Противоречие двух миров в произведении А.С. Пушкина «Цыганы»




Автор: Петелина Оксана Валерьевна, учитель МБОУ ООШ № 9

Тема: Противоречие двух миров в произведении А.С. Пушкина «Цыганы».

Цели и задачи:

  • Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).

  • Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.

  • Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.

  • Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

  • Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.

Оборудование:

  • Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)

  • Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)

  • Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”

Методы и приемы: беседа, словесное рисование, комментированное чтение, работа в группах.

Ход урока:

I. Приветствие, орг.момент.

II. Учитель: — Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е. Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” — “Дорога”.)

— Какие картины возникли в вашем воображении?

Как связана эта музыка с нашим уроком литературы?

— Что знаете о цыганах?

Работа с толковым словарем: значение слова «цыгане».

— Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы? Чтение первых строк поэмы.

Каков мир цыган в строках Пушкина?

— Как автору удалось создать такой образ (средства выразительности)? Работа с текстом.

— Рассказ учителя: Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? Она для него была “необыкновенной”. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка эта убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

— Расскажите о главных героях-цыганах. Примеры из текста.

III. – События поэмы происходят в цыганском таборе.

— Как появляется в таборе Алеко? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. Чтение эпизода “Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.

— Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору?

— Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте. (Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).

— Какое средство выразительности лежит в основе двух образов поэмы – цыган и Алеко? Контраст, антитеза.

— В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)

— Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован.

— Какие еще черты характера присущи Алеко? Эгоизм, бессердечие. Приведите примеры из текста.

— Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?

IV. — Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом. Работа в группах. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.

— Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.

— Литературный термин, характеризующий Алеко, вы вспомнили? Романтизм.

— Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?

— Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.

— Как проявляется авторская позиция в поэме?

V. Вывод.

— Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования в произведении, изображая два противоположных мира. Каковы ваши мысли о свободе человека после прочтения поэмы?

— Прослушайте арию Алеко из оперы Сергея Васильевича Рахманинова “Алеко”. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением. Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.

— Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.

Д/з: произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (информация учащихся).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 × 4 =