАЗДЕЛ 9. «Слуховые и зрительные диктанты».

Теория: Познакомить с новыми видами слуховых и зрительных диктантов.

Практика: Игры, выполнение слуховых и зрительных диктантов.

РАЗДЕЛ 10. «Меры величин» (Длина. Масса. Объём).

Теория: Познакомить детей с новыми мерами длины, рассказать о применение их в жизни.

Практика: Игры, самостоятельные работы, выполнение различных упражнений и заданий.

РАЗДЕЛ 11. «Логические игры».

Теория: Знакомить с новыми логическими играми, правилами игры в них.

Практика: Игры, выполнение заданий, самостоятельных работ и упражнений, участие в викторине «Умники и умницы».

Планируемые результаты

Планируемые результаты по итогам реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Цветная логика»:

Личностные: проявляет умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умеет логически и грамматически выражать свои мысли, обладает личностными качествами: организованность, творчество, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца.

Метапредметные: развитие интереса к познанию, интеллектуальным играм.

Образовательные: логическое мышление, понимает связь событий и строит последовательные умозаключения, наблюдается устойчивое развитие мыслительных операций.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Реализация программы требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: Магнитная доска;

Мебель: шкафы, стеллажи для хранения дидактических пособий; магнитофон; ноутбук; проектор; столы, стулья;
Дидактический и наглядный материал; игрушки.
Тетради, канцелярские принадлежности в расчете на количество учащихся.

Дидактические пособия:

Д/и «Цвет и форма»Д/и «Математика»
Д/и «Разгадай головоломку»Д/и «Лесной лабиринт»
Д/и «Солнечный лабиринт»Д/и «Соты Кайе»
Д/и «Деньки — недельки»Д/и «Цвет, форма, размер»
Д/и «Учись считать»Д/и «Числовые цепочки»
Д/и «Числовые цепочки»Д/и «Логика»
Д/и «Цветные счетные палочки Кьюизенера»Д/и «Уложи узор »
Д/и «Конфетки и монетки»Д/и «Направо — налево»
Д/и «Головоломка»Д/и «Поиграем, посчитаем»
Д/и «Речной лабиринт»Д/и «Числовые домики»
Д/и «Логические цепочки»Д/и «Большие и маленькие»
Д/и «Дроби, игра Никитина»Д/и «Математическое лото»
Д/и «Большой, средний, маленький»Д/и «Логика и цифры»
Д/и «Найди четвертый лишний 1»Д/и «Найди четвертый лишний 2»
Д/и «Математические весы»

Логические блоки Дьенеша

Д/и «Играем в математика »

Колумбово яйцо

Квадрат ВоскобовичаД/и «Уникуб»
Математический веер 

Средства для организации учебных коммуникаций:мессенджеры (WhatsApp)

Информационное обеспечение:

  • обучающие фильмы;

  • мультимедийные презентации;

  • вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания.

Кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования Дементьева Светлана Васильевна, имеющая высшее психолого-педагогическое образование, педагогический стаж работы – 6 лет.

Формы аттестации

В течение учебного года педагог дополнительного образования проверяет знания, умения и навыки детей и выводит средний результат по группам и годам обучения. Согласно учебным планам, в программу включены следующие формы контроля:

  • выполнение заданий;
  • наблюдение;
  • анализ;
  • опрос (устный, письменный) предполагает вопросы учащимся по теоретической части программы;
  • участие в конкурсах, в процессе которых каждый учащийся детского объединения оценивается по занятым призовым местам.
    Педагогический контроль предполагает такие виды, как:

— вводный контроль проводится с целью установления исходного уровня знаний, умений, навыков, сформированности компетенций учащихся в начале образовательного процесса первого и второго года обучения. Вводный контроль учащихся в объединении проводится в сентябре, а также, с вновь прибывшими учащимися в течение учебного года, в первую неделю после их зачисления

— текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течении всего первого и второго года обучения с целью установления уровня теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по изученным темам. Периодичность и формы текущего контроля успеваемости прописаны в календарном плане.

— промежуточная аттестация проводится в декабре первого и второго года обучения, а также в мае первого года обучения и служит основанием для перевода на второй год обучения.

— итоговый контроль проводится в мае второго года обучения и представляет собой оценку качества освоения учащимися содержания программы за весь период обучения.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Цветная логика» и прошедшим итоговый контроль, выдаются почётные грамоты и призы.

Оценочные материалы для 1 группы (5-6 лет)

Методика 1. «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн)

Цель – определение способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи.

Материал и оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены этапы какого-либо события.

Процедура исследования: ребенку показывают картинки и дают инструкцию, ребенок раскладывают их по порядку и рассказывает почему он их так разложил.

Инструкция: Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Картинки перепутаны, и тебе надо догадаться, каких поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено.

Анализ результатов:

0 баллов – ничего не рассказал;

1 балл – только перечисляет предметы, изображённые на картинке;

2 балла – составляет 2-3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов, часто предложения не связаны между собой;

3 балла – составляет рассказ из 4-5 предложений. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображённые на картинке;

4 балла – составляет развёрнутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображёнными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героя;

5 баллов – по всем картинкам составлен рассказ, отвечает на уточняющие вопросы, четко выполняет логические связи.

Уровни логического мышления:

  • высокий – 5 баллов;

  • средний–3-4 балла;

  • низкий–0-2 балла.

Методика 2. «Нелепицы» (Р.С. Немов)

Цель – определение уровня сформированности такой операции логического мышления как анализ. Определение умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики: вначале ребенку показывают картинку. На ней изображено несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Анализ результатов:

8-10 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

4-7 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5-7 нелепиц.

0-3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1-4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

Методика 3. «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов)

Цель – определение уровня сформированности такой операции логического мышления как обобщения.

Проведение методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены разные предметы. Ребенку предлагают найти лишний предмет и объяснить почему. На решение задачи отводится 3 минуты.

Анализ результатов:

0-1 балл – ребёнок за 3 минуты не справился с заданием

2-3 балла – ребёнок решил задачу за время от 2,5-3 минут

4-5 баллов – ребёнок решил задачу за 2,0-2,5 минуты

6-7 баллов – ребёнок справился с задачей за время от 1,5-2,0 минут

8-9 баллов – ребёнок правильно решил задачу за время от 1-1,5 минут

10 баллов – ребёнок решил задачу за время, меньше чем 1 минута, назвал лишние предметы на всех картинках и правильно объяснил, почему они являются лишними.

Уровни логического мышления:

  • высокий – 9-10 баллов;

  • средний – 5- 8 балла;

  • низкий – 0-4 балла.

    Методика 4. «Времена года»

Цель – определение уровня сформированности такой операции логического мышления как синтеза.

Проведение методики: ребенку показывают картинку, предлагают определить какое время года изображено на каждой части. Он должен назвать соответствующее время года, объяснить почему он так думает, назвать признаки, по которым ребенок определил время года. Затем ребенку предлагается рассмотреть еще картинки и положить их к тому времени года, к которому эта картинка подходит. На выполнение задания ребенку отводится 2 минуты.

Анализ результатов:

10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года(всего не менее8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, ноуказалтолько3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Уровни логического мышления:

  • высокий – 8-10 баллов;

  • средний – 5-7 баллов;

  • низкий – 0-4 балла.

Методика 5. «Раздели на группы»

Цель – определение уровня сформированности такой операции логического мышления как классификации.

Проведение методики: ребенку показываются геометрические фигуры и предлагают выполнить задание: раздели геометрические фигуры на группы. В каждую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови фигуры, которые входят в каждую группу и признак, по которому ты их объединил. На выполнение задания ребенку отводится 3 минуты.

Группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, желтые фигуры, большие фигуры, малые фигуры. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

Анализ результатов:

10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за меньше чем 2 минуты;

8-9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за 2-2,5 минуты;

6-7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за 2,5-3 минуты;

4-5 баллов – за 3 минуты ребенок назвал только 5-7 групп фигур;

2-3 балла – за 3 минуты ребенок назвал только 2-3 группы фигур;

0-1 балл – за 3 минуты ребенок назвал не более 1 группы фигур.

Уровни логического мышления:

— высокий – 8-10 баллов;

— средний – 7-4 балла;

— низкий – 0-3 балла.

Уровни сформированности умений последовательно выстраивать связи, делать логические умозаключения строить суждения и умозаключения определяются количеством набранных баллов. Каждому уровню соответствуют качественные характеристики, которыми обладает ребенок.

8-10 баллов – высокий уровень. Ребенок заинтересован в результате своей деятельности. Выполняет все задания самостоятельно. Находит за отведенное время все отличия, замечает нелепицы и объясняет, как должно быть. Правильно называет лишние предметы и объясняет почему они являются лишними. Находит последовательность событий и составляет логический рассказ. Выполняет задание менее чем за 2 минуты. Выделяет все группы предметов.

7-4 балла – средний уровень. Ребенок понимает условия всех заданий, стремится к их выполнению, но во многих случаях, он не может выполнить задание самостоятельно и обращается за помощью к взрослому. После помощи педагога может самостоятельно справиться с заданием. Допускает незначительные ошибки в названии лишних предметов. Может найти последовательность событий, но не может составить рассказ самостоятельно, или может, но с помощью наводящих вопросов. Выполняет задания за 1,5-2 минуты. Замечает все нелепицы, но не может некоторые объяснить. Выделяет 6-8 групп фигур за 2,5-3 минуты.

0-3 балла – низкий уровень. Ребенок не понимает цель задания и не стремиться его выполнить. Не может найти последовательность событий и составить рассказ. Находит мало нелепиц, но не может объяснить, не находит последовательность событий. На выполнение задания тратит больше времени, чем отведено для задания. Правильно определят времена года меньше чем на 3-х картинках, и не назвал ни одного признака, или называет после наводящих вопросов, но не может сказать, почему.

После выполнения ребенком каждой методики была проведена обработка результатов и выявлен уровень сформированности соответствующего компонента системного мышления. На основании обработки данных по всем методикам получили интегральную оценку уровня сформированности системного мышления ребенка.

Результаты заносятся в таблицу

Фамилия, имя

ребенка

Баллы за задания

Итого

Уровень

1

(сравнение)

2

(анализ)

3

(обобщение)

4

(синтез)

5

(классификация)

        
        

Для 2 группы (6-7 лет)

Методика 1. «Самое непохожее»

Автор Л.А. Венгер

Цель – выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализ, синтез и обобщение признаков.

Материал: 8 геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой – большой; один квадрат маленький, другой большой). Остальные фигуры другого цвета.

Содержание: Взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигуры: они все разные, нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные, большие и маленькие, круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит, здесь есть фигуры квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из признаков (например, большой и маленький синие квадраты), спросить: «Чем эти фигуры отличаются друг от друга?» Также можно помочь выделить и другие признаки – цвет и форму.

Затем одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку. Взрослый просит: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируется. Каждый ребенок выполняет задание с двумя, тремя фигурками.

Уровни выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые назвал.

Высокий уровень – преобладание выбора по 3 признакам и называние одного – двух.

Средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Низкий уровень – преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

Методика 2. На умение конкретизировать понятия

Автор: У.В. Ульянкова

Цель – выявление степени сформированности у дошкольников конкретизации понятий.

Методика проведения: Предложите детям назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают:

1) игрушки,

2) обувь,

3) одежда,

4) цветы,

5) деревья,

6) птицы,

7) рыбы,

8) животные.

Оценка: проанализировать ответы обследуемых детей, выделить уровни сформированности мыслительной деятельности.

Высокий уровень – дети внимательно слушают задание, работают сосредоточенно, отвечают уверенно и правильно. При конкретизации большинства понятий используют прием классификации (птицы бывают зимующие и перелетные; обувь – зимняя, летняя, весенняя; игрушки – заводные и не заводные, деревянные, железные и т.п.) Внутри каждого выделенного класса называется 5-10 объектов.

Средний уровень – мыслительная деятельность детей продолжает быть не самостоятельной в плане самоорганизации. Называют 5-7 объектов, не делая попытки их классифицировать.

Низкий уровень – детям не интересна и трудна предложенная деятельность, решают более простые задачи (от 1 до 3). Представления об объектах природы бедны. Вопрос: какие бывают? вызывает импульсивное поведение, ответ не по существу задачи. Например, на вопрос «Какие бывают деревья?» ребенок отвечает: «Серые». Они часто конкретизируют понятие через понятие, не относящееся к данному роду (например, «Какие бывают рыбы?» следует ответ: «Они в лесу растут».

Низший уровень – дети отказываются от выполнения задания.

Методика 3. Сформированность у дошкольников операции

классификации

Автор: У.В. Ульянкова

Цель – исследовать сформированность операции мышления классификации.

Материал – 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (4 карточки в каждой группе).

Методика проведения: взрослый дает инструкцию ребенку:

«Посмотри хорошенько на эти картинки и разложи их на 4 кучки. В каждой картинки должны подходить друг к другу, подходить так, чтобы в каждой кучке картинки также подходили друг к другу, были бы чем-то похожи, чтобы их можно было назвать одним словом».

Низший уровень – дети раскладывают карточки в случайном порядке, мотивируя свои действия тем, что «Потому что надо разложить», «Потому что надо разложить аккуратно».

Низкий уровень – дети выделяют 1-2 группы (группу птиц и группу рыб), остальные карточки тоже группируют, но руководствуются при этом случайными связями и отношениями. Первый принцип классификации относительно доступен, второй – нет.

Средний уровень – первый принцип классификации устанавливается самостоятельно, второй – с помощью взрослого. В качестве основания классификации рассматривается ситуативный признак: «Мебель похожа на посуду, тарелки бьются, и с текло у мебели бьется. У птиц есть хвостик, и у рыб есть хвостик».

Высокий уровень – дети легко справляются с раскладыванием картинок на 4 группы, правильно интерпретируют свои действия, употребляя при этом нужные родовые понятия. Они успешно классифицируют картинки и по второму признаку – «живые и неживые».

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса:

Организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Цветная логика» осуществляется очно. Возможно дистанционное обучение.

Методы обучения:

На занятиях используются следующие методы реализации программы:

— словесные;

— наглядные;

— практические;

— беседа, как путь накопления теоретических знаний;

— игровые упражнения.

Формы организации образовательного процесса: могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).

Формы организации учебного занятия:

Возможные формы проведения занятий: акция, беседа, викторина, выставка, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, КВН, конкурс, консультация, круглый стол, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, размышление, сказка, соревнования, творческая мастерская, квест-игра.

Педагогические технологии

Педагогические технологии, используемые по программе «Цветная логика»:

Игровые  технологии – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки).

Технология дифференцируемого обучения способствует созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

Технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед учащимися задачу, которую они выполняют, используя имеющиеся у них знания и умения.

Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся.

Информационные технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-видео-средства обучения.

Использование перечисленных технологий характеризует целостный образовательный процесс по развитию логического мышления у дошкольников.

Алгоритм учебных занятий:

Основные структурные элементы:

Занятия имеют определённую структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют 3 основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приёмы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечёткого объяснения педагога. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребёнку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог даёт возможность каждому учащемуся подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребёнка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Дидактические материалы: дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала

можно использовать: наглядные пособия (фото-видеоматериал), картотеки интеллектуальных игр, задач, ребусов, головоломок и т. д.

В качестве форм подведения итогов допускается участие в проектных конкурсах и конференциях для обучающихся, олимпиадах по социально-гуманитарному направлению.

Рабочая программа воспитания и календарный план

воспитательной работы для кружка «Цветная логика»

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для детей от 5 до 7 лет, обучающихся в кружке «Цветная логика», с целью организации воспитательной работы с учащимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Данная воспитательная программа представляет собой базисный минимум воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися кружка, на всех уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.

Характеристика кружка «Цветная логика»:

Деятельность объединения:

— профиль: математика;

— имеет социально-гуманитарную направленность;

— количество обучающихся составляет:

— 1 группа – 17 человек, 2 группа – 16 человек;

— обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 7 лет;

— формы работы – индивидуальные и групповые.

Нормативная база:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р);

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

6. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 2О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Цель и задачи воспитания, предполагаемый результат

Цель воспитания создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи воспитания:

способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

— развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

— способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

— формировать интерес заниматься здоровым образом жизни.

Предполагаемый результат воспитания:

  • У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;

  • Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды», такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;

  • Организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в кружках.

  • Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.

Виды, формы и содержание деятельности

Виды:

1. Работа с коллективом учащихся:

— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

— содействие формированию активной гражданской позиции;

— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.

2. Работа с родителями:

— Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации).

— Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года).

— Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

3. Индивидуальная работа:

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с членами объединения и пр.), когда каждая проблема трансформируется руководителем кружка в задачу для учащегося, которую они совместно стараются решить.

индивидуальная работа с учащимися, направленная на учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (участие в конкурсах и пр.) в ходе индивидуальных неформальных бесед с руководителем кружка в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

— коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися объединения.

Формы (варианты организации воспитательного процесса):

— мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

— дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.

— игры – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.

Календарный план воспитательной работы кружка «Цветная логика»

на 2022-2023 учебный год

1 группа (5-6 лет)

п/п

Мероприятие

Задачи

Сроки проведения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

СЕНТЯБРЬ

1

Родительское собрание:

Место дополнительного образования в современном мире. Нет коррупции

Знакомство с родителями, ознакомление родителей с целями и задачами кружка «Цветная логика», участие в решении вопросов воспитания и социализации детей. Антикоррупционная грамотность.

   

2

Заповедник «Бастак»: «Где живет амурский тигр?».

В рамках эколого-просветительской акции «День тигра – 2022»

Пополнение знаний ребят об Амурском тигре, выставка рисунков.

   

3

Изготовление поздравительной открытки ко дню воспитателя

Обобщить знания детей о празднике День дошкольного работника.
Уточнить представления детей о многообразии профессий в ДОУ.
Показать значение труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

   

ОКТЯБРЬ

4

Портрет учителя

Воспитание любви к знаниям, к образованию, труду в жизни.

   

5

Игровая программа «Делай как я, делай лучше меня»

Сплочение детского коллектива.

Инструктаж «Осторожно, лёд!»

   

6

Индивидуальные консультации для родителей родителями

Учет индивидуальных способностей каждого ребенка в познавательной деятельности.

   

НОЯБРЬ

7

Беседа о Минине и Пожарском. Символы государства: герб, гимн, флаг

Способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре.

   

8

Оформление поздравительной открытки ко Дню Матери

Формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному человеку. Развитие и творческого воображения.

   

ДЕКАБРЬ

9

 «Учимся толерантности»

Информирование детей о проблемах и правах инвалидов.

   

10

Единый урок «Главный закон страны!», посвященный Дню Конституции РФ.

беседа

Формирование представления о важности соблюдения законов государства; активной гражданской позиции и правового сознания.

   

11

Родительское собрание:  «Социальные сети: вред или польза?» Диспут.Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения. Инструктаж перед выходными на темы: «БДД в зимний период», «Осторожно, гололед!», «Светоотражающие элементы и удерживающие устройства».   

12

Профилактическая беседа с детьми о ТБ при использовании пиротехники.Воспитывать осторожность, внимание, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.   

ЯНВАРЬ

13

Новогодняя

Квест-игра

Способствовать сплочению коллектива, умению действовать сообща.

   

14

Открытое занятие для родителей

Показать родителям, каких результатов в освоении программы «Цветная логика» достигли их дети в первом полугодии,

   

15

Консультация для родителей «Первый учитель – родитель!»

Выстраивание взаимодействия с семьями по укреплению здоровья детей.

   

ФЕВРАЛЬ

16

Квест-игра «Кому нужны мои знания».

День российской науки

Развитие познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

   

17

Изготовление валентинок.

День Святого Валентина

Развитие творческого потенциала, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

   

18

«Богатырские потешки»

к Дню Защитника Отечества

Способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма.

   

МАРТ

19

Квест-игра «Моя мама всех милей

Способствовать сплочению детско-родительских отношений.

   

20

Познавательное мероприятие «Безопасные сайты для детей в сети Интернет»

Формировать у родителей ответственное отношение к детским увлечениям в Интернете.

   

АПРЕЛЬ

21

«Поехали!» Презентация о первом человеке в космосе.

День космонавтики

Повышение интереса учащихся к истории, новейших технологических изобретениях.

   

22

Просмотр презентации по охране труда «Век живи, век учись!». Месячник по охране труда

Развитие у детей основных знаний, представлений, по основам безопасности жизнедеятельности.

   

МАЙ

23

Игра «Вперед, к Победе!».

День Победы

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

   

24

Открытое занятие для родителей

Показать родителям, каких результатов в освоении программы «Цветная логика» достигли их дети в первый год обучения.

   

25

Родительское собрание «Подведение итогов. Анкетирование родителей»

Подведение итогов учебного года.

   

26

Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах.

Проявлять интерес к конкурсам, стремиться к улучшению своей творческой деятельности.

В течение всего учебного года

  

Календарный план воспитательной работы

кружка «Цветная логика» на 2022-2023 учебный год

2 группа (6-7 лет)

п/п

Мероприятие

Задачи

Сроки проведения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

СЕНТЯБРЬ

1

Родительское собрание: «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях — кружках»

Ознакомление родителей с методиками проведения занятия, установление доверительных отношений между родителями педагогом, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

   

2

Настольные игры «По следам Амурского тигра».

В рамках эколого-просветительской акции «День тигра – 2022»

Пополнение знаний ребят об Амурском тигре, роли человека в сохранении животных и необходимости бережного отношения к природе.

   

3

Изготовление поздравительной открытки ко дню работника дошкольного образования

Обобщить знания детей о празднике День дошкольного работника. Уточнить представления детей о многообразии профессий в ДОУ. Показать значение труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

   

ОКТЯБРЬ

4

Беседа о школе «Знакомство с профессией – Учитель»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

   

5

Индивидуальные беседы с родителями

Разъяснения конкретных мер помощи ребёнку в обучении с учётом его индивидуальных возможностей, а также с целью обсуждения

результатов продвижения ребёнка в условиях кружковой работы.

   

6

Игровая программа «В дружбе – наша сила!»

Сплочение детского коллектива.

   

НОЯБРЬ

7

Игра «Единство в нас!» ко Дню народного единства

Способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре, традициям, а также развитию навыков и умений работы в команде.

   

8

Оформление стенгазеты ко Дню матери

Формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.

   

ДЕКАБРЬ

9

Акция «Дари добро!» ко Дню инвалида

Информирование детей о проблемах и правах инвалидов.

   

10

Единый урок «Мы – Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ.

Игровая программа

Формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания.

   

11

Родительское собрание: «Современная семья: возможности и проблемы ее уклада».

Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

Инструктаж перед выходными на темы: «БДД в зимний период», «Осторожно, гололед!», «Светоотражающие элементы и удерживающие устройства»

Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения.

Закрепление ОБЖ в семье.

   

12

Профилактическая беседа с детьми «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой»

Воспитывать осторожность, внимание, бережное отношение
к своему здоровью и здоровью окружающих.

   

ЯНВАРЬ

13

Новогодний флешмоб

Способствовать сплочению коллектива, умению действовать сообща.   

14

Открытое занятие для родителей

Показать родителям, каких результатов в освоении дополнительной программы достигли их дети в первом полугодии, насколько выбранные методики и совместные усилия педагога и родителей помогли детям овладеть знаниями, умениями и навыками.   

15

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье»

Выстраивание взаимодействия с семьями по укреплению здоровья детей.

   

ФЕВРАЛЬ

16

Викторина «Путешествие в страну Науки»

День российской науки

Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

   

17

Изготовление поздравительной открытки для папы

День защитника Отечества

Заложить основы гражданско -патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

   

МАРТ

18

Мастер-касс для мамы «Будет вкусно!»

Способствовать сплочению детско — родительских отношений.

06.03.23 г.

  

19

Досуг-развлечение «Мы за чаем не скучаем»Пропагандировать трезвый образ жизни, формировать традиции проведения досуга в семейном кругу, воспитывать детей в русских традициях.

23.03.23 г.

  

АПРЕЛЬ

20

Онлайн экскурсия на место приземления Ю. Гагарина. День космонавтики

Повышение интереса учащихся к истории и современности, культуре своей родины.   

21

Просмотр мультфильмов по охране труда «Скажи «Да» охране труда»

Месячник по охране труда

Развитие у детей основных знаний, представлений, по основам безопасности жизнедеятельности.   

МАЙ

22

Игра — путешествие «Нас ждёт Победа!».

День победы

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

   

23

Интеллектуальная игры «Где логика?» (Совместное мероприятие с родителями)

Международный день семьи

Способствовать сплочению детско-родительского коллектива.

   

24

Родительское собрание «Подведение итогов. Плюсы и минусы полученного образования. Анкетирование родителей»

Подведение итогов учебного года.

   

25

Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах

Проявлять интерес к конкурсам, стремиться к улучшению своей творческой деятельности.

В течение всего учебного года

  

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ»

Составители: Соколова Татьяна Владимировна, Гаевая Ирина Владимировна, педагоги дополнительного образования МАУ ДО «ЦДТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 2 года

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются: недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения (ПДД) или несоблюдение их. В связи с этим большое значение приобретает изучение элементарной дорожной грамоты.

Программа «Юный инспектор движения» направлена на изучение учащимися ПДД и усвоение навыков безопасного поведения на дорогах, правильному поведению при ДТП. Программа способствует приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуациях, развитию познавательной активности, памяти, внимания.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный инспектор движения» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

— Федерального закона от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022 г. № 678-р;

— Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

— Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652 н);

— Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);

— Приказа Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

— Постановления главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП2.4.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Программа рассчитана на два года обучения. Учебные часы программы распределяются равномерно в течение года: 1 раз в 2 недели по 2 часа. Занятия о поведении детей на дорогах в период каникул необходимо проводить в конце четверти в виде урока-инструктажа.

Учебные группы комплектуются из учащихся 2-4 классов школ города, количество учащихся в группе 10-15 человек.

Цели программы:

  • Привлечение школьников к изучению Правил дорожного движения, пропаганде безопасного поведения на дорогах;
  • Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах города;
  • Освоение детьми Правил безопасного поведения в дорожной среде и овладение техникой езды на велосипеде.
  • Воспитание дисциплинированности и ответственности.

Задачи программы:

  • Формировать у обучающихся потребность в изучении Правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  • Формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;
  • Формировать у обучающихся навыки езды на велосипеде в соответствии с ПДД;
  • Формировать у обучающихся навыки проведения работы по пропаганде культурного и безопасного поведения на дорогах;
  • Воспитывать чувство ответственности.

Содержание программы

Программа «Юный инспектор дорожного движения» включает в себя изучение нескольких разделов: «Дорога. Элементы дороги», «Я – пешеход», «Я – пассажир», «Транспортные средства», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», «Дорожные знаки», «Основы медицинских знаний» .

Раздел «Дорога. Элементы дороги» включает в себя изучение элементов дороги, определение безопасных участков дороги, правил безопасного перехода через проезжую часть.

Изучая раздел «Я – пешеход» обучающиеся усвоят обязанности пешеходов, правила безопасного поведения на каждом элементе дороги.

Раздел «Я – пассажир» включает в себя изучение правил поведения в пассажирском транспорте.

Четвертый раздел программы «Транспортные средства» познакомит обучающихся с историей создания автомобиля, велосипеда, с правилами безопасного вождения велосипеда.

Изучая раздел «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» обучающиеся познакомятся с причинами ДТП, научатся правильно и безопасно вести себя на дороге.

В разделе «Дорожные знаки» обучающиеся познакомятся с историей появления дорожных знаков, с назначением дорожных знаков, с расположением дорожных знаков на проезжей части.

Раздел «Основы медицинских знаний» включает в себя изучение основ анатомии и физиологии человека, способов транспортировки, пострадавших в ДТП, знакомство с видами повязок.

Некоторые ребята легкомысленно полагают, что, не изучив устройство велосипеда, Правила дорожного движения, не овладев приемами управления велосипедом, можно управлять им. Они торопятся выезжать на дороги, попадают в сложную обстановку уличного движения, часто испытывают чувство растерянности и могут попасть в беду. В связи с этим большое значение приобретает изучение правил дорожного движения, ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми к ним как к велосипедистам.

Поэтому в программу включен раздел «Юный велосипедист», при изучении которого обучающиеся знакомятся с устройством велосипеда, его техническим обслуживанием, а также обучаются фигурному вождению велосипеда.

Теоретические занятия проводятся в специально оборудованном классе, в котором имеются наглядные пособия по ПДД: плакаты, схемы перекрестков, видеофильмы по безопасности дорожного движения.

Практические занятия проводятся в форме экскурсий, викторин, конкурсов, практических занятий на специальной площадке (автодроме), проведения соревнований юных велосипедистов «Безопасное колесо», патрулирования (под руководством работников ГИБДД) с целью предупреждения и выявления нарушений ПДД детьми и подростками.

Основные формы работы – это беседы, экскурсии, практикумы, патрулирование.

На занятиях используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Отслеживание результатов обучения проводятся в виде текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится после изучения каждой темы с целью систематической оценки уровня освоения дополнительной программы. В конце каждого учебного года с целью определения качества обученности обучающихся проводится промежуточная аттестация обучающихся. Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются следующие формы: устный и письменный опрос, тестирование, викторина.

Итогом первого года обучения является участие обучающихся в городском конкурсе юных инспекторов движения «В лучах светофора». Участие в городском и областном конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо» является итогом работы Школы ЮИД.

 

Обучающиеся 1 года обучения должны знать:

— историю создания движения ЮИД России;

— элементы дороги и ее составные части;

— Правила дорожного движения всех участников дорожного движения;

— виды перекрестков;

— способы регулирования движения;

— правила езды на велосипеде;

— сигналы велосипедиста;

— экипировку велосипедиста.

Должны уметь:

— наблюдать и анализировать дорожную обстановку, прогнозировать дорожную ситуацию;

— рисовать по памяти дорогу и ее элементы;

— применять сигналы регулирования дорожного движения;

— применять на практике приемы безопасного движения, как пешеход, так и водитель транспортного средства – велосипеда;

— определять места, специально предназначенные для движения пешеходов и отведенные для езды на велосипеде;

— правильно подавать сигналы при езде на велосипеде;

— проводить агитационно-массовую работу по пропаганде БДД.

Обучающиеся 2 года обучения должны знать:

— историю создания движения ЮИД России;

— элементы дороги и ее составные части;

— правила дорожного движения всех участников дорожного движения;

— виды перекрестков;

— способы регулирования движения;

— группы и значения дорожных знаков;

— знаки, регламентирующие движение велосипедиста и обозначающие специальные места для катания на велосипеде;

— устройство и снаряжение велосипеда;

— правила перевозки людей и грузов на велосипеде;

— основы анатомии человека;

— виды повязок и приемы их наложения.

Должны уметь:

— наблюдать и анализировать дорожную обстановку, прогнозировать дорожную ситуацию;

— применять знания Правил дорожного движения на практике в различных дорожных ситуациях;

— рисовать по памяти дорогу и ее элементы;

— применять сигналы регулирования дорожного движения;

— применять на практике приемы безопасного движения, как пешеход, так и водитель транспортного средства – велосипеда;

— выполнять правила езды на велосипеде и перевозки людей и грузов,

— охарактеризовать знаки, регламентирующие движение велосипедиста и обозначающие места для катания на велосипеде;

— сделать мелкий ремонт велосипеда;

— взаимодействовать с другими участниками дорожного движения;

— осуществлять транспортировку пострадавшего;

— применять на практике приемы наложения повязок;

— проводить агитационно-массовую работу по пропаганде БДД.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Название темы

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1

Инструктаж: техника безопасности, правила поведения.

Деятельность отрядов ЮИД.

1

1

 

1

1

 

2

Почему дети попадают в дорожные аварии. История Правил дорожного движения.

1

1

 

1

1

 

3

Дорога в школу и домой. Участники дорожного движения. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.

1

0,5

0,5

1

1

 

4

Экскурсия «Я пешеход». Опасные «Бытовые привычки». Дорожные «ловушки».

1

 

1

1

0,5

0,5

5

Элементы дороги. Что такое проезжая и пешеходная часть дороги. Пешеходный переход.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Правила безопасного перехода проезжей части дороги.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

7

Викторина «Азбука безопасности».

2

 

2

8

Экскурсия «Зимняя дорога». Чем опасна зимняя дорога. Правила поведения на дороге зимой.

1

 

1

1

1

 

9

Перекресток. Виды. Правила перехода перекрестка.

1

1

 

1

0,5

0,5

10

Мы – пассажиры. Правила поведения в транспорте

1

1

 

1

0,5

0,5

11

Способы регулирования движения. Сигналы светофора.

1

1

 

1

0,5

0,5

12

Способы регулирования движения. Сигналы регулировщика.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

13

Что такое транспорт. История появления автомобиля. Виды транспорта. Практическое занятие «Мой любимый вид транспорта».

1

1

 

1

 

1

14

Что надо знать об опасных поворотах транспорта. Экскурсия «транспорт на дороге»

1

1

 

1

 

1

15

Велосипед. История создания велосипеда. Защитная одежда велосипедиста. Езда на велосипеде. Сигналы велосипедиста.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

16

Движение на велосипедах в различных дорожных условиях.

Движение на велосипедах группами.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

17

Велоэстафета (практическое вождение велосипеда).

2

 

2

18

Итоговый конкурс знатоков ПДД.

2

 

2

19

.Причины несчастных случаев на улицах и дорогах

Викторина «У Правил дорожных каникул нет!»

1

1

 

1

 

1

Итого 38

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название темы

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1

Инструктаж: техника безопасности, правила поведения.

Причины несчастных случаев на дорогах.

Законодательная база в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

1

1

 

2

История дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Их значение. Общие обязанности велосипедиста

2

2

 

3

Группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, знаки приоритета. Защитная одежда велосипедиста

2

2

 

4

Группы дорожных знаков: предписывающие, знаки особых предписаний, информационные. Сигналы велосипедиста.

2

2

 

5

Группы дорожных знаков: знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Устройство велосипеда

2

2

 

6

Движение в «Жилой зоне». Безопасная эксплуатация велосипеда

2

2

 

7

Развод транспорта на регулируемом перекрестке.

Правила движения на велосипеде детей разного возраста: от 0 до 7лет, от 7 до 14 лет

2

1

1

8

Развод транспорта на нерегулируемом перекрестке.

Теоретические основы фигурного вождения велосипеда.

2

1

1

9

Решение задач по определению очередности проезда перекрестка. Теоретические основы фигурного вождения велосипеда

2

 

2

10

Первая медицинская помощь при ДТП.

Транспортировка пострадавшего в ДТП.

Элементы фигурного вождения велосипеда. Особенности отдельных элементов ФВВ

1

1

 

1

0,5

0,5

11

Кровотечение и методы его остановки.

Выполнение элементов фигурного вождения велосипеда

2

1

1

12

Правила бинтования. Виды повязок. Выполнение элементов фигурного вождения велосипеда

2

1

1

13

Способы наложения мягких бинтовых повязок на различные части тела. Выполнение элементов фигурного вождения велосипеда

4

1

3

14

Типичные травмы головы при ДТП. Мягкая бинтовая повязка «чепец». Выполнение элементов фигурного вождения велосипеда

1

1

 

1

 

1

15

Подготовка к городскому смотру-конкурсу юных инспекторов движения «Безопасное колесо». Прохождение всех этапов фигурного вождения велосипеда

2

1

1

16

Подготовка к городскому смотру-конкурсу юных инспекторов движения «Безопасное колесо». Прохождение всех этапов фигурного вождения велосипеда

2

 

2

17

Городской смотр-конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо».

2

 

2

18

Викторина «У правил дорожных каникул нет!»

2

 

2

19

Юный велосипедист

4

1,5

2,5

Итого

42

22

20

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − четыре =